Поистине, это так. Ну, может быть, почти всё… Потому что на ней есть жилые дома от одного до двадцати четырёх этажей. Промышленные и коммунальные предприятия. Дворец культуры – нынешний и когда-то был прежний. Парк и клубы. Плавательный бассейн и другие спортивные объекты. Общежития учебных заведений. Крупная областная больница № 2. Проектный институт. Кинотеатры – бывший и строящийся новый. Станция магистральной железной дороги, промышленная подъездная ветка «Ростсельмаша» и детская железная дорога. Административные учреждения. Магазины всех типов. По этой улице ходят все виды ростовского городского транспорта: трамваи, троллейбусы, автобусы, а с 2022 года – пока в опытном порядке - и первые в нашем городе электробусы. Протяжённость улицы – более трёх километров, она самая длинная в микрорайоне Сельмаш. Это - улица 1-й Конной армии.
Немецкая аэрофотосъёмка 1944 года
Мы продолжаем рассказывать о наиболее примечательных улицах микрорайона Сельмаш в Ростове-на-Дону. Сегодня это будет уже пятое путешествие по Сельмашу в «Меотиде». Первыми были улицы: Воровского (23 августа 2022 г.), Сержантова (9 марта 2023 г.), проспект Сельмаш (3 июля 2023 г.) и улица Металлургическая (3 декабря 2023 г.). Прочитать эти публикации можно и сегодня. А очередной наш маршрут пройдёт, как вы уже поняли - по улице 1-й Конной армии.
ТРИ НАЗВАНИЯ ОДНОЙ МАГИСТРАЛИ
Это уже третье название улицы. А первым был проспект Второй пятилетки (не улица тогда, а именно проспект!) - так его назвали в 1933 году, когда здесь появились первые двух- и трёхэтажные жилые дома. В том году как раз и началась вторая пятилетка – то есть советские люди приступили к выполнению второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1933 - 1937 годы).
Когда вторая пятилетка завершилась, название улицы изменили. Следующие двадцать лет она носила имя сталинского наркома путей сообщения и вообще известного в стране партийно-государственного деятеля Лазаря Моисеевича Кагановича. Прожившего, кстати, 97 лет.
Революционером еврейский юноша стал еще до Октябрьской революции – на своей родине, в Киевской губернии. Имея достаточно скромное образование, он, тем не менее, проявил настолько серьёзные организаторские способности, что уже в 1925 году – в 32 года - был избран секретарём Центрального комитета Коммунистической партии (большевиков) Украины. А в начале 1930-х годов возглавил партийную организацию Москвы – по рекомендации Сталина. Москва тогда на глазах меняла свой облик, превращаясь в истинную европейскую столицу. Наиболее знаменитым из построенных тогда транспортных объектов был, конечно же, московский метрополитен, сооружение которого курировал именно Лазарь Моисеевич. Когда первую линию метро открыли (в 1935 году), Московскому метрополитену было присвоено имя Л.М. Кагановича. Имя это столичный метрополитен носил два десятилетия. Причастен Каганович был в 1933 году и к пуску первых троллейбусных линий - в Москве и вообще в СССР. В 1936 году троллейбусы появились и в Ростове-на-Дону, и ходили они с главного вокзала на Сельмаш! Причём самые первые советские троллейбусы – марки ЛК – были названы тоже в честь Кагановича (по первым буквам его имени и фамилии), Ну, а сам Каганович настолько успешно нашел своё призвание именно в транспортной отрасли, что еще до войны возглавил более чем серьёзное государственное учреждение – народный комиссариат (министерство) путей сообщения. На этой должности он находился около десяти лет. Возглавлял также (в другие годы) наркоматы тяжёлой промышленности, топливной и нефтяной промышленности. Работал ещё и секретарём Центрального комитета Коммунистической партии, был членом Политбюро ЦК ВКП(б), иногда (во время отпусков и командировок И.В. Сталина) даже замещал его. В 1953 – 1957 годах Каганович работал первым заместителем председателя Совета Министров СССР. Однако в 1957 году Кагановича освободили от высокой должности за участие в так называемой «антипартийной группе» (вместе с Молотовым и Маленковым). Тогда же, по правилам того времени, улицам во многих городах СССР, носившим имена участников этой группы, изменили названия. Коснулось это и улиц Кагановича и Молотова в Ростове-на-Дону. С 1957 года она стала именоваться улицей 1-й Конной армии – в честь сформированного в ноябре 1919 года под командованием С.М. Будённого знаменитого советского воинского подразделения, на боевом счету которого значилось с января 1920 года освобождение Ростова-на-Дону и Таганрога от белогвардейских войск генерала Деникина. В дальнейшем 1-я Конная армия сыграла важную роль и в ряде других крупных операций Гражданской войны в нашей стране, в том числе в Донбассе, на Украине, в Крыму, участвуя в освобождении от войск царского генерала П.Н. Врангеля городов Симферополя и Севастополя, а также в целом Северной Таврии. Интересно, что единственным командующим 1-й Конной армией – от её создания и вплоть до расформирования в 1923 году - оставался С.М. Будённый.
