Я ехал к этому меловому храму на границе Ростовской и Воронежской областей, как обычно, торопясь и в нетерпении. Но невольно остановился у холмов, покрытых ковром цветущего сибирька.
У меловых обрывов, выходящих на донские берега.
И долго смотрел на бескрайнее Задонье.
На горизонт, который то ли есть, то ли его нет.
На солнечные пятна, ползущие по лесам и лугам.
Подойдя к храму, засмеялся от того, что увидел то, что ожидал. Храм не прятался совершенно. А наоборот, как будто выставлял себя напоказ всем проплывающим по Дону.
Вход в храм был бы виден на этом снимке, но мешают деревья.
Вот вход в храм. И когда этот храм был действующим, над этим входом стоял деревянный капотаж. Делая его еще более видимым даже из-за поворота Дона.
Побродив по окрестностям, я убедился, что совсем рядом есть укромные места, где в толще холма можно было устроить храм так, чтобы его никто не заметил.
Да строителям храма этого не нужно было. Они веру не прятали. Они прятали обряд.
А внутри храма, я увидел примерно ту же компоновку помещений, которую видел у Мигулинской, в Дивногорье и Белогорье.
Двигаясь по проходам и переходам подземного храма, я ещё раз убедился в том, что строили эти храмы выходцы из Византии, покинувшие её в эпоху иконоборчества, примерно в 10-м веке. И здесь на территории Хазарского каганата, на донских берегах, они открыто проповедовали Христианство.
И монастыри свои ставили у всех на виду на главной дороге того времени – реке Дон.
Они прятали в глубине меловых холмов свои иконы и обряд крестного хода, запрещённые в Византии.
Почему прятали, не вполне ясно. То ли у Византийских императоров были длинные руки. То ли опасались поссорить Византийские и хазарские власти, давшие им приют.
Кто-то и сейчас приходит сюда с верою.
Как и в других местах, галереи храма уходят вниз.
Ступени.
Но будучи один, я не решился двигаться узкими туннелями.
У строителей храма были большие планы. Но что-то не позволило им осуществиться. Многие проходы остались незавершенными.
Перекрёсток. Вероятно, здесь начинался и заканчивался крестный ход.
Когда я заползал в храм, я двигался в неизвестную темноту. Но здесь в меловых стенах, пусть как и везде обезображенных несколькими поколениями, очень быстро начинаешь чувствовать себя уютно как дома.
И узкий выход, сияющий дневным светом, не кажется спасительным.
Наверху меня поджидал местный немолодой рыбак-казак, взявшийся сопровождать меня к храму.
Тут не могло не быть капотажа, иначе вся дождевая вода, стекающая с холма, оказалась бы в помещениях храма.
На обратном пути я сфотографировал дорогу к храму. Сейчас она непростая.
Реально же храм находится на высоте около десяти метров над уровнем реки, на склоне с уклоном примерно в 45 градусов. А удалён он от берега метров на 30. Не, точно не прятались.
Для нас, жителей нижнего Дона, река здесь совершенно необычная.
Глаза ищут бакены и танкеры, а их нет.
Зато есть тихий простор.
Люди здесь есть, но они в отличие от низовых станиц обычно незаметны. Дух здесь такой.
Ближайший к храму магазин. И хорошо.
На Меотиде описано не одно моё путешествие по меловым монастырям, но ниже я дам одну ссылку на заметку, где собраны главные мои впечатления.
Пещерная легенда | Меотида: История, культура, природа нижнего Дона и приазовья
- Категория: Памятники старины | Просмотров: 62 | Автор: Stanichnik | Дата: 21.10.2025 | Комментарии (0)
Оставить комментарий