Круглый редут

«Круглый редут» в устье реки Самбек, место и известное, и неизвестное одновременно. С одной стороны, постановлением главы администрации РО от 14.03.94 № 69 он внесён в список объектов культурного наследия, в разделе «Неклиновский район. Археология». А с другой стороны, про этот редут почти ничего неизвестно. Кто построил? Зачем?

Если прогуляться по редуту, то можно обнаружить почти правильный, обвалованный квадрат со стороной примерно 8-9 метров по внутренней стороне валов.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

И еще с западной стороны этого квадрата земляных валов, расположены маловнятные бугры. А сам редут, просто загляденье, как вчера насыпали.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Внутри редута хорошо виден вал, который ниже основного контура валов. Вероятно, он отделял некое внутренне помещение. Пороховой погреб, например.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Но все элементы вала редута очень хорошо сохранились. Может быть его позже использовали для каких-либо мирных целей, и подсыпали, а может быть плодородная почка и влага с моря, создали плотный слой дёрна, сохранивший эти валы.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

По горизонту, в первой в этом году морозной дымке, тянется узкая полозка Таганьего Рога.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Вполне можно организовать визуальную связь с Троицкой крепостью.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Налево, как на ладони коса Куричья.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Там должен был быть наблюдательный пост.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Так выглядит правобережный мыс устья Самбека.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Хорошо видно, что глиняный обрыв ограничивает плоский участок степи, тянущийся от редута на запад, к Таганрогу. А там, где редут, насыпаны валы.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

И ещё видно, что море заметно продвинулось с тех пор, когда редут был насыпан.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Я даже подозреваю, что мы сейчас видим «внутренний двор» редута, а его главный, боевой редан уже лежит внизу, в камышах.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Где-то здесь.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Побродит по осыпавшейся глине.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Видно, что море медленно, но уверенно, продвигается в сушу.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Ничего не нашел, даже керамики. Только в кострище под обрывом, нашел клеймёный кирпич.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Таких раньше не встречал.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Кто специалист в кирпичах, подскажите, что за клеймо. Хотя скорее всего, к редуту этот кирпич отношения не имеет.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Полюбовался морем и силуэтами кранов.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

И вернулся к редуту.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Тропинкой в густой траве.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Переносимся на день вперёд.

С помощью сайта «Папакома», на который у меня размещена постоянная ссылка со времён основания «Меотиды», я начал изучать старые карты.

На картах петровского времени в устье Самбека ничего не обозначено. Я на это и не надеялся, слишком горячо и скоротечно всё было в то время.

Знаменитые картографы Питер Бергман и Корнелий Крюйс, в 1702 и 1704 гг. в устье Самбека ничего не заметили. Кстати, на обоих картах, Павловская крепость указана на берегу Таганрогского залива, а не на Миусе.  Надо будет с этим разобраться.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Надежда была найти следы редута на картах середины 18-го века.

Карты 1740-1748 годов составленные генер-аншефом В.Я. Левашовым и уточнённые инженер-поручиком С. Шамаевым, довольно точны и обстоятельны.

На этих картах указаны даже исчезнувшие крепости, например турецкая «Лютик» и «Донская» у места отделения Мёртвого Донца от Дона. Конечно, указаны все таганрогские крепости. Правда все они названы «бывшими». Эта земля в то время была «в барьере» между двумя империями.
В устье Самбека, чисто.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

На карте капитан-лейтенанта Е.Манганари, составленной в 1823-1836 гг., никаких укреплений в устье Самбека нет. Зато обозначено много мельниц. И я подумал, что возможно, что такой свежий рельеф этого места обусловлен тем, что возвышенность бывшего редута использовалась под мельницу.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

То же на карте 1833 г.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

На карте 1851 г., подпоручика Трутаева, уже обозначена Вареновка, но нет никаких укреплений.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Была надежда, что во время Крымской войны этот редут как-то использовался и мог попасть на карты, но нет.

И только на карте 1893 г., уже совсем похожей на современную, в устье Самбека обозначена «Бывш. Батарея».

