Как погибал флот

История гибели первого Российского флота построенного Петром I для штурма турецкого Азова и завоевания Азовского и Черного морей, не дает мне покоя.
С момента написания первой статьи на эту тему, читатели добавили очень много интересных подробностей и деталей, которые сказать честно, полностью поменяли мое представление об этих событиях.

Главное, что надо понять вспоминая то время — после горького поражения в 1711 г. и подписания Белградского договора, флот перестал существовать как единая структура. Значительная его часть сгнила недостроенная на верфях под Воронежем. Выход в море был закрыт турками и достраивать флот не было смысла.

Лучшие 4 корабля были проданы врагу — Турции. В том числе гордость — первый корабль построенный русскими мастерами по русским чертежам - "Готто Предистинация" (Божье Предначертание). Сейчас в виде модели, этот корабль гибнет повторно, разломанный потомками похлеще чем пушками супостата.

Гибель Петровского флота у Черкасского городка и Анненской крепости
 

Еще надо понимать, что из более чем тысячи больших и малых судов построенных в период с 1695 г по 1710 г. к моменту сдачи туркам Азова и Троицкой крепости(Таганрога) в 1711 г., на плаву оставалась небольшая их часть. А большая — не дожила до этой даты, сгнила. Так как при постройке судов, в неизбежной спешке, не была соблюдена технология выдержки и обработки (морения) корабельного леса.

Поэтому, когда мы говорим об эвакуации Первого великого флота к Старочеркасску и Анненской крепости, мы говорим о малых остатках флота.
Но как бы там не было, первым пристанищем этих кораблей стал траншемент — небольшая земляная крепость на берегу Дона в Камплице.
Фото 1972 г.

Гибель Петровского флота у Черкасского городка и Анненской крепости
 

Известно, что в 1713 г. корабли «Винкельгак» и «Меркурий» стояли с пушками у траншемента в качестве оборонительного заслона Черкасска. Об этом граф И.А. Толстой докладывал президенту Адмиралтейства графу Ф.А. Апраксину.

Вторым местом стоянки кораблей стала протока огибающая Черкасский городок. Эта протока давно пересохла, но и сейчас станицу Старочеркасскую делит большой, широкий пустырь — бывшая протока.

Гибель Петровского флота у Черкасского городка и Анненской крепости
 

На макете Черкасского городка видны два моста перекинутые через протоку. Между ними и стояли суда.

Гибель Петровского флота у Черкасского городка и Анненской крепости
 

Сколько их было? Сохранился документ.

Гибель Петровского флота у Черкасского городка и Анненской крепости
 

Итого 33 "судна на воде в ход годных". Удобное вероятно было место для стоянки флота. Но из-за кораблей, часть из которых вероятна разваливалась на месте, глубоководная до селе протока стала заиливаться и зарастать. Казаки "слезно милости просили" у Великого Государя, убрать корабли.

Невероятно, но похоже, что этот пустырь, который мы все пересекаем двигаясь к Старочеркасским храмам и музеям — результат стоянки Первого великого флота.

Гибель Петровского флота у Черкасского городка и Анненской крепости
 

Последним местом стоянки и окончательной гибели флота, стали три рядом расположенных объекта:
- Траншемент построенный в трех верстах выше по течению от Черкасского городка. Построен он был в 1717 г. и разрушен наводнением в 1729 г.
- Анненская крепость построенная в 1730 г.
- И Васильевская протока, протекавшая в полусотне метрах восточнее крепости.

В правой части снимка — хорошо сохранившаяся до наших дней Анненская крепость. В левой — петляющее, пересохшее русло Васильевской протоки.

Гибель Петровского флота у Черкасского городка и Анненской крепости
 

На этом снимке в левой части — узор крепостных валов и за ним, змейка деревьев обозначающих бывшую протоку. Я не думаю, что в этих местах у флота было четко организованная стоянка. Скорее всего они перемещались вверх по Дону, то используясь в качестве плавучих батарей для защиты крепости и траншемента, то в качестве дров, когда приходили в негодность.

Гибель Петровского флота у Черкасского городка и Анненской крепости
 

Посмотрите на ближний к нам берег Дона в правой части снимка. Желтая, вытянутая возвышенность на берегу — остатки транешемента.

Гибель Петровского флота у Черкасского городка и Анненской крепости
 

Любое место на берегу от Старочеркасской до Анненской, могло быть и было местом гибели того или другого корабля.

Гибель Петровского флота у Черкасского городка и Анненской крепости
 

Вряд ли стоит что-то искать в этих местах. Лес — желанный и редкий материал в наших краях. Все корабли разбирались до последней доски. Что годилось — шло в постройки, что нет - в печки. А всякой железо было "на вес золота"

Гибель Петровского флота у Черкасского городка и Анненской крепости
 

Если нет ветра, как и было в день съемок, над всем обширным займищем висит дымка. И не получилось у меня показать вам этот край во всей красе.

Гибель Петровского флота у Черкасского городка и Анненской крепости

Гибель Петровского флота у Черкасского городка и Анненской крепости

Гибель Петровского флота у Черкасского городка и Анненской крепости
 

А так это исторический уголок выглядит на старой карте. Коих кстати не мало.

Гибель Петровского флота у Черкасского городка и Анненской крепости
 

Божье Предначертание?

Гибель Петровского флота у Черкасского городка и Анненской крепости
 

Игорь (28.04.19 21:33)

Спасибо, Андрей. Красиво получилось. Теперь я уверен в положении траншемента на 100%.

Александр Ч. (29.04.19 09:33)

За последние три века многие историки, писатели обращались к теме Азовских походов и Азовского флота. Казалось бы, все давно известно, все исследовано и рассказано. Сайт «Меотида и окрестности» неоднократно доказывал, что это не так. В нашей истории существует немало «белых пятен», есть поле для работы, новых поисков, обсуждений. Интерес к эпохе Петра I не ослабевает. В журнале «История военного дела: исследования и источники» открывается новый специальный выпуск, посвященный Азовским походам царя Петра Алексеевича 1695-1696 годов. Пока с вступительным словом выступил к. и. н. О.А. Курбатов (http://www.milhist.info/spec_10/). В ближайшее время появятся публикации авторов. Наверняка, краеведам Приазовья выпуск в «Милхист инфо» будет любопытен.

Stefan (05.05.19 13:54)

Фотоснимки с дрона - очень познавательные! Кое-что скачал для себя.

Посудина на искалеченном памятнике (помню, когда еще все паруса были на месте) - конечно, не "Предестенация". Как она точно выглядела - никто не знает (чертежей не сохранилось). Но  не так - этот слишком узкий и длинный...

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.