Несколько лет подряд я наблюдал, как над огромной, камышовой долиной Кагальника в хуторе Васильево-Петровском растут стены церкви Александра Невского.
Когда купол церкви в виде шлема лежал еще на земле, его можно было принять за одного героя сказки Пушкина «Руслан и Людмила».
Сейчас храм в основном построен.
Мне не удалось точно узнать, когда в русской православной архитектуре возникла традиция возводить купола храмов в честь Святого благоверного Александра Невского в виде островерхого шлема - шишака.
Но точно этой традиции несколько веков. Многие источники сообщают, что на недавно возведённом главном храме вооруженных сил РФ, освященном в честь Александра Невского, купола тоже имеют форму шлема знаменитого князя.
Хотя, по моему мнению, в данном случае речь может идти о некой стилизации.
Но в нашем городе был храм Александра Невского, купола которого почти точно воспроизводят форму древнерусского шлема.
Этот храм стоял в Нахичевани, на углу нынешних площади Толстого и ул. Ереванской.
Какой шлем носил Александр Невский, доподлинно неизвестно. Но в сети есть фото шлема, который, как утверждается, принадлежал его отцу, Ярославу Всеволодовичу.
Так мне кажется, что архитектор, строивший храм, придал аркам на колокольне вид надбровных пластин на шлеме.
Построен этот храм был в 1896 г. в честь 650-тилетия Невской битвы. Снесён в 1937.
И, конечно, надо вспомнить главный ростовский храм. Его строительство было закончено в 1908 г., строился он по проекту известного архитектора Загоскина. И был разрушен в 1930-м.
Трудно сказать, насколько форма его куполов повторяет форму боевого шлема. Но думаю, что от архитекторов и не требовали точного копирования.
Я не специалист по средневековым шлемам, но насколько могу судить, форма их менялась на протяжении веков. И если в 12-13 веках она была, скорее, «обратно выгнутой»,
То в 14-15 веках она стала «купольной».
Хотя всё это достаточно условно.
Но очевидно, что изначально такая форма была заимствована с Востока. На старинных рисунках, иллюстрирующих Куликовскую битву, оба войска в одинаковых шлемах. Что меня всегда удивляло.
И эта же форма перешла в шлем, пошитый для бойцов Рабоче-крестьянской Красной армии.
Надо упомянуть третий большой храм в нашем крае, освящённый в честь Благоверного князя. В Новочеркасске. Он начал строиться в 1891 г., и Божией милостью стоит по сей день.
Так почему в крае так много храмов, посвященных Александру Невскому?
Кроме трёх перечисленных, я еще нашел сведения о том, что помимо Ростова и Новочеркасска, Александро-Невские церкви стояли в пригороде Красного Сулина, В Александро-Грушеском (Шахтах), В Каменске, в Селивановке, в Ильинке и Глубокой.
А еще в Усть-Медведецком и Верхне-Каргальском районах Волгоградской области.
И это далеко не все.
Первое объяснение, которое приходит в голову, и которое, наверное, назовут многие. Это то, что из ста лет 19-го века 64 года на престоле сидели Александры. Первый, второй и третий. На них покушались, они попадали в железнодорожные катастрофы, и в ознаменование счастливых избавлений подданные строили храмы в честь своих любимых государей.
Но это объяснение слишком поверхностное. Были Александро-Невские храмы ещё до воцарения Александра I. Хотя, казалось бы, времени прошло много. И были с времён побед Александра Невского много других, не менее славных. А вот помнят.
И тут я набрёл на исторические сведения о «Сарайской православной епархии». Она была учреждена в столице Золотой Орды в 1261 г., стараниями митрополита Кирилла II и Александра Ярославича Невского. Последний не раз бывал в Орде у трона ханов Батыя и Берке.
Вспомним 1236 г. Первое нашествие хана Батыя на русские земли.
«Ой, лихо, лихо! Ой, беда!
Стоит орда, грозит орда!
Дымит кострами в чистом поле
И требует десятой доли
Всего от каждого двора —
Мехов, казны и серебра…»
Н. Кончаловская
О том, что монголы обложили данью русские княжества, общеизвестно. Кстати, 10% не так смертельно. Чувствую, что гораздо тяжелее для народа в то время были подати своим властителям.
О том, что, захватывая очередной город, монголы выводили из него и отправляли в орду ремесленников, написано в школьных учебниках.
Гораздо менее известно, что завоеватели в эти 10% дани включали не только материальные ценности, но и живых людей, которые были им необходимы для существования их государства.
На этой картине художника Иванова все обычно обращают внимание на колоритную фигуру всадника и груду добра. Но надо обратить внимание на связанные руки женщин. Хотя думаю, это преувеличение. Бежать назначенным «в дань» в те годы было некуда.
