Церковь Сурб Карапет в селе Несветай. Построена во второй половине XIX века. Во время Великой Отечественной сильно разрушена, после не восстанавливалась.
Лев Леонидович Эберг, рисуя свою серию, многие церкви видел поврежденными войной, но только на этом рисунке подчеркнуты военные разрушения и надпись на обороте начинается с размашистой фразы "Разрушена войной" Почему фронтовик Эберг именно здесь подчеркнул это?
Такой видели эту церковь сначала немецкие танкисты осенью 41-го, потом наши войска, когда заходили в тыл врагу, захватившему Ростов, и потом, уже летом 42-го опять немцы, в ходе наступления на Сталинград. Это место уникально тем, что две армии за недолгие 8-9 месяцев штурмовали этот район с одного направления.
Эберг конечно знал об этом и не мог не видеть окопы, буквально опоясывающие церковь.
Эберг рисовал церковь в 77-м, в то время окопы были почти свежими и не могли не впечатлить архитектора.
Султан-Салы. Церковь святого Геворка, первая половина XIX в. Надпись на обороте сообщает, что построена церковь по проекту архитектора Н. Муратова, про которого известно, что в 1846 - 1847 гг. он выполнил 5 проектов храмов Нахичеванской округи.
Так выглядит церковь с противоположного берега балки Хавалы.
Церкви досталось в войну.
Широко известно это фото, на котором немецкие войска движутся мимо церкви.
И Эберг, рисуя ее в 77-м, как и церковь в Несветае, конечно, видел ее такой же разрушеной. Но нарисовал, в отличие от Несветаевской, как новую. Почему?
Церковь Святого Амбарцума в Чалтыре. Построена в середине 19-го века по проекту уже упомянутого архитектора Н. Муратова.
Рисунок сделан в 1982 г. и сопровожден короткой припиской "С натуры".
На огромной площади Чалтыря немаленькая церковь теряется. Но прекрасно выглядит с окрестных холмов.
Эта печь у армян зовется - пур.
Красный Сулин. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, церковь на Рябой горе. Когда-то этот район города был самостоятельным хутором Сулиновско-Кундрюченским. Хуторское общество и построило эту церковь в 1914 году.
В Красном Сулине было еще две церкви, не сохранились. А в этой службы не прекращались, и она приняла многое из церковного имущества разрушенных церквей. Это понимаешь, когда заходишь внутрь. Ряды икон в потемневших киотах закрывают почти все стены церкви.
Отличительная особенность церкви - рустовка. Это отметил и Эберг на своем рисунке.
Хутор Мостовой. Церковь Иоана Богослова. Написана акварель в 1981 г. Но снова дата на обороте написана карандашом поверх стертой надписи.
Дело в том, что церковь, построенную в 1913-м, закрыли и частично разрушили в 1963-м. И такой изящный шатер над звонницей Эберг в 81-м видеть не мог. Восстанавливать церковь начнут только в 90-х. Значит, Эберг или рисовал по старым эскизам, или обновил дату на старом рисунке.
Я впервые увидел эту церковь несколько лет назад уже такой.
Внутри стоял стойкий запах сельхозхимии. Колхоз использовал здание под склад химикатов. Еще впечатлил след разрыва снаряда на церковной стене. Местные жители рассказали мне о тяжелых боях в хуторе.
Такая церковь сейчас.
Село Греко-Тимофеевка. Церковь Николая Чудотворца. Построена в 1880 г.
Край этот - примиусье, большей частью помещичий, а не казачий. Неудивительно видеть здесь такие церкви, по стилю больше подходящие к центральной России.
Эта церковь память о семье Грековых.
Когда-то рядом с церковью стояла колокольня. Закрыли церковь в 1963 г.
Григорьевка. Успенская церковь. Написана акварель в 1949 г.
А церковь построена в 1906 г. Вид ее очень необычен для нашего края. Низкий барабан и узкие, высокие окна придают ей сходство с крепостью.
Закрыли церковь в 30-х. А когда она потеряла шестерик на звоннице, неизвестно. Но даже с укороченной звонницей церковь смотрится добротно.
Хутор Нижнежуравский. Покровская церковь. Построена не так давно, в 1914 м. Как и недалеко расположенная Нижнекундрюченская церковь, ровесница Первой мировой.
У церкви печальная судьба: закрывалась, открывалась, снова закрывалась. Еще печальнее судьба ее последнего, перед закрытием в 63-м, настоятеля. Стоит прочитать очерк Э. Сокольского.
А церковь великолепна, и строили ее добротно. Меня удивил этот остов купола. Вероятно, выстоял все передряги, выпавшие на долю этой церкви. Первый раз ее пытались закрыть еще в 20-х.
Не передать, какой там простор над Донцом.
Здесь первая часть рассказа об акварелях Эберга
Продолжение следует
- Категория: Художники Ростова | Просмотров: 819 | Автор: Stanichnik | Дата: 15.03.2016 | Комментарии (3)
Можно добавлю немного по церкви Сурб Карапет и Несветаю? Может быть будет интересно) Место это сейчас популярно среди фотографов, и даже на свадебные фотосессии сюда приезжают... )
С 1930-го церковь была без настоятеля. Вот такое фото когда-то нашла. Сделано в 1942 немецким военнослужащим в период оккупации.
По словам очевидцев, когда немцы наступали - в часовне сидел пулеметчик, и её обстреливали особенно активно. Каждый раз перед наступлением - все возможные силы села участвовали в рытье противотанковых рвов. Потом рассказывали, что немцы, заметив издалека сооружения - стреляли, сравнивали эти рвы и проходили дальше. То есть эффект был от рвов небольшой - ландшафт не тот.
После войны в церкви было зернохранилище. Колонны простояли до 1954, когда их разрушили, из кирпичей сделали сарай. А крест на часовне простоял чуть дольше, - возможно, до 1955 г. - стаскивали его с трудом, 2-мя тракторами. Остальное, как я поняла, сделало время, ну и люди "способствовали".
Внутри ещё можно разглядеть остатки былых росписей. Является памятником (ОКН) регионального значения.
В 2016-м инициативная группа жителей и выходцев из села (кстати у нас на 1-м и 2-м поселке - многие осели в 60-70 годы) создали ограждение, очистили пол церкви до кирпича, подвели электричество, немного обсутроили территорию. Конечно, восстановить её не удастся своими силами, да и прихода, как говорят , там не будет (нет прихожан). Но место очень красивое, церковь вписывается в окружающий ландшафт и смотрится даже в таком виде. Хотя печально, что состояние ухудшается. В 2020 для церкви определены охранные зоны. Возможно, будут уже властями предприниматься какие-то действия по обустройству территории, официально и организованно.
В свое время в Несветае была приходская школа, и настоятели церкви были из села (молодых людей отправляли на обучение - после чего они возвращались сюда и служили). Также, по преданиям местных - население Несветая составляют выходцы из под Бахчисарая (в основном землепашцы). Одно из 5 первых сел, самое немногочисленное ( и судя по карте расселения - они последние "осели" - все искали место подходящее).
Спасибо за интересное добавление.
Интересно, не эту ли церковь я вижу из окна своей дачи. Правда, в подзорную трубу:)) Надо ехать на разведку. Спасибо, Ася.
Оставить комментарий