Самый ростовский истребитель

Иногда надо прислушиваться к себе и потакать себе по мелочам. Я не коллекционирую авиамодели, и сам сначала не понял, зачем купил эту модель одного из последних отечественных истребителей – бипланов.

И-152


 

Этот самолёт воевал в Китае, в Испании, на Хасане, на Халхин-Голе, в Финскую, и в числе других принял удар Вермахта в 41-м. Принял, будучи уже достаточно устаревшим для соперничества с Мессершмитами.

Терпел горькие потери, был переоборудован в штурмовик, как говорится не от хорошей жизни. Оснащался даже реактивными снарядами РС-82. Но общая бомбовая нагрузка этого самолёта была не большой – до 150 кг.



 

И по всем другим характеристикам кроме присущей бипланам манёвренности этот самолёт выглядел скромно. Но дрался.

Их было выпущено 2408 машин. Но редко какой из этих самолётов дожил до конца 1941-го.


 

Но этот биплан стал во время Великой Отечественной войны самым ростовским самолётом. Один из них был застигнут немецким наступлением в ноябре 1941 г. в Соборном переулке нашего города.

Есть две или три фотографии сделанные оккупантами.


 

В сети обсуждается две версии, почему этот самолёт в ноябре 1941 г. попал в переулок Соборный.

Первая – его хотели использовать как генератор для госпиталя, который здесь располагался.

Вторая – истребитель аварийно сел на ростовском аэродроме и его повреждённого, пытались доставить к переправе на Буденовском, для дальнейшей транспортировки в тыл.


 

Обе версии не выглядят убедительно. На И-152 было установлено магнето, а не генератор. Чтобы не нагружать вас электротехническими терминами, скажу, что магнето, это тот же привычный нам генератор, но конструктивно совмещённый с катушкой зажигания. Магнето даёт высокое напряжение при небольшой мощности, и меньше всего подходит для питания госпиталя или подобных объектов.

А Соборный, перекрытый обширным церковным подворьем, является самой неудобной улицей для проезда к переправе в створе Буденовского проспекта. 

Скорее всего мы никогда не узнаем, почему первая оккупация застала это самолёт на ростовской улице. Но совершенно точно, этот самолёт дрался с врагом совершенно проигрывая немецким самолётам по техническим параметрам. Но дрался.


 

Если просмотреть состав авиачастей 56-й армии, оборонявшей Ростов-на-Дону в ноябре 1941 г., то можно предположить, что самолёт оставшийся на Соборном, принадлежал 590 истребительному авиаполку. Всего в составе полка в ноябре 1941 г., под Ростовом было 7 И-15бис (из них 4 неисправных) и 5 И-16 (3 неисправных)

Скромно.

Если случится вам идти по Соборному между Социалистической и Серафимовича, у больших черных дверей доходного дома Великанова, кивните самолёту, который дрался почти не имея шансов.


 

До конца войны И-152 остался на вооружении только на Дальнем востоке.

Читая многие истории о боевом пути этого самолёта, я постоянно убеждался в его высоком техническом уровне. Первоначально он оснащался мощным американским двигателем. Наши инженеры в Перми быстро освоили его производство и сделали этот двигатель полностью отечественным.

По разным не зависящим от самого самолёта причинам, он попадал в руки врагов, франкистов, японцев, финнов, немцев. И никто из них не пренебрегал этими машинами. Хоть во вспомогательных целях, но использовали И-152.

Были у этого самолёта пусть редкие, но яркие победы. Например, на сайте «Музей Победы» нашел информацию о том, что командир 87-й отдельной авиаэскадрильи Азов­ской флотилии капитан Г.И. Агафонов при отражении на­летов германских самолетов на Мариуполь 7 октября 1941 года в ходе двух боевых вылетов сбил два немецких истребителя Мессершмитт Вf Me 110 и два бомбардировщика Юнкерс Ju 88. За что получил орден боевого Красного знамени.

Обратите внимание, победы у побережья Меотиды.

И учитывая революционные изменения в методах ведения воздушной войны в последнее время, я имею предчувствие, что о бипланах мы ещё услышим.



 

Ankol1 (01.03.26 23:59)

Еще такая версия. Использовали для съемок фильма, чтобы изображать ветер.

