Путешествие придеться начать издалека. В конце 18-го века французы устроили у себя в стране кровавую революцию, которую позже назовут Великой французской. Взяли штурмом Бастилию, отрубили головы Людовику и Марии Антуанетте, а потом и революционерам во главе с Робеспьером.
В числе многих бежавших из страны, спасаясь от революционной гильотины, был некий повар-кондитер Луи Бенуа. Он осел в России в 1794 г. под крылом нашей великой матушки-императрицы и дал начало русскому роду Бенуа.
В числе самых известных его потомков – Николай Леонтьевич Бенуа, знаменитый архитектор, академик, профессор Петербургской Академии художеств. Он известен многими замечательными зданиями в Санкт-Петербурге и Петергофе.
Это одна из его самых известных работ - железнодорожный вокзал в Петергофе. (Фото с сайта https://spb.ros-spravka.ru)
Как известно, одним из итогов Великой французской революции был приход к власти Бонапарта. Тот, объявив себя императором, пошел воевать в Россию. Одним из тех, кто в числе его огромной армии перешел Неман, был некто Поль Лансере.
Под Смоленском он был ранен, потом не смог или не захотел присоединиться к бежавшей из России наполеоновской армии, и так и остался здесь, дав начало русскому роду Лансере.
В числе самых известных его потомков - Евгений Александрович Лансере, выдающийся скульптор-анималист.
Во многих музеях нашего края есть копии его работ. Одна из самых известных – прощание казака с казачкой.
У упомянутого выше Николая Леонтьевича Бенуа была дочь – Екатерина Николаевна Бенуа. В 1874 г. она и Евгений Александрович Лансере сочетались браком. У пары родилось несколько детей. Самая известная из них – восхитительная художница Серебряного века Зинаида Евгеньевна Серебрякова.
Но нам интересен один из сыновей творческой четы – Николай Евгеньевич Лансере. Благодаря его автопортрету мы можем заглянуть в застенки ДонЧК. В начале 20-х годов Николай Евгеньевич жил с семьей в Нахичевани и был арестован. Этот арест для него закончится благополучно, а вот второй в 1938 г. – трагически.
Автопортрет Н. Лансере в тюрьме ДонЧК в Ростове-на-Дону. 03.10.1920. Тут можно дать волю фантазии, рассматривая немногие черты тюремного быта.
Этот автопортрет широко известен, и я его раньше видел. Но по-настоящему он меня впечатлил, когда я выяснил, кто были основателями семейств Лансере и Бенуа в России. Невольно подумаешь о судьбе.
А на сайте http://www.bls-collection.com/ , название которого так и расшифровывается «Бенуа, Лансере, Серебряковы», я нашел две удивительные акварели работы Николая Евгеньевича, на которых изображена старая Нахичевань.
Эта акварель называется «Церковь в Нахичевани-на-Дону» 1920г. На самом деле это Успенская церковь. Первая в Нахичевани. Ее, деревянную, построили в первый год образования города, в 1780-м. На акварели уже каменное здание, построенное позже. Оцените, как великолепно переданы черты начинающегося запустения, выбитые стекла и потемневшая штукатурка. Притом, что закроют и снесут церковь лет через десять, в 30-х.
До сих пор было известно единственное фото этой церкви с противоположного ракурса. Церковь располагалась на нынешней улице 1-й Пролетарской, между 23-й и 25-й линиями. Для кого как, для меня приятное открытие.
Сейчас на месте церкви – учебные заведения.
А эта акварель названа просто «Нахичевань» 1920г. Где это?
Предположу, что это балка Кизитеринка. Именно там располагались нахичеванские кирпичные заводы. Вероятно, один из них – в центре пейзажа. А склоны балки изъедены глиняными разработками.
Точно определить место совершенно невозможно, но, вероятно, где-то в низовьях балки. Сейчас пейзаж неузнаваем
И еще в одном издании я нашел очень интересную акварель "Сенной рынок в Ростове"
Вот тут по-настоящему стало любопытно, где в Ростове стояло это чудесное здание с выбитыми стеклами и двумя патефонами у фасада.
Сенной рынок, как известно, располагался на пересечении современных пр. Ворошиловского и ул. Красноармейской. На северной стороне перекрестка. На карте 1921 г. я обвел его зеленым прямоугольником.
На акварели в левой части мы видим трубу промышленного предприятия. Просмотрев все объекты, обозначенные на карте вокруг рынка, нашел два, где могли быть трубы. Обвел их красными кругами. 73 - лесопильные заводы, 84 - фабрика пряничных и конфетных изделий.
Значит очень вероятно, что здание на акварели- это одно из вытянутых параллельно Большому проспекту (Ворошиловскому) зданий, и художник писал акварель, смотря на фасад одного из них с юго-востока, при этом в поле его зрения вполне могла попасть труба одного из заводов. Направление ракурса обозначил стрелкой. Если не ошибаюсь, то сегодня это место с этого же ракурса, выглядит так.
