Вторая половина 19-го века. Человечество, сев на пароходы и паровозы, активно осваивает свою планету.
Товаром №1 в мире становится каменный уголь. Без него никуда. Торговля углем приносит сверхприбыли.
Уголь у нас есть, в Донбассе. Но мало его иметь, надо его еще доставить на рынок, а именно в ближайшие морские порты. Первая попытка вывезти донецкий уголь на мировой рынок была сделана сразу после поражения России в Крымской войне. Тогда, потеряв в Севастополе свой парусный флот, Россия начинает строить паровой. Для нужд этого флота и для продажи, конечно, была построена первая на юге железная дорога, связавшая Александровск-Грушевский (ныне Шахты) и поселок Берданосовку на окраине Аксая, где уголь перегружался в трюмы и отправлялся по всему свету. Но возможности железных дорог того времени скромные. И в начале 20-го века замышляется грандиозный проект шлюзования Дона и Северского Донца с главной целью – грести лопатой нефтедоллары. То есть угледоллары в то время.
Нарисовал такую схему. На ней обозначил действующие или сохранившиеся шлюзы на двух реках.
Первой в мае
Было построено 6 шлюзов, которые живы по сей день, кроме одного – временного, сооруженного в самом устье Северского Донца.
5 июля 1914 года Северо-Донецкая шлюзовая система была торжественно открыта.
И в этом же году началось строительство Донской шлюзовой системы. Первым начал строиться Кочетовский шлюз. Он должен был стать общим для обеих систем, его главная задача – поднять уровень Дона в месте впадения Северского Донца и связать шлюзовые системы двух рек, сделав ненужным временный шлюз в устье Донца.
Все спутала Мировая война и Революция.
В отличие от Северского Донца, на котором шлюзы сохранились до наших дней в первозданном или почти первозданном виде, действующие Донские шлюзы- это современные сооружения. От той старой донской шлюзовой системы остались только два недостроенных шлюза: Мраморный на острове Лучка у Константиновска (свое название он получил из-за кварцевого известняка, использованного при отделке причальной стенки шлюзовой камеры) ; и Камышевский в излучине Дона и протоки Сухой. Его еще называют Петровским (непонятно почему) или австрийским из-за расположенного возле него памятного знака австрийским, немецким и венгерским военнопленным, строившим этот шлюз и оставшимся лежать в донской земле.
Вот к этому шлюзу, утонувшему в пойменном лесу, едем. Но прежде поклонимся памяти выдающегося русского инженера-гидротехника Нестора Платоновича Пузыревского, спроектировавшего эту уникальную систему.
Рассмотреть вход в шлюз с правого берега Сухой очень трудно. Малозаметный проход в камышах. Таких тысячи.
Плывем к проходу.
Первая загадка: из воды торчат полусгнившие стволы. Остатки затопленного леса? Не может быть. Судя по шлюзовой камере, уровень воды не менялся здесь со времен строительства шлюза. Остатки поздних строений? Тоже невероятно.
Осторожно входим в протоку. Тихо, красиво, необычно.
Видим каменные строения шлюзовой камеры. Становится совсем тихо.
Ближе
Взгляд назад. Большой воды уже не видно
Еще ближе шлюз
Подошли к стенке шлюзовой камеры. Даже волнуемся. В таком глухом месте такие впечатляющие сооружения.
Идем там, где должны были шуметь колесами пароходы, груженные разным товаром из центра России или набитые разношерстной публикой всех рас и сословий.
Подошли к другому концу камеры.
Непуганое зверье то и дело забирается на борт нашей лодки.
Шлюзовая камера позади, идем по каналу.
Одна из местных жительниц, забравшись на один борт лодки, пересекла ее поперек и, помечтав на другом борту, прыгнула в воду.
Теперь, сидя на веслах, шлюз у меня перед глазами. Великолепная картина.
Впереди неведомый канал
И здесь из воды торчат полусгнившие бревна. Неужели со времен строительства шлюза.
Идем по каналу
Под дном лодки начинается подводный лес.
Кристальная вода, нереальное место.
Зверь какой-то. Арахнид?
Дошли до конца канала.
Дон за этой дамбой, которая должна была быть разрушена при пуске шлюза. Не случилось.
На дамбе огромные тополя
И Дон
Собираемся в обратную дорогу
Следит.
Редкое водяное растение – водяной орех.
На обратном пути внимательнее рассматриваем стенки шлюза.
Изящные линии.
Остатки шлюзовых механизмов.
Прощаемся со шлюзом.
Вечер окрасил все в красные тона.
Все стихло.
Тихий вечер на реке Сухой.
Это место будет сниться. Всем, кто придет за нами, искренне советуем не идти к шлюзу на моторе, ничего не почувствуете. Такой совет даю, несмотря на то, что свою лодку мы пропороли при очередной неаккуратной швартовки у шлюза и на свой берег переправлялись в полуплавь, напоминая выплывших на охоту крокодилов.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 2626 | Автор: Stanichnik | Дата: 31.07.2015 | Комментарии (13)
Шлюзовая система Дона и Северского Донца, это вторая экспортная труба России.
А здесь рассказ о первой
Какое классное путешествие! Люблю такие дикие, заброшенные места. Опять же, хорошие фотографии много значат для восприятия материала. Смешные местные жительницы, прекрасные и совершенно бесстрашные :) Ну и вечер у костра - туристическая романика. Наверняка было здорово.
Ух, ты!!!
Посмотрел-почитал и как будто снова все это пережил!)
Вернемся туда обязательно. Я хожу и подсознательно лодку выбираю.
Ребят, а под Константиновском у заброшенного шлюза не были ? Говорят место тоже довольно интересное.
Собираемся туда.
Тогда загляните и на остров Куркин. Поверьте, там есть тоже "интересные" места ;-)
Бывали
Какой прекрасный отчёт...Ощущение, что побывала в тех местах...Спасибо за прекрасно переданную атмосферу!!!
Спасибо.
Спасибо огромное!
Я сейчас, обдумывая предстоящее лето, каждый день этот шлюз вспоминаю))
Оставить комментарий