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Вот и всё, что рассказали карты. Хотя уверен, что у специалистов глубоко изучающих историю укреплений в Приазовье, есть карты, которые общественность ещё не видела.

Переносимся на день назад.

И идём по валам редута.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Но разгадки нет.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Красиво.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

И Меотида прекрасна в любую погоду.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Поэтому делаю предположение, что на остатках редута, в начале 19-го века, была сооружена ветряная мельница.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Удобно. За счет валов редута, строители мельницы выиграли пару метров высоты, что важно. А пространство между валами можно было использовать для облегчения строительства подсобных помещений.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

На этом успокаиваюсь.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Таким образом это место двойной памятник. Боевому прошлому и прошлому инженерному. Напомню, что мельницы и прялки на «Меотиде» почитаются особо, как предтечи технической цивилизации.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом
 

Вернёмся сюда весной, когда поляжет густая трава и, может быть, удастся что-то разглядеть на запад от квадрата валов. И, может быть, удастся понять, почему в перечне ОКН редут назван «круглым», а на местности виден явный квадрат.

Круглый редут, памятник военного инженерного искусства, в устье реки Самбек под Таганрогом

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Александр К (02.12.24 17:11)

Как версия: редут здесь мог быть построен в период 1700 - 1770 годов, но с военной точки зрения не имел смысла. А вот как батарея для защиты побережья от десанта времени Крымской кампании даже очень мог быть. Но в виду краткосрочности, а возможно и неиспользования на карты не попал. Александр Крикунов

Stefan (02.12.24 18:59)

Насчет Крымской войны - однозначно НЕТ.

Нанесен на карту начала 70-х годов. При Петре - не нашел никаких сведений, хотя про то время мы многое не знаем. Да и не особо он там нужен.

Зародилась идея - мог быть построен во время Русско-Турецкой войны 1735 - 39 гг. Как промежуточная укрепленная база на пути движения армии Ласси в Крым. Во всяком случае, укрепленные посты ставились в разных местах северного берега Азовского моря - по крайней мере до Кальмиуса. Думаю посмотреть дневник Ласси - может там что надыбаю.

Stefan (02.12.24 19:21)

Увы - в журналах Ласси ничего нет.

Игорь (02.12.24 19:38)

Холм - Самбекское городище. Одно из странных кольцевых сооружений бронзоавого века. http://archaeology.asu.ru/images/a/a9/Teoriya_practika_3%2833%29_2021.pdf  Внутренние ямы - раскопы. 

Городище «Самбек» открыл в 1926 году археолог Миллер. Он выделил на правом берегу реки Самбек и по берегу моря западнее реки поселения эпохи бронзы и раннего железа.

В результате раскопок в 1975-1978 годах были сделаны выводы о том, что городище «Самбек» является многослойным: видимо, вдоль берега моря существовали стоянки верхнего палеолита и энеолита — у устья по берегу реки Самбек были поселения среднего и позднего бронзового века, а в средневековую эпоху на его территории проживали представители салтово-маяцкой, древнерусской, а также золотоордынской культур.

Редут - ровестник Ростовской крепости. После 50 летнего оставления Таганрога.Укрепление приазовского пограничья Российской империи в середине 18 века велось по двум направлениям: восстановление и реконструкция старых крепостей – Азовской, Троицкой и прилегающей к ней укреплений на Миусском полуострове, а так же строительство новых укреплений. Так в 1761 г . под руководством А.И. Ригельмана строится крепость Святого Дмитрия Ростовского. До 1811 г . она являлась форпостом русских войск в войнах с Турцией. Укрепляется северное побережье Таганрогского залива вдоль стратегической дороги на Черкасск, а позже к крепости Св. Дмитрия Ростовского. В устье р. Самбек на правом берегу сооружается Круглый Редут. Донецкая крепость сохраняется как резервная, контролирующая переправу на Кубанскую сторону, а так же выход из дельты р. Дон. http://www.shtahanov.ru/statii/donechkkrepost.htmМельницы там не было

 

Stefan (02.12.24 19:56)

Тоже думал об этом периоде. Где-то у меня была карта с точной границей Бариерной земли. Не найду. Как проходила граница в северной части залива? Если устье Миуса было за Россией - тогда был смысл делать там укрепление.

Stefan (02.12.24 20:07)

Нашел. Все побережье до Миуса - за Россией. Так что ничто не мешело там строить укрепления.

Stanichnik (02.12.24 19:58)

Игорь, первая ссылка не работает.

Игорь (02.12.24 20:08)

Поправил. Проверил. У меня работает. Если не получится - скопируйте в строку браузера

Stanichnik (02.12.24 20:19)

Помещу здесь это фото. 

Stanichnik (02.12.24 20:10)

Раскопки объясняют и точный квадрат в центре редута и вал пересекающий внутреннее пространство редута.

Игорь (02.12.24 20:20)

Не додумались поковыряться в обрыве?

Stanichnik (02.12.24 20:31)

В обрыве ковыряться бесполезно. Там материковая глина. Была надежда, на то, что что-то из лежавшего не глубоко на поверхности, скатится на склон. Иногда везло, но не в этот раз.

Игорь (02.12.24 20:39)

Жаль.

Ankol1 (02.12.24 19:48)

Кроме уже высказанных Игорем соображений про городище я также хотел высказаться про мельницу. Я даже не ждал, что Андрей сам эту версию озвучит. На листе из альбома про путешществие по югу России Христиана Готлиба Генриха, изданном в 1802 году, подписанном "Ветряная мельница в армянском селении близ Таганрога" , как  мне кажется изображена именено эта мельница и именно это место. Самое ближнее армянское селение к Таганрогу был Екатеринован, а это и есть Самбек. 

 

Stefan (02.12.24 20:02)

Армянские земли лежали по левому берегу Самбека. А редут - на правом.

Stanichnik (02.12.24 20:07)

Интересно, что на одной из приведённых в заметке карт, мельницы показаны по обеем берегам, а на второй, только на правом.

Stefan (02.12.24 20:21)

В первой трети 19 века по берегу Самбекского залива было много частных хуторов, принадлежавшим разным хозяевам. Потому и столько мельниц - каждый обогащался как мог.

Ankol1 (02.12.24 21:03)

Почему Вы решили, что армянский хутор был на левом берегу? По карте четко видно, что на правом - в излучине Самбека. И по расположению он к "мельнице" ближе, чем Вареновка.

Бывалый (02.12.24 20:21)

А это точно мельница? Почему не видно "крыльев"?

Каменный фундамент исчез бесследно?

Stefan (02.12.24 20:23)

Я бы принял за водонапорную башню ;))

Бывалый (02.12.24 20:26)

Недостроенная церковь  (?)

Игорь (02.12.24 20:30)

Больше похоже на створовый маяк

Бывалый (02.12.24 20:46)

Существование маяка сохранилось бы в исторической памяти. Сомнительно, что для нужд судоходства он был нужен в этом месте

Stanichnik (02.12.24 20:52)

Согласен.

Stefan (02.12.24 21:06)

Судоходство там было - поверьте на слово.

Stanichnik (02.12.24 21:31)

На карте 1851 г., изобата "5 футов", проходит где-то у Таганрога. (Фут -0,3 м). Ближе к устью Самбека глубины даже не наносили на карту. 

Stefan (02.12.24 21:40)

Лодки, плашкоуты.

Ankol1 (02.12.24 21:43)

О чем спор? Рисунок подписан - "мельница" ! Значит, мельница. Может, недострой, а может и с нее уже сняли крылья, как на мельнице Лакиера.

Игорь (02.12.24 21:52)

Может вертикальныая мельница ?

Ankol1 (03.12.24 00:16)

В подписи к картинке в оригинале написано, что это армянская ветряная мельница с горизонтальными крыльями! Может, это и есть вертикальная мельница в понимании англичан конца 18-начала 19 века?

Бывалый (02.12.24 22:15)

Кто и когда атрибутировал старый рисунок неизвестно. Могли и напутать

Ankol1 (02.12.24 22:22)

Про путешествие Палласа и Гейслера по России достаточно много написано. Рисунок брал отсюда: https://grafika.ru/item/04-001618?k=60886

Бывалый (02.12.24 23:41)

В первоисточнике этот рисунок относится к окрестностям Таганрога. Рисунок не подписан. Подозреваю, что пояснение про мельницу в армянском селении придумано российским «историком»

https://archive.org/details/b22008056_0001/page/508/mode/2up

Игорь (02.12.24 23:57)

)

Ankol1 (03.12.24 00:00)

Не ту страницу смотрите. Смотрите стр. 482.

Ankol1 (03.12.24 00:26)

Есть там подпись к рисунку в начале книги. Там написано следующее: "№ 12. Армянская ветряная мельница с горизонтальными крыльями. Такие мельницы распространены в Тавриде ( стр. 478)" Так вот, на стр. 478 идет описание мельницы, которую путешественники увидели в Нахичевани-на-Дону))

Бывалый (03.12.24 00:38)

Где там? Дайте ссылку

Stanichnik (03.12.24 12:19)

Вот перевод отрывка про мельницы:

На открытой возвышенности мы заметили несколько круглых ветряных мельниц, выполненных в традиционном стиле, с горизонтальными крыльями, на которые воздействовали различные ветры и которые регулировались в зависимости от их силы и направления с помощью круглого устройства, снабженного подвижными передаточными досками.

 

Я не могу связать слова "традиционный стиль" и "горизонтальные крылья".И в этом фрагменте речь идёт именно о Нахичевани. Путешественники ехали с востока на запад.

Бывалый (03.12.24 13:11)

Исходный текст был на немецком. Нам доступен перевод на английский. При переводе на русский получается двойная путаница в терминологии, которая к тому же не соответсвует современной 

Бывалый (03.12.24 11:58)

Где в книге есть пояснение к обсуждаемому рисунку "Ветряная мельница в армянском селении близ Таганрога"?  Я не нашел.

Сделайте скриншот

Ankol1 (03.12.24 18:33)

Посмотрите: внизу страницы

https://archive.org/details/b22008056_0001/page/n25/mode/2up

Stanichnik (03.12.24 19:03)

Открытие за открытием)))

"very common in Taurida"

Андрей, покажи мне упоминание хотя бы ещё об одной такой мельнице.

Ankol1 (03.12.24 19:07)

В этом же сочинении или в другом?

Stanichnik (03.12.24 19:26)

Да в любом. Во-первых, что они все называют горизонтальными лопастями?

Ankol1 (03.12.24 19:36)

Я так понимаю, что это и есть "вертикальная мельница" про которую писал выше Игорь. Возможено, что мельничный "винт"  монтировался не сбоку мельницы - вертикально, а сверху на крышу мельницы подобно винту вертолета.

Ankol1 (03.12.24 19:39)

Нашел подтверждение своей мысли: "В сообщениях мусульманских географов IX века описываются персидские мельницы. Они отличаются от западных конструкций вертикальной осью вращения и перпендикулярно расположенными крыльями (парусами). Персидская мельница имеет лопасти на роторе, расположенные аналогично лопаткам гребного колеса на пароходе, и должна быть заключена в оболочку, закрывающую часть лопаток, иначе давление ветра на лопасти будет одинаковым со всех сторон и, т.к. паруса жестко связаны с осью, мельница не будет вращаться.Еще один вид мельниц с вертикальной осью известен как китайская мельница или китайский ветряк, используемый в Тибете и Китае в начале IV века. Эта конструкция значительно отличается от персидской использованием свободно поворачивающегося, независимого паруса.

 

Первые запущенные в работу ветряные мельницы имели паруса, вращающиеся в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси. Парусов, покрытых тростником или тканью, было от 6 до 12. Эти мельницы использовались для помола зерна или добывания воды и довольно сильно отличались от более поздних европейских вертикальных ветряных мельниц.Описание подобного типа горизонтальной ветряной мельницы с прямоугольными лопастями, используемой для орошения, можно найти в китайских документах XIII века. В 1219 году такая мельница была завезена в Туркестан путешественником Елюем Чуцаем.

