Противотанковый ров у нас под ногами.

Где бы вы не жили в нашем удивительном городе, кольцо на въезде в Северный Жилой Массив, вы знаете. Если повезет, то там в пробке можно хорошо постоять.

Противотанковый ров на улице Евдокимова


На ряд неряшливых акаций, стоящих плотным строем и уходящим в даль пустыря на ул.Евдокимова, внимание никто не обращает.

Противотанковый ров на улице Евдокимова


Разберемся. Посмотрим на аэроснимок этого района, сделанный птенцом Геринга в лихой военный год.
В правой верхней части снимка  поселок Северный. Он и сейчас выглядит почти также. В левой нижней части - изгиб ручья у монастыря Сурб Хач.

Противотанковый ров на улице Евдокимова


Чтобы вы лучше сориентировались, я красными полупрозрачными линиями обозначил будущие главные магистрали - ул. Плиева и пр. Космонавтов. Синим обвел ручей, а желтым- противотанковый ров, выкопанный защитниками города. На некоторых участках он виден очень хорошо, на некоторых - не очень, на некоторых угадывается.

Противотанковый ров на улице Евдокимова


Так вот, этот строй акаций - след противотанкового рва. Самый ближний к центру города.
То, что ров "отбился" строем деревьев, не удивительно. Скорее так и бывает. Хорошо известен  этот ров, сохранившийся в лесополосе.

Противотанковый ров на улице Евдокимова


Поэтому, проезжая или стоя в пробке на этой площади, мысленно поклонитесь тем, кто копал эти рвы.

Противотанковый ров на улице Евдокимова


Копал днем и ночью, голодая, не считаясь с усталостью, надеясь, что вот именно здесь будет остановлен враг.

Противотанковый ров на улице Евдокимова


Недавно нашел фото: немецкая тяжелая техника преодолевает противотанковый ров  у Ростова-на-Дону в ходе летнего наступления 1942 г. Может быть именно в этом месте.

Противотанковый ров на улице Евдокимова


Противотанковая площадь.

Противотанковый ров на улице Евдокимова



По этой ссылке статья "Противотанковый город", где постарался собрать многое о противотанковых рвах вокруг Ростова-на-Дону. 

Игорь (03.04.18 22:34)

К сожалению, ров был не там. И части его еще были в середине 70х. Ну вот что мне делать, Станичник?

Андрей Станичник (04.04.18 11:03)

Игорь, я поймал себя на мысли, что уже скучаю без ваших опровержений. Ещё раз посмотрел карты, там, где вы отметили ров, был уже камыш, слишком низко. Он был выше по холму.

Игорь (04.04.18 11:52)

Я, понимаю, не верите. В 70е это были прямолинейные полуболота наполненые водой и чудный рассадник живности. Воды Нижнего озера наполнили их водой. А какая была чудная грязь! И огромные створки малюсков в ней, величиной с тарелку. Надо же, до сих пор что-то осталось между дачей Хрущева и Гедоном.

И вы не заметили, что я не обозначил ров, а наложил фотографии?

Андрей Станичник (04.04.18 11:52)

Конечно заметил, и даже сам делал такие наложения. Но у меня ни чего не вышло. Дело в том, что современные фото сделаны почти вертикально, а немецкое с угла около 45 градусов. Они не накладываются.

Андрей Станичник (04.04.18 11:54)

И ещё, я правильно понял, что ров в котором вы браконьерствовали,))) был затоплен ещё до строительства водохранилищ?

Игорь (04.04.18 12:05)

Нет, в сознательном возрасте я застал наличие только нижнего водохранилища до Ромашки, Ромашка только строились. Рвы от дачи Хрущева, (точнее от моста Космонавтов, тогда был еще проход вдоль реки) и до Ромашки уже были болотами. Предпологаю, что их подтопило водохранилище.

Лусеген (04.04.18 14:11)

Завидую людям у которых не взрывается мозг от снимков и карт перевернутых вверх ногами)

Ров, вроде, примерно так проходил в этом месте.

Игорь (04.04.18 14:31)

Ну почти, мой зеленый.

Игорь (04.04.18 11:54)

Открою секрет, в Google картах, если зажать Ctrl, и подвигать мышкой, то можно выбрать угол обзора.

Бронебоцщик (04.04.18 07:27)

Конечно не там, их вырыли сразу вокруг Берлина, примерно в районе Berliner Ring

Игорь (04.04.18 10:38)

Ну, давай, расскажи мне, БронебоЦщик, где моя бабка рвы копала, и где я в 70х гонял жабаков и нутрий.

Андрей Stanichnik (04.04.18 15:38)

Собственно мы все трое, нарисовали ров в одном и том же месте. И все трое ошибаемся. На участке где ров проходит по территории БСМП-2 ошибиться нельзя, там он виден явно. А далее по берегу идет некая светлая линия к Космонавтов-Плиева. И мы эту светлую линию приняли за ров. Посмотрите внимательно, южнее этой светлой линии видна волнистая поверхность обрывов второй террасы долины ручья. Ров не мог быть под ней. Там от него толку ни какого. Он должен быть на второй террасе. Я думаю, что ров отпечатался в резком изгибе границы огородов в створе пер. Грузинского. И практически я прав, акации растут у рва. Я ни в коем случае не оспариваю ваши воспоминания и реконструкции но прошу помнить, что сам по себе противотанковый ров ни чего не преграждает, он является преградой, если "прикрыт" огнем, а на первой террасе у камышей он невиден уже с окраины поселка Северного.

