В ростовской газете «Наше время», которую в нашем городе больше знают по прежнему названию «Комсомолец», опубликован на днях, 17 ноября, очень интересный материал журналистки Ирины Хансиваровой «Звёздная история народного театра». Речь идет о вечере, проведённом отделом искусств Донской государственной публичной библиотеки и предваряющем серию юбилейных мероприятий, посвящённых предстоящему 95-летию (!) народного драматического театра Дворца культуры «Ростсельмаш». В библиотеке собрались по инициативе её нынешнего сотрудника Александра Пхиды, когда-то игравшего в этом народном театре, около тридцати бывших и нынешних артистов, важная часть жизни которых связана с самодеятельным творческим коллективом, куда они приходили, а многие по-прежнему приходят после основной работы, ради искусства.
Просто недавно нашёлся человек, который захотел организовать эту встречу – Александр Пхида. И сделал это. Хотя, в свою очередь, у него были предшественники – и прежде всего недавно ушедший из жизни артист народного театра драмы Юлий Чеботарёв, который на протяжении долгих сорока лет исподволь и не слишком это афишируя, писал об истории театра и о его артистах, Он начал этим заниматься, когда были ещё живы первые артисты этого театра, работавшие тогда даже не на «Ростсельмаше», а на «Сельмашстрое». Чеботарев сохранил в своих записях множество имён и фамилий режиссеров и артистов, названий спектаклей, газетных вырезок. Узнав об этом, Александр Пхида на своей новой работе понял: эту сокровищницу информации надо сохранить. Тем более что, плюс к архивным записям Чеботарева, библиотека располагает богатым собранием книг о «Ростсельмаше» и газетных подшивок – «Молота», «Комсомольца», «Вечернего Ростова», заводской газеты «Ростсельмашевец» (а еще раньше – «Сталинец»), в которых немало написано о народных театрах сельмашевского Дворца и вообще об истории этого яркого и самобытного учреждения культуры. Объединив эти источники, Пхида начал писать сценарий вечера, параллельно разыскивая многих уже пожилых артистов, которые поддержали его в этом начинании. Что касается Чеботарева, то он в последние несколько месяцев своей жизни успел прочитать часть ещё незаконченного тогда Пхидой сценария и одобрить его. В итоге вечер более чем удался.
Однако темой этой нашей публикации станет не столько сам вечер в библиотеке, сколько целый ряд ценных краеведческих открытий, которые уточняют не только историю народного драматического театра и входившей в его состав агитбригады – популярного тогда способа политико-массовой работы – но и историю самого Дворца культуры. Историю, в которой, как теперь выяснилось, есть ещё немало почти неизвестного не только ростовчанам, но даже и очень многим ростсельмашевцам.
Самый первый вопрос – а сколько вообще их было, этих дворцов? Два – ответите вы: довоенный и нынешний. И, как теперь выясняется, вы ошибётесь. Потому что было их целых четыре. Хотя первые два дворцами не называли, потому что это были скромные деревянные клубы. Но ведь были же! История дворцов культуры «Ростсельмаша» начинается именно с них.
Ещё в 1928 году, когда и слова «Ростсельмаш» ещё не было, а был только «Сельмашстрой», в деревянной столовой на стройке после ужина открывалось помещение с эстрадой самого первого клуба. Где пели, танцевали, читали стихи. Вскоре поняли: нужен отдельный клуб. Пусть деревянный, временный, но КЛУБ. И его открыли в 1930 году, когда уже работали первые цеха завода. Точное место того, опять-таки приспособленного под клуб, но уже на постоянной основе, барака, установить пока не удалось, но, скорее всего, он находился поблизости от уже строившегося дворца культуры. Потому, кстати, и одну из первых на Сельмаше улиц назвали Клубной, и названия этого, в отличие от многих других названий улиц, никогда не меняли. Она и сегодня Клубная. Именно в том деревянном бараке и появился в 1929 году первый драмкружок, руководил которым профессиональный артист. А первым жанром стала агитбригада, воспевавшая ударный труд и, наоборот, критиковавшая лодырей и бракоделов. Было это, было… Строился уже и настоящий четырехэтажный Дворец культуры. Причем строился быстро. 6 ноября 1931 года именно в этом дворце, в кинозале на 550 мест, состоялось собрание, посвященное 14-й годовщине Октябрьской революции. Завод к этому времени был уже в основном построен, и был решен вопрос о том, что выпускать он будет в том числе и зерноуборочные комбайны, которых ранее в нашей стране ещё никогда не производили – они только совсем незадолго до того были изобретены в Соединённых Штатах Америки.