 

Горизонтальные ветряные мельницы в небольшом количестве присутствовали в XVIII-XIX веках и на территории Европы. Наиболее известными являются мельница Хупера и мельница Фаулера. Вероятнее всего, мельницы, существовавшие на территории Европы в те времена, были независимым изобретением европейских инженеров времен промышленной революции."

Бывалый (03.12.24 19:44)

В тексте отсутствует уточнение «близ Таганрога».

Описывая своё путешествие из Нахичевани в Таганрог, автор упоминает несколько армянских селений, начиная с Чалтыря.  

Из чего следует ваше предположение, что рисунок сделан в селении ближайшем к Таганрогу? Из текста нельзя сделать такой вывод

Ankol1 (03.12.24 19:46)

Это  не мое предположение. Так подписана гравюра там, где я ее первоначально взял. Этот источник обозначен на Вотермарке. Например: https://auction.ru/offer/vetrjanaja_melnica_v_armjanskom_selenii_bliz-i1...

Stefan (03.12.24 19:50)

У меня есть дореволюционный текст. Если взять эту фразу:

 

скрин
Stefan (03.12.24 19:53)

А вот такой перевод: ... И, кстати, интересно бы узнать - где была эта мельница?

фрагмент
Бывалый (03.12.24 19:55)

Об этом и речь. Автор книги не указал точно, где сделана зарисовка. Тот, кто подписал "гравюру", руководствовался собсвенными домыслами.

Stefan (02.12.24 21:52)

По глубинам - здесь виден своеобразный фарватер из Самбека. Весной река была бурной и глубокой - промывало, видимо, неплохо.

Самбек
Бывалый (03.12.24 19:52)

В 1794 году, когда в этих местах побывал иноземный путешественник, самбекский редут сохранял свою актуальность как оборонительное сооружение и наверняка поддерживался в бодром состоянии. Для строительства своей мельницы поселенцы не стали бы посягать на объект государственного значения, нашли бы другое место

Stefan (03.12.24 20:09)

Да какая актуальность? Против кого обороняться? Думаю, на его месте были совсем другие постройки. 

Бывалый (03.12.24 20:19)

В 1794 году крепость Святого Дмитрия Ростовского существовала в полной боевой готовности. От кого обороняться?

События Крымской войны подтвердили необходимость наличия военной инфраструктуры на азовском побережье.

Stefan (03.12.24 20:40)

Вообще-то тот же Паллас писал, что крепость содержалась, мягко говоря, не очень... До Крымской войны далеко было.

Версия Палласа - Дмитриевская крепость важна для противодействия своеволию казаков (что, в общем-то имело смысл).

А "редут" - толку от него? Да и застроен был Самбекский мыс...

Бывалый (03.12.24 21:05)

Следы существования ростовской крепости практически не сохранились. Самбекский редут и сейчас в сохранном виде, выглядит почти как запорожский новодел. Была бы там плотная застройка, рельеф выровняли бы

Stefan (03.12.24 21:11)

Холм под другую постройку использовали... Отсюда и ямы.

Stefan (02.12.24 20:34)

Здесь - просто обозначение кургана.

 

карта
Stefan (02.12.24 20:38)

А вот здесь - действительно есть мельница. План середины 19 века.

 

план
Ankol1 (02.12.24 20:54)

И еще странный рельеф, который действительно по очертаниям напоминает часть редута (обведен):

 

Stefan (02.12.24 21:02)

А здесь мельница четче видна (1853 г.)

 

мельница
Stefan (02.12.24 21:04)

В любом случае - там за 100 лет столько хозяев поменялось... И чего там только не было, и сколько всего строилось...

Ankol1 (02.12.24 21:14)

Я правильно понимаю, что коса Куричья и коса Армянская - это одна и таже коса?

