В июле этого года завод Ростсельмаш празднует свое 90-летие. В такие дни принято вспоминать то, с чего все начиналось. Первый камень, первый цех, первый комбайн.
Во многих изданиях можно встретить это фото, на нем временная сторожка — первый дом на территории завода.
Есть панорамный снимок, на котором виден этот дом. Но качество снимка невысокое, и нет никаких привязок к другим объектам.
Я не надеялся разгадать эту загадку. История завода достаточно изучена и обнаружить в ней что-то новое очень трудно.
Но повезло. В руки мне попала книга, изданная еще до официального рождения завода - в 1927 г.
Под обложкой, как у амбарной книги, нашел много интересного о рождении Ростсельмаша. Прежде всего, уже упомянутую панораму с домиком-сторожкой. Но лучшего качества и с надеждой на привязку.
Фото подписано и датировано: "Новостройсельмаш. Вид территории будущих заводов с юга на запад, север и восток. 15 апреля 1926 г."
Прежде всего стало ясно, что в сторожке кроме людей жила большая собака, а тренога для взятия проб грунта использовалась для укрытия обеденного или рабочего стола. Но это шутка. Главное — это здания, которые видны на горизонте левее сторожки.
И не менее ценно, что в кадр попал паровоз, идущий по железной дороге, которая и ныне там. Но главное для определения места, с которого сделано это фото — это то, что на снимке видна насыпь.
Железнодорожная насыпь в районе завода есть только в одном коротком месте — там, где сейчас под железной дорогой проходит автомобильная, соединяя ул. Менжинского и пр. Сельмаш.
Это место хорошо видно на карте 1931 г. Один из отрогов Кизитериновской балки перерезает здесь железнодорожную магистраль. Собственно, она и была проложена, огибая эти отроги.
Но мост здесь построят позже. Есть фото этого строительства.
Значит, фотограф стоял здесь. Но, чтобы определить место, где стояла сторожка, положившая начало заводу, надо определить, что это за дома на горизонте, и по ним привязать сторожку.
Вернемся к карте 1931 г. На ней видны два расходящиеся железнодорожных тупика севернее будущего завода.
Теперь возьмем аэрофотосъёмку 1943 г.
Красный круг с цифрой "1" - место, где стоял фотограф. Длинные красные линии — примерные границы снимка. Желтые линии — железнодорожная ветка с тупиками. И у расхождения тупиков видим строения — обвел их желтым кругом с цифрой "2".
Все сложилось. Красная короткая линия — направление на сторожку.
Переносим все на современный космоснимок. Получается, что здание на горизонте у схождения двух ж/д тупиков находилось на территории современного завода, у нынешнего учебного центра. И оно было первым зданием, хотя, вероятно, к Сельмашстрою не относилось. А сторожка находилась примерно там, где много лет стояло построенное в стиле конструктивизма и, увы, не дожившее до наших дней здание цеха благоустройства. Сейчас на этом месте площадка хранения техники.
Такой вид открывается с места, где стоял фотограф 15 апреля 1926 г. Не забывайте, что панорама 26-го года, это склейка нескольких кадров.
Далее без утомительных геометрических упражнений покажу вам еще один уникальный снимок завода. Тоже панорама, в том же направлении, только теперь она сделана 1 марта 1927 г. И точка, с которой она сделана, значительно западнее. Также в левой части панорамы видна железная дорога, но за ней уже стоят первые дома в жилом поселке. По виду временные бараки. В конце 30-х в том районе ничего похожего уже не было.
Чтобы определить точку, с которой была сделана эта панорама, надо обратиться к более позднему предвоенному фото. На нем в правом нижнем углу — тот же дом со скошенными коньками крыши, что и на панораме 1927 г. А за ним уже видна громада заводоуправления.
Этот симпатичный домик — здание первой администрации завода. А сделана панорама с точки, где много лет располагалось заводское ГСКБ.
Еще один фрагмент панорамы крупным планом. На нем виден паровоз с небольшим составом. Вагоны — как после бомбежки. Трудное время было.
Раз зашла речь о железной дороге, помещу здесь схему ростовского железнодорожного узла из той же книги. На ней обозначено место будущего завода и много других интересных деталей.
А это первый генеральный план завода. Я собираюсь рассказать о нем отдельно в будущих заметках.
Некоторые надписи трудно разобрать, не судите строго, вспомните год издания книги.
Это центральная часть генплана.