Именно тогда начинающий поэт Анатолий Софронов (будущий главный редактор знаменитого журнала «Огонёк», работавший тогда на заводе), написал свои знаменитые строчки:
Мы машинами степи наполним!
Будет день – этот день будет наш!
Мы заменим слово "Мак-Кормик"
Большевистским словом "Сельмаш!"
(«Мак-Кормик» - название американской фирмы – производителя комбайнов).
Ну, а Дворец культуры постепенно разворачивал свою деятельность. Принято считать, что он работает в полном объёме с 1932 года. В нём появились народный университет культуры, кабинеты политической и политехнической учёбы, духовой оркестр, мужской хор, самодеятельный цирк, радиостудия, из которой было организовано проводное вещание на весь большой заводской посёлок… А драматическая студия ставила уже настоящие спектакли. Вот только ставили их всё в том же небольшом кинозале… Так произошло потому, что большой театральный зал на полторы тысячи мест (по проекту) к началу Великой Отечественной войны так и не построили, а начатую со стороны двора стройку вскоре законсервировали. На вопросы ростсельмашевцев руководители завода отвечали уклончиво: «Ну вот когда разбогатеем, непременно построим!». Это звучало грустно, но таковы были реалии того времени.
Источник фото: Книга Артура Токарева «Архитектура Юга России эпохи авангарда» , Изд-во Академия архитектуры и искусств ЮФУ , 2017
А потом – война. Великая Отечественная. В первые часы оккупации радиостудия (это поражает до сих пор!) продолжала работать, несмотря на то, что по улицам уже ехали мотоциклы оккупантов. А в квартирах ростсельмашевцев звучали по радио призывы к сопротивлению врагам. Конечно, фашисты узнали об этом – во всяком случае, продолжалась эта уникальная передача недолго. Возможно, кто-то сообщил немцам, откуда идёт эта передача – фашисты, захватив дворец культуры, тут же расстреляли диктора - немку по национальности…
Гитлеровцы, занявшие Ростов, использовали вначале здание Дворца для собственных целей – возможно, для своего военного госпиталя – ведь в первые месяцы войны во дворце уже был оборудован госпиталь – наш, советский. А в самом конце более чем полугодовой оккупации немцы просто взорвали это здание. Развалины Дворца еще долго лежали на том месте - в середине 1950-х годов их даже частично использовали при строительстве самого первого здания ростсельмашевской больницы - «десятки» (ныне второй областной).
Но уже в 1948 году приглашенный в Ростов-на-Дону талантливый архитектор Алексей Тимофеевич Мулик сделал проект нового – самого большого в Ростове-на-Дону и по-настоящему роскошного Дворца культуры.
Строили его долго, и уже в другом месте - рядом с парком имени Николая Островского и поблизости от стадиона – так постепенно создавался единый культурно-спортивный комплекс. Только в 1959 году первая очередь нового Дворца (в его левом крыле) была открыта, а в марте 1961 года всё здание, не идущее ни в какое сравнение с прежним, распахнуло двери перед ростсельмашевцами и всеми ростовчанами. В нём теперь были и лучший тогда в городе трёхъярусный театральный зал на более чем тысячу мест, и библиотека с читальным залом, и заводской музей, и десятки взрослых и детских кружков и студий, в том числе и драматическая, которая могла по своему уровню (ей присвоили вскоре звание народного театра) ставить спектакли в два-три действия, например, «Иркутскую историю» Алексея Арбузова… Обо всём этом тоже вспоминали на встрече в Донской государственной публичной библиотеке.
