Прогулка по улице Дмитриевской. Часть вторая

Продолжаем нашу прогулку по улице Дмитриевской (ныне ул. Шаумяна). Мы остановились на пр. Таганрогском (ныне пр. Буденновском), и перед нами огромный, пристроенный к старому, новый корпус ЦУМа, в котором сделан проезд для улицы Дмитриевской.

Еще в конце XIXвека по обе стороны этой улицы появились два красивых доходных дома.

Слева стоял старинный четырехэтажный дом купца судовладельца Г.Г. Пустовойтова, в котором располагалась гостиница «Центральная», а справа – доходный дом М. К. Чернова, в нем размещался Ростовский филиал пароходного общества по всей Волге «Самолет» и представительство известной фирмы «Бр. Нобель», торговавшей в Ростове мазутом. В 1920-х годах дома были национализированы, и конечно, плотно заселены. Во время войны оба здания подверглись частым бомбардировкам, от них остались только наружные стены. Долго простояли они, отгороженные забором, пока в 1965г. по проекту архитектора Е. П. Лихобабина на их месте не возвели большую пристройку к городскому универмагу, оставив только проход на улицу Дмитриевскую. В книге В. Лобжанидзе «Путешествие по старому Ростову. Таганрогский проспект» говорится, что в 1913 году через два здания от дома М. К. Чернова находился блистательный отель «Бристоль» класса «люкс». Сразу за пристроенным корпусом универмага ныне стоят новые постройки, а на предполагаемом месте отеля «Бристоль» вот это строение.

Не похоже на отель, тем более, на «люкс». Четырехэтажный барак, явно, довоенной постройки. Интерьер коридоров и коммунальных квартир тоже схож с довоенным. Как в фильме «Военно-полевой роман». Но местный житель считает, что дом построен после войны. Вероятнее всего, после гражданской. При наступлении Красной армии на город в 1920 году, в центре Ростова пострадало немало домов. Их потом восстановили, некоторые уже в упрощенном виде. У бывшего «отеля «Бристоль» крайне упрощенный вид. На данный момент дом считается аварийным и предназначен к сносу, жильцы, большей частью, отселены.

Рядом с ним живой руиной стоит небольшой трехэтажный дом под номером 58.

Построенный в XIXвеке, он выглядел весьма респектабельно, о чем свидетельствуют следы его былой красоты.

Местное население называло его «армянским» из-за того, что в нем снимали квартиры несколько армянских семей. Но наибольшую известность дом приобрел благодаря тому, что в нем в 1910 году родилась известная русская балерина Фея Ивановна Балабина. В начале 1920-х годов она училась в школе им. Калинина и занималась в балетной студии. В 1926 году она поступила в Ленинграде на вечерние хореографические курсы, а в 1929 году – в хореографическое училище. В 1931 году Фея Балабина стала балериной театра оперы и балета им. Кирова, где танцевала до 1956 года. О том, что Фея Балабина жила в этом доме, еще несколько лет назад возвещала мемориальная доска на стене дома. Сегодня от нее остались лишь следы креплений.

Ее родной дом в 1920-х годах был муниципализирован и коммунализирован, пережил две войны и дожил до наших дней в сильно обветшавшем состоянии. Жильцы давно расселены. Дом выкуплен и снова выставлен на продажу, но покупателей больше нет. Судя по разрушениям, это старинное здание обречено на гибель, как и многие другие бывшие купеческие дома Ростова. Современным купцам невыгоден ветхий трехэтажный дом. Вот если бы можно было «свечку» воткнуть, тут бы уже полным ходом шло строительство. Видимо, хозяин ждет, когда дом сам развалится.

Рядом уже снесен подобный дом и начато строительство многоэтажки. Очень заметно, что в этом квартале улица Дмитриевская лишилась трети своих исторических зданий. Однако так же, как и в предыдущих кварталах, встречались уцелевшие безымянные домики. Например, вот этот, на вид хорошо сохранившийся.

Только балконы, некогда имевшие красивые ограждения, изуродованы современным остеклением. И немного смущает новизной металла вот эта дата под несуразным пластиковым козырьком.

Или этот одноэтажный приземистый домик, с надписью в старинном духе «биллiардная».