Stanichnik (02.03.26 07:26)

Версия любопытная. Тем более у самолёта не снят винт, который в транспортном положении, наверное должен сниматься. Но тогда должны остаться какие-то сведения об этом фильме.

Эдуард Вартанов (02.03.26 18:56)

при обсуждении этого сюжета ранее,  я  утверждал -  это киношный ВЕТРОДУЙ.

Но бездоказательно.

И тогда и сейчас подводит зрение.

Потому прошу обеих АНДРЕЕВ - Олеговича и Эдуардовича, присмотреться к лопастям на фото:   куда они гонят ветер?

Для целей киносъемки это совсем не важно, но владение ориентацией потока  и его мощностью давало экономию  бензина.  И мотористам – умельцам это нравилось.

Stanichnik (02.03.26 19:35)

Так:

В одном источнике нашел сведения о том, что М-25В установленный на этом самолёте имел вращение по часовой стрелке.

В другом источнике прочитал, что направление вращение авиационного двигателя надо определять глядя на него со стороны противоположной выходу главного вала. 

Значит вращался винт как по стрелке. Значит правильно гнал воздух, как надо при полёте.

Проверте меня.

Эдуард Вартанов (04.03.26 10:41)

Андрей Олегович, если согласитьсянижеприведенным пояснением стрелку на фото следует повернуть в дргую сторону. Не так ли?

«Начнем с одномоторных самолетов. У подавляющего большинства из них пропеллер вращается именно по часовой стрелке (если находиться перед самолетом и смотреть на него спереди). Эта «традиция» осталась в авиации со времен первых самолетов и связана с особенностями запуска «старинных» двигателей на заре авиации. В те времена, когда еще не было электрических стартеров, практически всегда двигатели, техникам обслуживающим самолет, приходилось для запуска раскручивать винт самолета вручную. Для техника, который скорее всего оказывался правшой (а правшами были и есть большинство людей), удобнее браться за лопасть правой рукой справа от себя и тянуть ее вниз, что и определило «стандартное» направление вращения.   …»

https://www.ixbt.com/live/offtopic/v-kakuyu-storonu-vraschayutsya-propel...

Stanichnik (04.03.26 17:29)

Я думаю винт самолёта в принципе нельзя поставить наоборот. Пусть авиаторы выскажут своё мнение.

Эдуард Вартанов (04.03.26 18:39)

 

Нам на Меотиде  не   надо переставлять винт. Моторист  (похоже - мужчина в пилотке)  уже давно ЭТОТ ВИНТ переставил,  разумно экономя выданные ему талоны (или деньги) на бензин.

Вячеслав П. (05.03.26 14:22)

Мужчина в пилотке, как и двое в ушанках, ССовцы из Лейбштандарта. Фото на память, с одной из тех машин, которые наносили по ним удары с сентября месяца

Вячеслав П. (05.03.26 13:45)

глупее версии не слышал.. какие съемки, очнитесь. Самолёт непосредственной поддержки войск, 2-3 вылета в день на штурмовки, частые потери, матчасть не пополняется. но нет. Снимаем Унесённые ветром. Моторист сэкономил деньги.. в Дурдоме выходной объявили?

Я уже указывал на паству, что машина в транспортном положении, винт не снимался,а переводился в положение горизонта, и да, он установлен верно.

Stanichnik (05.03.26 19:02)

Вячеслав, согласен с вами. Но вы можете сказать, винт у самолёта стоит правильно, или перевёрнут?

Эдуард Вартанов (05.03.26 21:11)

и я склонюсь сргласиться с Вячеславом если он подтвердит правильно - самолетную посадку винта на валу двигателя.  А если он присмотреться к лопастям  на фото. А если определит что при запуске мотора винт погонит ветер в сторону собора  - предпочту отказаться от ветродуйно - киношной версии.

Вячеслав П. (06.03.26 01:34)

Направление тяги у винта на фото верное, по часовой со стороны кабины, проверить это можно на фотогрфиях аналогичных машин.

Данная машина была повреждена при штурмовке скопления войск противника в р-не свх. Пригородный (в данное время это тер-я мкр. Платовский - Ростовское море)

Вячеслав П. (06.03.26 22:15)

оговорился) *свх. Овощной

Stefan (05.03.26 21:25)

Я танки предпочитаю. Когда-то клеил...