1-я Конная армия в Ростове-на-Дону 1920 год
Нынешнее своё название улица, о которой мы сегодня рассказываем, носит вот уже более 65 лет, являясь одной из наиболее интересных и богатых достопримечательностями в микрорайоне Сельмаш. Протяженность улицы – 3100 метров, в нашем микрорайоне она - самая длинная.
ПЕРВАЯ ДОРОГА К БОЛЬШОЙ СТРОЙКЕ
Итак, начинаем мы наше путешествие с места, где стыкуются 14-я линия, улица Текучева и улица 1-й Конной армии, вблизи железнодорожной станции Ростов-товарный (напомним нашим читателям, что эта станция изначально, с 1875 года, носила название Нахичевань-Донская; переименована она в Ростов-товарный в 1962 году). Транспортное пересечение здесь сложное, включающее построенный в 1966 году двухуровневый путепровод, по которому организован проход грузовых поездов на разгрузочную площадку, примыкающую к проспекту Шолохова. А под железной дорогой обеспечен прямой выход автомобилей на улицу 1-й Конной армии от площади Химиков и улицы Текучёва - ранее такого выхода не имелось. Пришлось тогда построить здесь шестиметровую выемку.
Важно отметить, что самая первая автодорога на будущий Сельмаш прошла именно по улице, которая ныне носит имя 1-й Конной армии. Причем прошла эта дорога именно из Нахичевани, от станции Нахичевань-Донская. Объясняется это тем, что стройка завода-гиганта началась в 1926 году, строго говоря, не в Ростове, а на незастроенной тогда окраине соседнего города Нахичевани-на-Дону. А когда завод начал в 1929 году работать, это был уже Ростов-на-Дону, с которым Нахичевань образовала единый большой город.
Начальный участок улицы 1-й Конной армии представляет собой и поныне с левой стороны складскую зону, через которую была продлена в июле 1927 года вторая нахичеванская трамвайная линия. Она вела от прежней конечной возле железнодорожной станции Нахичевань-Донская к «Сельмашстрою» («Новостройсельмашу»), а позже - к уже построенному заводу и его жилому посёлку. Ныне здесь ходят (до вокзала «Сельмаш») трамваи 4-го и 10-го маршрутов. А справа на нашем пути на протяжении почти двух километров тянется парк имени Николая Островского - крупнейший по площади в нашем городе. Об истории этого парка мы уже не раз рассказывали в «Меотиде».
Вдоль границы парка проходит здесь также и ростовская Детская железная дорога (ДЖД) имени Ю.А. Гагарина, открытая в 1940 году и ставшая одной из первых таких дорог в СССР. По нашему маршруту на улице 1-й Конной армии находятся депо этой железной дороги и станция имени Вити Черевичкина (ранее Деповская). Названа она в память о ростовском подростке, расстрелянном осенью 1941 года фашистскими оккупантами только за то, что отказался по требованию гитлеровцев уничтожить своих голубей… Подробная публикация в «Меотиде» об истории нашей ДЖД ныне готовится.
Расскажем коротко о находящихся в этой части парка других объектах культуры и спорта. Один из этих объектов, увы, теперь уже бывший – это созданная в 1974 году Ростовская юношеская автомобильная школа «Автоград», где бесплатно учили мальчишек и девчонок старше 14 лет управлять автомобилями, а также давали достаточно глубокие знания правил уличного движения. Достигнув 16 лет, эти ребята уже могли, хотя и в сопровождении преподавателя, управлять машиной на учебном полигоне. А в 18 лет, успешно сдав официальный экзамен, сразу же получали полноценные водительские права.
Ныне автошкола здесь по-прежнему действует, но – платная и только для взрослых. Нет уже и прежнего симпатичного названия. По соседству с автошколой работает теннисный клуб «Олимпик», занявший часть территории парка хорошо оборудованными кортами. С территории автошколы и непосредственно с улицы видно необычное пятиэтажное здание в форме треугольной призмы, опирающейся на прямоугольное основание. Можно сказать и по-другому: это как бы многоэтажная кирпичная красная палатка.
Находящийся в ней клуб туристов и альпинистов «Планета» построен в 1979 году «Ростсельмашем» по проекту талантливого архитектора Л. Сёмина. Кроме уютных помещений для учебных занятий и массовых мероприятий (есть тут не только конференц-зал, но даже отдельный холл для песен под гитару и кинозал). Имеется и уникальная тренировочная стена из базальтового камня для альпинистов – единственный такой объект в нашей стране, его еще называют скалодромом. Базальт привезли из Грузии, высота стены – 18 метров. Здесь тренируются не только спортсмены, но и люди очень редкой профессии – промышленные альпинисты. Долгие годы клубом руководил инженер «Ростсельмаша» Эдуард Мерецкий, благодаря которому ростсельмашевские альпинисты стали широко известны в нашей стране. Их поддержала и дирекция завода, построив в Северной Осетии прекрасный горный пансионат «Дигория», в котором и летом, и зимой охотно проводят свои отпуска многие комбайностроители. Как говорится в путеводителе по автономной республике, это «неописуемые по красоте и величию вершины гор, бесконечный голубой океан неба и радуги водопадов, неприступные скалы и суровые ледники». А вернувшись, туристы и альпинисты всегда приходят в свой клуб «Планета» делиться друг с другом впечатлениями об увиденном.
