Троллейбус-ветеран

В подшивке «Вечерки» за 1959 год, нашел эту фотографию троллейбуса – ветерана, служащего технической помощью.

Троллейбус ЯТБ-1 в Ростове-на-Дону
 

С помощью сайта PASTVU, выяснил, что это ЯТБ-1, первый советский серийный троллейбус. Выпускался он в Ярославле с 1936 года.

В нашем городе было 28 таких машин и все они не пережили войну и были списаны в 1945 году.

Нашел всего две фотографии этих троллейбусов, на Энгельса.

Троллейбус ЯТБ-1 в Ростове-на-Дону
 

https://pastvu.com/p/595259

 

И на Советской.

Троллейбус ЯТБ-1 в Ростове-на-Дону
 

https://pastvu.com/p/1166884

 

С помощью Википедии вспомнил коротко историю.

18 июня 1936 года — открыта первая троллейбусная линия от Сельмаша до Театральной площади. Трамвайные пути с ул. Энгельса (ныне ул. Большая Садовая) от Будённовского проспекта до Театрального проспекта были сняты. Ростов-на-Дону стал третьим городом в СССР (после Москвы и Киева), в котором появился троллейбус. К концу 1936 года в городе действовали два маршрута: №1 "Железнодорожный вокзал — Сельмаш" и №2 "Железнодорожный вокзал — площадь Карла Маркса".

В 1959 году в городе имелось 5 троллейбусных маршрутов: №1 "ВОКЗАЛ — РОСТСЕЛЬМАШ", протяжённостью 9,3 км; №2 "ВОКЗАЛ — ЗАВОД «КРАСНЫЙ АКСАЙ»", протяжённостью 7,4 км; №3 "РОСТСЕЛЬМАШ — ПОСЁЛОК ЧКАЛОВА", протяжённостью 5,5 км; №4 "УЛИЦА СУВОРОВА — КАМЕНКА", протяженностью 5,5 км; № 5 "ПРОСПЕКТ КАРЛА МАРКСА — РОСТСЕЛЬМАШ".

 

Значит небыли эти троллейбусы списаны в 1945-м, а как минимум до 1959, а может быть и позже, колесила эта «Техническая помощь» по городским маршрутам.

 

 

Stanichnik (12.03.25 21:24)

"Трамвайно-троллейбусное управление посёлка "Сельмаш", как я понимаю было на 20-й линии. Где и сейчас.

Бывалый (12.03.25 22:13)

После войны ростовский троллейбусный парк мог быть восстановлен и наполнен привезёнными б/у троллейбусами из других городов, например, из Москвы. Там этот троллейбус и перевез упомянутые сотни тысяч пассажиров.

Подобное происходит и сейчас. В Ростов перегоняются городские автобусы, уже побегавшие в Москве

Бывалый (12.03.25 22:38)

На Паствукоме знатоки рассмотрели герб Москвы на ростовском троллейбусе (я выделил его красным квадратом).  

У Москвы всегда было «право первой ночи».

Бывалый (13.03.25 18:40)

О ростовской бедности и московской щедрости

Правительство Москвы передало Ростову-на-Дону 60 троллейбусов. Транспорт был доставлен в донскую столицу в течение июля 2020 года. После проведённого ремонта в условиях депо, часть троллейбусов распределены на действующие маршруты с контактной сетью. Большая часть переданного подвижного состава из Москвы требовала значительных затрат на их ремонт. Пригодными к эксплуатации на 2024 год оказалось всего 5 единиц от общего количества московских троллейбусов, остальные 55 машин списаны и утилизированы.

Heach (13.03.25 19:36)

На тебе, боже, что нам негоже...

Бывалый (13.03.25 19:57)

Надо быть благодарными. Оставшиеся пять бывших московских троллейбусов продолжают возить ростовских пассажиров, хотя, возможно, их уже стало меньше

Сергей61 (13.03.25 08:19)

Где то читал, что троллейбус до войны планировался из Ростова в ст. Аксайскую до Мухиной балки, где собирались разбить парк культуры и отдыха.

