Когда исчез забор?

Попало в руки это фото. 1-е сентября 1966 г. Двор школ №№ 75 и 20. Хорошо виден забор с кирпичными столбами огораживающий школьный двор. Хорошо помню, что в 1968 г этого забора уже не было и мы бегали по бетонному основанию этого забора. Но на фото 66-го забор выглядит вполне прилично. Что случилось за два года?
 


 

Любовь (04.12.19 21:41)

Это мой 1 В, и я рядом с учителем.

Stanichnik (04.12.19 21:49)

Здравствуйте Люба! А что с забором случилось, не помните?

Любовь (04.12.19 22:35)

Это выпускной фото, мы перешли во 2 класс. Про забор не помню... Был и нету...

Heach (05.12.19 13:33)

Любовь, а как учителя зовут?

Роман S. (04.12.19 23:19)

Куда исчез забор,

Он был ещё вчера... :-)

Предположу, что демонтаж (исчезновение) забора был осуществлён в период отсутствия детей в школе, то есть, в дни школьных каникул. Думаю, три месяца - достаточный срок для такого объёма работ. Поэтому, когда ученики уходили на каникулы, забор был, а когда вернулись - уже отсутствовал. Увидели сей факт и далее он вытеснился из памяти другими впечатлениями. Именно потому, что процесс его демонтажа не был наблюдаем ежедневно...

Stanichnik (05.12.19 05:20)

Логично)))

Heach (07.04.20 19:43)

У нас есть фото выпуска 1969 года школы №20 с изображением школы и забора. Вероятность того, что фото было сделано в год выпуска, я думаю, большая. Забор чахленький, но стоит. Получается, что пробежки по бетонному основанию не в 68-м начались ;)

Роман S. (07.04.20 21:16)

Юра, основание забора на данном фото и тот бетонный «супербордюр», по которому нам довелось побегать в школьные годы, на мой взгляд, не идентичны. Предполагаю, что остатки снесённого забора проще было закатать-окультурить в бетонное оформление, нежели выкорчёвывать их до основания. Поэтому то, чему мы были современниками (и что до сих пор можно видеть у опустевшей школы), это своего рода «саркофаг» для остатков старого забора...

Heach (07.04.20 21:40)

Соглашусь, ибо основание, конечно, скорее всего не то. Но ведь 69-й, а забор стоит! Что с воспоминанием 68-го, Андрей? 

Heach (08.04.20 22:54)

У меня ещё фото с забором есть. Здесь период 59-61 годы. А ещё много забора у Романа здесь.

Роман S. (08.04.20 23:25)

Юр, сориентируй: народ движется по улице Образцовой, верно? На Металлургической такого выраженного наклона улицы нету ведь...

Heach (09.04.20 08:20)

Конечно, сомнений нет.

Михаил Попов (08.04.20 00:04)

Забор ликвидировали точно до 1969 года. Ранее мы сокращали путь к входу в школу следуя по Образцовой на подъем через вечную дырку в заборе. Она была на том уровне, где к старому зданию примкнула первая пристройка. А с осени 1968 года мы просто прыгали на оставшийся от забора бордюр. Бордюр - это облагороженные остатки бывшей нижней части забора. Завтра год ликвидации забора уточню у своих одноклассников

Роман S. (01.02.21 17:51)

Мы (те, кто шли в школу и из школы с 1-го Орджоникидзе, из девятиэтажки на Матросской, с Клубной, Студенческой и частных домов с улиц, находящихся за Студенческой) спустя полтора десятка лет сокращали путь таким же образом (народная тропа не зарастала). А от старого забора на тот момент оставался фрагмент из нескольких секций (причём с разрушенным основанием, то есть металлические прутья не доходили до поверхности грунта), тянувшийся параллельно первой (тогда единственной) пристройке к школе.

Heach (08.04.20 09:39)

Тогда получается, что Андрей прав, а у вас в альбоме устаревшее фото на тот момент - как минимум годовалой давности.

Геннадий (30.01.21 15:40)

Однозначно - забор исчез через пару лет после того, как мы закончили школу - то есть, скорее всего, в 1968 году. А дырку в заборе этом я помню, хотя сам шел в школу с другой стороны - по Металлургической, со стороны Сержантова (тогда Конвейерной), и вполне удовлетворялся официальным проходом.

Stanichnik (08.04.20 09:58)

По поводу судьбы забора соглашусь. Из общего фото выпускного класса, вырезал и обработал фото забора, уже выставленное здесь Юрием. То, что мы видим сейчас, это не остатки старого забора, это не рожденый новый супер забор.

