Академик А.А. Миллер

Любой, кто интересовался Донской историей, фамилию академика Миллера знает. Судьба завидная и трагическая одновременно. Описать ее лучше, чем описано в Донском временнике трудно. В конце статьи помещу ссылку.

Вспомнить о знаменитом археологе и ученом меня заставила пожелтевшая страница «Молота» за 1925 год. Тронула картинка. На фоне Дона и совершенно безлесного задонья изображен академик и двое корреспондентов «Молота». В сети не нашлось фото человека, открывшего нам Кобяковское и Елизаветинское городища. Судьба репрессированного, что поделать. Пусть эта картинка хоть немного исправит несправедливость.

Картинка эта – иллюстрация к небольшой статье

Помещу ее ниже без изменений. Максимально сохранив газетный текст.

«Два огромных холма покрытых однородной растительностью. На взгляд как будто ни чем не отличаются друг от друга.

Один из этих холмов, - говорит академик Миллер, - создан естественным путем, другой – от наслоения различных культур. Когда на нынешнем Кобяковом городище селились люди, здесь был не холм, а низменность.

По узенькой дорожке, по-над Доном подымается наверх городище. Напротив Аксая неясно видно старое русло Дона. Это русло подходило сюда. Поселения многочисленных народов возникали одно над другим у слияния Старого Дона с Аксаем.

Сейчас раскопана лишь незначительная часть городища. Вот Византийская стена, небольшая, но массивная. Сделана она из камня местных пород, при чем посреди больших камней насыпались маленькие камушки. Часть стены известкового обжига. Византийский слой – верхний слой городища. Совсем недавно, какую-нибудь тысячу лет назад, здесь быть может был значительный город, один из нескольких центров, вероятно, главенствующих над Донской низменностью.

Вот Византийский паркет, - говорит академик Миллер: - мы видим, что камни здесь очень гладки, почти горизонтальны. Под паркетом оказалась огромная яма, должно быть кладовая. Раскопки византийского периода вообще как будто бы главенствуют, но они, может, и не самые интересные.

По этой земле, - говорит Миллер, мы можем читать, как по книге, переворачивая одну страницу за другой. Ниже византийской стены мы видим другую стену, приземистую и как будто бы более массивную, еще не совсем освобожденную от земли стену римской эпохи.

Мы идем дальше. Раскопана только часть городища. Сзади зеленое поле, впрочем, усеянное черепками древней посуды, костями и проч. чрезвычайно ценным для археолога. Бойкие студенты, подымая куски разбитой посуды, подносят их профессору.

- Обломок римской амфоры, - говорит он, - обломок византийской посуды для вина – не слишком интересно. Мы получаем эти обломки в подарок, но неожиданно взгляд археолога останавливается на куске дерева с небольшим узором.

-Вот это чрезвычайно интересная вещь. Обломок меча – говорит он.

Идем дальше. Городище сменяется огромным кладбищем – римским некрополем. Отовсюду торчат кости и черепа. Здесь найдено огромное количество посуды, но еще больше оказалось разбитой во время того, как проводили здесь дорогу. Из всех археологических материалов, которые испортили здесь, можно было в ростовском музее создать целую комнату.

Тем не менее, раскопки на Кобяковом городище чрезвычайно плодотворны . Может нигде в СССР нет такого района, где бы сохранились такое количество древних культур, расположенных пластами друг под другом. Сейчас на Кобяковом городище добыто до 9000 предметов, а ведь раскопана только незначительная часть городища, приблизительно – одна десятая.

 

И.Б.»

Эта статья была помещена в газете 7 октября, а 12 декабря вышло продолжение.

«Что показали раскопки Кобякова городища.

Загадочная культура древнейшего человека.

Высокая культура медного века, каким путем пришло христианство на Русь.

 

В клубе научных работников проф. А.А. Миллером сделан доклад об итогах раскопок Кобякова городища в 1924-25 г. (в настоящее время работы заканчиваются)

- По количеству расположенных друг над другом культур, - сказал проф. А.А. Миллер - Кобяково городище является самым ценным в СССР. Человек жил здесь непрерывно в течении ряда тысячелетий и оставил мощные культурные слои.

