Что на снимке?

На сайте PAST VU.com, помещено это фото с аэросъёмкой Ростова и его северных окрестностей 1943 г.

https://pastvu.com/p/1903064

 

Сразу резанул глаз, посёлок I-Орджоникидзе. Он имеет вид правильно расположенных, одинаковых домиков. Со светлыми, вероятно новыми, шиферными крышами.

Все усадьбы правильно распланированы, домики стоят по линейке, как на параде. Я, сначала даже подумал, что это не жилые дома, а палатки. Так правильно и точно они расставлены.

Первый посёлок Орджоникидзе во время Войны
 

Я через I-Орджоникидзе начал постоянно ходить в начале 70-х. Ходил регулярно и зимой, и летом. Детские глаза редко бывают внимательными. Но я бы заметил, эти домики, даже если бы они уже тогда тонули в обыденных постройках. А надо сказать, что индивидуального строительства в те годы, было намного меньше чем сейчас.

Но ничего необычного не видел. Одинаковых, типовых, по одному проекту построенных домов, точно не видел. А видел обычные кварталы, уютные, в меру безолаберные, такие же как в центре, Нахичевани или Сельмаше.

Они и сейчас такие.

Первый посёлок Орджоникидзе во время Войны
 

Так что на военном снимке?

 

 

 

Бывалый (24.09.23 19:47)

Еще похожий рисунок в другом месте

Stanichnik (25.09.23 08:11)

Евгений, вот, что мне написал житель этого райончика. 

 

Снимок в комментах от Бывалого - палатки на месте моего дома )) А наш микрорайон Фрунзе возвели в период 1957-1961 гг. Все таки палатки я думаю Госпиталь может или гарнизон какой

 

Бывалый (25.09.23 10:40)

Я бы не спешил верить всему, что пишут «гости». На Меотиде завелись гости-провокаторы

Stanichnik (25.09.23 10:58)

Это написал действительно житель этого района и мой хороший приятель.

Бывалый (25.09.23 10:59)

Посёлок Фрунзе существовал в 1939году. Перед войной могли появиться новые кварталы

Бывалый (25.09.23 11:07)

На карте 1939 года посёлок Орджоникидзе тоже уже существует. Место уже занято жилой застройкой. Для палаточного лагеря нашли бы пустырь

Nгорь (25.09.23 12:27)

Там тоже есть стандартные дома, саман обшитый деревом, три окна с летней кухней, совершенно идентичные Оржиникидзовским.

Гость (25.09.23 13:41)

Стены такого дома "набивные". Делается деревянный каркас, после чего он набивается саманой массой.

Игорь (25.09.23 18:51)

Ага

Stanichnik (25.09.23 20:33)

Чудо какое! Неужели из тех, Сельмашстроевских?

Игорь (25.09.23 21:36)

Вероятно да, на поселке Фрунзе. Там адрес в правом верхнем углу.

Бывалый (24.09.23 19:49)

Версия одна. Это свежекрытые крыши нестарых домов. Возможно, так ярко отсвечивает новое кровельное железо

Stanichnik (24.09.23 20:07)

1943 год. Еще ничего восстановить не успели. До лета 43-го, всё население копало противотанковые рвы, на случай контрнаступления немцев. Соглашусь, что это свежекрытые крыши домов. Нет ни сараев ни других построек. Деревьев тоже не видно. Можно предположить, что посёлок построили перед войной и в войну он не пострадал. Это возможно. 

Но покажите мне хоть один сохранившийся, типовой дом.

Stanichnik (24.09.23 20:12)

Может быть это они? 

Nгорь (24.09.23 21:42)

Да, только они изначально были деревянные. В три окна и предбанник. Почти не осталось, все кирпичом обложили.

Nгорь (24.09.23 21:46)

Примерно так

Stanichnik (24.09.23 21:50)

У меня получается, что участки там были по 10 соток.

Nгорь (24.09.23 22:05)

Да, по нынешнем меркам огромные.

Nгорь (25.09.23 08:49)

Вот, наиболее аутентичный. Почти без перестройки.

Stanichnik (25.09.23 20:37)

Да, это он, один из тех домов. Интнресно посмотреть на первую планировку. 

Nгорь (25.09.23 12:22)

Да, по нынешнем меркам огромные.