Heach (08.04.20 10:07)

Судьба его решилась летом 68-го - мой вывод, именно тогда слепили этот "супербордюр" (как его назвал Роман), по которому можно было бегать. Ну а выпускникам 69-го года вставили фото в альбом возможно то же, что ставили выпускникам предыдущих лет.

Heach (08.04.20 10:11)

И опять удивляет подход фотографа к альбому. Ракурс 75-й школы, а ставят выпускникам 20-й. Вот как всё было запутано. Возможно фотограф не был нашим выпускником, и все эти детали ему неведомы.

Роман S. (08.04.20 10:46)

Вполне возможно, фотограф даже не знал, что в здании были расположены две школы. А заказчикам невдомёк было это ему объяснить - как это нередко бывает: «Раз мне что-то известно, то и все остальные просто не могут этого не знать!..» Отсюда и фотки неподписанные берутся спустя годы и десятилетия, и вот такие вот фотоэскизы...

Михаил Попов (08.04.20 11:10)

Убеждён, что 90% учителей 20-й школы и все ее руководство не зафиксировали в своей памяти другого вида на школу, чем запечатлённый на фото. Они все шли на работу от Техникума минуя НИИТМ. А с других ракурсов фасад здания был закрыт мощными акациями. Так что все было сделано по логике. И базовый признак - колоннада и входы в школы - фотограф запечатлел

Heach (08.04.20 11:34)

Но забора -то уже не было ;))))) Вы же сами пишите. При желании фотограф мог сделать новый вид, уже без забора. А по поводу самого вида, мы уже обсуждали здесь как-то. Мы её называем 20-й, а выпускники соседней школы её называют 75-й.    

Heach (28.01.21 23:54)

Андрей, забор в 1973 -м. Что делать с воспоминаниями? :)

Роман S. (29.01.21 07:43)

Юра, а там, на "Одноклассниках", у этого источника что-нибудь подобное ещё есть? 

Heach (29.01.21 10:27)

Всё что было забрал, выложу. Это, появившийся у нас выпускник 75-й Киселёв.  Минус один только - с альбомного снимка только фрагмент. Надеюсь Олег пойдёт нам навстречу и подгрузит в новом виде или даст на сканирование.

Stanichnik (29.01.21 11:26)

Воспоминаниям - верить! Соцсетям - нет!

Heach (29.01.21 11:41)

Монтаж! Вот негодяи ;))))))))))))))

Попов Михаил (29.01.21 12:49)

Я полагаю, что все-таки это не монтаж. Объективен комментарий Романа от 08.04.2020: в 1968 году снесли не весь забор. Остался участок вдоль новой ( первой) пристройки вниз по Образцовой. И в 1973 году фото вполне могло быть сделано на фоне этого участка забора.

Heach (29.01.21 13:15)

Я шучу, Михаил. Ребят из 75-й тянуть фотографироваться вдоль Образцовой ради того, чтобы на фоне забора сделать кадр. Уж очень как-то нерабочая версия ;) Это всё спонтанно весьма было - вышли, щёлкнулись и всё.  

Роман S. (30.01.21 15:26)

У меня тоже была вначале такая мысль - мол, у недавно сданной пристройки сфотографировались. Но это было бы справедливо для "двадцатников", а тут, как я понял, "семьсятпятники".

Да и потом, если бы важно было сфотографироваться именно возле пристройки, так надо было, чтоб и она в кадр попала - но тогда проще было со стороны двора сфоткаться на её фоне...

На фото есть зацепка - железобетонный столб, имеющий форму сужающегося к вершине шестигранника, но я не могу точно вспомнить: где он стоял. Таких столбов было всего 2 или 3 по передней части периметра школьной территории (Металлургическая - Образцовая).

Но, однако, всё же "семьсятпятники" могли фотографироваться на территории 20-й школы - в случае, если, по мнению фотографа, освещение на данной территории было наиболее оптимальным для съёмки. 3-й класс - это II-я смена; значит, на фото, скорее всего, вторая половина дня. Солнце со стороны Колхозного базара или уже дальше к западу.

Фотографы, помогайте - мог этот класс "спрятаться" от света-в-объектив в это время суток в этом месте? Целесообразно ли это было с точки зрения искусства фотографии?

Heach (29.01.21 15:20)

Не могу от лица фотографов ничего сказать, но вижу простое решение после этой фотографии. Забор не был снесён в 1968 году, а продолжал стоять как минимум до 1973 года. В какой год его снесли мы ещё не выяснили. То, что забор стоял очень долго по Образцовой - это точно, ибо его и я помню, а это период 1978-1988. Доказательств сноса забора по фасадному периметру до 1973 года мы ещё не видели.

