Западный парк. Ростовская ВДНХ

В очередной раз встретил в Ростовских соцсетях недоумение по поводу странных строений в западной части парка им. Н. Островского. И в очередной раз вспомнил свою маленькую фотозаметку на эту тему. Приведу ее с некоторыми дополнениями.

Западная часть парка им. Н. Островского интересна забытыми, но яркими событиями в жизни нашего города. В конце 50-х и в начале 60-х здесь проходил ряд мероприятий, которые старожилы мне описывали как выставки-ярмарки встречной торговли между городом и селом. Мне не удалось найти точных описаний этих мероприятий, и я даже не могу сказать, было ли это одно мероприятие или их было несколько. И чего в этих мероприятиях было больше: выставки или торговли?

Но по нескольким сохранившимся фото можно вполне представить атмосферу тех лет и масштаб тех событий.

На этом фото вход в парк им. Н. Островского с перекрестка пр. Шолохова и 14-й линии в 1966 году. Вероятно, торжественное открытие выставки. Судя по одежде и деревьям – ранняя осень, что вполне логично для такого мероприятия. Вход на выставку оформлен с явным подражанием главной выставке страны – ВДНХ. Не фото – песня о 60-х.

Еще одно фото. Здесь можно прочитать название мероприятия – «Областная промышленная и сельскохозяйственная выставка».

А это фото объединяет с первыми двумя только скульптурная группа и деревья. Строение входа в парк совсем другое. Но на нем можно разобрать цифры XXII. Как известно, XXIIсъезд КПСС проходил в 1961 году. Значит это фото самого раннего оформления парадного входа в парк.

Это фото с территории выставки. Тоже 1966 год. Фото сделано примерно с того места, где сейчас расположен манеж для запуска кордовых моделей. Осторожно предположу, что агрегат на переднем плане, вызывающий интерес публики - это картофелеуборочный комбайн.

В этой фотозаметке я постарался показать интересные объекты западного парка, которые остались с тех пор.

На этом фото изображено место между «Автоградом» и детской пожарной частью. Как называются сейчас эти объекты, не знаю. Но много лет назад они назывались именно так. С виду это маленькая свалка в неприметном уголке парка.

И только маленькая развалившаяся площадка, покрытая метлахской плиткой говорит о том, что на этом месте было капитальное строение.

А был на этом месте большой промтоварный магазин, который сгорел во второй половине 60-х. Точнее дату назвать не могу. Но я хорошо помню, как с отцом пришел посмотреть на этот сгоревший магазин, и на его месте были точно такие, только свеже-горелые кучи. Конечно, за прошедшие годы они бы исчезли, если бы это место не использовалось как свалка.

Раскопав палкой основание одной из куч, я обнаружил мощный горелый слой. Любителям раскопок я бы посоветовал порыться в этом месте. Думаю, сундуков с золотом там нет, но интересные предметы быта 50-х там найдутся обязательно.

Сооружение, изображенное на этом фото, многие видели, проезжая в трамвае №10. Это ничто иное, как секция коровника, оставшееся от упомянутых выставок. Интересна она тем, что это железобетонный монолит. Примерно в те же годы развернулось панельное строительство жилых домов. В такие же железобетонные, быстровозводимые коробки хотели загнать и коров. Но если люди безропотно, а некоторые даже с радостью селились в такие дома, то коровы оказались умнее. У них нашелся железный аргумент против жизни в железобетоне. Они резко снизили надои и привесы. И их вернули в привычные кирпичные коровники. А мы живем до сих пор.

На этом фото два типовых панельных дома для сельских жителей. Остались они от одной из упомянутых выставок. Сейчас здесь, по-моему, администрация парка. Но если представить эти дома в первозданном виде свежеокрашенными, с открытыми верандами, с наличниками и ставнями, с занавесками и цветами на окнах, то выглядеть они должны были очень приятно. Для начала 60-х так вообще супер. Опять же, если не учитывать материал, из которого сделаны стены.

Вереницы таких домов должны были украсить центральные усадьбы колхозов и совхозов советской страны. Не украсили.