Heach (25.09.23 19:41)

Я - бывший житель Орджоникидзе. Наш участок являлся частью поделённого большего участка, и я прекрасно видел каким он был изначально. Участки изначальные действительно были большими - подтверждаю. Мне даже казалось, что более 10 соток. 

Сергей61 (24.09.23 20:08)

в каком году начало застройки 1 орджоникидзе?

vvd (24.09.23 22:16)

Андрей, на снимке дома, а не палатки. Сравнить можно по снимку от 1 октября 1941 года, который уже давал здесь ранее: https://www.meotyda.ru/sites/default/files/nachi_o.jpg  (фрагмент: https://www.meotyda.ru/sites/default/files/nachi_f.jpg ).

Светлые крыши, возможно, по причине заселения указанного посёлка “рабочей элитой” завода Ростсельмаш. То есть, здесь жили те, у кого хватало доходов на хорошую кровлю дома.

Застраивался посёлок по некоторому общему проекту, потому всё по линейке. Сравнить можно по снимку застройки посёлка “Красный город сад”: https://pastvu.com/p/638644 , того же временного периода. Только сравнивать те первоначальные застройки с сегодняшними строениями, полагаю, не стоит. Мы уже с 1992 года живём не по “типовым проектам” и много чего перестроили

Stanichnik (25.09.23 11:02)

Да Валерий. Уже ясно, что это дома. Но на небольшом участке на Фрунзе, скорее палатки. Теперь интересно узнать, на каких условиях застраивался этот район, небольшими, типовыми, деревянными домиками? Кооператив? Дома для передовиков? Или ещё что?

Бывалый (25.09.23 11:17)

Палатки были брезентовые, защитного цвета. На снимке они не могли бы быть такими яркими.

Размер «палаток» огромный. Их количество слишком велико. В освобождённом Ростове оставалось достаточно помещений для размещения госпиталей и воинских частей.

Фото сделано в марте. Холодно жить в палатках

vvd (25.09.23 19:08)

На аэроснимке вид “палаток” посёлка “Фрунзе”, точно такой же, как и вид домов посёлка “Орджоникидзе” (причем обоих посёлков “Орджоникидзе”). Так что это не палатки.

В период 1957-1961 гг возвели тот микрорайон “Фрунзе”, который существует сегодня.

А довоенная застройка рабочих районов нашего города проводилась по определённым стандартам. Вид такой застройки был дан по ссылке на примере района “Красный город сад” (снимок ниже).

Дома в той довоенной застройке, в основном были c четырёхскатной крышей (поэтому на аэроснимке сверху это смотрится как квадратики). Так что искать сегодня нужно “квадратные” дома подобные тому, что показан (для примера) на фото ниже (хотя после войны такие “квадраты” тоже строили, но уже из другого кирпича).

Все современные дома посёлка, приведенные выше на картинках в обсуждении — послевоенной застройки.

Игорь (25.09.23 20:12)

Ну на снимке вы представили минимум дом начальника цеха. Кирпич и металл. Массовая застройка такой не могла быть. И да, я искал дома именно по совпадению по аэроснимку.

vvd (25.09.23 22:26)

Ну, на снимке рядом как раз пример массовой застройки посёлка “Красный город сад”, одного из рабочих посёлков нашего города. Описание снимка “Красный город сад” можно прочесть по этой ссылке: https://pastvu.com/p/638644 .

Может снимок посёлка “Красный город сад” ещё кто-то не видит?

Лусеген (28.09.23 13:47)

Этернитовые крыши. Новенький этернит гладкий и хорошо отражает солнце.

Stanichnik (28.09.23 21:28)

Впервые слово слышу. Шифер?

Лусеген (28.09.23 21:55)

Шифер, по сути, но плоский. Вон на снимке выше дом покрыт этернитовой плиткой. Самый распространенный кровельный материал был между эпохами камыша и волнистого шифера. Я ещё застал.

 

Лусеген (28.09.23 22:00)

Шиферные плитки примерно 50 на 50 см. Крепились к обрешётке медными или оцинкованными гвоздиками. Много таких крыш было в селе. Гвозди такие ценились в моем детстве) Особенно медные с надписью Новороссцемент. 

Гость (29.09.23 21:17)

Очень интересно . Насчет медных гвоздей .
Это как - гвоздь чисто медный и пробивает шифер ?
Или же он какой-то особенный ?
Да , то что такой гвоздь не сгниёт вопросов нет . Медь покрывается патиной .
Так какая технология ?