А еще менее известно, что дружины русских князей на регулярной основе несли службу в войсках Золотой Орды. Многие историки считают, что Дмитрий Донской повёл свое войско против Мамая не ради отражения очередного нашествия на Русь, а по приказу хана, который направил послушного вассала справиться с вассалом взбунтовавшимся.
И уж почти совсем неизвестно, что многие русские люди пошли в Орду добровольно. Только в нескольких источниках я нашел упоминание о таких фактах, даже не упоминания, а предположения.
Но в добровольный уход в Орду многих русских людей легко поверить, если учесть тяжёлый быт того времени и непреодолимую социальную расслоённость общества. Сын князя становился князем, сын купца - купцом, сын дружинника - дружинником, сын священника – священником, а у сына смерда не было иного пути, как тяжелый труд. Исключений не было. Если не считать счастливых сказок о князьях, женившихся на простолюдинках.
А тут завоеватели. Стрелы свищут, город горит. Князь убит, дружина побита и разбежалась, все попрятались, а тебя, молодого, здорового, сильного, выводят за городскую стену, дают коня, копьё и говорят, что ты теперь воин. И в следующем сражении ты добудешь себе доспехи, мешок золота и три жены. Кто бы сопротивлялся?
Такая карта была в моём школьном учебнике. Посмотрите, где русские княжества, а где Сарай.
Но волею судьбы там, в низовьях Дона и Волги, оказались многие тысячи русских людей. И великая роль Александра Невского в том, что он помог им остаться русскими. Дав им ниточку Православия, связавшую их с Родиной.
Потом многие из этих людей, обжившись в степях, назовут себя казаками.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 325 | Автор: Stanichnik | Дата: 18.02.2024 | Комментарии (11)
О какой Селивановке речь? У нас была одна церковь, с 1872 по начало 30-х, и та – "Ноября 9 дня в посёлке Селивановском освящена церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы"
На самом деле информация выглядит так:
"Поселок Степаново-Свечников, Маньково-Березовой волости, с 1877 г. имеет деревянную Александро-Невскую однопрестольную церковь."
Я указал ближайший, известный населённый пункт.
Сумбур и невежество
Fedor, зато как ваш ум, логика и эрудированность блещут на фоне моего сумбура и невежества!
Сходство шлемов и церковных куполов верно подмечено. Только тут наоборот - не купола походили на шлемы, а шлемы - на купола.
Такое невозможно. Что бы шлемы копировали купола, невозможно. Шлем, очень функциональное и высоко технологичное изделие для того времени. Мастеров способных изготовить шлем, в каждом княжестве было немного. Это в фильмах всё войско одето в шлемы, а реально шлемы имели только профессионалы-дружинники. А ополчение натягивало на головы побольше шапок.
Уверен, что секреты изготовления шлемов передавались от отца к сыну. И каждый разрубленный или пробитый стрелой шлем, который попадал в руки мастеров, тщательно изучался и из этих случаев делались выводы.
При рассмотрении фотографий русских шлемов, у меня складывается впечатление, что шла постоянная борьба двух тенденций. С одной стороны шлем надо было делать высоким, для того, что бы он отводил вертикальный удар. А с другой, шлем надо было делать низким, что бы при боковом ударе он не слетал с головы. Следов крепления подбородочных ремней, я на фотографиях не встречал.
Вообще в русской храмовой архитектуре выделяют два типа куполов - луковичные ( сферические) и шлемовидные. Шлемовидные - более древнего типа и пришли из Византии. Какие типы шлемов были в Византии можно посмотреть в этой статье: https://topwar.ru/164597-vizantijskij-soldat-v-polnyj-rost.html?ysclid=l...
У меня впечатление, что русские и азиатские островерхие шлемы, были предназначены более для отражения вертикального удара. А европейсие, сферовидные, такого удара не очень боялись.Вероятно бой у нас и на востоке был тесен и более близок к рукопашному. А западный бой был более дистанционный, с применением технки - луков и арбалетов. Кроме этого, ясно, что металл у западных шлемов был лучше.
На иллюстрации к Куликовской битве у основных ( поединщиков) бойцов шлемы разные по форме: у степнячка - устаревшей конструкции, у православного - то, что сформировалось с XIII века. Но простые воины с двух сторон обряжены в одинаковые шлемы.
Это изображена битва Пересвета с Челубеем. В традициях средневековой живописи, на одной картине изображены разные по времени этапы поединка.
О чём вообще речь ?
В храм не позволяется входить с оружием никому .
Я говорю о православном храме .
А здесь говорится , что купола храма - это шлемы ( то есть то же оружие) .
Такого не может быть по определению .
А вот шлемы от куполов - вполне .
Оставить комментарий