Почти в конце квартала сохранился типичный доходный дом начала ХХ века под номером 64.

Четырехэтажный, с мансардой и высоким первым этажом, предназначенным для магазинов. Удивительным образом сохранился ажурный козырек с годом постройки и несколько кованых балконных ограждений.

Жильцы, уважающие историю своего дома, постарались не закрывать их уродливыми профильными листами. Биография дома так же типична: одноэтажное строение после неоднократной смены владельца перестраивается к 1913 году в четырехэтажное. На тот момент им владеет некий С. Ф. Коновалов, и больше, к сожалению, о нем сказать нечего. Так же неизвестен и архитектор, который сумел на небольшом участке возвести на то время довольно высокое здание. Прямоугольный в плане дом, был оснащен лифтом, имел подвалы под торговыми помещениями, а сами помещения – собственные выходы на улицу. На каждую лестничную площадку выходили четыре квартиры. Доходный дом до и после революции пользовался неизменным успехом у квартирантов. В годы гражданской войны на первом этаже размещалась типография «Донское печатное дело», печатавшая разные газеты, среди которых была газета «Великая Россия». Экземпляры ее и поныне хранятся в Донской государственной публичной библиотеке. В 1923 году дом был муниципализирован, уплотнен жильцами. В нем еще размещались такие разные организации как Дом союза связи №2, детская техническая сельскохозяйственная станция и ателье «Плакат». Здание уцелело во время второй войны и, постепенно теряя свои самобытные черты, сохранилось до наших дней. Его мансардный этаж до сих пор жилой.

Как и многие старые дома, он остается, по-прежнему, коммунальным.

Мы подошли к перекрестку с пер. Соборным.

Здесь на его северо-восточной стороне стоит трехэтажный добротный, некогда доходный дом, построенный на рубеже веков в 1884-1900 годах на месте малого строения купцом Чубухчиевым П. П.

При взгляде на него, трудно поверить, что дому более ста лет, таким крепким и ладным он выглядит. Внутри его сохранились мраморные лестницы и в некоторых местах лепнина. Как и сто лет назад, на его первых этажах – магазины, а на верхних – жилье.

На юго-восточной стороне перекрестка находится одно из старейших зданий Ростова - дом купца А. А. Ященко.

Того самого Ященко, который в 1813 году передал городу небольшой участок земли в Генеральной балке, с которого началось создание Городского сада. В начале 1880-х годов А. А. Ященко построил двухэтажный кирпичный дом, торцом выходящий на ул. Дмитриевскую и фасадом протянувшийся на весь квартал между улицами Дмитриевской и Никольской (ныне ул. Социалистическая). Строился он с купеческим размахом: обширный подвал, высокий первый этаж с антресолями для магазинов, мансарда над центральной частью дома для подсобных помещений. В 1883 году одним из первых в здании разместилось городское трехклассное училище. Строительство зданий для учебных заведений в те годы шло туго, и А. А. Ященко сдал в аренду для городского училища комнаты второго этажа. Весь первый этаж занимали магазины и мастерские с большими зеркальными витринами, что являлось редкостью по тем временам. На втором этаже рядом с городским училищем соседствовало музыкальное общество «Лира». После 1905 года училище переехало в построенное для него здание в Ткачевском переулке, и его место быстро заняли различные конторы. Коммерческая жизнь дома продолжалась. В 1913 году домом уже владеют наследники А. А. Ященко, а в 1915 году домовладельцем становится некий Л. Я. Ковнат. Дальше революция, и с 1920-х годов здание переустраивается и становится средней общеобразовательной школой №15, прозванной «школой Малевича» по фамилии директора, возглавлявшего ее долгие годы. В то время это была лучшая школа в городе. Много учеников, ставших впоследствии известными людьми, вышло из нее в разные годы. Но, пожалуй, самым известным стал писатель А. И. Солженицын. На фасаде здания установлена мемориальная доска в его честь. А фасад здания постепенно менялся: на первом этаже некогда зеркальные витрины преобразовались в окна, исчез единственный балкон, интерьер стал иным, за исключением междуэтажной кованой лестницы. Но учебная жизнь здания продолжилась. Среднюю школу сменила вечерняя или, как ее называли раньше, «школа рабочей молодежи». Ныне старое здание делят Экономический факультет Южного Федерального Университета и институт экономики внешних связей. В подвале разместился магазин учебной литературы.