Роман S. (29.01.21 15:35)

Да, Юра, вполне логично.

Но вот какое ещё есть соображение: не могла ли вся движуха с демонтажом забора хронологически совпасть с обретением 20-й школой пристройки? То есть, снос забора и вывоз его фрагментов не мог ли быть выполнен параллельно с уборкой территории от строительного мусора после возведения пристройки? А пристройку, по некоторым воспоминаниям, как раз и сдали в 1972-73 годах...

Heach (29.01.21 13:29)

Вот здесь девчонки сидят на достаточно свежезалитом "супербордюре" 1977-1978

Heach (29.01.21 16:01)

Вот этот же класс, может быть годом позже - не знаю, у Олега не указано. По его годам учёбы скорее всего 74-75

Попов Михаил (29.01.21 17:50)

То, что в 1968 году забора не стало от начала первой пристройки и до территории НИИТМа - это 100%. А вот что было между 75-й школой и территорией НИИТМа - не помню. А там, по логике, должен был быть ( хотя бы кусками, не занятыми задними стенками НИИТМовских гаражей и сараев) исходный забор, аналогичный снесённому в 1968 году. А вот солнце после 14 часов в мае ( приём в пионеры тому доказательство) должно уже было светить не от Колхозного базара, а от перекрёстка Сержантова и Металлургической. Поэтому по освещенности участок забора в самом низу Образцовой ( где тенью не мешала первая пристройка) вполне мог подойти.

Heach (29.01.21 18:06)

Может Олег Киселёв нам раскроет эти тайны? Я начал сомневаться в версии сноса забора в 1968, но есть ощущение, что может быть действительно Образцовая, видны рельсы, уклон и домик достаточно близко.

Олег Киселёв (30.01.21 14:20)

Олег Киселёв сегодня планирует после работы съездить к папе на пару партий в шахматы. И если не забудет, то спросит у Анатолия Алексеевича Киселёва насчёт забора. Потому как папа заканчивал нашу 75-ю. Кстати, в первые два папиных класса она была ещё мужской.

Роман S. (30.01.21 15:15)

Уважаемый Олег, нет ли в Ваших с папой Анатолием Алексеевичем семейных архивах фотоснимков, на которых было бы запечатлено (так или иначе) старое здание 1-го роддома? Того самого, что стоял на месте хирургического корпуса Десятой больницы, приведённого на фото?

Интересуюсь на всякий случай: а вдруг найдётся!..

Хирургический корпус Десятой больницы
Олег Киселёв (31.01.21 20:04)

Увы, нет такой фотки.

Heach (30.01.21 15:55)

Олег, ждём школьные фотографии от папы.

Олег Киселёв (31.01.21 20:14)

Про забор. Папа вспоминает, что забор, как на фотке моего 3-го класса - прутья с кольяии между кирпичными столбами - был точно, начиная от стенки с вытрезвителем и опоясывал передний двор до почти Матросской (ныне Веры Пановой). Но вспоминает не сразу. Всё-таки 83 года. Так что точность не 100 процентов. Задний двор до балки был засажен фруктовыми деревьями.
До войны, говорят, школа сверху была похожа на свастику. Папа подтверждает: поговаривали. Восстанавливали уже так, чтоб похода не была. Первые 4 класса, пока школа была разрушена, учились напротив вечерней школы на Металлургической. На первом этаже. В том доме потом и кафетерий был, и обувной, и всякие магазины. В 75-ю перешли уже вычисляй по фоткам. Файлы подписаны: класс и год. На одной фотке конкретно подписано, что школа была мужской. Потом построили двадцатку - женскую. Туда на праздники ходили на вечера и танцы. Непонятно, но на каких-то фотках 1949 года девчонки есть, на каких-то нет. Но папа и там и там. Где девчонеи, там ещё и малые дети. Может быть, это они как бы двором. Или уже после школы. Одна фотка класса подписана "парусиновый". Там они постарше. Подписанного года не было. Парусиновый - пиджак на папе.
Фотки отредактировал как смог. Лежат на Гугл Диске.

Heach (31.01.21 22:52)

Невероятно! Так какой год выпуска у папы? Он закончил семилетку или десять классов?

Роман S. (30.01.21 15:28)

Выше я упоминал шестигранный железобетонный столб, попавший в кадр. Есть подозрение, что этот столб мог иметь отношение к токонесущей сети трамвая 1-го маршрута (на ул.Образцовой такой столб точно был). И наименьшее расстояние между трамвайными путями и школой было именно на ул.Образцовой (между рельсами и пристройкой).