Капитальный ремонт во Дворце культуры «Ростсельмаша» прошёл в 1979 году, когда отмечалось 50-летие завода. Тогда удалось устроить в этом здании ещё и зал торжественных мероприятий (на месте спортзала – вместо него построили несколько других спортивных залов на стадионе) - а также оформить благородным гранитом парадное фойе. Площадь перед Дворцом украсил роскошный фонтан, чашу которого отлили на самом заводе, в одном из литейных цехов. Жаль только, что в постсоветское время завод отказался от своего Дворца, который, впрочем, став государственным областным учреждением культуры, название «Ростсельмаш» сохранил – в благодарность построившему его заводу.
Интересный факт: у этого Дворца культуры со всех четырёх сторон есть архитектурно выразительные фасады. Кроме главного, имеются два одинаковых боковых и особенно интересный – парковый фасад. Все фасады имеют эффектные колоннады.
Такая компоновка огромного здания позволяла иметь четыре входа во Дворец и обеспечивать одновременную работу театрального зала, кинозала, зала торжественных мероприятий, библиотеки, нескольких студий художественной самодеятельности, а также популярного в городе музыкального клуба, известного под неофициальным названием «Подземка» (в этом помещении ранее работал заводской музей, перебравшийся на территорию предприятия).
В общем, начав с истории народного драматического театра и благодаря Донской публичной библиотеке, участники вечера по-настоящему серьёзно прикоснулись к истории Дворца культуры, Который и сейчас по-прежнему ждёт своих новых, по-настоящему дотошных исследователей, Хочется верить, что они появятся, потому что Дворец этого заслуживает – и как здание, и как выдающийся культурный объект нашего города.
Геннадий БЕЛЕНЬКИЙ.
- Категория: Сельмаш | Просмотров: 329 | Автор: Геннадий Беленький | Дата: 05.12.2023 | Комментарии (17)
Геннадий Леонидович, спасибо тебе за интересный материал об одном из самых притягательных объектов Сельмаша.
Но мне сдаётся, что в 1970-е годы во дворце проходили и процедуры бракосочетания. Кто-то сможет это подтвердить?
Из "подземки" "выгребали" как раз и виа "дети подземелья".
И процедуры бракосочетания проходили, в левом крыле первого этажа.
В 1980 году "выдавала" одноклассницу замуж. Регистрация была в ДК Ростсельмаш. И ещё помню, занималась в кружке народного танца, так мы бегали на невест смотреть со второго этажа.
А в 1984 году попала на спектакль народного театра, случайно. Не помню название, но играли мои ровесники, очень искренне и талантливо.
У меня вопрос. Вы пишите о законсервированной стройке большого зала клуба до войны, а на фото из книги Токарева мы видим уже в 1932 году вполне себе отстроенный и крупный зал. Возможно, что-то ещё планировалось пристроить?
Юра, точно утверждать не могу, но, мне кажется, на фото это и есть КИНОЗАЛ на 550 мест - тоже ведь немало. А тот ТЕАТРАЛЬНЫЙ зал, что
не построили, предполагался очень большим, на 1500 мест, он проектировался сзади той части здания, что уже была построена.
Зал построенный изначально, который мы видим на фото, достаточно крупный. Мне сложно судить о количестве мест, но пристраивать к зданию клуба несколько залов было бы конструктивно крайне неудачно. Клуб обладал для тех времён большим залом - это очевидно. Растягивать по проекту на десять лет строительство в те годы было чревато серьёзными последствиями для ответственных лиц. Здесь другой ракурс клуба на фото (пожалуй 1500 - это действительно много для него). Планировался с обратной стороны, как вы пишете? По развалинам можно судить, что у клуба с обратной стороны была выступающая часть. На фото внизу мы можем догадываться о контуре клуба. Хотелось бы узнать мнение наших экспертов. А откуда версия, Геннадий Леонидович?
Информация о театральном зале в клубе Ростсельмаша по этой ссылке: https://dkrsm.ru/about/history . Только 1500 мест это где-то 2/3 зала театра М. Горького, в котором в 1935 году было 2200 мест. Для самодеятельного театра многовато будет.
Если предполагается, что “задняя” сторона клуба это северный фасад, то судя по структуре помещений на снимке разрушенного клуба: https://pastvu.com/p/1719654 , до войны там никакого зала не построили (пристроили).