Оставив позади оживленный перекресток, двинемся дальше. Перед нами предстает печальное зрелище тыльной стороны многострадальной гостиницы «Московская».

Построенная в конце XIX века академиком архитектуры А. Н. Померанцевым при участии нахичеванского архитектора Н.Н. Дурбаха, она была одной из самых престижных и дорогих гостиниц своего времени. Таким был ее фасад в начале ХХ века.

Тогда она называлась «Большая Московская». И, какие бы вихри не кружили над ней в течение почти полутора века, назначение ее не менялось. Она принимала многих знаменитостей. Ныне, обнесенная ограждением для проведения реставрационных работ, она ждет их уже несколько лет.

Рядом с ней находится двухэтажный дом с мансардным этажом № 51.

История его началась в 1891 году, когда нахичеванский купец К. И. Яблоков получил разрешение на постройку одноэтажного каменного дома на улице Дмитриевской. Добротно построенный дом с подвалом и мансардным этажом для прислуги, был богато отделан лепными украшениями, что преобладало во вкусах нахичеванских купцов. Особенность стиля и украшений фасада позволяли предполагать автором проекта городского архитектора Н. А. Дорошенко, которому был поручен надзор за строительством. Почти одновременно К. И. Яблоковым возводился смежный с домом на улице Дмитриевской - торговый дом на улице Большой Садовой.

Однако его возводил архитектор Е. М. Гулин. Это был один из его первых проектов в Ростове, в котором были использованы элементы стиля модерн. В 1904 году в нем разместился первый электробиограф, впоследствии ставший кинотеатром, известным ростовчанам как кинотеатр «Комсомолец». Но вернемся к дому на Дмитриевской. В середине 1910-х годов его владельцем был уже сын К. И. Яблокова Сергей. В 1919 году в доме на Дмитриевской поселилась внучка К. И. Яблокова с маленьким сыном. Но уже в 1922 году у Яблоковых был отобран и муниципализирован сначала торговый дом на Садовой, а в 1923 и дом на Дмитриевской. Внучке купца К. И. Яблокова оставили одну комнату в мансардном этаже, где она и проживала с сыном всю оставшуюся жизнь. В период послевоенного восстановления в доме был перестроен мансардный этаж, и гостиные комнаты были разделены перегородками. Дом был перенаселен жильцами. В 1970-х годах эта большая коммуналка была частично расселена. Дом постепенно ветшал, утрачивались лепные детали фасада. Только в 1997 году настало время его реставрации и реконструкции. Ныне, надстроенный мансардным этажом и заново оштукатуренный, он имеет мало сходства с тем домом, который возводился на этом месте конце XIXвека и больше не является жилым. Его помещения занимают конторы разных фирм, а в подвале размещен Музей современного изобразительного искусства.

Замыкающее квартал, двухэтажное здание под номером 53, на удивление, сохранило через многие годы свой первоначальный облик.

В 1894 году на этом месте начал его строительство нахичеванский купец Павел Хармаджев. Занимая угловое положение, дом имеет единую композицию двух фасадов с элементами классицизма и барокко. До наших дней чудом сохранились кованые ограждения балконов, ныне закрытые рекламными щитами. Весь первый этаж был отдан под торговые, а второй - под жилые помещения. Здесь соседствовали магазины, торговавшие молоком, книгами, игрушками, и даже помещалась небольшая кофейня. В 1910 году владельцами здания становятся нахичеванские нотариусы – братья Шилтовы. Пережив революцию, муниципализацию и войну, зданию удалось, в основном, сохранить свой исторический облик. На первом этаже, по-прежнему, располагаются магазины, а на втором разные конторы и жилые квартиры.

На противоположной стороне улицы Дмитриевской квартал замыкает мрачноватого вида здание.