Вячеслав П. (06.03.26 01:36)

Я тоже прикупил ICMовского Бисëнка+ травление. Такой классный) Надо собрать)

Stanichnik (06.03.26 06:26)

Этот танк в истории нашего города никак не отметился? Их было много на Южном фронте, они поставлялись через Иран.

Вячеслав П. (06.03.26 08:10)

Валентайны не особо. Типичным ростовским танком может быть КВ на базарной площади

Stanichnik (06.03.26 16:38)

Этому танку на Меотиде посвящено несколько заметок. В них высказывались разные версии. И я высказывал версии, от которых позже пришлось отказаться. Но в одном я уверен, танк попал в "щель" вырытую на трамвайной остановке.

https://meotyda.ru/node/532

Ankol1 (06.03.26 21:02)

Насчет Валентайнов не слышал, но в боях за Ростов массово применялись Стюарты.

Ankol1 (07.03.26 09:57)

В Ростовской области находили части "Валентайна" : https://vk.com/album-186579651_281310770?ysclid=mmfypty6q72401460

Гость (06.03.26 08:07)

Если на Соборном действительно распологался госпиталь (а это требует подтверждения документами), то логично, что грузовик вместе с буксируемым грузом припарковали у его стен для погрузки раненных, а самолёт бросили из-за значительного перегруза. Сложившаяся обстановка и приказ вышестоящего на месте командира обусловил такой приоритет, всей правды в той неразберихи мы, возможно, никогда не узнаем.

Гость (06.03.26 10:49)

Уважаемый Stanichnik! В строке "Магнето меньше всего подходит для питания госпиталя или подобных объектов", нужно добавить что "совершенно не подходит для электропитания чего-либо" так как эта электрическая машина вырабатывает только искру для зажигания рабочей смеси, по сути импульсные разряды величиной 15-20.000 вольт. В одноимённом из каналов дзена я дублировал свои измышления по поводу фотографии самолёта на Соборном, и к удивлению, столкнулся с тем самым невежей который растиражировал миф о питании госпиталя.

Stanichnik (06.03.26 16:28)

Я и написал, что магнето, это генератор совмещённый с катушкой зажигания. 

Эдуард Вартанов (06.03.26 14:10)

Добавляет неопределенность и хлипкий вид стоек шасси на фото где нет трех мужиков. Стойки не похожи на самолетные - нет демпферов. При отсутствии достаточно мощной амортизации посадка может обернуться кувырком.

Вячеслав П. (06.03.26 16:03)

Со стойками шасси всё нормально, на фото у машины просто сняты все обтекатели
https://airwar.ru/image/idop/fww2/i15b/i15b-2.gif

Эдуард Вартанов (06.03.26 19:12)

Есть подробное описание близкой и подобной истории.

В те же дни октября - ноября 41 года батарея лейтенанта Оганова снялась с боевых позиций восточнее Таганрога и двинулась колонной к Ростову, героически транспортируя одну из четырех своих 45 мм полковушек, требующую заводского ремонта.

Шли ночами, скрытно от врага и по занятой немцами территории в самый пик боев описных на Меотиде Лусегеном в статье «14 дней…».

В отличии от самолета, застрявшего в Соборном переулке, огановская пушка была доставлена к месту ремонта и отремонтирована. А затем, в бою 17 ноября прославила героев – артиллеристов.

Об этом читайте многократно раз изданную повесть под редакцией Л. И. Брежнева.

Вячеслав П. (06.03.26 22:11)

Развеем, наконец, догадки и богатую фантазию формування. Не благодарите)

Самолёт производил штурмовку 20 ноября, в ходе которой был подбит огнëм ЗА и произвёл вынужденную посадку на аэродром Нахичевань.

пилот мл.лейтенант Слизков

Stanichnik (07.03.26 23:09)

Потери немцев, вызывают некоторое сомнение.

Вячеслав П. (07.03.26 23:38)

однако кладбища сами собой не появлялись) несмотря на внешнюю несерьёзность и ущербность самолëтика, он был в своей нише незаменимым помощником: бомбовая нагрузка 2хАО-25 или 4 АО-10, 4 пулемёта ПВ с запасом на 1000 патронов, по небронированным целям вполне серьёзно выглядит. Высоты подхода к цели H=300-400м, отработка целей пульогнем "в карусели", швырял бомбы с пикирования под углом 30°, очень устойчивый при стрельбе (чего не скажешь о Чайке и Ишаке), уход от огня резким маневром и скольжением. Снаряжение самолёта происходило за 45мин-1час, кушал не дефицитный бензин 3Б-74
Ишаки в группе с ними были тип 24 с 2 20мм пушками ШВАК, как поддержка и как возможное прикрытие от атак с воздуха.

