В истории России неоднократно бывали времена, когда в нее стремились внешние мигранты. Мигранты, правда, временами были несколько иными - не простыми, да и их отношение к России тоже отличалось от нынешнего. Во времена Екатерины Великой на юго-запад Российской Империи, например, устремились греки. Царское правительство привечало их, особенно, заслуженных , раздавало им земли. Вот и становились греки "новыми русскими". Одним из таких "новых русских" стал ветеран Чесменского сражения секунд-майор Дмитрий Ильич Алфераки.
Портрет Алфераки взят отсюда: http://greatrussianpeople.ru/info290.ht
А это древо рода Алфераки вывешено в чудесном Лакедемоновском музее.
Алфераки родом происходил из Греческой провинции Лакедемон, которая более известна по античным временам, как Спарта. Великая царица-императрица выделила Алфераки участок земли в Приазовье в районе Беглицкой косы на левой стороне Миусского лимана, где уже существовало поселение малороссийских крестьян под названием Местечко. Так что спартанец мог вполне стать местечковым, чего он не возжелал, а переименовал Местечко в честь своей Родины Лакдемоново. Так и появилось на карте России сие спартанское местечко. Ныне это земли Неклиновского района Ростовской области.
В своём письме от 24 июля 1795 года помещик Алфераки писал преосвященнейшему владыке Гавриилу: «Сего 1795 года в минувшем мае месяце по силе повеления Вашего Высокопреосвященства, в слободе моей Лакедемоновке, церковь во имя святого великомученика Димитрия в прошлом году заложена, ныне же совсем в завершённое окончание приведена. Прошу посвятить в оную церковь достойного человека во священники, кого заблагорассудите, и выдав святый антиминс, дать милостивое архипастырское повеление освятить оную». Данное письмо 5 августа 1795 года из Екатеринославской консистории было отправлено в Мариупольское духовное отправление с резолюцией преосвященнейшего Гавриила: «Разрешить Таганрогскому протоиерею Иоанну Андрееву освятить новоустроенную в Лакедемоновке Свято-Димитриевскую церковь, и дозволить выдать освящённый антиминс."
В 1813 году имение Алфераки приобрел другой "новый русский" ветеран Чесменского сражения греческий мигрант Иван Андреевич Варваци, который переименовал Лакедемоново в свою честь в Варвацино.
Портрет Варваци взят отсюда: http://www.voopiik-don.ru/main/2009-0
Но это название местечка не прижилось, и в 1917 году на картах опять появилась Лакедемоновка. При потомках Ивана Андреевича - Комнено-Варваци и была построена в 1845 году каменная церковь.
Вот так выглядела церковь в свои лучшие времена. ( Правда, надобно признать, что существуют небезосновательные сомнения в том, что это именно та церковь).
А вот так выглядит сейчас, да и названа она уже не по имени Димитрия, а по имени Николая Чудотворца. Где-то там, где светлеет кучка песка, покоятся бренные останки основателя Лакедемоновки - помещика Алфераки.
Внутреннее убранство церкви
На колокольне.
В начале 20 века по причине притеснений со стороны помещиков местного крестьянства в селении начали вспыхивать волнения, которые были погашены не без участия казачества. В 1917 году произошло - сами знаете что. В 1933 году здание Лакедемоновского храма уже служило общежитием колхозу им. Шевченко. В 1934 году здание использовалось под школу. 10 февраля 1937 года здание было продано таганрогским райфинотделом колхозу имени Сталина за 50000 рублей. Здание храма использовалось колхозом как амбар для хранения зерна. В период немецкой оккупации (1942 г.) Свято-Димитриевский храм был открыт. В 1953 году в селе построен Дом культуры, в сталинском архитектурном убранстве которого прослеживаются и греческие языческие мотивы.
Внутреннее убранство
Мирно соседствовать при Советской власти такие храмы не могли, и ею стала подготавливаться почва для закрытия культового храма.
В 1961 году храм закрыли. Такое решение принял народный суд, приняв во внимание заключение специальной технической комиссии «О аварийности здания церкви». 31 мая 1961 года православная община села Лакедемоновка была снята с регистрации. Как видно из вышеприведенного документа, воды на мельницу воинствующего большевистского атеизма при этом подлил и епископ Ростовской епархии. В 80-е годы здание храма использовалось местным сельпо как хозяйственный склад.На здании магазина напротив храма сохранились остатки вывески магазина № 57 "Продукты" Лакедемоновского сельпо.
И только в 1991 году двери храма, теперь уже Свято-Никольского, открылись для верующих. Начались восстановительные работы, которые продолжаются и по сей день. В 2009 году здание храма признано объектом культурного наследия.
В ходе встречи с современными лакедемоновцами, от них пришлось услышать и негатив по поводу поведения нынешних помещиков - частных собственников земельных и водных угодий. Де, и рыбачить не дают, и даже просто находиться. И подумалось, что у лакедемоновцев интереснейшая история, а история имеет свойство повторяться. Помните об этом, господа, новые помещики! Не стирайте день 7 ноября, прежде всего, из своей памяти! Помните о революции! Между прочим, от строения барской усадьбы Алфераки-Варваци в Лакедемоновке ничего не осталось...
А на стене Лакедемоновского храма культуры нами была обнаружена мраморная табличка.
Содержимое письма потомкам в общем-то известно, ибо на его черновик можно взглянуть в фондах местной библиотеки.
Ну, а вдруг как там скрывается еще чего-нибудь?
Особо низкий поклон работникам Лакедемоновского музея, библиотеки и других культурных учреждений села, а также прихожанам храма, которые с любовью и доброй памятью открыли нам много интереснейших страниц прошлой и настоящей истории своего прекрасного села.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 753 | Автор: Ankol1 | Дата: 27.11.2013 | Комментарии (3)
Символично, что в центре "спартанского" села, неплохое футбольное поле.
Сравнивая старую и новую церкви, расстроился. Большинство архитектурных изысков, потеряно.
разумеется это два разных храма
Да, есть различия, которые нельзя объяснить самыми глубокими перестройками.
Оставить комментарий