«Дом со стрекозой» - так мило называют краеведы трехэтажный дом №84 на углу ул. Дмитриевской и пер. Николаевского (ныне пер. Семашко), отличающийся от окружающих его домов суровостью темных стен. Уникальная решетка в виде стрекозы украшает фасад доходного дома, возведенного в 1911 г. гласным городской думы П. С. Шатовым на месте небольшого строения, принадлежавшего его отцу. Стилизованный рисунок кованого решетчатого ограждения демонстрирует один из принципов стиля модерн и является своеобразной визитной карточкой нынешней улицы Шаумяна.

Верхние этажи занимали и занимают до сих пор жилые помещения. Достопримечательностью улицы стал часовой магазин на первом этаже, помещение для которого арендовал некий А. М. Михайлов. После революции и муниципализации дома, он сумел остаться в том же торговом помещении и организовал часовую мастерскую. В 1930-е годы, прозванная окрестными жителями «Михайловской мастерской», она была широко известна, благодаря своему часовому мастеру, который чинил часы любых видов и размеров. В послевоенные годы часовая мастерская осталась на прежнем месте, но уже без своего хозяина. Сам дом претерпел некоторые изменения: парадный вход с северной стороны был заложен еще в 1920-х годах, также некоторые окна.

Ныне в нем совмещаются сохранившиеся с далеких времен его подлинные черты и современные, совсем не украшающие фасад. Еще до недавнего времени в окне мастерской ростовчане могли видеть часы с куколкой на качелях. Но теперь вместо мастерской - кафе.

Напротив «дома со стрекозой» через переулок Николаевский (ныне пер. Семашко) стоит старинное двухэтажное здание.

В 1890-х годах на его месте стояло одноэтажное кирпичное строение, принадлежавшее подданной Саксонии М. Е. Вейденбах. Через десять лет дом надстраивается вторым этажом. На первом теперь размещается магазин, торгующий продукцией колбасного завода, принадлежащего родственнику М. Е. Вейденбах. Но в 1910-х годах здание продается, и новым владельцем становится глава торгового дома «М. О. Кулаков с сыновьями». Теперь в магазинах продаются бакалейные, гастрономические и колониальные товары. Внешний облик дома тоже меняется: Фасады оштукатуриваются и украшаются лепным декором. На лепных вставках с гирляндами был начертан рельефный вензель владельца.

До революции верхние этажи сдавались в аренду. В 1920-х годах после муниципализации торговые помещения первого этажа переоборудуются в зал, где проходят эстрадные выступления. В 1922 году там выступал известный поэт, представитель «серебряного века» русской поэзии О. Мандельштам, будучи проездом в Ростове. В том же году на втором этаже размещается 1-я районная художественная школа Донпрофобра (ДПО), которой заведует художник А. С. Чиненов, проживающий там же с семьей. Но уже в 1923 году художественная школа переезжает в другое помещение, второй этаж бывшего дома Кулакова вновь становится жилым. На первом этаже обосновалась столовая ЕПО №5. Пережив военное лихолетье, здание сохранило свой вид вплоть до 1990-х годов. Затем его реконструкция и надстройка мансардным этажом значительно упростила его облик.

И последнее старинное здание на перекрестке - доходный дом «С. Генч-Оглуева и И. Шапошникова».

В названии соединились фамилии основателей торгового дома – уроженцев Нахичевани. Его история началась в 1870-х годах. Фирма торговала галантереей, и этот бизнес оказался столь успешным, что возникла потребность в собственном здании. Для проекта был приглашен столичный архитектор А. Н. Померанцев. Доходный дом строился в период 1800-1883гг. и выходил тремя фасадами на Большую Садовую, пер. Николаевский (ныне пер. Семашко) и улицу Дмитриевскую.

Первые этажи были отданы под торговые залы. Помимо своих галантерейных товаров, разные фирмы торговали здесь мехами, бельем, обувью, дорожными вещами и даже линолиумом и резиновыми гуттаперчевыми изделиями. На углу Дмитриевской и пер. Николаевского помещался «Китайский чайный магазин». На верхних этажах располагались Ростовский Купеческий банк, отделение Волжско-Камского банка и жилые квартиры. С. Ф. Генч-Оглуев жил с семьей в этом же доме, а его партнер И. Шапошников построил для себя респектабельный дом на улице Казанской. После смерти основателей фирмы на рубеже веков дело продолжили сыновья компаньонов. Однако владелицей дома считалась жена С. Ф. Генч-Оглуева Елена Лазаревна. Возможно, это ее инициалы переплелись в медальонах, украшающих входы в здание.