Культура древних слоев городища пока загадочна. Это древнейшая неведомая культура. Эта культура характеризуется рыбной ловлей, которая являлась в то время главным промыслом населения. Земледелие, разведение домашних животных и даже охота почти не были известны. Мы нашли большое количество рыбных отбросов и несколько изделий из камня. Над этой загадочной культурой находится сравнительно высокая цивилизация медного века, связанная с эгейским миром. Эта эпоха – металла. Медь, как показали многочисленные добытые предметы, плавилась на месте. Медные изделия еще не вытеснили изделий каменных. Найден ряд предметов керамики (посуды) с углубленным орнаментом. Эта древнейшая культура известна по многочисленным курганам в Испании, Франции и у нас на Юге, например Киевской губернии. Но нигде в мире не было оседлых поселений этой культуры. Впервые такое поселение найдено на Кобяковом городище. Таким образом, приходится оставить мнение, что эта культура была кочевнической. Прекращение этой культуры медного века следует отнести к 2000 году до нашей эры. Над этой культурой находится третий архаический слой, характеризующийся курганами со скорченными костяками. Такой костяк был найден в Кобяковом городище.

Наконец, 4-й архаический слой относится к 6-7 веку до нашей эры. Это уже культура, так сказать, местная, близкая к культуре остальных местностей Кавказа (Нальчик, Майкоп).

В течении ряда тысячелетий человек жил на Кобяковом городище без перерыва. Начиная от 6 до 1 века до Р.Х., мы наблюдаем перерыв на несколько веков.

В Римскую эпоху (от 1 до Р.Х. до 4 после), мы наблюдаем густоту поселений, большое развитие города, повидимому, частые пожары. Ясна широкая торговая связь с эллинским миром.

В IVвеке нашей эры город замирает (нашествие Гуннов – прим. мое) и последний культурный расцвет на месте Кобякова городища относится к византийскому средневековью, от 8 до 12 века нашей эры. В это время мы встречаем яркое доказательство наличия здесь христианской культуры. Мы теперь можем считать, что христианство пришло в Киевскую Русь не непосредственно, а через Северный Кавказ, где были сравнительно мощные поселения христианской эпохи (помимо Кобякова, городища – городища Недвиговки, Цимлянский и др). Дальнейшие научные выводы могут быть сделаны после лабораторного изучения добытых предметов в Академии по истории материальной культуры (Ленинград)

Раскопки возобновятся будущим летом.

И.Б.

 

А теперь скажите: кто теперь сомневается, что Ростов-на-Дону, а не Киев, отец городов русских и украинских? Я не сомневаюсь.

Это ,конечно, шутка, но… Несомненно, что нижний Дон был воротами, через которые средиземноморская цивилизация проникала в центр Евразии. Очень хочется верить, что главный труд Александра Александровича Миллера, посвященный исследованию Елизаветинского городища не пропал, а хранится в архивах спецслужб и когда-нибудь увидит свет.

И еще горькая ремарка. Слова А.А. Миллера из того же Молота. «В дореволюционное время археологи интересовались крупными богатыми погребениями, которые давали эффектный материал. Теперь, при советской власти, мы приступаем к планомерной работе по раскопке всех городищ края и будем не только копать богатые могильники, но и рыться в мусоре, который часто больше дает для историка, чем самые богатейшие находки» Неуклюжий комплимент Советской власти не помог академику. Она его уничтожила.

Кобяковка особенно красива осенью. Сбегающий к Дону разноцветный холм.

Большое спасибо Елене Игнатовой за предоставленный материал.

Это обещанная ссылка на статью в Донском Временнике

Лис (05.06.14 09:58)

Это не желательный материал. Как бы не рекомендованный науке. У меня такое впечатление.

Stanichnik (05.06.14 10:38)

Уважаемый Лис, поясните пожалуйста, кому не желательный и кем не рекомендованный?

Елена (05.06.14 11:10)

Уважаемый Лис, кем не рекомендованный?

Stanichnik (05.06.14 20:33)

Уважаемый Лис, если Вы считаете, что научные данные о существовании в низовьях Дона древних, развитых цивилизаций были неудобны и нежеланны для официальной науки. Если Вы считаете, что официальная наука и при царе и при советской власти возводила Москву в ранг самого древнего и уважаемого города, то я с Вами согласен.

Лис (28.08.20 11:52)

Да. Примерно так я думаю.

Heach (28.08.20 12:33)

Ответ через шесть лет впечатляет :) Вопрос должен найти ответ.

Бывалый (28.08.20 14:04)

Археология - наука медленная:)

Попов Михаил (28.08.20 15:23)

Но ведь здорово, что ответил. Кстати, а чем помогла в той публикации Елена Игнатова? Я знаком с ней как с любителем архитектуры старшего Эберга. А здесь - совсем другая тема

Stanichnik (28.08.20 19:16)

Кажется, она мне прислала эти заметки из "Молота".

