Ростов и Москва. Архитектурные связи.

Что есть Красная площадь для России? Вряд ли только красивый символ империи. Не скрою, приятное волнение испытываю, когда бродяжья жизнь заносит на ее брусчатку.

Но сейчас не об этом.

Если выйдя в центр площади, повертеть головой без эмоций, то надо понять, что архитектурный облик Красной площади определяют четыре главных объекта: Кремль, «Василий блаженный», ГУМ и Исторический музей.

История у этих зданий очень разная. Кремль формировался веками. «Василий блаженный» – сразу, но аж в 16-м веке. Эти два ансамбля здесь, скорее от Бога. А вот два других – ГУМ и Исторический музей, построены в новое время и достаточно сознательно.

Здание ГУМа, а точнее Верхних торговых рядов, построил в 1893 году архитектор Александр Никанорович Померанцев, за что получил высшее академическое звание профессора архитектуры.

А за десять лет до этого, в 1883 году, открылся Исторический музей, его построил другой известный архитектор, Владимир Осипович Шервуд.

Но и не об этом я.

А о том, что эти два выдающихся архитектора одновременно со строительством всемирно известных московских зданий строили не менее интересные здания в Ростове-на-Дону.

Владимир Осипович Шервуд практически одновременно со строительством Исторического музея строит в Ростове театр Асмолова (1883г.)

А Александр Никанорович Померанцев в 80-х годах 19-го века строит в Ростове два замечательных здания: доходный дом Генч-Оглуева, известный ростовчанам старшего поколения как магазин Океан.

И гостиницу Московскую.

Затем строит здание на Красной площади, но возвращается в Ростов и дарит городу его главное архитектурное украшение – здание Думы и городского дома

И радость местных фотографов.

Рассматривая все эти здания, приобрел стойкое впечатление, что в Ростове известные архитекторы отводили душу, отдыхали, строили в отличие от Москвы легко и расковано, искали вдохновение и пробовали, экспериментировали. Впрочем, это мнение не профессионала и фантазера, вы к нему относитесь спокойно.

Но одно отрицать нельзя. Российская творческая интеллигенция часто почитала долгом презирать власть. Обоснованно, не обоснованно – не о том речь. Но часто единственным выходом этого презрения был преславутый «кукиш в кармане». На большее не решались, но в провинции действовали решительнее чем в столице.

Полюбуйтесь на этих людей-баранов, которыми академик архитектуры Померанцев украсил здание ростовской городской думы.

Что это? Кукиш в кармане? Дореволюционные думцы это, кстати, проглотили. При Советской власти я не нашел эти персонажи ни на одном снимке. Сейчас восстановили. Показательно.

Но оставим в покое многоликий и не очень храбрый либерализм, а просто посмотрим на перекресток Большой Садовой и Семашко, или как его иногда называют: Треугольник Померанцева.

Далее собрал, какие нашел, фото этих зданий разных лет.

Здесь писалось о Шервуде

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.