«Двадцатка»

            Время неумолимо и со всё возрастающей скоростью бежит вперёд и сейчас удивительно узнавать на старых фотографиях вещи, несколько десятилетий назад бывшие привычным фоном нашей повседневной жизни. Тогда казалось, что «так будет всегда». Но нет – всё течёт, всё меняется…

            Предлагаю вспомнить одно из ярких и значимых для многих жителей посёлков Сельмаш и 1-го Орджоникидзе мест, а именно – 20-ю среднюю школу (называемую сейчас Лицеем №20), в ближайшее время готовую перестать существовать в знакомом нам виде в связи с её предстоящей реконструкцией.

            Я не буду углубляться в исторические детали становления школьного здания (пространство которого с определённого времени делили две школы – 20-я и 75-я), это было превосходно сделано Андреем Станичником в его очерке «Семспятка» (http://meotyda.ru/node/1401). Я лишь предлагаю к рассмотрению несколько очень старых фотоснимков, которые мне удалось обнаружить в ходе моей второй «экспедиции» в школьные недра обеих школ, уже объединённых в единый лицей. Было это в мае 2018 года, вскоре после принятия Администрацией Ростовской области решения о реконструкции школьного здания. К сожалению, только один из найденных мной снимков был подписан, и то, подписан без учёта обстоятельства, что спустя годы (тем более, десятилетия спустя!) событие на фотографии для большинства потомков отнюдь не будет очевидным. Но уж что есть, то есть…

            Будет замечательно, если читатели смогут дополнительно узнать кого-то из своих родственников и/или знакомых на этих фотографиях; в этом случае я очень рассчитываю на информационную помощь в плане уточнения времени события (и, быть может, каких-то других подробностей).

            Итак, первым снимком в нашей подборке стоит самый, пожалуй, ранний - на нём школьники высаживают саженцы со стороны фасада восстановленной после войны школы. Учитывая, что школьное здание вернули к полноценной жизни в 1950 году, можно предположить, что это и есть 1950 год.


1949-1950 гг.
 

            На следующем снимке видим уже подросшие деревья. Трудно сказать, сколько же прошло лет, но можно думать, что 3-7 лет. То есть, вероятно, это уже середина 50-х годов.

Фасад
 

            Какое-то школьное торжество на фоне заметно подросших деревьев. Со слов Геннадия Беленького, известного ростовского журналиста и краеведа (и выпускника 20-й школы выпуска-1966), снимок был сделан в начале 60-х годов. На этом снимке среди старшеклассников заметна Софья Соломоновна Дайхина, учитель физики.

С.С.Дайхина со старшеклассниками
 

            Младшие школьники с учителем в тени уже больших деревьев перед школой. Если учесть, что гимнастёрки в качестве школьной формы были в ходу до 1962 года, можно предположить, что это середина или конец 50-х годов; а, может, и самое начало 60-х. Назначение частокола мне неясно; не исключено, что в школьном дворе была разбита цветочная клумба (хотя цветов не видно) или небольшой огород (в качестве базы для практических занятий природоведением).

50-60-е годы (1949-1962)
 

            Идём далее – школьный люд в поход собрался! В утренний час школяры поднимаются от центрального школьного входа и поворачивают на улицу Металлургическую (где их, возможно, ожидает автобус). В левом верхнем углу снимка видна колоннада 75-й школы. Предположу (снова по высоте деревьев), что это начало или середина 60-х годов.  

В поход!
 

            1-е сентября 1965 года, среда. Снова выручил Геннадий Беленький (спасибо ему!), к юбилейному сборнику которого «Промчались зимы с вёснами» (был выпущен в 2016 году к 50-летию окончания ими 20-й школы) я обратился за справочной информацией. Это 10-А класс тогдашней выпускной параллели во главе с классным руководителем Кларой Захаровной Гельман, учителем математики.

К.З.Гельман и 10-А
 

            Следующие два снимка сделаны, по всей видимости, на одном и том же мероприятии (1-е сентября?..). Судя по школьной форме – начало 60-х годов (может быть, уже после 1962 года: такое впечатление, что часть ребят ещё в форме старого образца – в гимнастёрках, а другие уже в серых костюмах, введённых в школьный обиход в 1962 году). Вокруг фасадной части школы хорошо виден существовавший в те годы капитальный забор. 

           Начало 60-х годов-1
 

Начало 60-х годов-2
 

            Фотография, сделанная предположительно во фруктовом саду позади здания обеих школ. Иначе, нежели как фруктовыми деревьями, такое обилие цветущей зелени объяснить не могу. Судя по форме мальчишек, это 50-е – начало 60-х годов.