Спасибо всем, кто дошел со мной от площади Бастилии до Ворошиловского.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 1253 | Автор: Stanichnik | Дата: 23.10.2018 | Комментарии (32)
Кизитиринка- с вероятностью 90%!
А какие еще варианты?
Некоторое сомнение вносит отсутствие на рисунке железнодорожного пути, который, если я не ошибаюсь, к 1920 году уже пролегал по Кизитериновской балке ближе к станице Александровской. Кстати, известно еще изображение Н.Лансере подвалов ДонЧК : https://ankol1.livejournal.com/153181.html
Поэтому я и говорю, что рисунок сделан в низовьях. Там железная дорога появится только когда после войны построят мост через Зеленый.
Почему "после войны"? На планах города, начиная с 20-ых годов там показана железная дорога. А начиная с 30-ых даже остановочная площадка "Красный Аксай" обозначена.
Одна ветка шла по самому берегу, там, где и сейчас идет. Вторая ветка ответвлялась от первой на станции Кизетиринка и уходила по левому борту балки на Сельмаш. Практически в низовьях балки железной дороги не было. После войны эти две ветки связали и построили мост через Зеленый. Получился треугольник. Теперь железная дорога идет по балке везде.
Спасибо, Андрей. Орлиный глаз.
Спасибо Игорь.
Необыкновенно интересно, просто нет слов
Андрей вы поторопились, когда решительно привязали Успенскую церковь к 1-й Пролетарской ул. В этой части донской Нахичевани уже без малого 150 лет происходит дьявольщина похлеще «бермудов» и я уже отчаялся десятки лет искать разгадку этого феномена. Где то я выкладывал текст о нем на Меотиде.
Тем не менее, это общепринятая точка зрения. А всякие срмнения и поиски, я всегда приветствую.
Еще более ОБЩЕПРИНЯТО ошибочное имя церкви "УСПЕНСКАЯ".
Сурб Аствацацин - более правильно. Хайазг дает другое местоположение. Но по планам она стоит на 1й Пролетарской. Сейчас действительно высшая школа бизнеса ЮФУ. Здесь трудно спорить. На пятом фото почти тот же ракурс, и та же потемневшая штукатурка))).
Ну потрясающе. Я всегда говорил, что каждое место имеет свою судьбу. Если предназначено месту быть вышкой, значит всегда там будет вышка, если потемневшая штукатурка - значит так тому быть веками)))
Нахичеванский храм Аствацацин (точнее "Аст...ни" - родившая Бога) изначально посвящался Богородице, причем - персонально, без привязки к отдельным событиям Ее земной жизни: рождества, благовещания, покрова, введения во храм и т.п. Но случилось так, что к середине 19 в., в нижней части Нахичевани стали селиться и преобладать числом русскоговорящие нахичеванцы, котоые не были и не могли быть прихожанами армянского храма. Иных храмов для них не было и они массово шли "к армянам", где молились и творили не "Богородичный" ритуал по - армянски, а свой поминальный чин "Успения Богородицы ". Армяне не возражали, тем более, что чужаки к концу 19 в. оставляли "на кассе" основной массив пожертвований....
Можно предположить, что этот непорядок был замечен «армянской» Богородицей, Она обиделась и стала наводить порчу на пространство, окружающее храм, примерно так, как я рассказал на Меотиде ранее:
Храм Никольский на улице Успенской (загадка Нахичевани).
Нахичевань рождалась по воле властей как образец спланированного и лишь затем освоенного городского пространства. Рациональность ее застройки и правильная геометрия жилых кварталов впечатляет и уже третий век, в отличие от Ростова, остается неизменной. При этом межквартальная сеть города, в первое его столетие, никак не была поименована и дома, выходившие фасадом на улицу, не имели какой либо нумерации. Для адресации почтового послания, достаточно было указать фамилию домовладельца.
Нахичеванские улицы получили свои имена лишь в последней четверти 19 века. Те, что вели к Дону, назвались «линиями» и стали узнаваемым брендом Нахичевани, счастливо сохранившимся до наших дней. А те, что шли вдоль донского берега с запада на восток, получили имена храмов, что выходили на них парадной стороной. В стародавние времена так было заведено: улица, ведущая к храму, всегда называлась его именем. А если, вблизи или вдали, стоял на той же улице иной храм, то лицом он обращался на свою улицу, с его именем.
Лишь две улицы в донской Нахичевани – Никольская и Успенская, решительно выпали из веками освященного порядка. Случилось это в «дооктябрьские» времена и поэтому не будем искать в том антирелигиозную подоплеку. Однако найти иные разумные объяснения тоже пока не удается. Во многом потому, что «никольско – успенская» аномалия слишком глубоко погружена в источники, в массив нахичеванских хроник, планов и карт.
