Портрет 12. На лицо ужасные - добрые внутри

 

Мухомор Виттадини Amanita vittadinii

 

Познакомился я с этими грибами лет 10 назад. Как-то возле канала на лугу обнаружил вот таких ощетинившихся хлопцев.

 

Всем своим видом грибы как бы намекали на то, что они ядовиты. Типичный мухоморовый вид, да ещё ершистый. Дома, роясь в определителях, понял, что это действительно мухоморы. И что имеется несколько видов похожих мухоморов белого цвета, предпочитающих расти на лугах. Я сначала принимал свою находку за мухомор одинокий Amanita solitaria, который очень похож на Виттадини. Но потом пришёл в выводу, что это именно Виттадини. И ведь что любопытно: и мухомор одинокий, и Виттадини числятся в съедобных!


Знаю, что есть не ядовитые мухоморы, например, мухомор серо-розовый (на Нижнем Дону редок). Жители средней полосы его охотно собирают и едят (кто осведомлён). Или деликатесный мухомор Цезаря в горах и предгорьях Кавказа. Но согласитесь, трудно себя переломить и заставить попробовать мухомор - само воплощение ядовитости! Это правило вдалбливалась мне с детства. К тому же запах в свежем виде у этих мухоморов, прямо скажем, "не очень". Но любопытство взяло верх. Первая проба оказалась "роковой"... и с тех пор я стал большим почитателем этих грибов. Я люблю шампиньоны, но теперь, если найду шампиньон и Виттадини (растут они на одних и тех же местах), и если мне придётся выбирать, то без колебаний выберу мухомор. При термической обработке неприятный запах исчезает, а приготовленные грибы вкусны необыкновенно.


Как уже писал, мухоморы Виттадини - представители открытых пространств, сапротрофы, как и подавляющее число шампиньонов. Но растут и в рощах, и в редких лесах, предпочитая поляны, разреженные места и окраины леса.


Гриб теплолюбив, типичный южанин. В центральной полосе и тем более севернее не встречается. Очень мясистый, с плотной ножкой. Шляпка может вымахивать с ладонь.


Сам гриб белый, поначалу ершист весь, но потом видимые бородавки остаются только на шляпке. А иногда и они исчезают.

 

Ножка с возрастом становится ещё более твёрдой, может приобретать желтоватый оттенок, отчего у взрослых грибов её лучше не брать. Как и положено мухоморам, имеется кольцо на ножке и вольва (мешочек у основания ноги). Но вольва у Виттадини хлипкая, быстро исчезает, её можно увидеть у самых молодых грибов, да и то не всегда. У старых грибов пластинки становятся бежевыми, иногда с оттенком охристости, а неприятный запах усиливается. Такие грибы брать тоже не желательно.

 

Молодой и пожилой

 

Гриб числится в Красной книге. Я никогда не собираю краснокнижные грибы. И ранее этих мухоморов действительно было мало. Но с каждым годом их становится всё больше, а теперь это один из самых массовых грибов наших целинных степей и лугов. В урожайные годы мухоморы Виттадини по количеству опережают даже шампиньоны. Поэтому для них я делаю исключение, собираю. А вот что толкнуло их к такому массовому и быстрому увеличению поголовья, а точнее, "пошляпковья", непонятно, но факт отрадный.


Появляются они во второй половине мая, растут весь тёплый период, заканчиваются во второй половине осени. Наверное, "благодаря" своей внешности мухомор Виттадини всегда стоит нетронутым. В худшем случае он бывает сбит и растоптан. Вот такая у некоторых людей психология: если "поганка", то надо сбить, растоптать!


Может быть после опубликования данной статьи количество ценителей этих мухоморов увеличится. Но обращу внимание, что сведения о съедобности мухомора Виттадини противоречивые. Так что есть или не есть - решать вам. Я свой выбор сделал.

Но если вы так и не осмелитесь употребить Виттадини в пищу - не сбивайте, когда повстречаетесь с ним! Даже если его внешность покажется вам препоганистой.

Елена (13.09.14 18:20)

Никогда таких не видела! Вообще о грибах имею смутное представление. Боюсь их с детства.

Kessler (13.09.14 20:54)

Елена, так часто бывает. Неизвестного боишься.

Оттого я и затеял эту серию грибных портретов. Возможно, кто-то по прочтению оных по-иному посмотрит на грибное царство.

Скажу по секрету: грибы совсем не опасны. Просто надо научиться их понимать.

Елена (13.09.14 23:28)

Я не хотела разъяснением своего страха портить Ваш рассказ. Просто был печальный факт в жизни.

Kessler (14.09.14 08:10)

Елена, понимаю. Такие факты, увы, происходят. Но причиной тому
сугубо человеческий фактор: незнание и невнимательность. Грибы здесь ни
при чём.

Знаниями, опытом я делюсь в своих рассказах. Много ещё существует грибных мифов и заблуждений. Все россказни о грибных
"мутациях" , "народные" способы проверки грибов на съедобность и пр. -
это полная ерунда, совершенно ненаучно.

Я об этом обязательно расскажу.

