Оставить комментарий

vvd (27.06.22 22:16)

В 1968 году видимо решили оживить Темерник как реку и увеличить проход воды, т.к. чистили русло реки и в Ростовском санатории (после этого можно было там с тарзанки понырять, глубина позволяла). Возможно, тогда и появился остров.

В 1965 году все место в районе монастыря было заболочено. Там где сегодня остатки строения, которое называют Кувшинка или Лилия, была насыпь земли. Насыпь имела проход воды через пару кольцеобразных труб, расположенных рядом. Через трубы переехать было нельзя, т.к. колея была узкая. Отец нашего Ковровца перекатывал пешком. Со стороны верховья Темерника у насыпи была заболоченная местность, разлив воды большой, но мелко. В средней части коню было по брюхо (там цыгане коней купали). На противоположной от посёлка Чкалова стороне были частные сады на склоне. Сам Сурб-Хач использовался тогда, как хранилище зерна (так местные сказали), но скульптуры (надгробия) Рафаэла Патканяна и Микаэла Налбандяна  присутствовали. Уровень воды при просмотре с монастырского моста был 20 – 50 см. Вода прозрачная. Ниже уровня воды был виден слой ила. Со стороны берега просматривались глубокие следы в иле от коров, которые заходили в воду напиться.     

В 1970 - 1972 году, действительно были два земснаряда - черпальный и землесосный. Черпальный как раз сделал вал по краю острова. А землесосный сбрасывал собранную взвесь грунта и воды по левому берегу. Это хорошо заметно при въезде в район со стороны проспекта Нагибина. Там от моста справа (там, где была хрущевская дача) уровень земли по берегу, как ровный стол. У земснаряда в сторону берега была длинная высоко поднятая труба. Оттуда вылетала собранная взвесь на достаточно далёкое от берега расстояние. Заходили на это намытое место, сначала по щиколотку, потом по колено, потом на пузе, пока не начинало засасывать. После “грязевых ванн”, принимали “водные процедуры”.

Весь большой выступ земли, который огибает русло Темерника на Северном массиве (въезд со стороны проспекта Нагибина и до храма) представляет собой ракушесник. Слева от моста с Нагибина точно был карьер, где выпиливали большие блоки (хорошо были видны следы выработки блоков). Кроме того, что в строительстве применяли сами блоки, после выжигания известняка получали и строительную известь.

Ну, и по поводу окультуривания. На острове ресторан не построили, но на Кувшинке после её строительства сначала появился “пивной бар”. В кавычках, т.к. баром место можно было назвать условно. Внутри небольшого круглого помещения с одной дверью и одним окном раздачи сидел вечно злой мужик. Было несколько столиков, постоянно занятых завсегдатаями. Остальные располагались на неширокой полочке, расположенной вокруг центральной части Кувшинки или над водой на пяти лепестках архитектурной конструкции. В 1977 году после открытия, это было предпочтительным местом приобретения пива, поскольку считалось, что там “ещё не разбавляют”. Закончилась работа заведения достаточно быстро. Столики делили те, кто приходил с Чкаловского и те, кто жил на Северном. Дележка заканчивалась сбросом в воду проигравшей стороны. Смертельных случаев не было, но заведение от греха подальше перепрофилировали под кафе-мороженое.

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.