Был тот ранний, торжественный и возвышенный час, когда кабаки уже давно закрылись, а наливайки еще и не думали открываться, делать было совершенно нечего, и я пошел по пустым улицам Ростов, изучая от скуки каменные горельефы на фасадах зданий советской эпохи.
Мифотворчество присуще любому строю в любое время. Попробуем понять каменную легенду советских парадных фасадов.
Начал со здания бывшего горкома партии и жилого дома на углу Б.Садовой и Ворошиловского.
Рассмотрим торжественную вереницу изваяний под карнизом.
Молотки не в счет, этот символ был повсюду. А вот шахтерская лампа- это интересно, хотя объяснимо. Здание строилось после войны на месте разрушенного купеческого дома Мелконова-Езенкова для объединения «Ростовуголь». Потом организация переехала в г. Шахты, а здание занял горком КПСС. Любопытно, что лампа карбидная, не электрическая. Хотя как раз после войны широкое распространение получили электрические лампы. Традиция. Горельефы парные, на соседнем можно рассмотреть нечто, что похоже на ручку шахтерского отбойного молотка.
На угловом жилом доме рядом опять молотки, и опять шахтерская лампа.
На углу Семашко и Б.Садовой расположено здание «Ростовэнерго»
Венчает его барельеф с изображением гидроэлектростанции и нефтяной (газовой) вышки. Рассмотреть трудно, но тут по крайней мере нет загадок.
Иду дальше.
Жилой дом на углу Буденовского. Или «Золотой колос», как его попросту называют ростовчане
Под карнизом цветастая галерея.
Тема сельскохозяйственная.
Снопья пшеницы, подсолнух, царица полей, виноград, некие плоды, которые можно принять и за картошку, и за яблоки, и… груша.
На здании бывшей партийной школы (ВПШ) два типа горельефов.
Один посвящен промышленности и наукам. Глобус, книги, огромные транспортир и угольник, с такими я стоял когда-то у школьной доски, мучительно вспоминая: «квадрат гипотенузы равен…», шестеренка, вездесущий молоток и Болт с гайкой! Еще есть некий прибор, похожий на циркуль. Такие штуки часто можно видеть в подобных композициях. Правильнее этот инструмент назвать измеритель, вероятно, по замыслу автора, он должен символизировать точность инженерных наук.
На сельскохозяйственном горельефе – серпы, которые как и молотки, мы не считаем. Опять сноп пшеницы, опять виноград, опять подсолнух, опять некие плоды: то ли яблоки, то ли картофель, кукуруза, из-за серпа весело выглядывает морковка, разбавляя традиционный помпезный набор.
И… груша! Опять груша. Неожиданно.
На переименованной гостинице «Ростов»
В окружении выразительной толпы трудящихся некий агрегат, назначение которого не понял. Что это? Проходческий комбайн? Не помню точно, но по-моему, автор горельефа – Вучетич. Загадка.
Настоящий праздник на фронтоне дворца культуры «Ростсельмаш»
Музыкальные инструменты здесь скорее как символы высокого духа, а материальные предметы конкретны.
Опять глобус, опять книги, циркуль-измеритель, порадовала палитра. И какой-то листок со строками, вероятно стихи.
Подводим итог:
Больше всего книг – пять штук – радует. Два глобуса, два циркуля - измерителя, две карбидные лампы, по паре пшеничных снопов, подсолнухов и прочей уважаемой сельскохозяйственной номенклатуры. И две груши! Как они попали в такую компанию?
Груша – очень уважаемый фрукт у казаков. Узвар с сушеными грушами – напиток изумительный. Другого объяснения у меня нет.
- Категория: Памятники архитектуры | Просмотров: 649 | Автор: Stanichnik | Дата: 25.06.2015 | Комментарии (5)
Ваша внимательность вкупе с интересными размышлениями подкупают любопытных читателей. Теперь загадка про грушу будет меня мучить не один день.
Груша- символ долговечности, любви и ...женского начала!
Авторы горельефа на гостинице "Ростов" - Вучетич и Корольков
А может это не груша а тыква?;-)
Груша, точно ;-)
Оставить комментарий