По соседству – построенный в 1976 году 50-метровый плавательный бассейн с восемью дорожками «Коралл» (кстати, многие годы принадлежавший «Ростсельмашу» и пользующийся поныне большой популярностью у жителей микрорайона). В бассейне имеется также тренировочная ванна для детей младшего возраста. Принадлежит бассейн теперь спортивной школе олимпийского резерва № 22, специализированной на водных видах спорта.
Продолжает перечень культурно-спортивных объектов на улице 1-й Конной армии база футбольной команды высшей лиги «Ростов».
Состоит она из нескольких зданий, включающих спортивную, гостиничную, медицинскую составляющие. Здесь же, в уютной столовой, футболисты получают сбалансированное питание. Прежнее здание базы сохранилось и после того, как несколько лет назад в том же парке построили ещё одно здание, более удобное. Команда имеет все условия для успешной подготовки к матчам. А к стадиону «Олимп-2» имени Виктора Понедельника, где проводит большинство тренировок футбольная команда, отсюда ведёт живописная дорожка по парку. Пробежка по ней – тоже, кстати, часть тренировочного процесса. Есть в распоряжении футболистов и хорошо оборудованный спортзал, встроенный в западную трибуну стадиона.
Надо отметить, что в относительно ближней перспективе планируется построить вблизи стадиона «Ростов-Арена», где проходили в 2018 году игры чемпионата мира по футболу и где сейчас проводит свои матчи наша команда, новый комплекс для спортбазы «Ростова». Ныне действующая база в парке имени Николая Островского в этом случае будет передана юным футболистам, которые очень нуждаются в такой базе.
Дальше мы, продолжая нашу прогулку, идём уже по чисто парковой территории. Здесь со стороны улицы 1-й Конной армии имеется интересный объект – «Страусиное подворье» - своеобразный филиал зоопарка, где живут несколько десятков страусов – самых больших в мире птиц ростом до двух с половиной метров и весом до 150 килограммов. Впечатляющее зрелище!
Завершается парк с этой стороны роскошным зданием дворца культуры «Ростсельмаш» - точнее, его парковым фасадом, который своими архитектурными достоинствами ничуть не менее интересен, чем его главный фасад, выходящий к проспекту Сельмаш и к площади Комбайностроителей. Об этом здании мы в «Меотиде» уже рассказывали в нашей публикации «Проспект имени завода».
На фоне таких интересных объектов находящиеся напротив плавательного бассейна «Коралл» по левой стороне улицы скромные жилые дома (в основном одно- и двухэтажные, хотя есть и один трёхэтажный) могут показаться не заслуживающими внимания. Но – не спешите с выводами. Дома эти, построенные в 1956-1958 годах «по методу горьковчан», стали частью нашей послевоенной истории. Что же придумали тогда «горьковчане», то есть жители города Горького (а ранее и сейчас снова – нижегородцы)? А вот что.
В 1950-х годах в Горьком был предложен метод народной стройки многоквартирных жилых домов с использованием труда будущих жильцов. Необходимость в этом объяснялась нехваткой рабочих кадров строительных специальностей, что для многих стоявших в очереди на жильё отдаляло сроки его сдачи в эксплуатацию. Тогда горьковчане и предложили: давайте мы сами построим себе дома на предложенном нам участке, при условии государственного финансирования (напомним, что квартиры предоставлялись тогда бесплатно) и обеспечения стройматериалами, а также профессиональной прокладки внешних коммуникаций к стройплощадке (водопровода, канализации, газа). Общестроительные работы люди, остро нуждавшиеся в жилье, брали на себя, выполняя её по выходным дням и по вечерам, после своей основной работы, под присмотром опытного мастера-строителя. Для будущих новосёлов это было, конечно, нелегко, но многие из них охотно соглашались на такой вариант ускорения стройки. Он и получил название «по методу горьковчан». Идею подхватили во многих городах, в том числе и в Ростове-на-Дону. Кроме Сельмаша, были построены тогда скромные, но со всеми удобствами дома и в некоторых других окраинных микрорайонах нашего города – на Каменке, старом Западном, Нижнегниловском, Дачном посёлках, в Александровке… Многие из этих домов сохранились и сегодня – люди строили их для себя, и поэтому качественно. Надо сказать, что участие будущих жильцов в стройке домов не раз применялось и позднее, вплоть до начала 1990-х годов, только теперь уже это не называлось «по методу горьковчан». Ему придумали (неофициально, конечно) жёсткое народное название «кровавый способ». Не все (даже те, кто построил себе квартиры именно так) с этим названием были согласны… Да, случалось в нашей жизни и такое. Разница в том, что в 1980-1990-х годах с участием будущих жильцов строили уже не только небольшие коттеджи, но и пяти- и даже девятиэтажные дома – например, девятиэтажный дом на улице Веры Пановой, сооруженный цехом серого чугуна «Ростсельмаша». Перед началом таких строек их участники проходили профессиональное обучение строительным специальностям.
