Семспятка

Теперь здесь тихо, даже в будни. Открыв свои двери в 1934 г., в 2018 г. школа их закрыла.

Школа №75
 

Я постарался собрать старые фотографии этой школы и этого двора, который пересекал по диагонали 10 лет, и те немногие сведения о первых годах жизни школы – гиганта на Сельмаше.
Первые находки мне помогли сделать краевая газета «Молот» и Артур Токарев, написавший книгу «Архитектура Ростова-на-Дону первых пятилеток».                             
Это фотография проекта школы, опубликована в газете в 1932 г. Обратите внимание на буквы «ФЗС» - это означает «Фабрично-заводская семилетка». Стиль, в котором спроектирована школа, называется «Конструктивизм». Это авангардное направление в архитектуре  родилось  и было очень популярно в СССР в 20-30-х годах.  

Школа №75
 

А первый по времени след самой школы я обнаружил в «Молоте» от 28 февраля 1932 г. Растут стены школы-гиганта.

Школа №75
 

Далее, к сожалению, «Молот» мне не помог. Может быть, номер,  где должно было рассказываться об открытии школы, не сохранился, а, может быть, места не хватило на страницах газеты, почти полностью занятых в те годы материалами о борьбе с остатками кулаков, репортажами из залов судов, где шли процессы над вредителями – контрреволюционерами, и сюжетами о сложном международном положении. Наша школа родилась в интересное время.
И уже отчаявшись, почти случайно, в отчете работы городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, 

Школа №75
 

я нашел это удивительное фото школы  в первые дни ее жизни. Да, да, это она. Не удивляйтесь. Еще леса не везде сняты, не застеклена, забор дощатый вокруг и сарай строительный во дворе. Но линкор! Я первое фото в статье постарался сделать с этого же ракурса.

Школа №75
 

На этом фото  школа уже работает - портреты вождей у входа.

Школа №75
 

Стоит здесь привести описание школы, которое Артур Токарев дает в своей книге.

После Октябрьской революции начинается перестройка всей системы образования, включая среднюю школу, специальные и высшие учебные заведения.
Во второй половине 20-х в связи с проводимой в стране индустриализацией перед школой была поставлена задача- ввести в процесс обучения основы технических дисциплин и производственного труда. В структуру школьного здания включались слесарные, столярные и другие мастерские.
В соответствии с этим направлением в Ростове вначале 1930-х гг. начинается строительство трех школ-гигантов по новому образцу и «последним требованиям современной советской, подлинно политехнической школы». Одна из них строилась в поселке Сельмашстроя.
Решение о строительстве нового крупного школьного здания Сельмашстроя и Комбайнстроя принимается в 1930 г. Существовавшая к этому времени школа не отвечала потребностям растущего поселка. Строительство новой школы-гиганта (так ее называли в печати) начинается в 1931 г. и продолжается несколько лет.
В 1932 г. в «Молоте» публикуется проект школы, из которого видно, что она в это время планировалась как фабрично-заводская семилетка. Но вводилась в эксплуатацию сельмашевская школа уже как десятилетка.
Школа Сельмашстроя была практически закончена к осени 1934 г. (в этом году в ней должно было обучаться 2800 школьников), состояла из комплекса разных по функции корпусов, соединенных в целостную форму на основе крестообразного плана. Здание тяготеет к центру поселка, сформированному вдоль нынешней ул. Веры Пановой, ведущей к проходной завода. Кроме классных комнат (около 70) в школе располагались специализированные кабинеты (физики, химии, биологии), актовый зал на 800 мест и балконом на 300 мест и оборудованной сценой, столовая на 500 мест, спортзал, библиотека, насчитывающая 25 тыс. томов. В левом крыле на 1-м этаже располагалась техническая станция и школьные мастерские со станочным парком, около 40 единиц различного оборудования. В структуре здания школы находился жилой корпус с квартирами для учителей. На плоской кровле одного из корпусов был устроен солярий. По свидетельству первых учеников школы, на сцене актового зала проходили репетиции оркестра, хора не только учеников школы, но жителей района. Спортивный зал был заполнен до позднего вечера. Широкое распространение получила внеклассная и внешкольная работа, действовали многочисленные кружки и клубы (физический, географический, рукоделия, киномехаников, оркестры духовых и струнных инструментов, драматический, хоровой, изостудия и др.)
Ввиду своего огромного размера в предвоенные годы здание было разделено на две школы (1750 и 1800 учащихся) 
Первоначальное рациональное «конструктивистское» решение фасадов сохранилось со стороны школьного двора, уличные же фасады в период послевоенного восстановления были решены в классицистических формах.
Безусловно, в 1930-е гг. в Ростове было выстроено уникальное образовательное учреждение, в полной мере отражающее отношение советского государства к своему будущему.

Еще одна находка меня ждала в сборнике очерков «Строители степных кораблей».