Лусеген (04.04.18 18:32)

Привязал фрагмент вертикального снимка к перекресткам поселка Северный и вышло вот что:

Игорь (04.04.18 19:03)

Я так понял у вас есть еще один аэроснимок и он более вертикальный. А что такое 1-1 ?

Лусеген (06.04.18 10:17)

Это известная склейка из многих снимков. Есть в открытом доступе. Я взял на САСпланета. там склейка вполне сносно привязана, я только немного по месту поправил.

Игорь (06.04.18 11:18)

О! Спасибо! Не знал о существовании такой удобной штуки как SASGIS. Все в ручную...

Лусеген (06.04.18 12:51)

Игорь, скачай крайнюю НОЧНУЮ СБОРКУ. Обычная версия частеньки не работает с картами ГШ. Учти, что все просмотренное идет в кеш. Это весьма удобно, но нужно место. 

Игорь (06.04.18 13:53)

Спасибо, понял!

Stanichnik (04.04.18 22:22)

Очень кстати нашлось это фото неизвестных мне людей 1986 г. Многое объясняет. 

Игорь (05.04.18 17:15)

Скурпулезно изучил ПЯТЬ снимков "птенцов". Ров от моста Космонавтов до Ромашки присутствует частично. Возможно эту полосу прикрывали надолбы, но их тоже не видно. Лусеген показал правильное расположение рва по левому берегу нижнего водохранилища.  В створ Грузинской поворачивает овраг, но не ров. Вывод: болотца - не бывший ров, видимо возникновение другое. Свидетели врут.

vvd (14.10.20 02:07)

Есть варианты аэрофотоснимков 1971 и 1975 годов. Может там лучше видно.

1971 год полный вариант снимка: http://retromap.ru/1419712_47.22691,39.71676 ,

вариант совмещения с современным снимком: http://retromap.ru/1419712_0020092_z17_47.256554,39.766870 .

1975 год полный вариант снимка: http://retromap.ru/1419756_47.256445,39.767997 ,

вариант совмещения с современным снимком: http://retromap.ru/1419756_0020092_z16_47.279185,39.711799 .

Stanichnik (07.04.18 21:02)

Игорь, я сегодня попал на берег водохранилища. Где по вашему был ров. 

Игорь (08.04.18 09:44)

Да, да, я хорошо знаю это место. Выход пластов песчанника как бы намекает, что в этом месте рва не было. Он идет ровно по берегу, метрах в десяти правее. Я ж говорил, Лусеен пказал наиболее точно схему рва. Моя схема менее точна.

Владимир (05.09.20 10:55)

Теперь мне понятно как появилась обрывистая бровка в твердом грунте на водохранилище напротив пляжа на Северном, в которой были многочисленные норы с раками в 80-годы.

JamesVM (11.10.20 10:14)

Предполагаю, то на заднем плане фото виден данный ров (https://pastvu.com/p/1176653)

Бывалый (11.10.20 11:42)

Глядя на здания на горизонте, сомневаюсь, что место указано верно. Да и старый «ров» не может выглядеть так четко

JamesVM (12.10.20 10:28)

В месте съёмки сомнения нет. Фотограф ежедневно бывает в данном месте и отчётливо помнит где делал фото.

Бывалый (12.10.20 11:04)

Мне хорошо знакомы места вокруг Северного водохранилища, но что-то не так. Поясните, какие здания на дальнем плане (названия улиц). Если есть возможность, повторите снимок 

Stanichnik (12.10.20 11:48)

Со зданиями все понятно. Это здания оборонных заводов. Но ров выглядит странно. Он прямой, что бывало не часто. Обычно при строительстве рвов не допускали длинных прямых участков, что бы они не стали укрытием для противника. И он идет по середине склона. Обычно их устраивали у самого ручья или дна балки. Или уже ближе к гребню, где его удобней обстреливать. Хотя кончно это не железные правила.

Бывалый (12.10.20 19:05)

Эта полоса может быть свежезаасфальтированной дорогой, которая сейчас стала улицей Евдокимова (нижней)

Бывалый (14.10.20 12:00)

Делаю смелое предположение, что на южном берегу Темерника был не противотанковый ров, а эскарп.  Он был вырыт не по прямой или ломаной линии, а плавно повторял кривизну реки, поэтому на аэрофотосъёмке он визуально сливается с руслом.  После войны он осыпался, зарос и превратился в малозаметный уступ, который был срыт землеройной техникой при строительстве водохранилища.

Stanichnik (14.10.20 12:11)

Очень может быть. Думаю, что после войны, все эти сооружения на бытовом уровне начали называть противотанковыми рвами. 

Бывалый (14.10.20 15:58)

Да. Летом 1942 года ростовчане называли все эти земляные работы рытьём противотанковых рвов. Слово «эскарп» из лексикона военных строителей не стало общеупотребительным.

Чтобы упростить задачу, пологий склон левого берега делали «обрывистым». В послевоенное время этот уступ выглядел как часть естественного рельефа

Alexandr Nikolaevich (19.07.24 10:14)

Судя по началу и окончанию данных линий, никакой это не ров, а канал, зачем-то соединяющий ручей у современного Лелюшенковского лесопарка и место соединения Камышевахи и Темерника в районе современного 2-го Пчелиного переулка..

Stanichnik (19.07.24 18:33)

"....зачем-то соединяющий..."

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.