Stanichnik (02.12.24 21:37)

Я думал, что так.

Stefan (02.12.24 21:50)

Тогда с названиями иногда мудрили. Попадалась карта, где островок Черепаха (у Таганрога) назван "Чортов остров".

Бывалый (02.12.24 21:37)

В Запорожье рядом с Музеем запорожского казачества построили редут, каким он мог быть во время войны с турками 1735-1739. Самбекский редут мог выглядеть подобным образом и иметь отношение к осаде и взятию Азова в 1736 году

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%90%D0%B...(1736)

Stefan (02.12.24 21:44)

Мог быть того времени. Но где Азов, а где Самбек?

Ласси строил батареи на Узяке и напротив - сейчас там место и называется "Петровской" батареей. Хотя - Ласси тоже Пётр. ;))

Бывалый (02.12.24 21:58)

В ходе той войны кроме Азова к России отошли и прилегающие земли, включая Таганрог

Игорь (02.12.24 22:18)

Я думаю, что это уже не Ласси, а Ригельман.

Бывалый (03.12.24 00:00)

Строительство оборонительных сооружений на азовском побережье происходило в два захода: в ходе и после войны 1735-39, и после следующей войны с турками 1768-74.

Ригельман занимался строительством крепости Дмитрия Ростовского 1760-63.  Для постройки маленького редута на Самбеке его квалификация инженера-планировщика не требовалась

Stefan (03.12.24 18:44)

Само собой. И один момент - Ригельман оставил планы практически всех укреплений, даже давно заброшенные Скопинскую крепость и редут. А Самбекского редута - нету...

Stefan (03.12.24 19:01)

Я не совсем понимаю - почему так на этой мельнице зациклились? К Круглому редуту она никакого отношения не имеет. Как и к устью Самбека. К тому же Паллас, проезжая через Самбек в его устье не был - описания нет.

По редуту: может быть, стоит внимательно присмотреться к периоду войны с турками, в частности 1738 - 39 гг. Тогда реально требоволась оборона прибрежья - флотилия Бредаля была большей частью уничтожена, войск для обороны Азова не хватало, в 1739 г. собирались привлекать даже "мужиков" и четыре старых, полусгнивших больших прама. Круглый редут - возможно, просто укрепленный пост в устье Самбека, для предотвращения десанта на лодках (турки могли высадится и отрезать русские посты в Троицком и на Миусе, или пройти в тыл русской группировке по северному берегу дельты), находился там взвод солдат и пара-тройка пушек...

Летом 1739 г. три турецких корабля (вероятно, приватиры, возможно среди них томбаз) вошли в Азовский залив; один даже зашел в Кутюрьму, а два стояли напротив устья Самбека. Возможно, эту пару засекли с Самбекского поста и сообщили об этом генералу Левашеву, который стоял лагерем у Темерника...

Но это просто предположение. 

Ankol1 (03.12.24 19:21)

Паллас не был в устье Самбека? Но был очень рядом. Посмотри на картинку  из издания Палласа и Гейслера. Зарисовка выполнена почти с того же места, откуда делались снимки для твоей статьи "Силуэты на мысу":

 

 

Stefan (03.12.24 19:47)

Это место - очень не рядом. Есть у меня эта картинка. Вид примерно от дома и и сада таганрогского коменданта Каспарова (Касперова). Это рядом с устьем Черепахи. До Самбека там верст пять...

Ankol1 (03.12.24 19:55)

В общем, я так и думал. Кажется что вид ближе за счет приближающей оптики))

Бывалый (03.12.24 20:23)

Интересно, что Википедия выдаёт сразу две версии истории селения Самбек.

Армянскую и неармянскую.

Думаю, что байку про Петра придумали «альтернативные краеведы». Интересно упоминание «остатков средневековой круглой крепости»

Stefan (03.12.24 20:53)

Про Петра не "краеведы" а 3,14...расы писали - "разбитый войсками турецкого султана под Азовом"... Это когда его разбили? Неудачная осада (которую до конца и не снимали) это не значит, что турки Петра разбили.