Сергей61 (13.03.25 23:52)
Бывалый (13.03.25 18:35)

ул.Энгельса/проспект Будённовсний, 1937 год

https://pastvu.com/p/1333894

Гость (13.03.25 21:58)

Бабуля тоже благодарна за выселение из ветхого трёхкомнатного жилья в центре с выплатой в 900т.р.

Бывалый (22.03.25 16:50)

Энгельса / Семашко, 1941

https://pastvu.com/p/207203

vvd (23.03.25 17:17)

Небольшое дополнение.

Конечно, дополнить и прокомментировать статью по теме ростовского троллейбуса лучше бы получилось у Геннадия Леонидовича Беленького, но уже как год его нет с нами.

Начать нужно с того, что во второй половине тридцатых годов прошлого века в Ростове-на-Дону были не только троллейбусы ЯТБ (Ярославский троллейбус). Были еще и троллейбусы ЛК (Лазарь Коганович). Причем троллейбусы ЛК-5 (именно этой проработанной модификации) появились в нашем городе первыми. Причем сделаны были эти троллейбусы в Киеве в количестве 8 экземпляров в начале 1936 года.

“В мае 1936 года из Киева в Ростов прибыли первые три троллейбуса ЛК-5, и уже 18 июня 1936 года ростовчане, собравшиеся на Театральной площади у здания управления Азово-Черноморской железной дороги имени К.Е. Ворошилова, стали свидетелями пуска троллейбусного движения”.

“Во время оккупации в Киеве и Ростове-на-Дону ЛК пришли в полную негодность: немцы использовали их в качестве сторожевых будок на подступах к городу”.

Троллейбусы ЛК-5 на улицах нашего города выглядели вот так:  https://pastvu.com/p/1056389 , https://pastvu.com/p/1260574 , https://pastvu.com/p/262191 , https://pastvu.com/p/1542863 .

vvd (23.03.25 17:19)

Троллейбусы ЯТБ появились в нашем городе позднее открытия троллейбусной линии произошедшей 18 июня 1936 года, т.к. серийное производство ЯТБ-1 началось с июля 1936, и до 5 сентября 1936 года завод ЯАЗ выпустил только 7 троллейбусов. В самой Москве первый троллейбус ЯТБ-1 начал работать 5 августа 1936 года. Так что предположение, о передаче из Москвы в наш город троллейбусов ЯТБ, вполне правдоподобное.

Троллейбусы ЯТБ-1 на улицах нашего города выглядели вот так: https://pastvu.com/p/811898 (с эмблемой Моссовета), https://pastvu.com/p/207203 , https://pastvu.com/p/1371114 .

vvd (23.03.25 17:19)

Во время войны, как было сказано выше, троллейбусы в нашем городе пришли в полную негодность: https://pastvu.com/p/762295 , https://pastvu.com/p/1527567 . Хотя в Сталино (Донецке) оккупанты запустили троллейбусную линию: https://pastvu.com/p/1043280 .

После войны по улицам нашего города начали курсировать троллейбусы МТБ-82 Д: https://pastvu.com/p/646860  (МТБ — Московский троллейбус). Но встречались и довоенные модели троллейбусов ЯТБ-4А: https://pastvu.com/p/241538 , https://pastvu.com/p/704265 .

На проекте pastvu.com, был еще один снимок довоенного троллейбуса ЯТБ-4А, и располагался тот снимок возле этой фотографии: https://pastvu.com/p/687985 , а выглядел вот так . Но, видимо, после “падения” несколько лет назад проекта pastvu.com и затем его длительного восстановления, упоминаемый снимок был “утерян”.

vvd (26.03.25 22:14)

Еще один послевоенный снимок троллейбуса ЯТБ-4А: https://pastvu.com/p/1154390 .

vvd (23.03.25 17:26)

И по снимкам в статье Андрея.