Пройдемся теперь вдоль трамвайной линии по левой стороне. Тут архитектурных достопримечательностей практически нет - вплоть до площади Комбайностроителей, где трамвай уходит к своей конечной уже по проспекту Сельмаш. В основном, как и в самом начале улицы 1-й Конной армии, здесь размещены склады и небольшие предприятия. Жилых домов до недавнего времени было тут только два – трехэтажный (постройки 1963 года) и совсем старенькая двухэтажка 1927 года. Зато совсем недавно, в 2019 году, на месте нескольких разобранных старых зданий появился хорошо смотрящийся 16-этажный дом на 322 квартиры (№ 13 «В»). Рядом с ним, в доме № 15 «А», находится во втором ряду интересное шестиэтажное здание, построенное в 1969 году с широким использованием стекла в качестве строительного материала - проектный институт «Проектпромвентиляция». Для своего времени это было новаторское техническое решение. А спереди от «стекляшки», как ее называют работающие здесь инженеры - недавно построенный салон по продаже цветов. Это уже на площади Комбайностроителей, которая в этом месте одновременно принадлежит и улице 1-й Конной армии, и проспекту Сельмаш.
В ЦЕНТРЕ РАЙОНА: ОТ ДОМА К ДОМУ
Возле относительно недавно построенного современного здания межрайонной налоговой инспекции № 23, находящейся на проспекте Сельмаш, 90, а частично - ещё и в пристроенном к нему 14-этажном здании по улице 1-й Конной армии, 17 «А» - перейдем через площадь на «нашу» улицу и окажемся сразу на левой стороне её центрального участка. И вообще - в самом центре микрорайона Сельмаш и всего Первомайского (до 1961 года – Сталинского) района. Вот здесь уже точно есть на что посмотреть! Застройка этого участка – от нынешней площади Комбайностроителей с памятником-комбайном и до второй областной больницы - началась в 1920-х годах и продолжается поныне - спустя почти сто лет… А что – город ведь живёт, развивается, меняется, и это однозначно хорошо…
Прежде чем продолжим нашу прогулку, отметим одну весьма интересную деталь, связанную с городским транспортом. С 1932-го до 1969 года на центральном участке улицы, по которой мы сегодня путешествуем, по направлению к центру города делали часть своего тогдашнего большого круга трамваи маршрутов №№ 2, 10 и 11. А когда большой круг заменили действующим поныне малым (возле железнодорожного вокзала «Сельмаш»), на улицу 1-й Конной армии перенесли в 1974 году часть кольца первого и пятого троллейбусных маршрутов – только теперь уже при движении в другую сторону - от центра города к Сельмашу. Так ходят тут троллейбусы и поныне. Тогда же на улице 1-й Конной армии - от площади Комбайностроителей до улицы Веры Пановой - было введено одностороннее автомобильное и автобусное движение (а в сторону центра оно стало производиться тогда по проспекту Сельмаш). В 2022 году здесь появились (пока еще в опытном порядке) и первые в Ростове электробусы.
Самым первым на нашем пути после площади Комбайностроителей и здания бизнес-центра «Сельмаш» (он на улице 1-й Конной армии, 17 «Б») стоит жилой трёхэтажный дом № 17, который скоро отметит своё 100-летие, построен он в 1927 году. Вполне, кстати, крепкий, как и находящийся на правой стороне его «близнец» - такой же трёхэтажный дом с номером 10/70, с несколькими магазинами. Впрочем, мы пока ещё идём по левой стороне. И тут нельзя не обратить внимания на дом № 19 с явными следами перестройки. Она была сделана в 1960-х годах, когда из двух одинаковых двухэтажных коттеджей, объединив их, сделали одно административное здание для Первомайского районного совета (изначально он, тогда еще называвшийся Сталинским, вполне помещался в одном из них). Орган власти находился здесь вплоть до своего переезда в 1980-х годах на улицу Воровского, в пристройку к зданию райкома КПСС. А в бывшее здание районного совета тогда вселилось другое учреждение – Кадастровая палата Ростовской области.
А вот следующий дом, № 21, на углу с Вильнюсской улицей, наше внимание однозначно привлечёт своей какой-то особенной ухоженностью. Как ни удивительно, но ему тоже почти сто лет – построен в 1927 году. Это последний из сохранившихся в центре Сельмаша двухэтажных коттеджей на шестнадцать квартир. Лет десять назад, в постсоветское время, на этом месте уже предполагалась новая застройка. Однако жильцы дома сумели убедить районные власти (похоже, что не только районные, но и те, что «повыше»), что неразумно рушить хорошо сохранившийся дом с симпатичным садиком вокруг. И ведь действительно это последний двухэтажный, потому что все остальные, находившиеся рядом, уже снесли (см. ниже). А жившие в 21-м доме люди каждый год благоустраивали его, весной сажали деревья и цветы, выходили на субботники, за свой счет делали даже серьёзные ремонты. Возможно, у них нашелся «покровитель», который сказал там, где надо – «Оставьте их в покое, как и их дом – ну в самом-то деле он такой последний, пусть будет как память о прошлом…». Разум победил, и дом благополучно стоит.