Лусеген (29.09.23 21:26)

Материал гораздо тоньше шифера и более вязкий. Забейте в поисковик  "медный гвоздь новороссцемент этернит"

Лусеген (29.09.23 07:50)

Вот, нашел дом с "вечной" крышей

Stanichnik (29.09.23 20:40)

Такие ещё можно встретить. 

vvd (29.09.23 21:15)

Дом с этернитовой крышей был дан как пример (но это не на Сельмаше). Фрагменты застройки частного сектора на Сельмаше в тридцатые годы прошлого века можно посмотреть по следующим ссылкам: https://pastvu.com/p/1302123 , https://pastvu.com/p/1302127  (там есть большое разрешение).

Лусеген (29.09.23 21:19)

Я к тому, что такая крыша была очень распространена и пока была новая, хорошо и ровно отражала свет. Наверняка на аэрофотоснимке именно дома и именно новенькие этернитовые крыши.

vvd (29.09.23 21:31)

Если этернит это вариант шифера (а это так и есть), то конечно, это самое возможное объяснение белого цвета крыши на аэроснимках. В альтернативе — окраска белым цветом кровельного железа или оцинкованное железо. В обоих случаях достаточно дорогое удовольствие в то время.

Stanichnik (29.09.23 21:24)

Там видны домики по восточной стороне Металлургической. Многие из них еще стоят.

Гость (30.09.23 09:09)

Н..даа.. Я часто слышал от местных армян слово этерник, думал что это шифер на армянском. Получается - нет. Так что было изначально, этернит или шифер?

Лусеген (30.09.23 10:12)

От контекста зависит. Если Вам доводилось слышать от местных армян Tempus fugit, AETERNITAS manet, то это не про кровлю и не по армянски даже, но загнуть могли)Этернит, насколько я знаю, появился раньше волнистого шифера и название стало нарицательным. Даже асбоцеметные трубы порой называли этерник труба. Но при мне уже очень редко.  

Гость (30.09.23 10:41)

Manet - знаю, остальное нет, а этерниК труба ес уным.

ОЛЬГА Г. (11.10.23 22:24)

Участок моего дедушки от угла ул. Молокова тянулся по ул. Димитрова до самого конца. Год постройки основного  дома -1937.  А я помню наш  двор с 1957 года.  Для моих родителей дедушка построил небольшой домик на  две комнатки с маленькой верандой. За нашим  домом через  дорогу начиналась роща. Сейчас там стоит многоэтажка, в которой находится почта.  В этом доме мы  прожили до  лета 1961 года. Весной, летом и осенью  наша семья  часто ходила гулять  по роще.  Помню, какой  ароматный дурман стоял в роще весной, сейчас такого запаха уже не встретишь даже в ростовских парках. За рощей открывалля зеленый луг с маленькими пригорками, вдоль него текла балка.  На лугу и пригорках росло множество полевых цветов: подснежники, лютики, маки, васильки, душистый горошек, кашка,  голубые, белые и розовые граммофончики. Разнотравье тоже одурманивало голову. Летали шмели, стрекозы, бабочки невиданной красоты, жуки, пчелы, божьи коровки. И мы, поселковая детвора, росли на этой окраине города с великим удовольствием. Бегали с визгом, бросая друг в друга репейники, в балке искали и ловили лягушек, ужей, соревновались в метании камней через балку, кто  выше и дальше кинет. Я очень любила ходить в рощу с дедушкой. Он знал названия многих трав, объяснял, какие растения нельзя рвать, т.к. они ядовиты. Он умел предсказывать погоду по цветам, ветру, листьям деревьев, по птичьим голосам, по солнцу и всегда его прогнозы сбывались точно. А еще в нашей роще росла дикая маслина. Запах у нее был изумительный и вкус приятнейший, сами маслинки были  маленькими, но их с удовоьствием поедали и дети и взрослые. Рядом с нашим домом во дворе находился  дом, в котором жил мой двоюродный  брат Вова  со своей мамой. Этот дом тоже построил мой дедушка  в начале 1950-х. На фотографии моя тетя Евгения  Михайловна стоит на лестнице. В 1950-х годах все дома и постройки на нашем участке числились по ул. Молокова, а уже в 1960-х дом тети Жени и бывший дом моих родителей, который к тому времени дедушка продал, стали с адресом ул.Димитрова. Во дворе у дедушки в 60-х годах росло больше 10-ти жердел, штук 15 вишен, яблонь примерно 5, три грушевых дерева, четыре сливы, три черешни, три сорта винограда, густые кусты малины, красной и черной смородины. И был еще большой огород со всеми традиционными овощами, зеленью. Тут рос и зеленый горошек, и редис, и картофель, и даже дыни. Тут же  росла и клубника. Перед домом на  улице росли три вишни и четыре куста крыжовника. Фруктовые деревья делились все на ранние, поздние и в самый разгар.  Моей маме выписали из питомника для дедушкиного сада штук 15 редких сортов этих деревьев.  Вкус плодов их был необыкнвенно вкусным Дед знал толк в садоводстве, любил сам ухаживать за  садом, делал это с такой любовью и заботой! Я и мои братья ему всегда помогали, он нас приучал. А бабушка любила цветы, поэтому дедушка выделил ей место для цветника. Розы, ромашки, гвоздика, пионы, гладиолусы, георгины, ноготки, тюльпаны, сирень - все это цвело и благоухало с весны до поздней осени. На нашей  улице изначально у всех собственников были такие огромные участки.  В нашем дворе в 1960-х помимо двух жилых домов располагался флигель, летняя кухня, гараж, сарай и туалет.  В самом конце ул.Димитрова по нечетной стороне, там где сейчас  стоит многоэтажка напротив почты, находился  дом , в котором  жила подруга моей тети Жени, звали ее Вера Бурсина.  Годах в 1950-х она работала с моей тетей в детском доме на 1-м поселке  воспитателем.  В те годы на Димитрова и в помине не было никакого асфальта, а от  Молокова шел спуск вниз гораздо круче, чем сейчас. Здесь зимой была самая  настоящая горка. Ребятня здесь каталась на санках без устали. А дом тети Веры Бурсиной стоял на возвышенности. Ее двор резко отличался от всех здешних дворов. В весенне-летнее время взору открывался огромный зеленый луг с полевыми цветами, залитый светом, солнцем, окруженный аккуратным  низким забором, во двор вела деревянная калитка, запирающаяся на крючок и засов. От калитки к дому, который стоял на возвышенности, вела дорожка выложенная из камешков, окруженными  по бокам кирпичами. А перед домом росли роскошные кусты роз самого разного цвета,  кусты пионов, душистая гвоздика, отовсюду стрекотали кузнечики, жужжали пчелы и резвились кошки. Тетя Вера жила со старенькими больными родителями, которые были очень гостеприимны. Я любила со своей тетей ходить к ним в гости. Мне нравился их сказочно красивый огромный двор, в котором росли всего несколько фруктовых деревьев и множество кустов малины и смородины. Тетя  Женя всегда шла в гости к ним с чем-нибудь вкусненьким, не покупным, а  приготовленным только ею. Мы  сидели  во дворе за столиком, пили чай с угощениями. Взрослые разговаривали о своем, а я играла с кошачьей свитой, нюхала цветы с диким восторгом, ловила кузнечиков  и с воплем отмахивалась от пчел. Это было беззаботное и счастливое детство. Вскоре родители  тети  Веры ушли друг за другом в мир иной. Она осталась одна, детей у неё не было, да и муж умер давным-давно.  А тут еще пришла нежданная новость, которая подкосила ее здоровье - дом ее попадает под снос, на этом месте скоро будут возводить сельмашевский многоэтажный дом. Куда только тетя Вера не обращалась, чтобы отстоять свой дом с огромным участком, все было бесполезно, решение о сносе дома  оказалось окончательным. Единственное, что удалось тете  Вере  - выхлопотать  квартиру однокомнатную на ул. Сержантова, в доме, где находилась аптека №6. Прожила она там года четыре.  Потом тихо скончалась.  Даже в гости к тете моей не приходила после никогда, чтобы не видеть место бывшего дома. Очень тосковала. А я часто вспоминаю тетю Веру и ее чудный двор, распахнутый, солнцу, ветру, дождю и снегу, травам и цветам, людям, детям и кошкам.  Тетя  Вера еще при жизни прописала в свою квартиру бывшего детдомовца, который освободился из мест заключения (сидел за кражу небольшой суммы денег), она приобщила его к вере в бога, заботилась о нем, как мать о сыне. А когда она слегла, то этот человек заботился о ней, как о матери, очень тяжело  переживал ее смерть, каждый день молился за нее в церкви и благодарил ее за то, что стал на правильную дорогу в жизни и остался после ее смерти жить в ее квартире по завещанию. Вот такая необыкновенная женщина жила когда-то рядом с нами.