СКЕПТИК (29.08.20 18:41)

Любой, кто интересовался донской историей, должен знать, что Александр Александрович Миллер не был членом Академии наук СССР и не имел звания академика (членство в ГАИМК - это совсем другое). Зачем поаторять бредни полуграмотногоростовского журналюги 95-летней давности? А фото А.А. Миллера есть даже в пресловутой Википедии - надо было умудриться не найти ее там. Что касается "официальной науки" хочется напомнить, что неофициальной науки не существует. Наука одна. То, что некоторые называют неофициальной наукой, не наука вовсе...

Heach (26.07.24 21:34)

А СКЕПТИК не задавался вопросом о дате выхода данной публикации и дате размещения материала в Википедии, когда рассуждал про "надо было умудриться не найти"? Разница в один год не смущает? Проверяйте, прежде чем упрекать!

СКЕПТИК (04.08.24 02:44)

Не задавался, так как знаю, что в Википедию это фото попало из др. места, и само фото возникло задолго до создания этого сайта)) Ищите, и обрящете!

Heach (04.08.24 09:12)

В любом случае автору было сложнее найти фото до выхода материала в Википедии, на который вы сослались, а потому "умудриться не найти", как вы написали, было вполне себе нормально, а не в написанном контексте.

Сергей61 (24.07.24 16:45)

Экспедиция в составе Миллера, Пиотровского, Артамонова и остальных в ст. Аксайской.

Stanichnik (24.07.24 16:49)

Где сделано фото?

Сергей61 (24.07.24 17:00)

Из того, что читал и смотрел по теме, дом Воропаева

Stanichnik (24.07.24 18:56)

Да, дом один и тот же. А где он стоял?

Сергей61 (24.07.24 23:22)

Сергеевская 16. Где-то тут.
https://maps.app.goo.gl/wWqnGJwhX2TNwWbW7?g_st=ac

Сергей61 (25.07.24 08:25)

Товарищ исследовал немецкие аэрофото по теме. Две стрелки...

Сергей61 (25.07.24 08:25)

Дом Воропаева?..

Игорь (26.07.24 17:34)

А че там за такое длиннющее здание сохранилось?

Сергей61 (26.07.24 21:55)

Сохранилось. Тарировочная станция.

Сергей61 (27.07.24 07:53)

На спутнике видно

Сергей61 (26.07.24 21:57)

Склон сильно зарос. Есть пару артефактов от лестницы.

Stanichnik (24.07.24 16:50)

Там ещё много интересного можно найти.

 

Мусорник под облаками

Сергей61 (31.07.24 19:42)

Дайджест, дом Воропаева.
В 1923 г. была открыта Аксайская экскурсионная станция Государственного Донского Университета. Под нее было отведено 2 дома, ранее принадлежащие Воропаеву (по Сергеевской улице, 16). В памятной книге Области войска Донского значится один Воропаев - заведующий земским медицинским участком в ст. Аксайская, Александровская, Грушевская и Ольгинская, практикующий врач, коллежский советник - Петр Иванович Воропаев. Вероятно, его дома и отдали под экскурсионную станцию. Они находились очень близко от ж/д станции Аксай, чем были очень удобны университету.

В обоих домах было по шесть комнат, но площадь была разная. В первом доме намечено было организовать лабораторию, музей местной природы и общежитие для студентов. Во втором доме меньшей площади была одна общая кухня, одну комнату занимал служитель, а еще четыре отведены были для приезжих научных работников.
... гидробиологическое отделение осталось в домах на ул. Сергеевской, 16, где до этого располагалась экскурсионная станция университета.
... проработало гидробиологическое отделение – 4 года (с 1923 по 1927 г.) При скудном финансировании ученые изучали Аксайское займище, его влияние на нерест промысловых пород рыб. Станция изучала жизнь р. Дон, рациональное использование водоемов края.

С 1927 г. на месте бывшего гидробиологического отделения станции по ул. Сергеевской, 16 была создана Тарировочная станция. Под руководством Н.Е. Жестовского здесь в ст. Аксайской начали производить специальные вертушки – приборы для измерения скорости водного потока. С 1935 г. тарировочная станция выполняла задачи гидрологической станции. В бассейне поверяли вертушки. Собственно, станция до сих пор находится в Аксае.
...жители вспоминали, что еще в 30-40-е гг. жители называли это место просто - «биологичка».

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.