А на этом фото круглая асфальтированная площадка, огороженная высоким забором из сетки рабицы. Что такое кордовые модели, современные жители или не знают или забыли. А мы пацанами могли часами стоять, прижавшись лицом к сетке и наблюдать за полетами самолетов на длинной струне, слушая высокий визг их моторов. Люди, которые запускали эти модели, казались нам виртуозами. А когда устраивались бои между кордовыми моделями, это был восторг. Смысл боя заключался в том, чтобы обрубить винтом сопернику длинную бумажную ленту, привязанную к хвосту самолета. Помню аварии и разбитые самолеты, и упорно не хотевшие заводиться моторы. Была целая техническая культура, которая, думаю, ушла навсегда.

На этом фото асфальтовая волейбольная площадка. Вроде ничего особенного. Но на этом месте в середине 70-х существовала первая в городе открытая, но нелегальная книжная «толкучка». На расстеленных газетах здесь выкладывались книги авторов, о которых большинство граждан только слышало. Сколько я здесь пережил и перечувствовал, не передать. Надо быть Достоевским, чтобы все это описать, эту атмосферу и запах книжных страниц с одной стороны, и слепую жажду наживы с другой. Не возьмусь.

А эти две бетонные плиты с неровными краями – остатки…. СОРТИРА! Он еще неплохо сохранился. Не хватает только легких деревянных кабинок с оторванными ручками и шпингалетами. Жили тогда просто, без затей.

Сейчас здесь обычно тихо, гуляют редкие посетители парка, все утонуло во времени.

Все старые фотографии мне предоставил один из лучших знатоков старого Ростова - Валерий Долбнин. За что ему от меня огромная благодарность и низкий поклон. Фото №3 – известного ростовского фотографа Константина Дурихина. На фото №2 есть фамилия автора – Р Иванов. Авторы остальных фото, к сожалению, не известны.

Helen (30.01.15 10:22)

Очень интересно! Когда мне было 10 лет, я в летние воскресенья ездила в этот парк из-за комнаты смеха. И, вообще, мне казалось, что тогда в парке было больше жизни. Попав туда летом 2013 года я испытала разочарование от запустения его большой части.

Stanichnik (30.01.15 19:47)

Комнату смеха помню. Такие развлечения сейчас кажутся наивными. А жизни в парке в те годы конечно было больше. Я с родителями каждый выходной шел или на качели или есть мороженное в "шариках". Наверное не плохо, что сейчас отдых стал разнообразнее.

Анатолий (05.02.16 21:27)

На первых фото парк не Островского, а Ульяновой. Он тянулся до стадиона, а затем парк завода Росельмаш. А уже после всё это переименовали в парк Островского

Stanichnik (05.02.16 21:55)

Согласен

Геннадий (27.07.20 07:50)

Очень интересная подборка фотографий сельскохозяйственной выставки, которая существовала с 1955 года (это точно, проверено по СМИ) по, примерно, середину 1960-х годов. А потом еще несколько лет городок из павильонов выставки (часть их них была деревянными) использовалась для торговой ярмарки. Для чего сейчас используются домики справа от главной аллеи - не знаю, но, во всяком случае, не для конторы парка (которая прекрасно устроилась уже давно в бывшей станции "Победа" ДЖД (после того, как построили новую главную станцию ДЖД - "Солнечная"). Пацаном-школьником я не раз был на этих выставках-ярмарках - сначала с родителями, а потом и сам. Продукция "Ростсельмаша" и "Красного Аксая" - как предприятий сельхозмашиностроения - обязательно была представлена на выставке, даже когда она была чисто сельскохозяйственной. А тем более когда она стала промышленной и сельскохозяйственной. Народ валом валил на выставку - это тоже помню. Спортивные залы на этой территории построены позднее, хотя, возможно, с частичным использованием перестроенных павильонов выставки. Судьба скульптуры у входа мне неизвестна, но, конечно, она была сделана из недолговечных материалов...

Геннадий (27.07.20 11:04)

Вот только выражение "Западный парк" нежелательно употреблять. Такого названия в нашем городе никогда не было. А слово "Западный" ассоциируется совсем с другим местом. Можно сказать что-то типа "западная часть парка имени Островского", и то это не всем понятно будет. А название "парк имени М.И. Ульяновой" тоже уже мало кто помнит. Еще один относительно более понятный вариант - "часть парка имени Н. Островского, выходящая к 14-й линии - это, во всяком случае, не вызовет у читателя особых вопросов.