Так, если мы обратимся к авторитетнейшему академику О.Х. Халпахчьяну, то в его книге «Архитектура Нахичевани – на – Дону» обнаружим план города от 1890 года и такой текст: «5 марта 1875 года городской управой был принят план Нахичевани с обозначением предполагаемых названий улиц, в котором продольные улицы стали называться по расположенным на них храмам, а поперечные … линиями». По странности, академик не объясняет, что своим утверждением он противоречит приведенному им же плану, где к Никольской церкви ведет не Никольская, а Успенская улица, а Успенский храм показан на улице Никольской.
Адресные книги «ВЕСЪ РОСТОВЪ» за 1896, 1897 и 1898 годы тоже показывает план Нахичевани, где улицы Никольская и Успенская правильно ведут себя к одноименным храмам. Но уже через десятилетие это справочное издание тоже поддается необъяснимой бесовщине и на публикуемых планах города начинает тасовать местами эти две улицы.
Та же подмена улиц и их отрыв от храмов виден и на плане Ростова изд. ГГУ ВСНХ СССР в 1931 г.
Еще большая туманность закачивается в нахичеванскую картографию в наши дни. И это понятно, ведь со времен советизации, улицы Нахичевани не только переименовывались, но и давно уже не ведут ни к каким храмам. Понятно и то, что современные издания вынуждены черпать информацию из источников столетней давности, тех самых, что породили нахичеванский феномен.
Так, в книге «ДОНСКАЯ АРМЕНИЯ» (изд. «Старые русские», 2007 г.) на стр. 25 приведен план Нахичевани с досоветскими и современными названиями улиц, где на интересующем нас юго-западном краю города они показаны в такой последовательности:
1-я Соборная ул. (Советская),
1-я Георгиевская ул. (В. Закруткина),
1-я Федоровская ул. (Мясникова),
1-Никольская ул. (Листопадова),
1-я Успенская ул. (1-я Пролетарская).
Порядок улиц нисходящих к Дону здесь безупречен до тех пор, пока мы смотрим на старые имена - они правильны и идут к некогда стоявшим на них одноименным храмам. Но если мы обратим взгляд на современные, взятые в скобки их имена, и сличим их с тем, что показывают «яндекс карты», то с изумлением увидим, что к уличной интриге столетней давности теперь подключились современные - 1-я Пролетарская и Листопадова. Как и их предшественницы – Никольская и Успенская, они никак не желают определить подобающее им место на плане города.
В том же издательстве «Старые русские» недавно увидели свет мемуары И. М. Келле-Шагинова, известного Ростово – Нахичеванского думского деятеля давних лет. В книге есть глава, посвященная нахичеванской «распланировке», где Иван Матвеевич выступает не только как старожил и уроженец Нахичевани, но и как специалист: по думскому поручению он лично обходил и описывал все подворья и строения города на предмет их оценки для взимания налогов.
Казалось бы, вот тот квалифицированный авторитет, который внесет ясность в нахичеванскую картографию. Но нет, и здесь в авторское изложение вторгается фатальное наваждение, и мы читаем: «… затем, на юг от Собора, по линии Георгиевской церкви,… прошла Георгиевская улица. Вслед за этой улицей по южной линии Успенской церкви – будущая Успенская улица, далее, по линии Никольской церкви – будущая Никольская улица, а еще южнее – улица Федоровская». Здесь, следует порадоваться лишь за Никольскую улицу: она таки идет правильной дорогой к своему храму. Но зато ближние ей - Федоровская (ныне Мясникова) и бывш. Успенская не только поменялись местами, но и окончательно оторвались от привязки к некогда бывшим на них церквям.
Конечно, следует согласиться с теми, кто скажет, что для наших дней разгадывать истинное расположение улиц старой Нахичевани – бессмысленная и праздная казуистика. Но это соображение никак не подходит для архивистов – исследователей, или для тех коренных нахичеванцев, кто озаботится поиском родового домовладения и его адресации.
Так, автор этих строк полвека ищет дислокацию фамильного особняка легендарного нахичеванца Вартереса Тер-Крикорова – отца архитектора с мировым именем Марка Григоряна, и к нашим дням вынужден признать, что в «никольско – успенской» путанице утратилась всякая надежда определить его точный и документированный адрес.
При том, что сам дом визуально существует, к нему можно подойти и даже потрогать его руками.
Спасибо, Эдуард Вартанович, за ценную информацию аномалии и истоков названия Успенской церкви.
