...или краткая история отечественного тракторостроения в моём субъективном изложении.
Я принадлежу к тем, кто считает Российскую империю конца 19-го начала 20-го веков динамично развивающейся промышленной державой. Но надо признать, что быстрое развитие было не во всех областях промышленности. Например, его почти не было видно в сельхозмашиностроении. Одной из причин такого отставания от западных стран был избыток сельского населения. Трактор или комбайн во все времена были дорогими машинами, а коса и плуг - нет. А руки крестьянина - тем более.
Если говорить о дореволюционном сельхозмашиностроении вообще и о тракторостроении в частности, то известны только редкие штучные производства.
По этой ссылке хорошая статья о первых шагах российского тракторостроения.
Массовое производство тракторов в нашей стране началось только в 30-х годах. Но оно стало действительно массовым. И причина такого разворота та же, что и причина отставания в начале века - рабочие руки. Только если раньше обилие рабочих рук делало невыгодным применение техники, то в 30-х годах 20-го века , когда Первая Мировая и Гражданские войны, а также коллективизация смели значительную часть крестьянства, многие в то время из деревень подались в город, и механизация сельского труда стала не только выгодной, но и жизненно неизбежной.
Флагманом отечественного тракторостроения в те годы стал доставшийся в наследство от империи Кировский – Путиловский завод. Здесь в 1924 г. началось серийное производство сельскохозяйственного трактора «Фордзон-Путиловец». И последующие модели тракторов, выпускаемые на других заводах, были или копированием западных образцов, или их адаптированными модернизациями.
А далее были построены три крупных тракторных завода:
Сталинградский в 1930-м и Харьковский в 1931-м. Эти два завода выпускали трактор СХТЗ 15/30 для сельского хозяйства.
Челябинский тракторный завод начал выпуск мощного универсального трактора С-60 в 1933-м году.
Герои популярнейшего фильма "Трактористы", которых сыграли народные кумиры Андреев, Крючков, Алейников и Ладынина, разыгрывают действо на фоне этого трактора.
На самом деле этот трактор был более военным и промышленным, чем сельскохозяйственным. Он, например, стал нашим главным артиллерийским тягачом в годы Великой Отечественной войны.
А далее надо понять, что с нашим молодым и быстро растущим сельскохозяйственным тракторостроением случилось очень неприятная вещь - гонка вооружений 30-х годов, закончившаяся большой войной. У государства, вложившегося в 20-х годах в индустриализацию, уже не было ресурсов для строительства мощной сети танковых заводов. И танки, и другую гусеничную военную технику стали строить на тракторных заводах. Хотя уверен, такая возможно предусматривалась еще на стадии проектирования.
Волгоградский тракторный после войны параллельно военному производству освоил массовый выпуск очень хороших сельскохозяйственных тракторов ДТ-54 (1949г.) и ДТ-75 (1963г.) Я слышал очень много хорошего про последний трактор. Ему даже памятники ставят. Например, в хуторе Грушевка. Часто проезжая мимо, с удовольствием ему кланяюсь.
Но "гусеница" в современном сельском хозяйстве безнадёжно проигрывает колесу. Тотальное бездорожье, к счастью, кануло в лету, и главное преимущество гусеницы, вездеходность, потеряло цену. Увы, Волгоградского тракторного больше нет.
Челябинский тракторный тоже остался верен «гусенице». В годы Великой Отечественной войны в Челябинске был создан «Танкоград». И тракторное производство в Челябинске сохранилось до наших дней. Но большой роли в сельском хозяйстве страны челябинские трактора не играют.
Дружба с оборонкой не стала для нашего сельскохозяйственного тракторостроения благом. Тоже, кстати, можно сказать об авиапроме.
***
А далее, для понимания общей картины, надо сказать о двух революциях в тракторостроении, свершившихся в середине 20-го века.
Первая революция – разделение тракторов на «пропашные» и универсальные.
Пропашные трактора имеют возможность идти по полю, на котором что-то уже выросло. Они могут культивировать, опрыскивать и делать многие другие операции с уже растущими растениями.
А универсальные, гораздо более мощные трактора, заходят на поля, когда урожай уже убран, и уходят с них, отсеявшись.
Этот трактор, например, если не ошибаюсь, выполняет операцию лущения стерни. Обычно первую операцию после уборки урожая.
А это «Кировец» производит довсходовое боронование. Обычно последнюю операцию перед всходом ростков. Далее на поле въезд будет открыт только «пропашным» тракторам.
Но мой разговор о тракторах посвящен универсальным тракторам. То есть тем тракторам, которые пашут.
Поэтому построенные в 1945 г. Владимирский тракторный завод и в 1946 г. Минский тракторный завод мы оставим пока без внимания. Они выпускали и выпускают пропашные трактора.
Вторая революция состояла в переходе с классической схемы трактора с задним приводным и передним управляемым мостами к схеме полного привода с двумя приводными мостами.
Преимущество полного привода тракторостроители поняли давно. Но реализовать на практике эту модель было не просто. У трактора нельзя сделать как у автомобиля, чтобы один мост был и управляемым, и ведущим. Слишком большие нагрузки.
Поэтому, чтобы управлять полноприводным трактором, его пришлось «разрезать» пополам и поставить между половинками шарнир. А к этому шарниру подключить гидравлические цилиндры, чтобы трактор, изгибаясь, мог поворачивать. Естественно, трактор пришлось оснастить дорогой гидросистемой.
За один рубль полноприводный, шарнирный трактор сделает гораздо больше работы, чем классический трактор.
Кроме этого, шарнир обеспечивает хорошую сцепляемость с неровной почвой.
Такие трактора часто называют «шарнирными». Но надо понимать, что шарнир сам по себе не цель. Цель – управлять мощным полноприводным трактором.
Далее для понимания всей истории тракторостроения надо представить, что такое вспашка. Вы можете все сельскохозяйственные операции в поле выполнить многими способами. Даже сеялку или жатку, если «жизнь припрёт», вы можете приделать к большому грузовику. Но вы ничем не вспашите поле, кроме мощного трактора. Небольшое поле можно вспахать и пропашным трактором. И я часто вижу «Беларуси» за этой работой. Но вырастить хлеб для всей страны без мощного трактора нельзя.
И хотя в СССР была достаточно неповоротливая система управления промышленностью, и очень долго осваивался выпуск новой продукции, но производство мощных шарнирных тракторов было освоено довольно быстро. Потому что это был вопрос действительно жизни или смерти страны.
В 1962 г. Кировский завод начал производство тракторов «Кировец», а в 1971 г. в Харькове выпустил Т-150. И делали их много.
Эти два трактора плюс гусеничный ДТ-75 и спасли страну от голода в 80-х, 90-х. Не преувеличиваю.
Но Харьковский тракторный оказался сами понимаете где. А «Кировцы», при всём к ним уважении, были тракторами, мягко говоря, не безпроблемными.
И хлынул в нашу страну импорт. Часто не новый и часто без надлежащего обеспечения специалистами, запчастями и прочим. Без чего трактор не трактор. Если принять во внимание, как легко и даже с радостью нам объявляют различные санкции, перспектива остаться без хлеба для страны была вполне реальной.
В этой ситуации в 2007 г. холдингом «Новое содружество», которому, помимо прочего, принадлежит Ростовский комбайновый завод «Ростсельмаш», были приобретены активы канадского производителя сельхозтехники Buhler Indastries Inc. И в Ростове-на-Дону было начато производство тракторов VERSATILE. (Читается Бёллер Версатайл)
Сначала это была «отвёрточная сборка». Хорошо помню, как принимал участие в вытаскивании из морского контейнера первого пришедшего на завод пропашного трактора. У него были сняты только колёса и кабина.
Постепенно производство переезжало из Канады в Россию. Параллельно создавалась группа конструкторов и технологов, сопровождающих производство и разрабатывающих новые конструкции тракторов.