Фруктовый сад
 

            Загадочный снимок (и его обратная сторона), подписанный таким образом, что данные на обороте не проливают никакого света ни на место происходящего, ни на год. Знаем только, что 30 апреля ученики 6-7 классов копали траншеи для якобы телефонии.

Копка траншеи
 

Копка траншеи (обр.ст.)
 

            19 мая 1962 года, суббота. Пионеры шагают на празднование 40-летия Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина в ДК РСМ или парк им. Островского. Хорошо видно здание НИИТМа. Поодаль видна узнаваемая колоннада школьного здания. 

19 мая 1962 года
 

            Общая панорама посёлков Сельмаш и 1-го Орджоникидзе, снятая с балкона дома № 106 по улице Металлургической (верхний снимок). Панорама состоит из двух фотокарточек, ювелирно склеенных неведомым мастером-фотографом. В перспективе хорошо различимы НИИТМ и школьное здание с выросшими перед ним деревьями. На нижнем снимке – дом №106 по улице Металлургической, откуда, собственно, и была сделана данная панорамная съёмка.

Панорама Сельмаша и 1-го пос.Орджоникидзе
 

Дом по адресу - Металлургическая, 106
 

            1-е сентября 1975 года, понедельник. Первоклассники 1-Б 20-й школы со своей первой учительницей Лидией Никитичной Кондрушиной на фоне школьного здания... (это первоначальный фрагмент текста, в ошибочности которого меня аргументированно убедили знакомые и тайные "двадцатники", это есть в комментариях ниже). Исправляю... Младшеклассники (предположительно, третьеклашки 3-го "Б") со своей первой учительницей Лидией Никитичной Кондрушиной ранней весной 1978 года. Вероятно, это пора, когда в классе появлялись первые пионеры из числа отличников и хорошистов. По какой-то причине на момент съёмки отсутствовала табличка 20-й школы на фасаде, аналогичная табличка 75-й школы видна у школьного входа («Семьдесятпятка» – левое крыло и левая дверь, «Двадцатка» – правое крыло и дверь с правой стороны); допускается мысль, что  она могла быть раскоканной местными фулюганами...

Фасад обеих школ (01.09.1975, 1-Б 20-я шк.)
 

            Вид тыльной части старого (послевоенного) школьного корпуса (справа, тёмный кирпич) и первой пристройки (слева, белый кирпич). Различима школьная спортивная площадка позади школы. Первая пристройка была сдана в эксплуатацию ориентировочно в 1973–1974 годах.

Первая пристройка к 20-й школе
 

Света (21.06.19 21:01)

Роман, спасибо за статью, погрели душу

Роман S. (21.06.19 22:48)

Света, рад, что Вам понравилось.

Вы тоже наша – учились в 20-ке (75-ке)?.. 

Света (22.06.19 07:25)

Наша,ваша.Я в 75-ке училась. 78 -ой год выпуска. Ой, прошлый век.

Роман S. (22.06.19 11:23)

О-о, наши люди! Дворы детства у нас были смешанные: "двадцатники", "семьдесятпятники", все кентовались! Наш выпуск - 1986 года, тоже прошлый век... В нашем кругу недавно реализован проект, вылившийся в издание двух фотокниг. Об одной из них Андрей Станичник писал здесь (спасибо ему!). А вторая - появилась в этом году... Удовлетворён результатом, это была моя идея. Кстати, эти фотографии, что в статье, они были обнаружены в рамках поиска хроники для книг... 

Фотокниги о школе
Михаил (22.06.19 10:17)

Рома, жду с нетерпением продолжения!!!

Роман S. (22.06.19 11:30)

Миша, вижу, что моё сообщение в WhatsApp'е достигло адресата. Могло бы быть продолжение про 1-й Орджоникидзе, улицу Димитрова и летний кинотеатр, на месте которого сейчас храм, про очистные сооружения, улицы Зеленодольскую и Новолесную, про балку между улицами Студенческой-Ватутина-Черняховского-Толбухина и улицей Чкалова... ;-) Но для этого нужны снимки, снимки и ещё раз снимки - снимки той поры. Пусть некачественные, лишь бы можно было описать происходящее на фото...

Света (07.07.19 11:30)

А помните, над нашими школами цеха Ростсельмаша шефствовали?

Роман S. (07.07.19 12:23)

Что шефствовали именно цеха - не помню. Но помню, что "Ростсельмаш" шефствовал над нашей 20-й школой в целом; это, кстати, упрощалось тем, что одна из наших завучей приходилась родной сестрой директору ПО "Ростсельмаш"... На всех наших торжественных мероприятиях всегда активно присутствовали ударники и ветераны РСМ, производственную практику в 9-10-м классах мы проходили на "Ростсельмаше"...

Света (07.07.19 22:01)

Какой- то цех точно шефствовал. Не помню какой. Только в чем заключалось это шефство.

Роман S. (07.07.19 23:51)

Думаю, что с основным объёмом шефской помощи мы, ученики, не соприкасались напрямую. Предположу, что выполняемые каждое лето ремонты в школе (покраска полов, стен, приобретение мебели, ремонт сантехники и прочие текущие моменты) делались на выделяемые "Ростсельмашем" средства. А нам, октябрятам-пионерам-комсомольцам, доставалось регулярное общение с заводчанами, ветеранами Великой Отечественной и ударниками-передовиками. Каждое 1-е сентября проводился Урок Мужества, приглашались нестарые тогда ещё участники войны; так же бывало и на 23-е Февраля, и на День Победы. "Ростсельмаш" присутствовал на многочисленных стендах школьного музея и в производственной практике старшеклассников. Да и многие из тех, кто ушли после 8-го класса, оказались в сельмашевских учебных заведениях: в РТСХМ, в профтехучилищах на Штахановского (три "бурсы", если мне не изменяет память, там тогда были. ГПТУ-2 сначала у нас на Студенческой находилось, а летом 1983 года переехало на Штахановского)... 

Света (08.07.19 06:30)

Конечно, ремонты. Чего стоила мастика, которой натирали полы. Она, точно была сельмашевская. И дома красили полы краской заводской. Где только ее брали. Не с завода же выносили. Уже не спросишь.

Stanichnik (11.07.19 18:37)

К сожалению, много краски и других материалов, именно "выносили" с завода. Точнее воровали. В те годы существовало несколько схем воровства. Время от времени случались большие скандалы когда кого ни будь ловили на крупной партии. Например краску воровали в корусах огнетушителей. Их заполняли краской и вывозили с завода якобы на заправку, потом составляли акт о их якобы непригодности и на завод они не возвращались. Но были и легальные методы получения сельмашевской краски. Технология окунания, которая тогда применялась, подразумевала большие отходы, которые завод реализовывал своим работникам. 

Роман S. (11.07.19 19:23)

Да, было время и было явление. Множество фельетонов и карикатур было в те годы посвящено несунам...

Несуны 70-х
Юрий Ю (10.07.19 15:59)

Спасибо, Рома! Ну вот! ;)

Роман S. (10.07.19 21:32)

Спасибо на добром слове, друг! :-)

Юрий Ю (10.07.19 17:40)

На предпоследней фотографии пионеры. Какие они первоклассники?

Роман S. (10.07.19 21:31)

Юр, со слов источника, предоставившего мне этот снимок, это их (данного класса) 1-й класс. И, действительно, не верить этому оснований у меня нет, поскольку те, кого я знаю как представителей этого класса - не пионеры. Какие-то пионеры там, и вправду, толкутся, но насколько я понимаю, это ребята и девчонки постарше. Возможно, даже братья-сёстры первоклашек...

То есть, не все изображённые на снимке - детишки из 1-Б.

Впрочем, допускаю, что информатор мой мог и напутать что-то - спустя столько-то лет.

Юрий Ю (15.07.19 17:27)

Все дети на первый взгляд ровесники. Чётко 3-й класс. У меня младшая сейчас в этом возрасте ;)

Гость (15.07.19 19:59)

И это не 1-е сентября! Листвы нет на деревьях, весна чётко. Лидия Никитична взяла в 1978 в нашей параллели "Б" класс. Поэтому ближе к выпуску из началки, если это 1975 год

Юрий Ю (15.07.19 20:01)

Да и тюльпаны ;)

Роман S. (15.07.19 20:47)

Спасибо, парни! Соглашаюсь со всем сказанным - недосмотрел я эти моменты, пошёл на поводу у готовой версии. Сейчас исправлю текст, негоже и далее транслировать залепуху...

Юрий Ю (16.07.19 10:33)

Это был во всех комментах я, просто раз забыл имя вписать :)

Роман S. (16.07.19 13:45)

Понял. Incognito - Твоё второе имя!.. ;-)

Юрий Ю (16.07.19 10:39)

В 1978 Кондрушина взяла 1-й класс, поэтому до этого был ещё цикл, и это может быть 1975-й весна. Тут важно что говорит твой первоисточник

Роман S. (16.07.19 13:52)

Юр, Ты прав - я постараюсь ещё раз на эту тему с ним поговорить. Хочется минимизировать ошибки в описании фотохроники.

Но вот как раз весной-1975 этот снимок датироваться не может! Ибо те, кто на нём изображены, пришли в школу только осенью 1975 года (за год до нас и за три года до вас).

Юрий Ю (16.07.19 18:50)

Тогда весна 1978

Роман S. (16.07.19 21:16)

Тоже склоняюсь к этому. Весна 3-го класса - в те времена сезон пионеризации. Редкие залётчики дотягивали октябрятами до 4-го класса, большинство получали пионерское посвящение как раз в апреле-мае в 3-м классе.

Андрей Stanichnik (16.07.19 11:38)

Часто хожу мимо школы и не могу представить, что буду чувствовать когда ее начнут сносить.

Юрий Ю (16.07.19 12:23)

Финал один на всех, и 75 или 20 уже не имеет значения ;)

Роман S. (16.07.19 13:48)

"Конец простой - пришёл тягач,

И там был трос, и там был врач..." (c) 

Роман S. (16.07.19 13:47)

Андрей, ну чего уж там - разве это первая потеря в жизни каждого из нас? Обычное, в общем-то, дело...

Юрий Ю (16.07.19 19:01)

Какое же оно обычное? Дом нашего детства - один на всех.

Роман S. (16.07.19 21:16)

Юр, по факту - да. А по психологической остроте восприятия этого факта - уже нет.

Юрий Ю (17.07.19 14:55)

Психологическая острота у каждого своя - это момент индивидуальный. Никто же не говорит что под бульдозер будет кидаться :) Но грустно будет всем, кто связывает свои мысли с этим зданием, олицетворяющим большую часть детства. У меня отец когда-то перестроил дом, и так получилось, что уже в новом реконструированном доме я не жил. А сейчас каждый раз бывая в доме не могу свыкнуться с мыслью, что это не тот дом.

Stanichnik (17.07.19 19:29)

У меня отец пошел в эту школу в первый класс в первый день ее открытия

Роман S. (17.07.19 20:04)

У меня мама и тётя перешли в "Двадцатку", когда её отстроили, а начинали они учёбу в 19-й школе на 2-м Орджоникидзе. Да, грустно, спору нет, но я всё вышесказанное к тому писал, что постепенный уход того, что было любимо и дорого (начиная от людей и заканчивая пейзажами) - объективный процесс и можно лишь смягчать его психологическое воздействие. Я такое смягчение вижу в нахождении снимков известного мне прошлого, их описании и, по возможности, выстраивании из этих снимков более-менее цельной картины этого самого прошлого. Пример: школьные фотокниги. Есть желание сделать подобный сборник и о старом Сельмаше. Получится или нет - время покажет...

Юрий Ю (18.07.19 18:10)

Ты - молодец,Рома! Всё у тебя получится! Можно начинать и о школе фотокнигу!

Роман S. (18.07.19 18:38)

Юра, привет! Спасибо на ободряющем слове!

О школе ...не знаю, не знаю. Не думал об этом. Да и в начале любой фотокниги были фотографии. А где они, те фотографии?

Юрий Ю (18.07.19 17:40)

Вот отсканировал 4 "Б" класс моей мамы в 1957 году

10.05.1957 4"Б" класс 20 школы внутри коллонады
Роман S. (18.07.19 18:36)

Уникальный снимок! Безусловно, и как семейная реликвия, но также и как фото, сделанное на школьном балконе! Вспомни - в наше время на балконе уже не проходило никаких мероприятий или фотографирований. При нас балкон использовался как "кладбище школьной мебели", редкой удачей было проникнуть туда... ;-)

Юрий Ю (18.07.19 19:00)

У меня ещё есть её исключительно женский 1"Б" и уже с мальчиками 2"Б", но там здания школы нет. А вообще если задумывать книгу, то коллективных фоток можно накопать массу

Юрий Ю (18.07.19 18:00)

Ну вот ещё немного нашего дома ;)

1983 на спорт-площадке последний звонок. Учителя Улитина Нина Сергеевна и Соболева Эвелина Андреевна. Частично класс моего брата
Роман S. (18.07.19 18:37)

Помню эту параллель. Иных уж нет, а те - далече... Увы.

Юрий Ю (18.07.19 19:03)

А кого нет? Я что-то не знаю. да и брат не говорил. Он, кстати, второй от Соболевой.

Роман S. (18.07.19 19:09)

Да, брата И. я узнал (и не только его). Кого нет - лучше у него спроси, не хочу тут обсуждать это публично. 

Юрий Ю (18.07.19 23:37)

По крайней мере из его класса вроде как всё норм, про параллельный не знаю

Юрий Ю (19.07.19 13:04)

Я предлагаю на этом портале к плавно подходящему финалу жизни нашего общего дома и к столетию 20 лицея в 2021 году, объединившего в себе и 75-ю школу и 20-ю школу, начать цикл фото-рассказов о конкретных классах. Я думаю идею могут поддержать многие и фотографии начнут появляться для будущей книги. Вот у меня поднакопилось. Что скажет модератор?

Андрей Stanichnik (19.07.19 16:30)

Я категорически поддерживаю эту идею. Завтра сделаю специальный раздел в меню.

Heach (22.07.19 12:58)

Спасибо за поддержку! Роман обоснованно жалуется на отсутствие фотографий, вот ему и будет в помощь этот раздел. Я попробую подгрузить класс мамы, свой, брата. Желающим подгружать фотографии можно высказать пожелание, что главный интерес представляют коллективные фотографии, а также фотографии, запечатлившие здание наших школ в разные годы. Ну вот как-то так. 

Nataly (25.07.19 13:19)

Юр, ну, можно же использовать фото, которые размещены в группе в ОК.... я думаю, никто не будет против... я еще могу спросить фото у тети, она тоже училась в 20. Сестра и брат в 75.

Heach (25.07.19 13:35)

Да, конечно, спрашивай и держи связь. Если есть возможность самой сканировать, то пересылай. Собираем архив за все годы обеих школ, хорошо если фото будут подписаны. Если нет возможности сканировать, то передавай мне на короткое время, верну в целости и невредимости. Про нашу группу в ОК - безусловно всё будет использовано. Объять всё сразу не получается, на всё нужно время - будем потихоньку выкраивать его.

Роман S. (25.07.19 13:28)

Натали, рад приветствовать среди единомышленников!

Замечу, однако, что тут очень желательны сканы, а не просто "фотки фоток", сделанные на камеру смартфона. Потому что, например, для полиграфической работы (скажем, печати фотокниги в дальнейшем) технически необходимы именно сканы (знаю это из опыта работы над двумя фотокнигами в сотрудничестве с издательством).

Nataly (25.07.19 15:03)

Спасибо... У меня есть возможность сканировать... так что если что-то найду, буду рада помочь )))

Роман S. (25.07.19 15:16)

Спасибо! С Вашего (Твоего) позволения выйду на связь "ВКонтакте" (предварительно попросившись в друзья, ибо ведь по-другому сообщение там не отправлю), по сканированию там имеются существенные нюансы.

Heach (25.07.19 21:24)

Наташа, как будешь готова, сообщай, может быть администратор будет в связи с этим предоставлять возможность самостоятельной загрузки желающим формировать архив, пусть и на короткие сроки. 

Heach (24.07.19 10:20)

Раздел появился? В принципе неплохо было бы если бы у вас был раздел для желающих поделиться старыми фотографиями, старыми открытками с изображениями городов, туда же можно и школьные фото для потенциальной книги Романа. Я бы точно что-нибудь закачал.

Stanichnik (24.07.19 10:53)

Юрий, открыл вам роль редактора. Теперь вы можете добавлять любые материалы в любые разделы. Освойтесь с меню. А потом я бобавлю в меню разделы где и какие вы захотите. Добро пожаловать на Меотиду!

Heach (24.07.19 12:46)

Спасибо, уже увидел, обязательно что-нибудь сделаю. 

Роман М. (06.03.20 22:30)

Привет тёзке ! И больше спасибо за проделанную работу ! Очень здорово окунуться в атмосферу прошлых лет и узнать об утраченной истории.Кстати ,я так понимаю, что до 1954 года в школах было раздельное обучение мальчиков и девочек !?(до смерти Сталина). Интересно, а не в разных ли школах их обучали?(девочки в 20, а мальчиков в 75,или наоборот?)

Роман S. (06.03.20 23:24)

Рома, рад слышать! Здорóв! Хорошо, что я Тебе ссылку дал, скажи?! ;-)

Спасибо на добром слове! Не вполне соглашусь насчёт «утраченной истории» - она не совсем утрачена, пока мы здесь её воссоздаём.

Да, про раздельное обучение я знаю. Могу предположить, что в 20-й школе обучались девочки, потому что моя мама училась именно в «Двадцатке»... Но точнее не скажу, ибо спросить уже некого. 

Heach (06.03.20 23:47)

Именно такое раделение и было 20 "Ж",  75 "М"

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.