Stanichnik (27.07.20 11:26)

Я не смог вспомнить как мы называли эту часть парка в разговорной речи того времи. Как-то называли, потому, что она всегда была обособлена от восточной части. Но как не вспомню.

Попов Михаил (27.07.20 16:25)

Я помню, как меня поразила в на этой выставке пасека, устроенная в резных домиках. А пасечник был как из гоголевских рассказов. - с вислыми усами. Но честно скажу, в обычное время мы в дальнюю часть парка ( к 14-й линии) не забредали. Наше счастье были аттракционы. А ещё после футбола, если задержишься, то можно было увидеть кого-нибудь из футболистов, заходящих в парк выпить пивка. Ну и легенды о «клетке» для танцев и о драках на ней.

Stanichnik (27.07.20 16:46)

Память выхватила из тьмы пивбар "Летучая мышь". Хотя это было время, когда я пил только газировку по 3 коп. Или приснилось?

Геннадий (27.07.20 07:55)

Сейчас, наверное, уже мало кто знает, кто такая Мария Ильинична Ульянова. Младшая (чуть-чуть) сестра Ленина, хорошая журналистка, работала в "Правде". Замужем не была. Почти всю жизнь жила в семье Ленина.

Wilena (01.11.17 18:36)

А еще точней, это все бывшие Балабановские рощи, место отдыха  жителей г. Нахичевань, основанное его главой Балабановым в 1894 году.

Попов Михаил (27.07.22 20:43)

Сноска Андрея снова вернула меня к этой публикации 2015 года. Всмотрелся в фотографии и пришел к выводу, что те, которые датируются 1966 годом, сделаны лет на 7-8 ранее. Основной критерий такого вывода. - в 1966 году люди были одеты уже совсем по другому. Появились плащи-болонья. Пальто у мужчин укоротилось до колена. У женщин исчезли дурковатые шляпки. Про сельхозтехнику и не говорю. - даже в кинофильме «Иван Бровкин на целине» она была более современная.

Так что думаю. - серьезная ошибка с датировкой фото вышла.

Stanichnik (28.07.22 07:35)

Когда я писал эту заметку, а это было давно, я ориентировался при датировке фото на год выхода издания, в котором их находил. То есть "сдвиг" по реальным датам мог быть. Спорить не буду. Но такие штаны я хорошо помню у нашего учителя пения. А это уже конец 60-х. Тогда хорошие вещи берегли и носили десятилетиями. 

Попов Михаил (28.07.22 11:34)

Согласен. - на отдельных индивидуумах одежду 1950-х можно было наблюдать и в 1970-х. Вот мой друг гордо проносил с 1969 по 1974 кожаное пальто-реглан, которое его отец-лётчик получил ещё в начале 1950-х. И это было круто. Время дублёнок ещё только начиналось.

Но на этих фото есть ещё один важный признак времени - мужчины все поголовно в кепках и шляпах. А это точно признак 1950-х годов.

ЕленаЕлена (16.04.23 17:04)

В конце 80-хх ещё носили шляпы мужчины) кепки не помню, а шляпы точно носили)

Stanichnik (16.04.23 17:46)

Это точно. В 90-х шляп уже небыло. Да и в 80-х они уже были редкостью.

Евген (19.04.24 12:48)

Носили точно, помню двух милиционеров оперов в шляпах в 1988-м возле трупа убитой женщины на железной дороге стояли, а я шёл в садик "Берёзка" возле телефонки (сейчас там человейники) с мамой по переходному мосту, иногда мы ездили туда одну остановку с Сельмаша на 24 автобусе (ходил на 2 Орджоникидзе), когда опаздывали. И я весь день в садике думал об этом происшествии, и вспоминал этих мужчин в шляпах (тогда был моден фильм "Однажды в америке"). Но обратно мы уже пошли пешком домой по 1-й Конной, хотя я очень уговаривал маму пойти опять через мост, было очень интересно, но мама сказала: "Нет, труп всё равно уже убрали".

Дмитрий Челашов (31.10.22 20:30)

Крутяк! Большое спасибо за статью! Прям очень интересно было узнать, что это за пережитки старины сохранились на территории парка, особенно за, как теперь мне известно, бывший коровник.

Stanichnik (31.10.22 20:47)

А вам огромное спасибо, за оценку и за то, что напомнили эту статью. Это детство.

Владимирович (07.06.24 23:31)

Может кто-нибудь поможет опознать место и сооружение, в центре которого стоит девочка? Это май 1960 года, наверняка район Сельмаш. По логике - это мог быть парк Островского (ну а куда ещё пойти гулять на Сельмаше?)

3 мая 1960 года
Stanichnik (08.06.24 10:53)

Очень интересное сооружение. Такого в парке Островского не помню. Хотя мои воспоминания начинаются с середины 60-х.

Stanichnik (08.06.24 10:54)

Я с вашего позволения помещу это фото на PAST VU. Там обычно находят место.

Владимирович (09.06.24 19:21)

А вот другое фото, сделанное в той же роще или парке в тот же день в мае 1960 года. Вдали за деревьями видна какая-то башня (водонапорная?) Что-то я не нашёл ничего похожего на эту башню ни рядом с парком Авиаторов, ни рядом с парком Островского

3 мая 1960 года
Stanichnik (09.06.24 21:03)

Высокая водонапорная башня была на территории Водоканала на Театральном проспекте. Она и сейчас есть, но стала значительно ниже. Теоретически можно предположить, что это северо-западная часть парка Революции.

Владимирович (10.06.24 03:31)

Нашёл в интернете упоминание, что первый памятный мемориал в роще, позднее ставшей парком Авиаторов, был там установлен по инициативе горожан в 1957 году. Жаль, там нет описания, как этот мемориал тогда выглядел. А то ведь это сооружение на фото имеет форму пятиконечной звезды, пусть и с закруглёнными углами при вершинах - может это он и есть?

Гость (10.06.24 20:57)

Это место в роще люди называли поляной.

Stanichnik (11.06.24 06:14)

Я знаю эту поляну. Но когда я туда впервые попал, в конце 70-х, там ничего небыло.

Владимирович (11.06.24 16:50)

А на карте можете показать, где именно эта поляна находилась? Я сам был в этом парке всего один раз - во втором классе нас туда учительница "на пикник" водила, но мы не на поляне, а где-то среди деревьев у речки сидели

Stanichnik (11.06.24 19:11)

На этом месте и сейчас поляна, которая отмечна как "Место для пикника"

 

Гость (08.06.24 19:11)

Роща. Авиаторов. Ул. Октябрьская.

Владимирович (08.06.24 23:52)

В парке Авиаторов находилось это сооружение? Или парк Авиаторов - это ещё один вариант, куда можно было пойти погулять в 60-х годах на Сельмаше?

Гость (09.06.24 12:59)

Ходили отдыхать, в т.ч. и из-за этого сооружения. 1958-1962гг.

Владимирович (09.06.24 15:18)

А в какой части парка это сооружение находилось? На Яндекс.Картах не покажете? Или какая улица рядом проходила, если это на окраине рощи. А то улица Октябрьская (это же нынешний проспект Шолохова?) вдоль почти половины парка проходит. Кстати, речь идёт о части рощи южнее проспекта Шолохова или севернее? И случайно не знаете, для чего это сооружение предназначалось?

vvd (12.06.24 19:39)

Эти многогранное основание в виде гайки у центрального элемента сооружения (фонтана, бассейна? справа на луче выход водопроводной трубы) напоминает основание архитектурных элементов театра имени М. Горького, который “трактор”: https://pastvu.com/p/753978 , https://pastvu.com/p/753983 . Тогда это могло быть в парке Революции.

Сама конструкция водоема с пятью закругленными лучами, конечно, напоминает звезду, но вместе с тем это похоже и на пятизубовую шестерню (с элементом крепления посередине). Шестерня могла символизировать элемент комбайна. Тогда это парк Островского, который вначале назывался парком завода Ростсельмаш. На главной аллее парка Островского был фонтан в виде шестерни: https://pastvu.com/p/1507745 .

Из двух вариантов, водонапорная башня могла быть видна только из парка Революции: https://pastvu.com/p/1905273 . А упоминаемый парк Авиаторов к тому совсем далеко.

Stanichnik (12.06.24 19:50)

Я не могу принять вариант парка Революции, потому, что большие дома на Горького - Театральный, закрыли бы вид на башню.

vvd (13.06.24 19:53)

Желательно уточнить, когда на Горького – Театральном (как понимаю по Горького от Театрального на восток) появились большие дома.

После войны (очень даже и до 1960 года) по Горького больших мешающих домов возможно и не было. По аэрофотоснимку: https://pastvu.com/p/1895270 из той части парка, что севернее театра М. Горького через пять одноэтажных (в сравнении со школой и Домом Актера) бараков прямая видимость. Башня там по длинной тени видна.

vvd (13.06.24 19:54)

Другое дело, что парк как-то плохо ухожен. На свежевыложенном снимке, где девочка с шариком, очень уж заметно. Причем то, что аллея имеет покрытие из крошеного ракушечника, как раз повсеместное в то время явление. А вот состояние растительности сильно неухоженное. Да еще в правой части снимка некоторое понижение уровня земли (https://maps.app.goo.gl/qUqHMVtf8wHPWsuCA ?)

Бывалый (12.06.24 20:22)

Как человек, у которого есть диплом машиностроительного ВУЗа, категорически заявляю, что пятизубых шестерёнок не бывает, и зуб шестерни имеет другую форму. Поэтому версия шестерни отпадает.

Фонтан на центральной аллее парка Островского тоже не был похож на шестерню и по этой причине не мог её символизировать.

«Водонапорная башня» на заднем плане фотографии может быть не водонапорной башней, а совсем другим сооружением. Следует обдумать и другие версии.

Владимирович (13.06.24 02:14)

Вот ещё фото из того же парка или рощи, сделанное в тот же день в начале мая 1960 года. Позади девочки какой-то высокий столб - для ламп освещения?

Бывалый (13.06.24 09:28)

Выкладывайте все остальные фотографии, сделанные в этот день с этой девочкой. Можно ли быть уверенным, что они были сделаны в Ростове?

Владимирович (14.06.24 00:27)

Насчёт Ростова - 100%. Две семьи, живущие на Сельмаше (внутри кольца Металлургической и на 18 линии), в выходной день (2 или 3 мая 1960 года) решили пойти "на пикник" в парк или рощу. Одно фото подписано: "3 мая 1960 года", но выходным днём был понедельник 2 мая, поэтому с днём тоже немного непонятно. На других фото новых ориентиров нет - фон из травы и деревьев. Оптимальным по расстоянию местом, конечно, является Ульяновский парк. Хотя, чисто теоретически, можно было и в район Зоопарка поехать. Но зачем ехать так далеко, чтобы просто посидеть на траве, если и парк Ульяновой, и парк Островского, и парк Авиаторов, и парк Революции гораздо ближе?

Бывалый (14.06.24 01:27)

Еще в пределах досягаемости находится Зелёный остров. Неопознанное звездообразное сооружение могло затеряться где-нибудь на территории баз отдыха. «Водонапорная башня» это башня элеватора на правом берегу. Одинокий столб, непричесанная растительность и деревья, покалеченные войной, на острове вполне могли быть.

Владимирович (08.06.24 15:50)

Пожалуйста, помещайте. Интересно, куда в 60-х годах на Сельмаше можно было пойти компанией в выходной день, чтобы просто культурно посидеть на траве?

Stanichnik (08.06.24 16:18)

"Посидеть на траве" ходили в тот же парк Островского. На место где сейчас кафе "Шахматное". Там был большой пустырь. Представте, если убрать это кафе и "страусов", там было много места. 

Единственное, что там помню, это детскую площадку с деревянными жирафами.

Гость (12.06.24 21:04)

На Фрунзе была водонапорная.

Stanichnik (12.06.24 22:39)

Где?

Гость (13.06.24 15:00)

В роще

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.