1957 год, конец улицы Димитрова по чётной стороне
1963-1964, конец улицы Димитрова
Heach (11.10.23 23:01)

Тёплые воспоминания. Спасибо!

ОЛЬГА Г. (12.10.23 00:21)

Эти  старые  и с детства родные крыши навеяли вспоминания о людях. живших под этими крышами.

Heach (12.10.23 10:01)

Мне были интересны ещё с школьных уроков литературы истории о "маленьком человеке". Всё моё детство - это 1 Орджоникидзе, а потому понравилось очень, создалось ощущение, что всё в рассказе мне хорошо знакомо.

ОЛЬГА Г. (12.10.23 11:28)

А мне очень нравился поселок того времени, до  цивилизации. Когда наша семья в 1961 получила квартиру на  Текучева и я там пошла в первый класс школы № 43, то дедушка каждую субботу после уроков  приезжал  к школе и  увозил меня на поселок, в воскресенье к вечеру вез меня к родителям.  Почти все каникулы с первого по  седьмой класс я проводила  у дедушки и бабушки  Всей душой туда рвалась. Моя бабушка  была рукодельницей. учила меня вышивать гладбю и крестиком,  вязать  крючком и спицами. Правда получалось  у меня  далеко не всегда хорошо, н я очень старалась.  В их доме все  шторы, покрывала, салфетки, накидки на подушки были вышиты и связаны бабушкой.  она  учила меня готовить, стирать одежду, чисто убирать в доме. Для девочки это очень важно.  Когда мне исполнилось три с лишним года,  дедушка решил , что можно поставить в доме первую новогоднюю елку  для меня. 30 декабря после обеда   бабушка уложила меня спать, а когда я проснулась, то дедушка из спальни завел меня в зал.  Там на деревянной крестовине у стены между двумя окнами  стояла  пышная и высокая елка, на ее ветках  густо лежали  небольшие кусочки ваты, а с веток свисали на ниточках конфеты и орехи завернутые в фольгу, самодельные бусы из цветной бумаги обвивали елочку. И всего три стеклянных игрушки висело на ней. Одну из них я до сих пор бережно храню. Моему восторгу не было предела, когда я вошла в зал. Ведь под елкой еще стоял  Дед Мороз, о котором я  уже много слышала, и вот он ко мне явился сам! До сих пор я считаю тот  Новый год самым лучшим из всех!  В те праздничные дни после завтрака, обеда, полдника и ужина, когда мной будет все съедено  с тарелок, дедушка снимал с елки по две конфетки для меня. Это было восхитительно!

Stanichnik (12.10.23 11:44)

Ольга, огромное вам спасибо за эти воспоминания. Я рос в этом же районе, только за железной дорогой, "на втором посёлке". И несколько позже. Но на берегах этой же самой балки. Эта балка с ручьём, была нашим "всем".

ОЛЬГА Г. (12.10.23 13:13)

Пжалуйста,  Андрей! Да, согласна с Вами, балка и роща притягивали к себе. как магнитом и нас. Мой  брат  Вова, 1947 г. рождения, учился  в 75-й школе. После школы часто убегал без спроса  к балке, там было за ручьем поле, где мальчишки играли в футбол. Вова тоже пристрастился к игре. Бабушка моя ходила каждый день в дом к тете Жени проверять, дома ли Вова, делает ли он уроки, ведь маме его работала в это время. Когда  бабушка не обнаруживала внука дома, он брала  хворостину и прямиком шла к балке, вот тут-то  внучок и попадался. Бабушка легонько его  похлеснывая, гнала домой.  А про железную дорогу тоже есть что рассказать . На Димитрова от нас  вверх жила  племянница моей бабушки Скляренко  Мария  Прохоровна с четырьма дочерьми. Младшая  Неля училась в 75-й школе,  средние  Вера и Анна оканчивали техникум сельхозмашиностроения, старшая, Люба. работада медсестрой в больнице.  И в 1950 году  в семье произошло несчастье.  В это день   у Анны должна была состояться свадьба. Она  утром побежала пригласить свою подружку в гости, а та жила на  2-ом поселке.  переходя через железнодорожные пути, Анна попала под поезд. смерть наступила сразу.  Ее похоронили в свадебном наряде. Это произошло за 4  года до моего рождения. В детстве и подростковом возрасте мне было строго-настрого запрещено  ходить  одной в строну железной дороги.  На фото   Анна слева. Вера справа, Неля рядом с Анной. Анне  в день смерти едва испонилось 18 лет.