Школа №75
 


Здесь я нашел, наверное, первую фотографию, сделанную на уроке в школе в 30-х годах.

Школа №75
 

И рассказ о школьной жизни района в то время.


Завод начинает работать в семь. Проходит час, и на улицы высыпает новая суетливая людская смена. Шумя, звонко сзывая друг друга, из всех домов и подъездов, с маленькими портфеликами в руках, выходят дети. Одни самостоятельно, другие — те, что поменьше,— с матерями, они спешат к большим светлым зданиям школ.
... Как только зародились первые населенные пункты вокруг Ростсельмаша, начали возникать и школы для детей рабочих, служащих, инженерно-технических работников завода.
Первая школа была выстроена вместе с первыми жилыми домами центрального поселка. Это одноэтажное здание занимает теперь музыкальное училище имени Римского-Корсакова. (Теперь на этом месте административно –производственный корпус НИИТМА по ул. Плужная.) Восемь лет тому назад в нем появилась самая большая школа поселка. Хотя в домике не больше десяти комнат, в ней должно было учиться около тысячи детей. Десять комнат не могли вместить этого количества ребят. И школа разместилась в других помещениях: средние классы занимались в основном здании, начальные — в доме № 5 поселка комбайностроителей, нольные группы — в доме № 11-а центрального поселка.
Почти в таком же положении находилась и другая сельмашевская школа № 20 в Берберовском поселке. Больше тысячи детей теснились в самом неподходящем помещении. В семи комнатах ежедневно занимались 23 класса. Учеба была организована в три смены при  непрерывной неделе...
Так было 8 лет назад. Но уже в 1933-34 учебном году вступило в эксплуатацию новое здание школы на Берберовке. 26 классных комнат, залы, кабинеты были в этом просторном, светлом, трехэтажном кирпичном здании. (Позже она стала 21-й по общегородской нумерации)
В том же году вступило в строй новое гигантское здание школы в центральном поселке. Теперь здесь размещаются две большие школы: 75-я, обучающая 1750 детей, и 88-я, в которой учатся 1 800 школьников.
(Позже она стала 20-й по общегородской нумерации) (Примечания мои. Еще надо добавить, что довоенное здание 20-ки было полностью разрушено в войну.)

Во время войны в школе был госпиталь. И ей, что называется,  досталось. 
На этой немецкой аэрофотосъемке времен войны  школьное здание в виде креста хорошо видно. А рядом, на белом поле, я разместил современный космоснимок, на котором красным цветом залил здание школы. Каждый сам может рассмотреть изменения.

Школа №75
 

Такой школа стала после восстановления. На капитальный забор обратите внимание.

Школа №75
 

Теперь, после 84-х лет службы, школе предстоит реконструкция, после которой кардинально изменится и ее внутреннее устройство, и внешний облик.

Но мы запомним ее такой. Со снежными баталиями в школьном дворе, и до, и после уроков. А иногда этот снежных вихрь залетал даже в фойе школы, где пресекался строгими дежурными.

Школа №75
 

С немного мрачной, похожей на колодец, спортивной площадкой. На которой был истерт до дыр не один футбольный мяч.

Школа №75
 

И с мягким сентябрьским солнцем в кронах тополей и белой колоннаде.

Школа №75
 

Юрий Ю (24.01.19 21:13)

Спасибо, читал с большим интересом! А после объединения 75-я влилась же в 20-ю. Хотелось бы почитать подробно и иллюстрировано о всех перипетиях и перемещениях 20-й. Всё-таки через два года - 100-летие К тому же большая часть информации здесь уже есть.

Stanichnik (24.01.19 22:18)

Юрий, на сайте присутствует ваш тезка, выпускник 20-ки, он выпустил фотоальбом о школе и своем классе. Почитайте здесь. 

Роман S. (25.01.19 01:08)

Насчёт тёзки не соглашусь. Роман и Юрий - имена разные... ;-)

У меня есть подспудное ощущение, что я знаю нашего собеседника Юрия; если моё предположение верно, то это - наш "двадцатник" из параллели на два года младше (1978-1988). Вот этот снимок (продублирую, ранее он здесь уже публиковался) был сделан, когда они пришли в первый класс (1978).

И да: "ЗдорОво, Юрец!.."

Stanichnik (25.01.19 05:25)

Роман не обижайся. Это я был в сумеречном состоянии рассудка :-))

Роман S. (25.01.19 12:11)

Андрей, конечно, без обид - я с юмором отнёсся к эпизоду. :-D Подумал, что забавное совпадение: хоть и не тёзки, а с Юрой знакомы лично, одними коридорами лётали во время оно... :-D

Юрий Ю (25.01.19 10:21)

Привет! Привет!