Торговый дом процветал до 1917 года. После его национализации в 1920 году его назначение почти не изменилось: на первом этаже по-прежнему, располагались магазины, на втором – банки, верхние этажи остались жилыми. В 1930 году на первом этаже появился магазин «Рыба», впоследствии ставший известным ростовчанам под названием «Океан».

В годы войны была разрушена крыша и мансардный этаж. В период восстановления здание было реконструировано с некоторыми упрощениями, но именно тогда на шпиле появился, всем известный, морской конек.

Сегодня это уникальное здание включено в список объектов культурного наследия. Попытки провести основательную реставрацию обветшавших фасадов предпринимались неоднократно, но приступили к ней только в 2008 году. В 2009 году перед ростовчанами предстали два обновленных фасада с улицы Большая Садовая и пер. Николаевского (ныне пер. Семашко), с улицы Дмитриевской фасад ремонта не удостоился.

Пока мы рассматривали дома на перекрестке, серый день рассеялся, и выглянуло солнышко, словно решило прогуляться вместе с нами. Но мы сделаем маленькую остановку, а потом продолжим нашу прогулку до конца Дмитриевской улицы.

Здесь первая часть прогулки

Stanichnik (07.12.14 21:14)

Настоящая прогулка во времени.

Ankol1 (07.12.14 21:22)

"с надписью в старинном духе «биллiардная»"

А почему "в духе"? Это, действительно, старинная надпись. Ее Роман Бочарников обнаружил. Малость подновили, а так - надпись - подлинная. Кстати, на доме, где сейчас "Семь пядей" некоторое время назад проступила старинная надпись "Колониальные товары". Но ее, к сожалению, уничтожили...

Helen (08.12.14 11:25)

Надпись выглядела не старой. Информации по дому, к сожалению, никакой. Хотя можно, наверное узнать имя последнего владельца. С трудом верится, что что-то может сохраниться через века при таком разрушительном отношении к историческим зданиям. Но тем не менее, удивительные находки случаются. Об этом в третьей части.

alenka (12.12.14 19:00)

Лена, замечательная получилась прогулка! А по поводу надписи "биллiардная" Ankoll прав, она, действительно старинная. Проступила, наверное, лет 15 назад.

Ankol1 (09.01.15 00:36)

Валерий Уколов предоставил уникальные фотографии 1994 года. Вво время ремонта дома, что на углу Шаумяна и Семашко сняли с фасада штукатурку и там обнаружилась надпись "Столовая № 5 ЕПО". К сожалению, надпись замазали..

Stanichnik (09.01.15 15:43)

Хорошее русское слово - столовая.

Ростовчанин (23.01.15 10:41)

Большое спасибо за исторический обзор. Очень интересно! По поводу домика со стрекозой, кто помнит в витрине

«Михайловской мастерской» долгое время были выставлены старинные часы в виде домика. Это случайно не часы известного ростовского часовщика Остера П.А.?

Левиафан (23.02.15 11:04)

У Шаумяна 37 год назад сгорела на пожаре крыша. Поэтому дальнейшая судьба здания под вопросом. Как бы не получилось аналогично зданию водолечебницы на Социалке.

Левиафан (23.02.15 11:09)

И между прочим, угловой дом на Шаумяна/Соборном также пережил пожар в начале девяностых. В отличие от дома 37, ему повезло куда меньше и он тогда сгорел от верха практически до низа. Поэтому перекрытия, оконные рамы и пр. у него новодел.

Сергей. (05.05.16 11:29)

К сожалению, снесли маленький домик с надписью "Биллiардная". Как-то очень буднично и тихо...

Stanichnik (05.05.16 13:21)

Я читал про это. Печально.

Сергей (26.07.17 19:53)

Какая падла снесла "биллиардную"? Суки совсем совести нет

Stanichnik (27.07.17 20:17)

Хороший вопрос.

Дмитрий Челашов (05.01.23 15:32)

Круть! Очень складно и лаконично написано, уносишься потоком повествования сам того не замечая - это признак качественной литературной работы.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.