Строились новые участки и цеха по производству тракторов. Совершенствовалась конструкция и технология.
Кульминацией этого процесса стало открытие в 2024 году нового тракторного завода.
Этот завод выпускает трактора, уже имеющие мало общего с канадским прародителем. И мало того, что это самый РОССИЙСКИЙ трактор, это ещё и самый РОСТОВСКИЙ трактор. Все основные узлы этого трактора производятся в нашем городе, включая мосты и коробку передач.
Единственный крупный импортный узел – двигатель китайской компании «Wechai». Но сейчас ведётся работа по установке на тракторе двигателя «Камаз».
Теперь о своей скромной роли в истории отечественного тракторостроения. Я пришел на строительство тракторного завода 07.07.2023 г. главным инженером. Хотя не думал, не гадал. До этого проработал 5 лет главным инженером на другом заводе холдинга и собирался там завершить свою карьеру.
Но у молодёжи не всегда всё получается, и «в бой пошли старики». Чего мне стоила эта стройка, я вам рассказать не могу, слов таких ещё не нашел.
Но очень надеюсь, что вы поймёте тот восторг, который испытываешь, видя, например, перед собой первый сформованный лонжерон будущего большого трактора. На первом в стране заводе, если считать с 30-х годов, специально построенном для производства тракторов, предназначенных пахать землю.
На первом! С 30-х!
Когда я пришел на строительство в июле, на полах в главном корпусе еще лежала щебёнка.
А в конце февраля мы уже выкатили с конвейера первый трактор.
Вот он двигается по конвейеру постепенно, вырастая.
Почти готов.
Красавец.
А 5-го марта завод был торжественно открыт.
И два уважаемых в стране человека, губернатор и федеральный министр, повесили мне на грудь медаль. Это очень скромная награда в масштабе страны и даже в масштабе области. Но эта самая большая награда, которой удостоился кто-то из рабочей группы, строившей завод.
Выросший в СССР, я всегда скептически относился к наградам и званиям. «Ко всем чертям с матерями катись любая бумажка, но эту….» Эта мне досталась «через остановку сердца».
Это не слова. В мае, чуть больше чем через месяц после открытия завода, мой земной путь должен был закончиться. Но хирурги БСМП успели поставить мне в сосуд, питающий сердце кровью, пружинку, чтобы этот сосуд не захлопнулся. И я пошел дальше.
Они теперь рядом, в четырёх сантиметрах друга от друга, медаль на груди и пружинка в сердце. И хорошо дополняют и уравновешивают друг друга. Всё в жизни взаимосвязано и всё чего-то стоит.
И я всё прощу судьбе за то ощущение, которое испытываешь, встретив в клубах пыли знакомый силуэт огромной, мощной машины, тянущей за собой гирлянду полезных орудий.
Всегда с теплом буду помнить тех, кто был со мной рядом. Надо сказать, что роль главного инженера на таком строящемся заводе достаточно скромна. Говорю это не из ложной скромности, а потому, что это действительно так. Такую стройку ведут несколько тесно взаимодействующих групп. Кто-то занимается технологией, кто-то сетями, кто-то зданием и так далее. И кто тут главнее, сказать сложно.
А завод получился очень хорошим. Это не моё мнение, это мнение я слышал от людей, бывавших на европейских и американских заводах. Наш лучше.
Завод выполняет все технологические операции строительства тракторов кроме литья и раскроя металла. Эти операции делают другие специализированные заводы холдинга. Другие же заводы холдинга собирают мосты и коробки передач.
А тракторный выполняет мехобработку, формовку, сварку, окраску, сборку и обкатку.
И всё чаще встречаются на полях знакомые красные силуэты.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 362 | Автор: Stanichnik | Дата: 02.10.2024 | Комментарии (26)
Потрясно видеть такой результат труда! Но, представляю, сколько нервных клеток сгорело….
С восторгом наблюдаю за изменениями, происходящими в ростовском сельхозмашиностроении. Это нереально круто!
ПОЗДРАВЛЯЮ!