Юрий Ю (25.01.19 10:09)

Я знаком с Романом, спасибо. Просто поясню свою мысль. Получается, что 75-я школа равно как и 20-я школа - это уже история, а всё это теперь называется "Лицей №20", и если рассуждать дотошно и пунктуально, то после 2015 верным будет рассуждать об одном учебном учреждении, "закрывшим двери". Кроме того, 20-я и 75 -я школы - это, по-моему, достаточно уникальный вариант соседства двух школ в одном здании, как сиамских близнецов. Насколько мне известно был даже вариант "М" и "Ж"в 50-е, когда школу №75 посещала мужская часть, а школу №20 - женская. Моя мама в 53-м пошла в №20,а мой дядя - её брат посещал 75-ю, имеются фотографии того времени.Поэтому связь достаточно неразрывная.Я пошёл учиться в 20-ю школу в 1978 году и учился в 1 классе в той части школы, которая позже вернулась 75-й Я когда смотрю на здание,то всегда называю её школой №20, предполагаю что мой собеседник наоборот :) Другое дело, что у 20-й школы более длинная история с её частыми довоенными миграциями, и вот тут есть повод для более детального подхода, как у вас прекрасно получается, да и у Романа тоже, а столетний юбилей - прекрасный повод.

Роман S. (25.01.19 12:13)

Юра, благодарствую! Будоражишь сыскной азарт!.. :-)

Юрий Ю (25.01.19 16:53)

Я ничего не будоражу. Я вижу что делает Станичник, вижу, что делаешь ты. Это, конечно, громадная поисковая работа. И уже много чего сделано, есть масса фотоматериалов. На базе этого как раз возможно создание более ёмкого труда, посвящённого Школе - гиганту без привязки к тому 20-я это или 75-я. Ну а по старшинству, конечно, ещё необходимо двадцатой немного развёрнутой довоенной и сразу послевоенной истории про все её мытарства по различным адресам. Просто очень важно, чтобы это делали те, кто в теме и уже владеет материалом, вот и всё. Возможно, этот материал найдёт широкий спрос, во всяком случае можно попытаться заинтересовать саму школу. Ну такая мысль. До столетия ещё два года :)

Роман S. (25.01.19 19:34)

"Сама школа" - это люди. Есть люди, которые в школе учились (в данном контексте - мы); есть люди, работавшие в ней тогда, в наше время (наши учителя). И, наконец, есть те, кто представляет школу сейчас. Скажу о себе. Я довольно пессимистично смотрю на возможность удовлетворения нынешними представителями школы (Лицея N20) моих краеведчески-ностальгических запросов. Что для меня является частью собственной биографии, для них - всего лишь чья-то (не их) история. Поэтому я не питаю иллюзий, что нынешней плеяде "воспитанников Макаренко и Ушинского" нужны все мои движения... Иное племя. За единичными, пожалуй, исключениями.

Хотя, безусловно, друг другу мы (и нам подобные) помочь можем. Собственно, как я понимаю, вокруг этой идеи (в числе прочих) и создавался Андреем Станичником этот ресурс. И тут мы развернуться можем настолько широко, насколько широко будем сотрудничать и взаимодействовать. Как говорится: взаимодействие - наше всё!

Юрий Ю (26.01.19 10:07)

Сейчас начнётся ремонт, под это будут распределяться серьёзные ресурсы,далее открытие обновлённого лицея, уж не знаю в каком году, под это открытие может стать востребованным исторический материал, и уж под юбилей или после не знаю. В мозгах даже самого примитивного коммерчески настроенного деятеля должна возникнуть мысль, что можно осуществить некое оформление этого - печатное ли, электронное ли. Скорее всего на это будет предусмотрена определённая статья бюджетных расходов. И вот тут, всё то, что уже есть и наработано может послужить предложением сотворить цельную историческую работу, пусть и разбитую по частям с названиями №20 и №75. То, что школа - это люди, я согласен на 100%, но когда я читаю, например, эту статью, то узнаю больше исторических фактов про то, когда и что было, а уж то, в каком виде это было я узнаю больше всего из фотографий и оценки этого автором. Про людей я узнаю в самой меньшей степени. Про иное племя тоже соглашусь, но это иное племя как раз может разглядеть лучше нашего, как осваивать те ресурсы, которые под открытие лицея выделяются. И пойми меня правильно, я не расцениваю это как способ "заработать миллионы", а просто как труд, который при грамотном подходе может окупиться.

Stanichnik (26.01.19 10:49)

Юрий, я точно знаю, что в преподавательском коллективе лицея №20 есть люди серьезно занимающиеся историей школы. Надо с ними найти контакт. 

Юрий Ю (01.02.19 14:55)

Что-то их в сети не заметно, а вас заметно, и подход к делу у вас тоже интересный. Группа во ВК 20-го лицея больше отражает современную жизнь, ну ещё коротенькая историческая страничка есть. Всё, больше ничего не видно

Юрий Ю (25.01.19 17:01)

Ну и да, конечно жк, история 75-й школы - это уже история 20-го лицея, как не крути, как бы нам это не хотелось представить по принципу - здесь ваши, а здесь наши.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 20 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка