История гибели первого Российского флота построенного Петром I для штурма турецкого Азова и завоевания Азовского и Черного морей, не дает мне покоя.
С момента написания первой статьи на эту тему, читатели добавили очень много интересных подробностей и деталей, которые сказать честно, полностью поменяли мое представление об этих событиях.
Главное, что надо понять вспоминая то время — после горького поражения в 1711 г. и подписания Белградского договора, флот перестал существовать как единая структура. Значительная его часть сгнила недостроенная на верфях под Воронежем. Выход в море был закрыт турками и достраивать флот не было смысла.
Лучшие 4 корабля были проданы врагу — Турции. В том числе гордость — первый корабль построенный русскими мастерами по русским чертежам - "Готто Предистинация" (Божье Предначертание). Сейчас в виде модели, этот корабль гибнет повторно, разломанный потомками похлеще чем пушками супостата.
Еще надо понимать, что из более чем тысячи больших и малых судов построенных в период с 1695 г по 1710 г. к моменту сдачи туркам Азова и Троицкой крепости(Таганрога) в 1711 г., на плаву оставалась небольшая их часть. А большая — не дожила до этой даты, сгнила. Так как при постройке судов, в неизбежной спешке, не была соблюдена технология выдержки и обработки (морения) корабельного леса.
Поэтому, когда мы говорим об эвакуации Первого великого флота к Старочеркасску и Анненской крепости, мы говорим о малых остатках флота.
Но как бы там не было, первым пристанищем этих кораблей стал траншемент — небольшая земляная крепость на берегу Дона в Камплице.
Фото 1972 г.
Известно, что в 1713 г. корабли «Винкельгак» и «Меркурий» стояли с пушками у траншемента в качестве оборонительного заслона Черкасска. Об этом граф И.А. Толстой докладывал президенту Адмиралтейства графу Ф.А. Апраксину.
Вторым местом стоянки кораблей стала протока огибающая Черкасский городок. Эта протока давно пересохла, но и сейчас станицу Старочеркасскую делит большой, широкий пустырь — бывшая протока.
На макете Черкасского городка видны два моста перекинутые через протоку. Между ними и стояли суда.
Сколько их было? Сохранился документ.
Итого 33 "судна на воде в ход годных". Удобное вероятно было место для стоянки флота. Но из-за кораблей, часть из которых вероятна разваливалась на месте, глубоководная до селе протока стала заиливаться и зарастать. Казаки "слезно милости просили" у Великого Государя, убрать корабли.
Невероятно, но похоже, что этот пустырь, который мы все пересекаем двигаясь к Старочеркасским храмам и музеям — результат стоянки Первого великого флота.
Последним местом стоянки и окончательной гибели флота, стали три рядом расположенных объекта:
- Траншемент построенный в трех верстах выше по течению от Черкасского городка. Построен он был в 1717 г. и разрушен наводнением в 1729 г.
- Анненская крепость построенная в 1730 г.
- И Васильевская протока, протекавшая в полусотне метрах восточнее крепости.
В правой части снимка — хорошо сохранившаяся до наших дней Анненская крепость. В левой — петляющее, пересохшее русло Васильевской протоки.
На этом снимке в левой части — узор крепостных валов и за ним, змейка деревьев обозначающих бывшую протоку. Я не думаю, что в этих местах у флота было четко организованная стоянка. Скорее всего они перемещались вверх по Дону, то используясь в качестве плавучих батарей для защиты крепости и траншемента, то в качестве дров, когда приходили в негодность.
Посмотрите на ближний к нам берег Дона в правой части снимка. Желтая, вытянутая возвышенность на берегу — остатки транешемента.
Любое место на берегу от Старочеркасской до Анненской, могло быть и было местом гибели того или другого корабля.
Вряд ли стоит что-то искать в этих местах. Лес — желанный и редкий материал в наших краях. Все корабли разбирались до последней доски. Что годилось — шло в постройки, что нет - в печки. А всякой железо было "на вес золота"
Если нет ветра, как и было в день съемок, над всем обширным займищем висит дымка. И не получилось у меня показать вам этот край во всей красе.
А так это исторический уголок выглядит на старой карте. Коих кстати не мало.
Божье Предначертание?
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 432 | Автор: Stanichnik | Дата: 28.04.2019 | Комментарии (7)
Спасибо, Андрей. Красиво получилось. Теперь я уверен в положении траншемента на 100%.
За последние три века многие историки, писатели обращались к теме Азовских походов и Азовского флота. Казалось бы, все давно известно, все исследовано и рассказано. Сайт «Меотида и окрестности» неоднократно доказывал, что это не так. В нашей истории существует немало «белых пятен», есть поле для работы, новых поисков, обсуждений. Интерес к эпохе Петра I не ослабевает. В журнале «История военного дела: исследования и источники» открывается новый специальный выпуск, посвященный Азовским походам царя Петра Алексеевича 1695-1696 годов. Пока с вступительным словом выступил к. и. н. О.А. Курбатов (http://www.milhist.info/spec_10/). В ближайшее время появятся публикации авторов. Наверняка, краеведам Приазовья выпуск в «Милхист инфо» будет любопытен.
Фотоснимки с дрона - очень познавательные! Кое-что скачал для себя.
Посудина на искалеченном памятнике (помню, когда еще все паруса были на месте) - конечно, не "Предестенация". Как она точно выглядела - никто не знает (чертежей не сохранилось). Но не так - этот слишком узкий и длинный...
С учетом кораблей, доделанных в 1701–1704 годах, кумпанствами было построено 134 различных военных судна, в том числе 19 «баркалунгов», или «барколонов» - двухпалубных кораблей - и 33 «варварийских» - типа флейтов, принятых у корсаров Средиземного моря (1). Качество этих судов из-за торопливости, низкой квалификации мастеров и финансовых злоупотреблений оставляло желать лучшего. Большинство из них либо были непригодны к службе, либо могли нести только лёгкую артиллерию и нуждались в переделке. Приглашённые на службу за большие деньги иностранные специалисты нерадиво относились к делу, считая, что «в Московии и худое сойдет за хорошее» (2). Строительство судов от кумпанств передали государству. Во главе нового Адмиралтейского приказа встал Ф.М. Апраксин. Управлять флотом на Азовском море был назначен капитан-командор Ян Бекман (англичанин, умер и похоронен в 1711 г. в Азове).
К 1710 г. несколько кораблей в Таганроге при осмотре оказались гнилы и в починку не годны, в том числе корабли-галеасы «Апостол Пётр» и «Апостол Павел». Россия готовилась к новой войне с Турцией. В Таврове и Воронеже были заложены новые суда. Вице-адмирал К. Крюйс указал Петру I на затруднения, которые имеют большие корабли при проходе через мели. Он убеждал царя возвратиться к прежней системе плоскодонных судов, которые имели бы ряд преимуществ при встрече в Азовском море с глубокосидящими турецкими кораблями.
Весной 1711 г. из-за малого разлива Дона готовые на Воронежских верфях корабли даже не были спущены на воду. В начале июле в Азовское море вошёл турецкий флот, состоящий из 16 кораблей и 16 галер. По разным причинам наступательных действий против Азова и Таганрога турки не предприняли, ограничились одними манёврами. На море неприятелю противостояла русская эскадра, включающая: 4 корабля (Меркуриус, Ластка, Уния, Божье Предвидение), 2 галеры, 3 шнявы (шнавы), 2 русских бригантира, 1 тартан, 4 каги с общей численностью команд 1733 человека (3).
Дальнейшему развитию Азовского флота помешал неудачный для России Прутский поход. Государь написал Апраксину, чтобы он вывез из Таганрога и Азова в Черкасский артиллерию и воинские припасы. Корабли, если продать туркам нельзя, то сжечь. На передачу Азова отводилось 2 месяца, на разорение Троицкого - 4 месяца. Городки Алексеевский - подорвать, Петровский – уничтожить. Корабельные работы в Воронеже Пётр I указал прекратить. Два лучших корабля, «Гото Предестинация» («Божье Предвидение») и «Ластка», две шнявы Россия просила у Турции пропустить через Босфор для перевода их в Петербург. Получив отказ, суда продали на Галате в Константинополе за 14 тысяч, отдельно с них реализовали пушки, якоря, порох, канаты за 12 тысяч «золотых венец(ианс)ких». Мореходные суда Азовского флота: 3 корабля (Меркуриус, Дельфин, Винкельгак), шняву, тартан, брандер, 2 галеры, 13 итальянских и 2 русских бригантира, яхту, песочную машину отвели в Черкасский. В протоках они были обречены на медленное умирание. Корабль Меркуриус (Меркурий, пушек 22/28, длина 125 ф., ширина 26 ф.), построенный на средства князя П.Г. Львова, заслуживает отдельной почести. В 1699 г. он участвовал в Керченском походе. Осенью того же года затонул, не доходя донского устья. В мае 1700 г. корабль был поднят из воды и приведён в Азов. В последующие годы был задействован в перевозке соли от Бердянских озёр. В 1711 г. находился в плавании под командой вице-адмирала Крюйса. Приказ об оставлении Троицкого Апраксин получил в январе 1712 г. (4).
Название крепости "Св. Анны" очень редкое, но оно было не только под Азовом.
На одной из карт XVIII в. со стороны современного г. Алексеевки к Ольшанску показана «дорога ис крепость Светыя Анны». Слобода Алексеевка (г. Алексеевка) получила название от имени первого своего владельца князя Алексея Черкасского – одного из богатейших русских вельмож при Петре I. В последующие годы князь Черкасский А.М. играл видную роль при воцарении Анны Иоанновны. Возможно, крепость Св. Анны существовала непродолжительное время, ориентировочно в 1730-1740 гг. - как раз во время правления императрицы Анны. Никаких документальных свидетельств об этом неизвестном форпосте на реке Тихой Сосне нам найти не удалось. Как видим, годы существования обоих крепостей Св. Анны совпадают.
А можно как-то эту карту увидеть?
Опять увлёкся Азовским флотом.
Помимо многих загадок, заинтересовался таким вопросом: а куда делись остальные, не отведенные к Черкасску корабли, входившие в состав Азовской эскадры Круза?
Почему их не продали? (Или все-таки часть продали?)
Туркам корабли были нужны. Слабенькие "Предестинацию" и "Ластку" (а именно она, а не несильно удачная "Предестинация", была эталонным кораблем Петра) они купили...
Оставить комментарий