Вильнюсская улица, кстати, с конца 1930-х и до 1960-х годов называлась улицей Гризодубовой – в честь советской летчицы, Героя Советского Союза (первой женщины, носившей это звание), командира женского дальнего беспосадочного перелёта из Москвы на Дальний Восток на самолёте АНТ-37 «Родина» в 1938 году, а затем командира авиаполка в годы Великой Отечественной… Перемена названия улицы была сделана в соответствии с принятым при Н.С. Хрущеве решением не называть улицы и предприятия именами живых людей. Валентина Степановна Гризодубова была тогда жива… После ухода Гризодубовой из жизни её именем назвали уже другую улицу в Ростове, в Железнодорожном районе, решив, видимо, не обижать Вильнюс… Хотя ныне Вильнюс такую честь вряд ли заслуживает…
Рядом на улице 1-й Конной армии - построенный в 2012 году 11-этажный дом (№ 23) с магазином «Магнит» и с большим магазином одежды и обуви на втором этаже. Дом хороший, но всё-таки жаль двух снесенных ради его постройки коттеджей, в одном из которых, кстати, жил в юности в квартире своих родителей известный на Сельмаше человек – Виктор Петрович Поляничко, именем которого теперь названы улица – изначально она была Оранжерейной – и лицей № 20, о котором уже рассказывалось в наших публикациях в «Меотиде».
Судьба Поляничко была интересной, хотя и печальной. Родился в Ростове, на Сельмаше, в 1937 году. Получил образование сначала на Сельмаше, в ростовской школе № 75 (ныне это часть лицея № 20), затем в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, позже защитил диссертацию кандидата исторических наук. Комсомольскую юность провел в Оренбургской области, в том числе работал секретарем Орского горкома, Оренбургского и Челябинского обкомов ВЛКСМ, затем секретарём Оренбургского обкома Коммунистической партии Советского Союза. В 1978 – 1985 годах – заведующий сектором в отделе пропаганды ЦК КПСС. В этот период Поляничко нередко бывал в Ростове-на-Дону, курируя ход реконструкции «Ростсельмаша». Затем был направлен в качестве политконсультанта в Афганистан. После трагического 1991 года выезжал в командировки в Азербайджан, Армению и Нагорный Карабах, а затем в Северную Осетию и Ингушетию, где пытался, уже как специалист по межнациональным отношениям, примирить конфликтовавшие там народы. Увы – тогда это не удалось, а Виктор Петрович погиб в Северной Осетии в ранге вице-премьера правительства России в 1993 году в результате террористического акта – единственный такой факт в постсоветской России с государственным чиновником столь высокого ранга.
В ноябре 2023 года в Ростове-на-Дону у лицея № 20 на Металлургической улице установлен бюст В.П. Поляничко. Продолжается сбор материалов для лицейского музея Виктора Петровича, которого по-прежнему помнят многие ростовчане, включая и автора этих строк. Мне довелось не раз присутствовать в качестве журналиста заводской газеты на совещаниях, которые Поляничко проводил на «Ростсельмаше» во время своих командировок в наш город.
… Мы на перекрёстке улиц 1-й Конной армии и Сержантова, где уже бывали во время наших предыдущих путешествий по улицам Сельмаша. Перекресток этот сейчас выглядит весьма солидно – на месте довольно невзрачного двухэтажного довоенного дома поднялся в 2021 году 24-этажный «небоскрёб» - самый высокий дом на Сельмаше, с несколькими продовольственными и промтоварными магазинами. Ему присвоен номер 27/9. (Дома с номерами 23 и 25 по улице 1-й Конной армии разобраны перед началом строительства «небоскрёба»). А напротив, где уже давно, в 2015 году, был разобран кинотеатр «Юбилейный» (о нём мы рассказывали в нашем путешествии по улице Сержантова) спустя несколько лет построен огромный пятиэтажный торгово-развлекательный комплекс, в состав которого войдёт и новый современный многозальный кинотеатр. Впрочем, возведенный комплекс (номера дома он ещё не получил) пока не вступил в эксплуатацию, хотя внешне выглядит построенным. Но внутренняя отделка помещений до сих пор не завершена. Срок сдачи объекта много раз срывался, строительная организация платила штраф и – снова срывала очередной срок сдачи. Так что сельмашевцам, желающим пойти в кино, пока что приходится ехать в центр города.