Для его лучшего понимания помещу здесь схему управления заводами "Сельмашстрой". И их планируемую численность.
На этом пока все. Для первой юбилейной прогулки в историю завода хватит.
В следующих заметках я покажу вам удивительную архитектуру первых заводских корпусов, необычную механизацию, применяемую для сборки первых комбайнов, расскажу, как выбирали место под завод и многое другое.
Панорамы, кстати, выставлены в большом разрешении, можно скачать и рассмотреть детали. Если кому нужно, могу выставить 12000 пикселей по длинной стороне.
В заметке использованы материалы еще из одной книги - "Народное хозяйство Ростовской области за 20 лет", вышедшей в 1940-м году.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 1172 | Автор: Stanichnik | Дата: 28.06.2019 | Комментарии (22)
А что сейчас с Ростсельмашем происходит?
Думаю ничего особенного. Бывало хуже.
Новости Ростсельмаша. Только я не понял, кто кого приобрёл
Хозяин Ростсельмаша, прикупил еще и тракторный завод в Канаде. И теперь несколько моделей тракторов производятся в Ростове. Продаются хорошо. Сейчас трактора производятся на тех же площадячх, что и комбайны. Но планируют построить отдельный завод.
Уже это так звучит "хозяин"? Сосредоточились на ком-то одном или имеется ввиду "Новое Содружество"?
Не понял вопроса.
Для меня "хозяин" звучит применительно к какой-то конкретной личности, как можно понять и из комментария тоже "хозяин... прикупил". Конечно, если образно, то можно и о компании так говорить.
Благодарю за прогулку, интересную и нужную. Вы хорошая компания, Stanichnik.
Спасибо Света.
Вопрос Станичнику: правильно ли я понимаю, что современный Парк им. н.Островского - это помеченные на плане «роща №3 и роща №2». А, вообще, мне очень понравился снимок примерно 1939-1940 годов - шикарный вид на новенький вокзал Сельмаш. Справа от него - строящийся дом, видимо тот, где сейчас фирменный магазин «Цимлянские вина». А на верхнем обрезе совсем справа просматривается корпус техникума Сельхозмашиностроения. А вот корпус школы-гиганта Сельмашстроя не просматривается.
Да, именно так. Рощи №№2 и 3, и пустое место между ними, где был пустырь и питомник, это будущий парк им. Н. Островского.
И здесь техникум ошибочно принят.
Если не, то тогда это западная часть школьного здания? Отправной точкой можно взять высокую чёрную трубу. Полагаю, что это рядом с баней. И от неё по перспективе метров 300 на восток ( может, на юго-восток). Получается - школьное здание.
Ещё раз всмотрелся в снимок. Три дома по Плужной ( 6, 8 и выходящий на улицу Первой Конной) очень хорошо идентифицируются. А анализируемое мной здание стоит также по Плужной, но правее и дальше. Кроме корпуса техникума там ничего не могло находиться в то время. А вот крыша школьного здания смутно видна за домом 6 по Плужной.
Разве не так?
Год рождения здания техникума рядом со школой?
Я ошибся. Не по Клубной, а по Плужной конечно.
И все же я полагаю, что то, что Андрей подписал как техникум, это дом 106 по Металлургической, а подписанное как школа - это каркас здания техникума. Школа при таком ракурсе съемки должна быть спрятана за домом 6 по Плужной. И ее верхний этаж (за счёт высокой точки съемки) немного проглядывается за домом 6.
Посмотрите эту заметку. Там есть военная аэрофотосъемка.
https://meotyda.ru/node/2127
Дом по Металлургмческой 106 был построен после войны. А в рассматриваемый нами период, на его месте был пустырь.
В указанном Вами материале есть расчерченный красным аэрофотоснимок германцев. Вот он помогает все поставить на свои места. Точка съемки была метрах в 100 южнее цифры 2 на этом снимке. Если от неё провести прямую на южный край дома 6 по Плужной, то мы далее и чуть правее придём на дом, который согласно аэрофотоснимку стоял в то время на месте будущего НИИТМа. А то, что я принял за дом на Металлургической 106, в реальности дом на Сержантова 4. И он собой закрывает то здание, что стояло до войны на месте техникума. Вроде, теперь корректно получается
Здесь ходили паровозы... Почти современная картинка из интернета
Еще эту заметку прочитайте.
https://www.meotyda.ru/node/1774
Оставить комментарий