К Петровскому шлюзу

Вторая половина 19-го века. Человечество, сев на пароходы и паровозы, активно осваивает свою планету.

Товаром №1 в мире становится каменный уголь. Без него никуда. Торговля углем приносит сверхприбыли.

Уголь у нас есть, в Донбассе. Но мало его иметь, надо его еще доставить на рынок, а именно в ближайшие морские порты. Первая попытка вывезти донецкий уголь на мировой рынок была сделана сразу после поражения России в Крымской войне. Тогда, потеряв в Севастополе свой парусный флот, Россия начинает строить паровой. Для нужд этого флота и для продажи, конечно, была построена первая на юге железная дорога, связавшая Александровск-Грушевский (ныне Шахты) и поселок Берданосовку на окраине Аксая, где уголь перегружался в трюмы и отправлялся по всему свету. Но возможности железных дорог того времени скромные. И в начале 20-го века замышляется грандиозный проект шлюзования Дона и Северского Донца с главной целью – грести лопатой нефтедоллары. То есть угледоллары в то время.

Нарисовал такую схему. На ней обозначил действующие или сохранившиеся шлюзы на двух реках.

Первой в мае 1911 г. начала строиться шлюзовая система по Северскому Донцу. Именно она должна была дать быструю прибыль от транспортировки угля.

Было построено 6 шлюзов, которые живы по сей день, кроме одного – временного, сооруженного в самом устье Северского Донца.

5 июля 1914 года Северо-Донецкая шлюзовая система была торжественно открыта.

И в этом же году началось строительство Донской шлюзовой системы. Первым начал строиться Кочетовский шлюз. Он должен был стать общим для обеих систем, его главная задача – поднять уровень Дона в месте впадения Северского Донца и связать шлюзовые системы двух рек, сделав ненужным временный шлюз в устье Донца.

Все спутала Мировая война и Революция.

В отличие от Северского Донца, на котором шлюзы сохранились до наших дней в первозданном или почти первозданном виде, действующие Донские шлюзы- это современные сооружения. От той старой донской шлюзовой системы остались только два недостроенных шлюза: Мраморный на острове Лучка у Константиновска (свое название он получил из-за кварцевого известняка, использованного при отделке причальной стенки шлюзовой камеры) ; и Камышевский в излучине Дона и протоки Сухой. Его еще называют Петровским (непонятно почему) или австрийским из-за расположенного возле него памятного знака австрийским, немецким и венгерским военнопленным, строившим этот шлюз и оставшимся лежать в донской земле.

Вот к этому шлюзу, утонувшему в пойменном лесу, едем. Но прежде поклонимся памяти выдающегося русского инженера-гидротехника Нестора Платоновича Пузыревского, спроектировавшего эту уникальную систему.

Рассмотреть вход в шлюз с правого берега Сухой очень трудно. Малозаметный проход в камышах. Таких тысячи.

Плывем к проходу.

Первая загадка: из воды торчат полусгнившие стволы. Остатки затопленного леса? Не может быть. Судя по шлюзовой камере, уровень воды не менялся здесь со времен строительства шлюза. Остатки поздних строений? Тоже невероятно.

Осторожно входим в протоку. Тихо, красиво, необычно.

Видим каменные строения шлюзовой камеры. Становится совсем тихо.

Ближе

Взгляд назад. Большой воды уже не видно

Еще ближе шлюз

Подошли к стенке шлюзовой камеры. Даже волнуемся. В таком глухом месте такие впечатляющие сооружения.

Идем там, где должны были шуметь колесами пароходы, груженные разным товаром из центра России или набитые разношерстной публикой всех рас и сословий.

Подошли к другому концу камеры.

Непуганое зверье то и дело забирается на борт нашей лодки.

Шлюзовая камера позади, идем по каналу.

Одна из местных жительниц, забравшись на один борт лодки, пересекла ее поперек и, помечтав на другом борту, прыгнула в воду.

Теперь, сидя на веслах, шлюз у меня перед глазами. Великолепная картина.

Впереди неведомый канал

И здесь из воды торчат полусгнившие бревна. Неужели со времен строительства шлюза.

Идем по каналу

Под дном лодки начинается подводный лес.

Кристальная вода, нереальное место.

Зверь какой-то. Арахнид?

Дошли до конца канала.

Дон за этой дамбой, которая должна была быть разрушена при пуске шлюза. Не случилось.

На дамбе огромные тополя

И Дон

Собираемся в обратную дорогу

Следит.

Редкое водяное растение – водяной орех.

На обратном пути внимательнее рассматриваем стенки шлюза.

Изящные линии.

Остатки шлюзовых механизмов.

Прощаемся со шлюзом.

Вечер окрасил все в красные тона.

Все стихло.

Тихий вечер на реке Сухой.

Это место будет сниться. Всем, кто придет за нами, искренне советуем не идти к шлюзу на моторе, ничего не почувствуете. Такой совет даю, несмотря на то, что свою лодку мы пропороли при очередной неаккуратной швартовки у шлюза и на свой берег переправлялись в полуплавь, напоминая выплывших на охоту крокодилов.

Stanichnik (31.07.15 22:36)

Шлюзовая система Дона и Северского Донца, это вторая экспортная труба России.

А здесь рассказ о первой

Fanny-Fairy (31.07.15 23:34)

Какое классное путешествие! Люблю такие дикие, заброшенные места. Опять же, хорошие фотографии много значат для восприятия материала. Смешные местные жительницы, прекрасные и совершенно бесстрашные :) Ну и вечер у костра - туристическая романика. Наверняка было здорово.

Гость (01.08.15 00:21)

Ух, ты!!!

Ankol1 (02.08.15 23:27)

Посмотрел-почитал и как будто снова все это пережил!)

Stanichnik (03.08.15 20:03)

Вернемся туда обязательно. Я хожу и подсознательно лодку выбираю.

Iskatel (06.08.15 13:36)

Ребят, а под Константиновском у заброшенного шлюза не были ? Говорят место тоже довольно интересное.

Stanichnik (06.08.15 21:16)

Собираемся туда.

Iskatel (07.08.15 11:13)

Тогда загляните и на остров Куркин. Поверьте, там есть тоже "интересные" места ;-)

Stanichnik (08.08.15 00:59)

Бывали

Гость (30.08.15 23:45)

Какой прекрасный отчёт...Ощущение, что побывала в тех местах...Спасибо за прекрасно переданную атмосферу!!!

Stanicnik (31.08.15 21:17)

Спасибо.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.