Дорога вывела меня на Маныческую дамбу. И сладко кольнуло – как давно я здесь не был. Рушатся царства, устои и границы, зажигаются и гаснут звёзды. А эта дамба, а старое казачье название – вал, стоит и не шелохнётся.
Вспомнил свои прошлые путешествия и заметки об этом циклопическом сооружении.
Перескажу прогулку 2012 года. Но начну издалека, чтобы были понятны корни этого уникального объекта.
В конце 18-го века Россия добилась коренного перелома в длившемся полтора века противостоянии с Турцией.
В 1774 военные победы России вынуждают Турцию подписать Кучук-Кайнарджийский договор, по которому Азов и северное Приазовье отходят России.
В 1783 году Екатерина II оглашает манифест о присоединении Крыма к России. И в этом же году Суворов окончательно разбивает на реке Лабе военные силы вассала Турции – Ногайской орды.
Вольный Дон впервые почувствовал себя в безопасности. И казачьи городки, которые до этого располагались на топком, но поэтому более безопасном правом берегу Дона, стали перебираться на левый.
В числе таких городков была и Маныческая станица. С 1794г. по 1804г. станишники со всем добром и церковью переехали на то место, где живут и поныне.
Но левый берег на нижнем Дону тоже «не мёд». Разливы Дона и на правом берегу затапливают огромные территории. И жители Маныческой, понимая, что угнездились здесь навсегда, стали насыпать ВАЛ.
Сейчас этот вал или дамба тянется более чем на 30 км. от восточных окраин станицы Маныческой до хутора Черюмкин. Он от Маныческой и на восток по берегу Маныча тянется, но туда не попасть.
Сразу оговорюсь. То, что мы видим сейчас, особенно в районе Алитуба и Черюмкина, это дамба, насыпанная уже в 20-м веке поверх старого казачьего вала. В 20-м веке эту дамбу насыпали для защиты от паводков рисовых чеков.
Очень вероятно, что и в Маныческой и в Арпачине этот вал наращивался. Но до каких пор на запад от Маныческой тянулся старый казачий вал, какой он был высоты, уже сказать нельзя.
Но он точно был. И использовался не только для защиты от разливов Дона, но и как дорога для доставки рыбы из очень рыбного места – устья Маныча, к Черкасской станице, где были рыбоспетные заводы и рыбный рынок.
Пойма Дона между Маныческой и Алитубом мало что несколько месяцев затоплена, так и в остальную часть года мало проезжа. И этот вал был важной дорогой к столице – Черкасской станице.
Давно, в 2012 г., на одном сайте я выставил заметку о прогулке по этой дамбе и изложил историю её возникновения. Со мной начали яростно спорить, утверждая, что вся дамба насыпана в советское время. И я очень рад, что среди моих знакомых есть люди, носящие фамилию, числящуюся в списке переселенцев с левого берега. И они подтвердили, что ВАЛ казаки начали насыпать сразу, как только обосновались на левом берегу.
В старой части станицы этот вал вживлён в старые усадьбы.
А точнее, станица, разрастаясь, прижалась к валу, который после строительства Цимлянской плотины потерял своё значение, и поглотила его.
Да ещё Арпачин «оседлал» это вал и проложил по нему даже асфальтовую дорогу.
Иногда вал становится похож на тихую хуторскую улицу.
Эти домики в Арпачине смело перешагнули через вал и оказались на берегу Дона.
Старые мощёные дороги пересекают вал.
И асфальт уступает им место.
И хутор Алитуб тесно прижался к крутым склонам вала своей единственной асфальтированной улицей.
Есть у вала свой памятник павшим. На берегу Дона в Арпачине.
В Алитубе увидел солидные старинные дома. Купеческие. Сейчас этот хутор находится в тупике, за ним граница Аксайского и Багаевского районов. Дорог нет. Но судя по этим домам когда-то здесь проходил оживлённый путь.
Иногда этот вал тонет в густой степной растительности.
Но в иных местах хорошо ощущаешь его масштаб.