Продолжая прогулку по левой стороне улицы 1-й Конной армии, мы пересекаем застроенную старыми трёхэтажными домами Плужную улицу и оказываемся у такого же дома № 29 постройки 1928 года. Здесь в полуподвальном этаже долгие годы находилась детская библиотека имени Ильича, ныне она на Металлургической улице, в более удобном помещении. Ну, а следующий дом № 31 - на пересечении с улицей, названной по имени хорошей советской писательницы, нашей землячки Веры Пановой – «хрущёвка»-пятиэтажка постройки 1964 года с женской консультацией.
У нас есть к вам предложение, друзья – давайте сейчас вернемся назад, к площади Комбайностроителей, пройдем по правой стороне улицы и, вновь достигнув важной в транспортном отношении улице Веры Пановой, приступим к заключительной части нашего нынешнего путешествия. Ну, а пока мы возле знакомого нам трёхэтажного довоенного дома № 10, где стыкуются проспект Сельмаш, «наша» улица 1-й Конной армии и улица Селиванова – оживлённое место в микрорайоне.
Следующий дом - № 12 - он на углу с упоминавшейся нами по другому поводу улицей Поляничко (бывшей Оранжерейной) – это классическое четырехэтажное здание общежития Ростовского автотранспортного колледжа (тогда техникума). Часть площади тут была изначально выделена для квартир преподавателей. Такое встречается редко.
Дальше, вплоть до улицы Сержантова, идут опять трехэтажный дом 1927 года постройки (на первом этаже здесь находится детский сад - один из самых первых на Сельмаше), затем - очередная пятиэтажная «хрущёвка» 1962 года, две подряд «трехэтажки» 1936 года на углу Вильнюсской улицы и ещё одна «хрущёвка» 1964 года, с кафе «Сладко». И тут мы оказываемся возле уже знакомого нашим постоянным читателям по прежней публикации об улице Сержантова дома, который построен тоже в 1964 году, но по более раннему проекту, с высокими потолками. Это и по сей день один из лучших сельмашевских жилых домов (по отношению к улице 1-й Конной армии он имеет номер 22/7). В нём работают кафе-кондитерская, ещё одно кафе и существующий с постройки дома, можно сказать, исторический хлебный магазин, которому в нынешнем году исполнится уже 60 лет. Имеются в этом большом здании и другие магазины. А когда-то тут работал ещё и райком комсомола, в котором я получал комсомольский билет…
На следующем перекрёстке – с улицей Плужной - внимание привлечёт прекрасное трёхэтажное здание детского сада № 246, построенное несколько лет назад и выходящее на улицу 1-й Конной армии торцом (дом номер 26/5). Пока ещё столь красивых детских садиков в нашем городе немного. Непонятно только, почему тёплого, душевного названия у этого детского сада нет.
Дальше, за перекрёстком с улицей Плужной, находится трехэтажный протяженный жилой дом постройки 1930 года (номер 28), а затем, уже на перекрестке с улицей Веры Пановой - важный коммунальный объект – котельная, от которой центр микрорайона Сельмаш обеспечивается теплом. Отсюда начинается участок улицы 1-й Конной армии, где мы ещё не были.
По левой стороне улицы 1-й Конной армии уже видны (под общим номером 33) строения ростовской областной больницы № 2 со своей интересной историей.
Это изначально была городская больница № 10 (с 1957 года), принадлежавшая, вплоть до 2001 года, медико-санитарной части завода «Ростсельмаш».
Обслуживала она не только ростсельмашевцев, а жителей всего Первомайского района. Самое интересное – что первое, трехэтажное здание этой больницы – это не что иное, как восстановленное и значительно перестроенное здание довоенного дворца культуры «Ростсельмаша», которое было сильно разрушено во время войны гитлеровскими оккупантами. Его долго не восстанавливали как дворец культуры, начав строить новое здание дворца в другом месте, возле парка имени Островского. А прежний, разрушенный дворец перестроили в больницу.
Долгие годы здание больницы оставалось на этой территории единственным, но, начиная с 1980-х годов, там стали расти и другие больничные здания. После сложного периода 1990-х годов областные власти приняли в 2001 году очень разумное решение – превратить эту больницу во вторую областную, взяв на себя её содержание на бюджетные средства. За прошедшие с тех пор более двух десятилетий на больничной территории появился целый ряд новых корпусов (всего их теперь стало двенадцать, включая построенное здесь же административное здание министерства здравоохранения Ростовской области). Теперь вторая областная больница – это стационар на 850 коек и консультативная поликлиника на 800 посещений в смену. Весьма впечатляет профиль отделений больницы: общетерапевтический, хирургический, гнойной хирургии, анестезиологии и реанимации, гинекологическое, аллергологическое, кардиологическое, неврологическое, гастроэнтерологическое, пульмонологическое, ревматологическое, нефрологическое, травматологическое, областной центр урологии, родильный дом… Последним по времени появился рядом с роддомом корпус гемодиализа, который разместился в очень красивом для такого объекта здании. В итоге по своим медицинским возможностям вторая областная больница вполне успешно соперничает теперь с первой областной.