Троллейбус-ветеран из газетной вырезки с очень большой долей вероятности — ЯТБ-4.

А троллейбус, который изображен на улице 1-й Советской (Советской), это ЯТБ-2.

Хотя в Интернете нет ни одного упоминания о троллейбусе модели ЯТБ-2 в нашем городе.

Ниже для сравнения даны снимки троллейбусов ЯТБ всех распространенных модификаций. Название файла снимка соответствует модели троллейбуса ЯТБ. Буквы “лен” в названии файла это не модификация, а выделенные таким образом послевоенные троллейбусы Ленинграда, восстановленные и внешне несколько модифицированные ЯТБ-4 (у них вид передней части несколько отличается от стандартного вида ЯТБ-4). Вероятно, именно такие троллейбусы продержались в Ленинграде до конца пятидесятых годов прошлого века. Троллейбус-ветеран из газетной вырезки выглядит скорее, как стандартный ЯТБ-4, т.е. это не Ленинградский вариант восстановления.

Троллейбусы ЯТБ-5, это встречающееся в Интернете обозначение первого варианта троллейбуса МТБ  — МТБ-82 А.

Stanichnik (23.03.25 18:14)

Спасибо Валерий. Я конечно не собирался писать на основании одного газетного снимка, целое исследование на тему ростовского троллейбуса. У меня была маленькая и скромная цель, выяснить, помню ли я этого ветерана или привидилось?

vvd (23.03.25 18:44)

Ну, полагаю, Андрей, хуже не будет  )).

Для полноты картины еще и ближний вид троллейбуса ЛК-5. Снимок не ростовский, но по нашим улицам “бегали” точно такие. Отличительным признаком этой модели от других были низко расположенные фары на передней стороне. Для сравнения можно посмотреть этот снимок .

Бывалый (23.03.25 20:07)

Еще ростовский послевоенный ЯТБ-4

Inetman (26.03.25 22:14)

Есть мнение, что это таки ЯТБ-1. Но зуб не дам. А ЯТБ-2 в Ростове не было, согласно тому же Беленькому.

vvd (26.03.25 22:40)

На снимке — ЯТБ-4 А.

Для тех, кто пропускает буквы при чтении, повторю:

“Выше для сравнения даны снимки троллейбусов ЯТБ всех распространенных модификаций. Название файла снимка соответствует модели троллейбуса ЯТБ. Буквы “лен” в названии файла это не модификация, а выделенные таким образом послевоенные троллейбусы Ленинграда, восстановленные и внешне несколько модифицированные ЯТБ-4 (у них вид передней части несколько отличается от стандартного вида ЯТБ-4). Вероятно, именно такие троллейбусы продержались в Ленинграде до конца пятидесятых годов прошлого века. Троллейбус-ветеран из газетной вырезки выглядит скорее, как стандартный ЯТБ-4, т.е. это не Ленинградский вариант восстановления.

Троллейбусы ЯТБ-5, это встречающееся в Интернете обозначение первого варианта троллейбуса МТБ  — МТБ-82 А”.

Inetman (27.03.25 09:38)

Мой комментарий что-то вырвался из контекста, я про троллейбус на 1-й Советской. Но согласен, сейчас пригляделся — комментаторы на Паству неправы, это действительно ЯТБ-4(А).

vvd (27.03.25 14:30)

В таком случае, мои комментарии тоже вырвались из контекста. Если бы вы коллега уточнили сразу, что ваш коммент относится к третьему снимку в статье Андрея, т.е. “троллейбус на 1-й Советской улице” (или по ссылке: https://pastvu.com/p/1166884 ), то там действительно, у некоторых случаются сложности в определении типа троллейбуса.

Троллейбус ЯТБ-1: https://meotyda.ru/sites/default/files/yatb-1_i.jpg   и троллейбус ЯТБ-2: https://meotyda.ru/sites/default/files/yatb-2_i.jpg  спереди отличаются внешне только оформлением нижней части вагона. И над лобовыми стеклами водителя у ЯТБ-1 присутствует окно указателя номера маршрута, у ЯТБ-2 такого нет.