После окончания Азовского осадного сидения в ответ на то, что турки перегородили Дон цепями, казаки прорыли Казачий ерик для прохода в Азовское море в обход Азова.
Наверное, этот ерик можно считать первым гидротехническим сооружением в нашем крае. Но как не посмотри на этот ерик, он – разбойничье сооружение.
А Вал в Маныческой – мирное. Поэтому заслуженно считаем этот вал первым мирным гидротехническим сооружением на нижнем Дону.
Проложить вал было не просто, судя по этим изгибам у Маныческой. Приходилось обходить ерики.
Такие не наезженные участки на валу – редкость. Этот где-то «в пограничье» между Арпачином и Алитубом.
Как правило, вал наезжен.
Часто «вдоль и поперёк»
А иногда дорога идёт как по валу, так и рядом.
Часто вал выглядит как магистраль в степи.
А часто едешь и не знаешь, куда попадёшь.
Церковь Святой Параскевы в Маныческой видна со значительной части вала.
И уверен, покровительствует ему.
В прошлой жизни мы в компании двигались по валу на горбатом запорожце. Ехали счастливые с мешком пойманных раков. Ловили на опечках, в норах. Кто знает, поймёт. Но изрезанные осколками ракушек руки счастье наше не омрачали.
Но на одном ухабе у нас разлетелась в дребезги крышка трамблёра. Кто знает, поймёт. Начали пытаться скрутить её проволокой. Надежды поехать с такой крышкой было «ноль».
И чудо: один из нас, пошедший в станицу искать помощи, нашел водителя такого же горбатого и купил у него крышку.
Кто свыше помог?
Потом ели круто солёных раков израненными руками, пили пиво и смеялись.
Есть еще часовня Старочеркасского монастыря на острове Большом. Хорошо видимая с вала.
А ещё вал- это ботанический сад.
Пойменная растительность угнетена переувлажнением. А на валу в меру сухо, в меру влажно.
Благодать.
- Категория: Памятники старины | Просмотров: 151 | Автор: Stanichnik | Дата: 23.01.2025 | Комментарии (8)
Досмотрел, что на одном из фото, виден краешек острова Белого у Арпачина. Канувшего под строительством Багаевского гидроузла.
Жена казачьего ( хотел написать "президента") атамана Малания Карповна, на чью свадьбу "наготовили", была родом из Алитуба.
Не очень понял. "Наготовить как на Маланьину свадьбу" - поговорка означающая обильнон застолье. При чем тут атаман?
Самая прямая связь - готовили для свадьбы казачки Маланьи и атамана Степана Ефремова.
Всё, разобрался. Это третья жена, второго атамана в роду Ефремовых Степана, Меланья Карповна.
Да уж, "Эти домики" с альпийскими отсроконечными крышами смело стали на берегу, где их легко затопит разлив... Да и смелым их хозяевам, наверняка, уже не раз на голову съезжал пласт снега с крыши!))) Хотя, если они заведут разборную швабру с ручкой метров шесть длиной. то легко смогут сгребать снег с крыши прямо с земли, без всяких лестниц.
К теплу! На юг! На крылья фазана-жар-птицы!
План давний был таков:
Степей вдохнуть, напиться чабреца горячей патоки,
Ушицы
Золотистой пару черпаков
Со сладким
Белым корнем, и Цимлы вино, и рачьи посиделки,
Проникнуться союзом ковыля и Дона Неимоверного, Тишайшего
И смехотворно-мелкого.
В сверхнаглой вольности
Схватил горячее перо. Свершился план. В заждавшегося,
В меня, влилась раздольность,
(До Хопра, до куреней), та самая, которой грезил.
Та самая, длиной и шириной до бывших синих ставен.
Где сердце отвечало цокотом Серко
Пофыркивающего.
К ленивым казакам и шепелявым плавням
Я съездил.
Как в груди легко!
Ещё бы!
"Ушицы золотистой пару черпаков", хорошо бы.
Оставить комментарий