По моей, личной кочке зрения, проблема заключалась изначально в том, что церковь имела две парадных стороны, два входа с северной и южной стороны и стояла практически в середине квартала, что вообщем и повлияло на путаницу улиц. Плюс к тому же за название улицы боролась и Никольская церковь, точно имевшая парадный выход на нее. Надо отметить, что захоронения, в основном, были с южной стороны. Но как и в случае с Сурб Хачем, нет никакой возможности угадать главный вход и парадную сторону.
Сохранившаяся единственная фотография Сурб Аствацацини, показывает южный фасад, картина - тоже южный (в предыдушем посте я ошибся диаметрально). Априори, южный фасад как бы главнее. Но Сурб Хач тоже чаще снимают с южной стороны, хотя уже сотню лет вход с северной.
А, забыл сказать, что и церкви то же перемещались относительно улиц. Деревянная предтеча каменной Никольской стояла на другой стороне улицы, а ее прдтеча вероятно еще ниже. Деревянная Успенская тоже стояла не известно где в своем квартале.
О перемещении храмов вы вычитали у Е. Малаховского. Однако нахичеванские храмы перемещались лишь в воображении Евгения Ивановича. В натуре – от начала и до кончины, каждый храм оставался неколебимо привязан к "однажды и навсегда" Богом освященном месте. Как и почему в голове Е. И. родилась догадка о перемещении, - отдельная история многолетних моих с ним поисков и споров.
Нет, нет, я не говорю о глобальном перемещении вне освященной земли (хотя и такое было, и даже с нашим собором). Всегда, при постройке каменного храма, оставалась деревянная старая церковь. Только после окончания строительства и начала служения в новом храме, старая деревянная разбиралась. Расстояние между строящимся храмом и деревянной церковью обычно было не большое, от 20-50 метров в пределах церковной земли. Через это прошли все храмы, даже современные (вспомните жд вагоны с куполами в Авиагородке, на Северном, на Темернике, которые сначала обросли кирпичом, а позже стали строить капитальные здания рядом), ну за ислючением, наверное, Суб Хача, его предтеча сгорела, но и здесь я не уверен, вероятно при строительстве каменного Сурб Хача, с большой долей вероятности, было временное здание для отправления служб.
И 20-50 метров в пределах малого квартала, легко могло переместить храм с одной улицы на другую.
И да, я уже выкладывал местоположение деревянной и каменной Сурб Геворк.
Богородицкая церковь в донской Нахичевани не передвигалась и строилась в такой последовательности:в начале апреля 1781 года заложили и к началу мая построили деревянную церковь, Затем по ее внешнему расширенному периметру начали строить каменную, причем алтарная часть деревянной осталась алтарной частью каменной. Никольская, Федоровская, Вознесенская, Георгиевская (на два года позже) и Собор изначально закладывались и строились в камне и тоже никогда и никуда не передвигались. К месту замечу: традиции храмостроительства в ААЦ и РПЦ не во всем совпадают.
О как!
Элуард Вартанович, но все исследователи, которых я читал, в том числе и Смирнов, утверждают, что первоначально нахичевенский кафедральный собор начали строить в районе площади Свободы. И не Соборная, а Георгиевская, ведущая к воротам Димитриевской крепости, должна была стать главной улицей между двумя городами. Потом планы изменились и собор построили там где построили, на месте нынешнего дома культуры. А на части фундамента несостоявшегося собора какое-то время стояла часовня. Говорят есть ее остатки. Врут?
Нет, это добросовестное заблуждение.
Долго я не мог найти снимок, где бы одновременно фигурировали и церковь Сурб Геворк, и здание Управления дороги. Оказывается такой снимок был в музее ростовского спорта, которого уже нет. Источник.
Этот снимок есть на Меотиде. Взят в ДГПБ.
https://meotyda.ru/node/1739
Да, точно! Только на том снимке церковь почти не видна, а на этом даже часть колокольни просматривается. Еще снимок есть с Софийской церковью и управлением дороги. Такой был?
Не вспомню.
По поводу картины Кизетеринки осторожно предположу, что это взгляд с востока на запад на улицу Ручейная, с высокого левого берега Кизетериновского оврага. С того места где сходятся мосты Черевичкина и Сарьяна.
Согласен. Я когда посмотрел на акварель, сразу подумал про трубу на горе: а не завод ли это известный как "Красный кроватчик"? Но не стал эту мысль развивать.
..В "бурсе № 12 в году 1986 проходил обучение, и с лево "на фото" проводили коммуникации.. по этим траншеям лазил! Кладбище ТАМ, и не сильно истлевшее,в рясах - там... Я ВАНДАЛ и БЕЗ Божник! Каюсь! черепами и костями... девчЁнок пугали((
Надо посмотреть, что там сейчас.
Горсоветская ул., 47, микрорайон Берберовка
Кирпичный завод № 1 на Курской № 2 на "нансена № 3..и далее по списку...
Оставить комментарий