Stanichnik (08.03.26 10:31)

Спасибо. Я как раз хотел спросить об эффективности использования этих самолётов как штурмовиков. В своё время был удивлён, узнав, что огромный вклад в победу на "Бисмарком", внесли бипланы - торпедоносцы.Но должен сказать, что И-152 как штурмовик, это очень неизвестная страница войны.

Вячеслав П. (08.03.26 23:52)

Поправлю Вас, И-152 это самая последняя версия с двигателем М-62, изготовленных в очень малом числе. Самолёт, о котором мы говорим, является стандартным БИСом с двигателем М-25В.
Отдельного рассказа заслуживает работа этих самолётов вместе с Чайками И-153 в ходе боёв на Кавказе в 1942-43 годах, незаменимые в условиях ограниченных площадок, работавших с маленьких замаскированных полян.

Эдуард Вартанов (09.03.26 13:08)

Уважаемый Вячеслав, напишите плделитесь: как Вы пришли к догадке о том что "самолет на Соборном" пилотировал  мл. л-т СЛИЗКОВ (Скизков).

Вячеслав П. (09.03.26 19:10)

Вы читали выложенные мною листы жбд? Нетрудно догадаться, что это и есть, та самая запечатленная на фото машина. Других в городе быть не могло. Полк к тому времени базировался на аэродроме Злодейская

Вячеслав П. (09.03.26 19:17)

Исчерпывающая на ваш вопрос информация хранится в описях ЦАМО. По бортовому номеру "12", имя пилота будет точно установлено.
В целом, работа на историческую книгу.

Вячеслав П. (08.03.26 00:00)

Склизков (Склизков) Владимир Прокофьевич, 1922г.р. мл. л-нт 76 гв.ШАП. уроженец Тульской обл., Богородицкий р-н, д. Бабинка
30.07.1943 не вернулся с боевого задания.

Stanichnik (08.03.26 11:04)

И всё-таки остаётся вопрос - почему самолёт оказался на Соборном. Самой неудобной улице для движения к переправе.

Вячеслав П. (09.03.26 12:32)

Выскажу мнение, что нахождение самолёта на Подбельского (Соборном) говорит о том, что в сторону Будённовского моста, пробка растянулась даже дальше улицы Энгельса. Двигавшейся со стороны Нахичевани по ней грузовик с истребителем на сцепке, повернул в первый переулок до поворота, на Подбельского разумеется, надеясь на приоритет к своей технике . О том как развивалась ситуация, можно только догадываться. По свидетельствам очевидцев немцы проникли в город уже в тот же день, на лицо картина хаоса и неразберихи. Было ли оставление самолёта вынужденной мерой или проявлением халатности говорит факт того, что мл. л-нт Слизков (Склизков) вплоть до своей гибели летом 43го, совершенно не продвинулся выше в воинском звании

Эдуард Вартанов (09.03.26 19:20)

Ну, нет! Никак не халатность!

 Сам факт  фото  «на Соборном» свидетельствует в пользу исключительной добросовестности тех кто перемещал самолет в ст. Злодейскую через весь Ростов охваченный паникой и хаосом.

Такой уровень исполнительности – ПОДВИГ.

Вячеслав П. (09.03.26 22:05)

Вы снова неугадали)

Самолёты и наземная мат. часть полка и личный состав перебазирован приказом на новый аэродром заблаговременно, ещё с 21 октября 1941г. Вылеты на поддержку войск уже с того времени осуществлялись со Злодейской.
Подвиг это производить вылеты днём в условиях плохой погоды, холода, обледенения, с видимостью "молоко",без радиосвязи, находить цель, отрабатывать еë когда по тебе стреляет всë что может стрелять, в то время как из брони только бронеспинка 8мм сзади и 9 горшков М-25В, а силовой набор обтянут перкалëм на эмалите вспыхивпющем за секунду и бак перед пилотом на 300л бензина. Пацанам пилотам по 20 лет. Не штрафбат с заградотрядом сзади, а обычная боевая работа. Опасная.