Да, РСМ растёт небывалыми темпами. И не чуждается новых технологий: думаю, недолго осталось до того, как этим тракторам уже не будут нужны трактористы. ;-)
Автопилот продаётся к нему как опция.
О! Значит, таки сделали порядком быстрее, чем я ожидал даже. Красавцы!
И да, Андрей, поздравляю с медалью. Не болейте. =)
Спасибо!
Замечательная статья, Андрей.
Рад, что судьба свела нас в нулевые годы этого века еще на проекте temernik.ru.
Поздравляю с заслуженной наградой.
Спасибо!
Помнится, когда полвека назад, приятель, впервые увидавший в колхозе ДТ-75, поинтересовался у меня: Зачем гусеничному трактору округлое, типа обтекаемое лобовое стело кабины? Я ответил: Это гениально! Вот, если разогнать его до 180 км\час, тогда оно себя покажет!)) Самый РОСТОВСКИЙ трактор внешне напоминает Харьковский Т-150К. Видно, ниша "уменьшеннного К-700" с тех пор пустовала, вот ростовский её и занял.
Дорогой Андрей, живи сто лет! Поздравляю с заслуженной наградой!А гусеницы, наверное, не только для проходимости. Все таки куда меньшее давление на грунт.
Вам "многая лета!"... И вопрос - как называется медаль. Она даёт ветеранские льготы к пенсии?
Называется "За доблестный труд на благо донского края". Да даёт льготы.
Станичнику отдельное поздравление с ветеранством! Это существенно с возрастом, особенно по зубам. В последний раз я поменял все на 64 тыс – согласитесь, это хорошая халява!
Но, тут есть и НО! – заглядывая в перспективу, поскольку она скрыта в тумане будущего.
Хорошо бы знать что понимает Ваша медаль под «донским краем»? Такого субъекта нет в нынешней РФ, и не известно будет ли.
Нет и понятия - «льготник донского края». Есть региональный льготник Ростовсской области.
Считаю не лишним добиться ясности в адм. порядке, а лучше в судебном.
Где скептический комментарий Бывалого?!! Непорядок!!
В Донском крае принято выбивать зубы судебным провокаторам. Копите деньги.
Будем считать этот комментарий скептическим.
В коллекцию картинок добавлю свои фотографии, сделанные около Белгородского краеведческого музея 31.05.2005. Я с большим интересом рассмотрел это чудо техники.
Большое спасибо всем за тёплын слова.
"Они теперь рядом, в четырёх сантиметрах друга от друга, медаль на груди и пружинка в сердце. И хорошо дополняют и уравновешивают друг друга." Очень ёмко сказано! Как здОрово,что ты есть, и что у тебя есть награда!
Спасибо!
Награда нашла героя! Всё правильно! Дай, Бог, дальше!
Уважакемый, конечно же, «дай Бог!».
Но, согласитесь что «Донской край», «Приазовский край», «Приазовье» как и «Меотида» понятия воображаемые, если не эфемерные. Отсюда и вопросы:
- кто монетизирует выплаты льготникам Донского края,
- в бюджеты каких субьектов РФ они закладываются?
и т. п. и т.д.
Уважаемый, вот теперь вы поместили комментарий верно.
Да, сегодня я повторил комент. Но не понял что я сделал вчера не так и он исчез
Комментарий напомнил мне старый, но веселый анекдот.
Встречаются два моряка загранплавания. Один говорит другому: « Представляешь, вчера на новый рейс купил себе резиновую женщину. Надул, обнял, куснул за грудь - а она свистнула и улетела».
Ой вы кони да кони стальные.
Решил, что рассказ о тракторах будет не таким ярким без женской красоты и вкуса вина и успеха. Одного персонажа на фото вы узнаете. Об этом выпускнике школы №75, не раз говорили на сайте
По сценарию, группа девушек в белом должна была исполнить другую некогда популярную песню «Прокати нас, Петруша, на тракторе, До околицы нас прокати!»
Оставить комментарий