ЯТБ-4А это тот троллейбус, который изображен на снимке выложенном Евгением https://meotyda.ru/sites/default/files/screenshot_3_19.jpg  и который дан в тексте моего комментария ссылкой: “ выглядел вот так ”. Для сравнения, в комплекте выложенных мной снимков троллейбус ЯТБ-4А  вот такой: https://meotyda.ru/sites/default/files/yatb-4_a_i.jpg .

Надеюсь на правильное теперь понимание, несмотря на то, что снимки даю ссылками. Не хочется перегружать базу данных проекта meotyda.ru лишними килобайтами.

vvd (26.03.25 22:41)

“… согласно тому же Беленькому”, а точнее согласно книге Геннадия Леонидовича Беленького (в которой он, кстати, был соавтором) — “…в Ростове таких машин (ЯТБ-2) не было”.

А согласно третьему снимку в статье Андрея (или по ссылке: https://pastvu.com/p/1166884 ), такой троллейбус в нашем городе был. Сравнить можно с двумя снимками из представленного выше набора: https://meotyda.ru/sites/default/files/yatb-2_i.jpg , https://meotyda.ru/sites/default/files/yatb-2_ii.jpg .

Гость (23.03.25 18:32)

Всё это конечно всё замечательно, но мне куда интереснее было бы узнать о человеке воевавшим в Отечественную. Он воевал шофером на полуторке. Так вот, самое главное в том, что он сохранил машину и впоследствии работал на ней на табачной фабрике что на красноармейской. Думается что этот человек заслуживает внимания и памяти людей.

vvd (23.03.25 18:45)

Ну, так вам и “карты в руки”. Если вы знаете что-то о человеке, раз об этом написали, так расскажите нам об этом.

Alex67 (23.03.25 18:55)

В "этих ваших инторнетах" есть упоминания о попытках троллейбусостроения в Ростове. Напр, https://vk.com/wall-195052988_190?ysclid=m8lt3ri0a9290306111

И еще помню корпус, похоже, от МТБ-82, который еще в середине 80х стоял на электроподстанции вертолетного завода в качестве, скорее всего, сарая. Его было видно неплогхо с трамвая 6го маршрута, когда на Северный ездил.

Гость (23.03.25 18:59)

Я его не знаю. Мне было тогда лет 10 и я видел его на полуторке несколько раз, а подробности мной изложенные поведал мой отец. Отца давно уж нет.

vvd (24.03.25 17:09)

Тоже не был знаком с водителем той полуторки, хотя мне было не 10 лет. Как помню, принадлежал автомобиль столовой табачной фабрики. Окрашен автомобиль был как ЗИС-5 на этом снимке .

Гость (24.03.25 20:44)

Ну вот, тоже кое-что. Просто интересен человек и его судьба.

vvd (26.03.25 22:12)

Полуторка табачной фабрики выглядела вот так https://pastvu.com/p/1274294 . Других грузовиков подобной модели в городе на тот период не было.

На 40 лет победы в Великой Отечественной войне, эта полуторка также курсировала по улице Ф. Энгельса (Б. Садовой).   

Гость (27.03.25 02:23)

Да. Я помню этот момент. Это была та самая машина и за рулём её был тот самый дядька.

Stanichnik (27.03.25 11:04)

Как никто из краеведов ещё не разработал эту тему?

Бывалый (23.03.25 22:43)

Беленький Г.Л., Редьков Н.Н., Политика И.В. "Троллейбус - родом из Ростова".

Книгу можно бесплатно скачать здесь

Гость (24.03.25 16:16)

Спасибо

Inetman (26.03.25 22:22)

Из вышеупомянутой книги:

"Актвное поступление новых машин позволило уже в 1954 году списать последние оставшиеся машины марки ЯТД-4А. Две из них были переоборудованы в служебные и работали ещё около десяти лет, время от времени появляясь на городских улицах".

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.