*фото кригсберихтера LSSAH осени 1941г., те самые, "боевые пчëлки" из 590ИАП

Эдуард Вартанов (10.03.26 10:41)

 

Хорошо!  С Вашим утверждением что я не угадал  и с фото на Соборном  идем в трибунал МЕОТИДЫ . 

Вы  как прокурор,  доказываете халатность,  я  какзащитник  привожу доводы  из предыдущего своего      комментария…   И  ждем Решения (Приговора).

Вячеслав П. (10.03.26 11:49)

)) не так Вас понял из предыдущего комментария) моя невнимательность
не принимайте близко к сердцу! Жму руку!

Stanichnik (10.03.26 19:48)

Ещё раз сапсибо. Вы описали на Меотиде неизвестную многим страницу войны. Это дорогого стоит.

Вячеслав П. (09.03.26 12:36)

добавлю, погиб в боевом вылете при штурмовке Миус-Фронта

Stanichnik (09.03.26 14:10)

Спасибо Вячеслав. Именно для таких расследований и историй и создавалась Меотида.

Эдуард Вартанов (11.03.26 12:23)

 

Слизкоух Филипп Павлович, командир 653 звена истребительного полка пропал без вести в 41 г.

 

 

О нём упоминается в книге Литвина Георгия Афанасьевича

"Я был воздушным стрелком".

http://militera.lib.ru/memo/russian/lit ... index.html

"Виктор Иванов рассказал о другом случае, когда лейтенанты Слизкоух и Плахань на И-15 под Ростовом-на-Дону штурмовали немцев и попали в подобную ситуацию. Лейтенант Слизкоух был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Лейтенант Плахань сел рядом и пытался вывезти друга, попавшего в беду. Тот отказался. Тогда Плахань предлагает ему сесть в кабину самолета, а сам решает держаться за стойку центроплана. Потрясенный происшедшим, Слизкоух опять отказывается.

Когда через неделю был освобожден Ростов, полк перебазировался на аэродром, недалеко от того места, где произошла трагедия. Ребята ходили туда. Труп Слизкоуха, раздетый и исколотый штыками, лежал недалеко от сожженного скелета самолета И-15."

В списках ОБД совпадает и место. Есть в списках и Плахань.

Опубликовано: 4 октября, 2025 (изменено)

Слизкоух Филипп Павлович

 

 

Слизкоух Филипп ПавловичПоименный список захороненияДата рождения: __.__.1916Воинское звание: мл. лейтенантДата выбытия: 28.11.1941Страна захоронения: РоссияРегион захоронения: Ростовская обл.Место захоронения: г. Ростов-на-Дону, Кировский р-н, Братское кладбище, кв-л 21Могила: кв-л 21, братская могила 2Захоронение: 1155177045       

65-й Гвардейский истребительный авиационный полк

Слизкоух Филипп ПавловичКомандир звена 653-го истребительного авиационного полка, младший лейтенант 

 

Вячеслав П. (11.03.26 16:16)

Не знал об этом случае. Период боев за освобождение города

"28 ноября 1941 года. Слизкоух Филипп Павлович. Младший лейтенант. Командир звена 653-го истребительного авиационного полка. Не вернулся с боевого задания на самолёте И-15БиС в район совхоза Орджоникидзе, 1 км от Ростова-на-Дону."

Эдуард Вартанов (11.03.26 20:33)

Вячеслав, Филиппа Слизкоуха в 590 иап не знали, т к  он днями прибыл в Злодейскую из Армавирского иап 653,

Поэтому в жбд иап 590  его фамилия искажена а иап 653 упоминается.

Найти бы 653 жбд, но я не нашел, попробуйте найти Вы.

Вячеслав П. (09.03.26 18:51)

https://airpages.ru/ru/i15bbp.shtml?ysclid=mmjc9thtjp487758690

Устаревшие бипланы использовались в основном для нанесения штурмовых ударов по наступающим немецким войскам. В условиях больших потерь и недостатка бронированных штурмовиков И-15бис, вооруженные бомбами и РС-ами, оказались вполне эффективным боевым средством.