Поселения на реке возникли еще до прихода армян на Дон. Хутора здесь имелись еще в первой половине 70-х гг. У Гиндельштедта описываются прекрасные сенокосы. Один известный чел. историей которого я сейчас занимаюсь занял на правом берегу Самбека хороший участок под хутор и пастбище, а в начале 1777 г. хотел прикупить еще 2000 десятин земли по обеим берегам речки... И таких людей хватало. Это позже левый берег закрепили за армянами.

Ankol1 (03.12.24 21:02)

Что-то меня "торкнуло"! А не являются ли остатки средневековой круглой крепости (городище) и редут одним и тем же объектом! Просто, краеведы и некраеведы тех времен обозвали Самбекское кргулое поселение - городище редутом! А так никакого редута нового времени там не было!

Бывалый (03.12.24 21:08)

Квадратная крепость 9х9 метров. ? Мелковато как-то. Детский размер)

Stefan (03.12.24 21:09)

Кто знает?...

Кстати, у Палласа упоминаются по пуи в Таганрог остатки какого-то "татарского" строения. Что там могло быть за строение?

Игорь (03.12.24 21:18)

Возможны вы правы. В найденных документах по раскоапкам Ларенка, я не нашел упоминания о слое 18 века.

Stefan (03.12.24 21:19)

Странно...

Игорь (03.12.24 22:37)

А не, я как всегда ошибся.Экспедиция 1975–1979 годов под руководством П. А. Ларенка проводила раскопки вдоль бровки берега(рис. 6). «Укрепления 1-го поселения состоят из земляного вала (диаметр гребня 84м, высота 1 м), с оставленным в северо-восточной части широким проходом 2 м. За валомпролегает ров, который отделен от вала круглой площадкой шириной 9 м.Ров имеет ширину 15,4 м, глубину 1–1,4 м. Ров опоясывает «цитадель» — площадку диаметром 28,6 м. Цитадель соединена с кольцевым земляным мостом, оставленным в северной части рва. Южная часть городища (примерно треть) была разрушенаскалами обрыва» [Ларенок, 1983: 125–126]. Исследована площадь 540 кв. м. Исследованию подвергалась обширная землянка XVIII в., расположенная в центрекольцевой конструкции, которая фактически уничтожила всю центральную часть объекта. Авторраскопок датировал верхний горизонт культурного слоя городища,ров иземляной вал второй половиной XVIII в. Нижний культурный слой представленкерамикой салтово-маяцкой культуры и значительным количеством кремневых отщепов, пластини орудий верхнепалеолитического и энеолитического облика.Исследованы 2 средневековые землянки. Такая хронологическая атрибуция не может не вызывать возражений, поскольку использованиесооружения из внешнего вала и внутреннего рва в качестве оборонительного невозможно.Документальных свидетельств о строительстве этого сооружения в XVIII в. нет.Масштабные разрушения и раскопки (рис. 7), отсутствие сведений о дисковых курганахЕвропы того времени не позволяли отнести это место к ритуальным. В центресооружения видны квадраты котлована и отвала (рис. 6), ров вокруг отвала,а на расстоянии 15 м от края рва земляной вал высотой до 0,8 м, уходящийв дачную застройку. На восточной стороне вала установлен большой павильон.

Stefan (03.12.24 23:31)

Класс! Интересно.

А вот это - Самбекский мыс (кон. 18 в.).

мыс
Stefan (05.12.24 19:29)

Насчет "мореходства". Это писал Гильденштедт (1773 г.)

Гиндельштедт.
Stefan (05.12.24 19:32)

Т. е. между устьем Самбека и Таганрогской крепостью ходил некий паром. Вряд ли это был классический паром - далеко. Скорее всего, какой-то плашкоут. Хотя... Сколько там верст по прямой через море?

Stanichnik (05.12.24 20:06)

Такой паром описан между станицей Аксайской и почтовой станцией в Махине. Вероятно тоже был плашкоут с помостом, на который можно было закатить любую повозку, от кареты до арбы.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.