Столб-шестигранник за забором
Heach (30.01.21 16:08)

Очень возможно, ошибался я, когда назвал Михаилу эту версию нерабочей. Был столб на Образцовой.

Heach (30.01.21 17:52)

Олег Киселёв про заборы пишет, мне понравилось

Роман S. (30.01.21 18:20)

Интригующий ресурс - буду изучать! ;-)

Роман S. (30.01.21 19:38)

Дополню наш разговор о школьном заборе двумя скринами, сделанными с оцифрованной кинозаписи, на которой моя соседка, однокашница из параллели на год младше, идёт с мамой на торжественную линейку 1-го сентября 1978 года. Прошу прощения за качество изображений, но, увы, лучшим не располагаю.

На первом скрине (там, где они миновали остановку трамвая №1 "Радищева" и расположенную рядом большую тютину) видно, что забор в проекции школьной пристройки (тогда ещё единственной) имеет сплошную кладку между колоннами. У левого края снимка виден железобетонный столб-шестигранник.

На втором скрине (там, где они приближаются к бывшей "дырке в заборе": подъём на супербордюр - и мы сразу в школьном дворе!) видны прутья между кирпичными колоннами забора.

И я был неправ когда-то, говоря о том, что сохранившийся (после 1968 года) фрагмент забора не имел основания - здесь хорошо видно наличие основания и его сохранность 1-го сентября 1978 года.

Школьный забор - кладка
Школьный забор - прутья
Heach (31.01.21 11:28)

Да уж, верно Образцовая. Ушли в тень двадцатки третьеклашки 75-й, а забор ещё в старом виде. Моё самое 1-е сентября :)

Heach (31.01.21 12:01)

Всё встаёт на места с воспоминаниями, Андрей ;)  

Попов Михаил (31.01.21 22:20)

Первая фотография свидетельствует, что между сплошным забором (у которого на углу сидели бабули-семенщицы) и остатком решетчатого были ворота - смотрите две высокие колонны после сплошного забора. Это я пишу к тому, что все же не увидел в комментариях обоснованного опровержения тому моему воспоминанию, что между садом и футбольным полем, в его конце, были постройки типа хоздвор. А ворота могли быть не только пожарным заездом, но и подъездом к этим постройкам.

Heach (01.02.21 15:31)

Хоздвор и сад были намного раньше. А здесь пристройка первая уже построена и версия Образцовой со старым забором самая подходящая, а к 1978 -му забор уже заложили, чтобы не разваливался.  

Роман S. (01.02.21 18:48)

Михаил, вот некое строение с двускатной крышей на задворках территории "Двадцатки" (находилось на углу улиц Матросской и Образцовой, ориентировано было вдоль Матросской).

Вы называете "хоздвором" его и прилегающий к нему участок территории?

Первый приведённый снимок: конец 1977-го - начало 1978 года (отталкиваюсь от того, что новое здание ДЮСШ-6 было сдано в эксплуатацию в ноябре 1978 года). Получается, что с этой стороны забор просуществовал, как минимум, до сдачи в эксплуатацию здания ДЮСШ-6, ибо потом, в какой-то момент позже, там возник металлический литой фигурный забор (допускаю, но не утверждаю, изготовленный на "Ростсельмаше").

Вот ещё фото, на котором видно, что по состоянию на апрель 1984 года (завершение нами 8-го класса, в разгаре строительство 2-й пристройки) вдоль ул.Матросской (или уже В.Пановой) в её части, прилежащей к ул.Образцовой, не наблюдается вообще никакого забора.

Хоздвор?..
Угол улиц Матросской и Образцовой
Роман S. (01.02.21 18:51)

По рассказу моего однокашника (из параллели на два года старше, 1967 года рождения), это "некое строение" было складским помещением, где, по его смутным воспоминаниям, хранилась старая школьная мебель.

Однажды возле этого сарая его ранец со всем содержимым выстрелом из обреза (или самопала, снаряженного чем-то схожим с дробью) превратили в "решето" какие-то местные (а, может, и залётные) маргиналы, когда он в 1-м классе шёл из школы домой...

Попов Михаил (01.02.21 23:21)

Как мне помнится, это здание с двускатной крышей было не одно. К нему было пристроено что-то напоминавшее гараж. И вот этот комплекс я называл хоздвором. Вид, конечно, непривычный - на снимке с северо-востока, а мы смотрели с юга.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.