Хорошая устойчивость в полете и потребность в малых взлетных площадках стали причиной активного использования «бисов» ночью. Среди 119 ночных авиаполков, сформированных в 1941 г., было два на И-15бис, полученных из летных школ. Согласно распоряжению командующего ВВС Западного фронта около 30 таких истребителей должны были использоваться днем в сложных метеоусловиях и для прикрытия аэродромов.

В мае 1942 г. в составе фронтовой авиации числилось 72 И-15бис (из них 64 исправных). В июле были подведены итоги боевых действий ВВС КА за первый год войны (начиная с июля 1941 г.). Выяснилось, что в 6484 учтенных боевых вылетах было потеряно 60 «бисов», т.е. одна потеря приходилась на 108 самолето-вылетов. Такие показатели оказались заметно выше, чем у новых истребителей и штурмовиков Ил-2. Небоевые потери, т.е. в результате аварий и катастроф, составили всего 11 самолетов.

Несмотря на возрастающее поступление в войска новой техники, в 1943 г. старенькие полуторопланы, прошедшие не один ремонт, продолжали свою боевую деятельность. На 1 июня 1943 г. в составе действующей армии насчитывалось 32 И-15бис (главным образом в 7-й и 4-й воздушных армиях). Кроме того, в этот период до 40 «бисов» имелось в составе тыловых соединений ПВО и летных школах. Для большинства этих машин 1943 г. стал последним годом практического использования.

Боевая деятельность И-15бис в основном закончилась в 1943 году. В течение 1944 г. по причине износа из состава ВВС КА списали 343 «биса», еще 7 машин были потеряны в результате аварий и катастроф.

Эдуард Вартанов (11.03.26 15:21)

Андрей Олегович, второй день мучаюсь не могу всавит документ. послал почтой, вставьте в тему пожаллуйста

Stanichnik (12.03.26 12:28)

Безвозвратные потери 653 ИАП в районе Ростова-на-Дону

Вячеслав П. (12.03.26 12:49)

Данный пост заслуживает отдельной темы Меотиды, тем не менее, в контексте заглавия "Самого Ростовского Истребителя", не лишним будет упомянуть об эффективности боевой работы 590 ИАП - количестве вылетов, часов в воздухе и потерь. Статистика первых 2х лет войны, как упоминалось выше, упрямо говорила о том, что несмотря на применение качественно превосходящего по всем статьям легендарного штурмовика Ил-2, основная работа всё так же ложилась на устаревшие истребители, "разжалованные" в легкие штурмовики многих ШАП.

В документе сухие цифры и доклад в замечаниях по ИЛу, а именно: низкое качество выпускаемых заводами самолётов, некачественные двигатели не выдающие паспортных характеристик и их слабый ресурс, качество брони не выдерживающее бронебойные пули и не гарантирующее выживаемость самолёта.
А это соответственно, меньшие скорости подхода и ухода от цели, сниженная бомбовая нагрузка, ограничение времени по количеству заходов на цель, и это при жесточайшем дефиците самого высокооктанового бензина 4Б-78 и обязательное сопровождение штурмовиков (а они все еще одноместные) истребителями Як/Миг/ЛаГГ кушающими бензин этой же марки. Добавим к этому промахи при бомбометании из-за отсутствия бомбового прицела и низкую точность стрельбы из крыльевого пулеметно-пушечного вооружения из-за огромного рассеивания и раскачки самолета по тангажу

т.е. вылет на Иле:
1) не гарантировал 100% уничтожения цели
2)оттягивал на себя значительные силы для прикрытия
3) потреблял топливо дефицитных марок
4) простаивали на земле по причине частых ремонтов ВМУ, что способствовало срыву боевых задач

Stanichnik (12.03.26 13:34)

Я выставлю этот пост отдельной темой.

Эдуард Вартанов (12.03.26 16:22)

рекомендую книгу по теме:  Заболотский И.А., Заблотский А.Н. Ростовское небо. Осень 1941-го. Хроника войны в воздухе. – Таганрог, 2024.

десь есть и про «посадку на нахичеванском аэродроме»:

Stanichnik (12.03.26 16:50)

Спасибо

Эдуард Вартанов (12.03.26 20:19)

Андрей Олегович, Вы правы как всегда и в том что пилотно – самолетное обсуждение следует перенести в другую тему.

Надеюсь что уже всем понятно что фото на Соборном никак не не привязана к боям в небе Ростова.

По ряду меток этото сугубо земной сюжет и он далеко не исчерпан.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.