А вот на немецком снимке лета – осени 1942 года видно, что у клуба был надстроен четвёртый этаж в центральной части здания: https://pastvu.com/p/1813768 . Видимо, посадочных мест в имеющемся зале хватало, а вот дополнительных студий клуба и (или) пространства в них было мало. Возможно, что средства, предназначавшиеся на постройку театрального помещения, были использованы таким образом.
Несколько лет назад в сети попадалась пара снимков со съемкой в помещении с круглыми окнами и мужчинами в спортивной одежде (у себя сразу не нашёл, возможно, не сохранил). Тогда получается, что помещение клуба с круглыми окнами, это спортивный зал. А кинозал располагался на противоположном торце здания, по западной части. На представленном снимке: https://meotyda.ru/sites/default/files/images/uploads/Heach/23-07-10/826692_klub_zavoda_rostselmash.jpg , отдельный вход с угла здания и афиша предполагаемого проката, говорит также об этом. Там же видно, что западный торец здания частично не оштукатурен и видны торчащие кирпичи, что подразумевает некоторые дополнительные строительные работы в этой части здания. ??? Ну тут помог бы чертёж здания клуба из первоначального проекта.
На немецком аэрофотоснимке 1941 года (по этой ссылке: https://www.meotyda.ru/sites/default/files/nachi_o.jpg ) можно увидеть ещё не разрушенный силуэт клуба. По снимку лета – осени 1942 года видно, что немцам досталось целое здание клуба. После их ухода в 1943 году в здании была взорвана центральная часть (по аэрофотоснимку 29.03.1943: https://pastvu.com/p/1903064 ).
Забыл я, что читал этот сайт ДК РСМ ранее, но там в общем-то та же информация. Получается, что планировалась пристройка сбоку.
Ну да. По сайту истории дворца культуры: “Главсельмаш принимает решение за отсутствием денежных средств законсервировать строительство театральной части Дворца культуры, примыкающей к нему с западной стороны”. Т.е. театральный зал должен был примыкать к кинозалу. Об этом также говорят и элементы строительных конструкций, видимые с левой части здания клуба завода на снимке по ссылке: https://pastvu.com/p/1028161 . Действительно, это строительство было законсервировано.
Зал вроде как с восточной стороны, как к нему ещё примыкающее здание сделать? С западной - да, логично
Так театральный зал проектировался не только для самодеятельного театра, а вообще для Дворца культуры, в котором даже по нормам того времени должен был иметься БОЛЬШОЙ зал. Скажем, для гастролей профессиональных театров, для концертов, торжественных собраний. Так что 1500 мест - это нормально для крупного предприятия. Жаль, что его не построили, хотя, скорее всего, его тоже разрушили бы в войну.
Было в тридцатые годы прошлого века подобное же строительство и в Москве. И также у крупного предприятия страны. Первоначально дом культуры, в окончательном варианте дворец культуры. Со зрительным залом на 1500 мест (но без отдельного кинозала на 550 мест): https://architectstyle.livejournal.com/430839.html .
И похож был немного тот зрительный зал с улицы на наш “трактор” — театр М. Горького: https://b1.mskagency.ru/c/533393.jpg . В общем случае, в Москве был (и есть) зрительный зал, представлявший собой “… театральный и киноконцертный зал … “ и имеющий “ … полноценный театральный набор … ”.
Вот хорошо было бы всё-таки взглянуть на первоначальный схематичный план клуба завода Ростсельмаш. Интересно, как там сочетались кинозал на 550 мест и театральный зал на 1500 мест.
А что за здание за разрушенным клубом? Жилое Клубная №1?
Да, нашел, ул.Клубная дом №1
Правильно, на том фото, где разрушенный довоенный ДК, хорошо виден тоже серьёзно разрушенный жилой дом на улице Клубной, 1. Другие жилые дома на этой улице в основном не были разрушены. А дом на Клубной, 1 восстановлен и заселён, кажется, в 1948 году. Интересно, что материал о заселении этого восстановленного дома написала для газеты "Молот" моя будущая мама. У меня эта газета есть!
Давайте её отсканируем. Можно в материал про улицу имени Первой Конной Армии добавить.
Юра, хорошая мысль у тебя. Материал об улице 1-й Конной армии я уже пишу. Газетку эту постараюсь найти.
Оставить комментарий