На левой стороне улицы 1-й Конной армии, за больничным городком, в 2012-2013 годах на бывшем пустыре за ростсельмашевской подъездной железнодорожной веткой (она проходит по насыпи, внутри которой пробит пешеходный туннель) были построены четыре пятнадцатиэтажных жилых здания с общим номером 37, каждый из которых снабжен своим буквенным индексом. Рядом с ними нашлось место и для детского садика «Звездочка». Когда-то здесь было поле, на котором жившие поблизости ростсельмашевцы играли в футбол еще в довоенные годы – тем более что рядом тогда был заводской дворец культуры. А рядом проносились поезда - по ведущей в Москву железной дороге… Поезда тут, кстати, ходят и сегодня.
Строго говоря, застроенная жилыми домами левая сторона «нашей» улицы на этом и заканчивается, но с правой стороны ещё есть немало интересного. Так что нам придётся вернуться мимо больничного городка к улице Веры Пановой и оттуда снова идти параллельно железной дороге.
Место, по которому пройдет наш путь, на полуофициальном сельмашевском «жаргоне» называется «Забалка». Это потому, что когда-то здесь находилась действительно «балка» с круглогодичным тёплым водотоком (о ней мы сейчас готовим одно из наших следующих «путешествий»). Ну, а то, что за ней – это и есть застроенная еще до войны в основном стандартными четырехэтажными домами «Забалка». Старые здания представляют здесь собой большую часть застройки и поныне. Исключением является, пожалуй, только сооруженный на правой стороне перекрёстка в 1986 году 12-этажный дом № 34/6. Он построен на месте находившихся здесь прежде одноэтажных магазинов и прочих обслуживающих предприятий, из которых я с детства запомнил только симпатичный домик ателье мод, пользовавшего большой популярностью у женщин нашего микрорайона. Руководил ателье прекрасный закройщик, звали его Максом Моисеевичем, он сочетал в себе две национальности – поляка и еврея. Наблюдая мальчишкой за юркими ножницами в его руках, можно было по-настоящему восхититься истинным профессионализмом Мастера с большой буквы. Вот жаль только, что фамилии его я уже не помню.
Напротив изначального здания сельмашевской больницы (бывшего Дворца культуры) отходит вправо главная улица «Забалки» - Клубная, название которой нашим читателям вполне понятно. Самый первый дом на ней, хотя и смотрит своим фасадом на улицу 1-й Конной армии, имеет номер только по улице Клубной – № 1. Вот этот самый дом № 1 и останавливает на себе наш взгляд, потому что он необычный - не похожий на соседние.
Большинство домов на Клубной улице построены в самом начале 1930-х годов, и они почти все – одинаковые. Кроме этого. Причину я узнал, просматривая подшивку «Молота» - нет, не за 1930-й, а за 1948 год. Так уж получилось, что единственным серьёзно пострадавшим в войну домом «Забалки» стал именно этот, находившийся напротив прежнего Дворца культуры. Так вот, в конце 1948 года этот дом был восстановлен – уже по улучшенному проекту, чем-то напоминающему благородные дома на площади Молотова (ныне Мира). В публикации «Молота» (кстати, автором её была моя на тот момент ещё будущая мама, работавшая тогда корреспондентом этой газеты) восстановленный дом назвали «новым». Это было в общем-то неточностью, но, вероятно, редакции и её сотрудникам очень хотелось подчеркнуть, что это фактически новое здание. Тем более что вселялись в этот дом тогда уже в основном другие жильцы, потому что большинство прежних не вернулись с фронта…
Следующий дом по «нашей» улице - № 38 – это стандартная пятиэтажная «хрущёвка», ну, а дальше ряд зданий продолжает (дом № 40/2) пятиэтажное общежитие тогдашнего РИСХМа, а ныне – Донского государственного технического университета. Построено оно в 1938 году и действительно было самым первым общежитием этого вуза. Сам же институт тогда располагался на другой стороне от магистральной железной дороги – то здание не пережило войну и долго ещё стояло в развалинах. Вместо разрушенного в 1950-х годах построено роскошное здание ДГТУ в центре города.
Мы - на углу Студенческой улицы – пожалуй, второй по значимости улицы «Забалки». О её достопримечательностях (а они есть!) подробно расскажем в готовящейся публикации. А пока отметим, что нынешнее название – второе. А изначальное было «улица ИТР». Расшифровывалось это как «улица Инженерно-технических работников». Звучала такая аббревиатура довольно коряво, потому улицу и переименовали после войны в Студенческую. Тем более что студентов тут действительно было много – они здесь и жили (в общежитии), и учились в двух перестроенных учебных зданиях.
Дальше, на самом последнем участке улицы 1-й Конной армии, она последовательно пересекает три короткие улицы, названные в честь знаменитых советских военачальников. Двое из них погибли в конце Великой Отечественной войны - генерал армии, командующий фронтом, Герой Советского Союза Николай Фёдорович Ватутин и генерал армии, самый молодой командующий фронтом, дважды Герой Советского Союза Иван Данилович Черняховский. Ещё одной улице дано имя Маршала Советского Союза, Героя Советского Союза, награждённого также высшим военным орденом «Победа» - Фёдора Ивановича Толбухина. Ему довелось командовать последовательно тремя фронтами, а ушёл он из жизни спустя четыре года после войны, продолжая военную службу и в мирное время.
