Великий Чехов Ростова не заметил, как бы это ни было обидно ростовчанам. Нам все кажется что Чехов, всегда тепло относившийся к своей малой родине – Таганрогу, должен и к Ростову относиться как минимум с уважением как к местной столице. Ан нет, не заметил или заметил, да не счел достойным своего внимания, что еще обиднее. Впрочем, успокаивает то, что великий писатель и драматург вообще мало был привязан к городам как к географическим объектам. Человеческие души его интересовали гораздо больше. Но тем не менее.
Посмотрим же на то малое, что оставил наш город в наследии писателя. Таких значимых эпизодов известно два. И оба они относятся ко времени поездки писателя на родину в Таганрог весной 1887 г.
Эпизод первый –это письмо писателя семье Чеховых из упомянутой поездки (семья жила тогда в подмосковье). Вот этот эпизод :
«В субботу я поехал дальше. На Морской станции чудный воздух и зернистая икра 70 коп. за фунт. В Ростове ожидание 2 часа…... . ……Я в Новочеркасске. Сейчас завтракал; икра, масло, дивное цимлянское и сочные котлеты с зеленым луком»
Вот так, ни добавить ни убавить. В какой-то Морской чудный воздух и икра, в Новочеркасске вино и котлеты, а в Ростове только ожидание. Обидно.
Зато второй эпизод – жемчужина в творчестве писателя. Это повесть "Степь", написанная под впечатлением упомянутой поездки весной 1887 г. С этой повести очень давно началось мое знакомство с писателем. Эта книга и теперь часто в моих руках.
Стоит напомнить сюжет повести. Мальчик Егорушка едет из родного Таганрога в Ростов на учение. Едет с обозом шерсти в сопровождении дядьки, попутчика – священника и естественно всей обозной, разношерстной команды. Поездка длится четыре дня и оканчивается в Ростове. Вот этот эпизод:
«Раз - это было уже перед вечером - он поднял голову, чтобы попросить
пить. Обоз стоял на большом мосту, тянувшемся через широкую реку. Внизу над
рекой темнел дым, а сквозь него виден был пароход, тащивший на буксире
баржу. Впереди за рекой пестрела громадная гора, усеянная домами и церквами;
у подножия горы около товарных вагонов бегал локомотив...»
Вот так, всего несколькими мазками гениально писатель изобразил наш город. И я не встречал описания более яркого, лаконичного и живого. (Можно простить за это писателю икру и вино в Новочеркасске и Морской)
Наверное, с некоторыми оговорками можно предположить, что перед Егорушкой открылся примерно такой вид.
Те, кто как и я, предан науке географии, сразу увидит несуразность. И Чехов, и его герой Егорушка, двигаясь из Таганрога в Ростов, не могли подъехать к Ростову с левого берега, а именно этот вид описан в повести. Но это и есть чеховский стиль описания географических последовательностей. Он не просто не следует им, он переставляет их местами, как-будто хочет отнять у читатель возможность сказать: "А-а-а, это было здесь..." Это Чехов.
Казалось бы все, больше писать не о чем. Дальнейшие следы Ростова в наследии писателя уж совсем незначительны. Но тут меня ждал сюрприз – открытие! Оказывается, кинорежиссер Сергей Бондарчук, только что выпустивший свой фильм «Война и Мир» и находившийся в пике своей славы и популярности, в 1977 г. начинает снимать фильм «Степь» по повести Чехова. Фильм, оставшийся практически неизвестным, (о чем режиссер не мог не догадываться перед началом съемок). Не описать то нетерпение, с которым я начал смотреть этот фильм, ожидая, как же известный режиссер изобразил наш город.
То что я увидел, превзошло все мои ожидания! Роль Ростова в фильме сыграл…. Новочеркасск.
Давайте еще раз перечитаем эпизод повести, теперь с кадрами фильма. На первом кадре обоз с шерстью, вместе с которым мальчик Егорушка ехал из Таганрога в свою большую жизнь – на ученье в Ростов. Все исследователи творчества писателя сходятся в том, что в основу повести легли детские воспоминания писателя, оживленные поездкой 1887 г.
«Раз - это было уже перед вечером - он поднял голову, чтобы попросить пить. Обоз стоял на большом мосту, тянувшемся через широкую реку.
Внизу над рекой темнел дым, а сквозь него виден был пароход, тащивший на буксире баржу. Впереди за рекой пестрела громадная гора, усеянная домами и церквами;у подножия горы около товарных вагонов бегал локомотив...» Конечно Новочеркасск сыграл Ростов не важно. И холм есть и церковь, но Аксай на роль Дона не подходит никак. Вероятно, у Бондарчука выбора другого не было.
В повести есть еще один эпизод, непосредственно описывающий Ростов. В этом эпизоде Егорушка с дядей ищут дом подруги мамы Егорушки, которая должна взять его на жительство. Вот это эпизод:
«Сначала пришлось долго подниматься на гору по бульвару, потом идти
через большую базарную площадь; тут Иван Иваныч справился у городового, где
Малая Нижняя улица.
- Эва! - усмехнулся городовой. - Она далече, туда к выгону!
На пути попадались навстречу извозчичьи пролетки, но такую слабость,
как езда на извозчиках, дядя позволял себе только в исключительных случаях и
по большим праздникам. Он и Егорушка долго шли по мощеным улицам, потом шли
по улицам, где были одни только тротуары, а мостовых не было, и в конце
концов попали на такие улицы, где не было ни мостовых, ни тротуаров. Когда
ноги и язык довели их до Малой Нижней улицы, оба они были красны и, сняв
шляпы, вытирали пот.»
В фильме Бондарчука снят и этот эпизод. И в нем роль Ростова играет Новочеркасск. А именно площадь вокруг Вознесенского собора, превращенная в базарную площадь Ростова.
И напоследок несколько фото из дома-музея писателя в Таганроге.
Это сам музей. Взял фото из 80-х
Далее мои не такие старые фото.
- Категория: Люди | Просмотров: 1616 | Автор: Stanichnik | Дата: 23.11.2013 | Комментарии (3)
Классное изыскание/исследование! Спасибо, Андрей! и Музей Антона Палыча так вспомнился... в те годы, в смысле в 80-е, примерно, была в Таганроге и в Музее...
Спасибо Ольга!
Вам нужно срочно прийти в библиотеку и почитать книгу Веры и Любовь Волошиновых "Ант. Чехов и Ростов-на-Дону"
Оставить комментарий