Некто отпускник (14.09.14 13:31)

Сколько бы ты не рассказывал о съедобности мухоморов, я все равно буду ходить за тобой след в след и собирать только то, что ты собираешь.

Гость (10.03.15 19:31)

а как готовить мухоморы

Dm (10.03.15 20:47)

Жарить!

Конечно, если вопрос именно об ЭТИХ мухоморах...

irina (12.07.16 14:18)

я пожарила 2 шт но показалось что они горчат,или от страха от неизведанного

Kessler (12.07.16 22:29)

Ну что вы, они совершенно не горчат! И жарю я только шляпки - ножки жёсткие и малопривлекательны на вкус (ну разве что у самых молодых грибов ножки можно жарить). Ножки лучше отдельно как-нибудь приготовить (например, посушить и смолоть в порошок в качестве приправы).

Stanichnik (10.03.15 21:07)

На всякий случай сообщу, что администрация сайта приветствует общение посетителей между собой, но не несет ответственности за советы которыми обмениваются гости сайта. На всякий случай...

Александр (15.06.16 00:12)

Я бы не хотел публиковать снимки мухоморов виттадини (Моретти)из Крыма. Вначале хотел бы их переслать (с комментариями) для Kessler. Как мне связаться с ним? С уважением, Александр.

Александр (15.06.16 00:24)

У меня они растут на сухих степных прибрежных (Чёрного моря)холмах около грунтовых дорог среди полыни и грудницы (мои возле Меганома). Пешие грибники там не ходят. А ездят только "новые русские" на вездеходах. Поэтому и затоптанных грибов очень мало (лень выйти из машины ведь!!!).

Stanichnik (15.06.16 07:26)

Александр, я передал Олегу вашу просьбу, он свяжется с вами.

Kessler (15.06.16 23:48)

Ув. Александр! 

Шлите фото на почту ilin11@list.ru

irina (12.07.16 14:15)

мы вчера нашли эти грибы ! И вот сижу и думаю пожарить или нет!!!!!!!! Набрали кило 4 их ,но думала что это зонтик полевой . Но по фото точно Виттадини .Собрали на поле вместе с шампиньонами. Грузия район Тетри Цкаро.

Гость (23.09.18 00:06)

Подскажите, это точно тот гриб, о котором вы пишите? Сегодня в районе Керчи насобирала, 3 больших пакета, подарками росли, и рядом шампиньоны. Запах не похож на грибной.

Евгений (25.09.18 13:28)

Вот ведь, вчера ходил, целое поле их, везде одни белые шляпки, а я знаю, что это мухомор, не стал брать. Так и какие выбирать для еды - молодые, только шляпки?

Евгений (25.09.18 13:31)

Вот фото

Kessler (26.09.18 07:20)

Гость, Евгений.

Да, это всё Виттадини. Фото бы подробнее, но почти уверен. Тем более, если росли рядом с шампиньонами (в полях, на лугах?).  Жарить лучше шляпки, ножки жёсткие, невкусные (годятся разве что у совсем молодых грибов). "Негрибной" запах пропадает при жарке, появляется нормальный грибной. Жарить надо, не отваривая (как шампиньоны).

Евгений (27.09.18 20:34)

Спасибо за ответ. Мой - Виттадини 100 %. Почему у меня возник вопрос о съедобности, здесь степь, берег моря Азовского. Дней 10 назад прошел очень сильный дождь, позавчера на рынке мужик продавал ведра два крупных шампиньонов, белоснежных, просто заглядение, и там затесался этот мухомор.Ну, я не стал говорить типа что ж ты людей травишь, повертел гриб, сказал, странный он какой-то, а сам думаю - пойду домой проверю, может, чего-то не знаю, мужик вроде серьезный, знающий. Век живи век учись, в общем.

Евгений (08.10.18 16:19)

Добрый день, действительно, вкусный гриб.на пробу срезал 4 октября три молодых мухомора - тяжелые, сочные, мякоть гомогенная и белая, похоже на дождевик гигантский, как зефир, но тяжелая.очень вкусный, побочных эффектов никаких абсолютно, значит, с вешенкой здесь на первом месте. Спасибо автору.

Alex55 (04.02.21 12:43)

Я живу в Молдавии. Находил молоденькие Виттадини пару раз в прошлые годы, когда еще не мог определить. Но в сыром виде на язык они горчили, потому не брал. Сейчас, если бы нашел, обязательно бы попробовал, спасибо за рассказ

Stanichnik (04.02.21 13:04)

Когда удается вместе с Олегом выехать за грибами, и он берет с собой баночку маринованных мухоморов, то меня от неё за уши не оттащишь, а потом еще корочкой хлеба банку вычищу)))

Светлана Ивановна (18.06.23 07:52)

Сегодня утром нашла в Дендрарии Сехозакадемии, принесла домой чтобы определить по фото, что это за гриб. Очень большой и красивый.

Светлана Ивановна (18.06.23 07:53)

Это Краснодар

Stanichnik (18.06.23 09:08)

У меня нет сомнения, что это он и есть, герой этой заметки, мухомор Виттадини.

Kessler (19.06.23 19:45)

Да, стопроцентно он.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.