Здесь практически все дома, кроме единственного четырехэтажного (находящегося на улице Ватутина, 4) – частные, одно- или двухэтажные, по правой стороне. Левая же сторона представляет собой склады и гаражи. Там же проходит и подъездная ростсельмашевская железнодорожная ветка, ведущая к станции Ростов-Товарный. «Наша» же улица 1-й Конной армии упирается в этом месте в магистральную железную дорогу (внимание: здесь – действующий светофор железнодорожного типа, в котором запрещающий красный сигнал появляется, когда приближающийся на полной скорости поезд ещё даже не виден!). Направо уходит в сторону первого посёлка имени Орджоникидзе улица Шота Руставели, названная в честь классика грузинской средневековой литературы, автора знаменитой поэмы «Витязь в тигровой шкуре». А за железной дорогой – магистральная улица Российская – это уже во втором посёлке имени Орджоникидзе. Оба поселка начали застраиваться ещё до Великой Отечественной войны, вслед за Сельмашем.
Ну, а наше трёхкилометровое путешествие по самой протяжённой улице микрорайона Сельмаш на этом завершено. Мы уже работаем над следующей публикацией. До новых встреч в «Меотиде», друзья!
Геннадий Леонидович Беленький...
- Категория: Сельмаш | Просмотров: 255 | Автор: Геннадий Беленький | Дата: 17.11.2024 | Комментарии (12)
Долгожданная публикация. Очень благодарна, Юра, тебе за неё. Печально что это последнее, что написал Геннадий Леонидович для "Меотиды".
Впечатление что прогулялись, подышали сельмашем с Геннадием Леонидовичем.. царство небесное ему.
Я фото клуба с фасада вижу впервые. Неужели не публиковалось? И вызывает сомнения тот факт, что разрушенное здание клуба перестроили в больницу. Сетка окон не совпадает.
Сомнительно, что там вообще что-то можно было перестроить с такими развалинами, но судя по школе, которую восстановили, то и здесь возможно какие-то фрагменты здания использовались. Я так думаю. Глядя на фото развалин школы, меня тоже постигала мысль - что там восстанавливать из этих руин? Но нет же - оставили конструкции некоторые старые.
У детского сада N246 на улице Плужной было название - "Земляничка ". Это второй корпус детского сада. Первый находится на улице Веры Пановой. В 2022 году сад вошёл в состав лицея N20. Такие дела. Геннадий Леонидович удивился бы. Но это не единственное слияние школы с детским садом.
Я об этом факте знал, но, как я понял, название "Земляничка" таки у сада на Веры Пановой, несмотря на то, что теперь они объединены. Во всяком случае на картах так.
Так в этих корпусах детский сад и есть, его нет как самостоятельной единицы.
А на том месте, где сейчас корпус на Плужной, ранее был детский сад- ясли "Алёнушка " , если я не ошибаюсь. Красивое здание.
Эта публикация мне очень трудно далась. Без Геннадия я не мог себя настроить на ту волну, с которой делались предыдущие публикации. Его энергия увлекала меня, и вместе мы процесс двигали быстрее. Незатейливая идея - прогуляться по улицам, вспомнить какие-то детали и опубликовать на "Меотиде" - могла перерасти в большой материал, а это Геннадию очень нравилось, ему по душе был книжный формат. В эпоху Яндекс- панорам фотографировать улицы детально совсем не хотелось, поэтому возник формат фото- коллажей. Современные фото доступны, и быстро появляются в сети, но вот старые уникальны. Гулять по улицам с Геннадием было очень интересно, хоть мы часть пути проделывали на моем автомобиле по понятной причине. А последний раз я прошёлся по Конной один, и получилось это сделать в два захода. Светлая память Геннадию Леонидовичу...
И ещё я заметил, что с улиц уже исчезли некоторые старые адресные вывески, которые мы успели сфотографировать. Казалось бы мелочь, но и это наша история.
И радостно, и горько прочесть этот материал. Поблагодарю в очередной раз Геннадия Леонидовича за переданную нам любовь к городу и к Сельмашу особенно.
Готовя этот материал он связывался со мной. Его интересовало - а была ли в реальности связь между северным окончанием Первой Конной и Руставели. Я, как мог, пояснил ему о вариантах с тропинками и походом по шпалам на продуваемой ветрами дамбе. Он это интерпретировал как получилось.
Юрию - огромное спасибо!
И всё таки есть пару деталей не упомянутых и не запечатленных, не знаю по какой причине. Это касается участка по ул. воровского меж двух отрезков ул. металлургической. Это пустырь примыкавший к базару с угольным амбаром и булочная на месте первой панельной пятиэтажки.
Здесь о ул. конной армии, поэтому ваш пост неуместен.
Оставить комментарий