Stanichnik (12.10.23 14:21)

А мы ходили к железной дороге делать "ножики". Искали гвозди, коих в округе валялось множество. Особой удачей считалось найти большой, строительный гвоздь. И подкладывали их под колеса приближающегося поезда. Если шел тяжелый товарняк, мы радовались. Значит большой его тяжестью, гвоздт будет сильно расплющен и "ножик" получится хорошим. Соответственно лёгкая электричка вызывала разочарование.

ОЛЬГА Г. (12.10.23 15:52)

А у нас рядом на Молокова жила семья  Петровых - тетя Шура, дядя  Женя и их сыновья Алик и Вова. Алик  был мой ровесник, а  Вовка младше на два года. Я с ними водилась все время. Они меня учили метать ножи перочинные. Вот тогда была мода на эти ножи. Все мальчишки  у нас в школе и на поселке хвастались  ими, у кого лучше. Ножей самодельных было множество, все менялись ими. Даже я  себе выменяла три ножика, отдав за них  десятка три  ценных марок.  Марки и значки тоже собирали очень многие. А еще старинные монетки у меня были.  Несколько  царских монет я нашла на поселке в какой-то куче мусора в роще.  Мы и в мусоре рылись, как жуки навозные. Доставали иной раз из балки или ручья банки ржавые консервные, бутыли пустые. если вдруг находили дохлую кошку, то все сбегались на нее посмотреть. У меня была пластмассовая баночка, в которую я собирала свои "ценности", найденные на поселковых дорогах и мусорниках. Там лежали медные  цепочки, крестик,  дешевая бижутерия, которая уже  неисправна,  значки,  старинные монетки, красивые коробочки для пудры. А еще были в моде  гайданы. Я не умела в них играть, но мне так хотелось, чтобы они у меня были.  Я выпросила  их у  Алика и Вовки  Петровых. Они дали мне целых четыре штуки. Когда в роще зацветала черемуха, а роща ею кишила, мы рвали ее охапками, несли домой и балдели от аромата.  На улице все наши соседи жили очень дружно, как одна семья. Не было ругани, скандалов, жалоб,  Дети и взрослые жили мирно, помогая друг другу. Как это было здорово!!!

Stanichnik (12.10.23 21:00)

А нашу улицу через железную дорогу от вашей, волнами захлестывала мода играть то в гайданы, то пуговицы, то в пробки от духов и одеколонов, то в колпачки от авиационных шин. Мода на гайданы держалась не долго. Район городской и массового забоя скота в округе небыло. Играть в пуговицы было скучновато. Мы быстро выгребали домашние шкатулки со швейными принадлежностями и пуговицы обесценивались. Гораздо интереснее было играть в пробки. Каждая мама придя с работы домой могла обнаружить один из своих пузырьков, стоящим открытым. "Не знаю мам", таков был обычный ответ. До сих пор помню, что пробка от тройного одеколона называлась "светланка". Еще она, "слоновка". Всего названий было около десятка.Самыми крутыми фишками у нас были колпачки от авиационных шин. Они были из алюминиевого сплава, отличались шириной насечки и за ними надо было ехать на велосипеде на свалку авиаремонтного завода.Хотя сейчас мне пришла мысль, что это были не колпашки от шин, а пробки гермитезации разных жидкостных систем.  

ЯRom (18.10.23 14:42)

мы в гайданы играли (это в конце 70-х - начале 80-х - Александровка, конечная), за гайданами ездили на мясокомбинат (старшие, опытные научили :-)), подъезжали на трамвае, там где-то через забор перелазили на территорию - там ужас какой-то (и визуальный и обонятельный) для детского восприятия творился, но гайданов набирали, довольные на свой район ехали ...помню у гайданов была следующая терминология: 4 стороны гайдана, по возрастанию значимости: "чик", "бук", "арца", "тала"; гайдан от барашка (или козы) маленький такой вытянутый, ценился - "кузюпка"; гайдан со сточенным рогом - "куршак"; гайдан если с одной стороны слегка просверлен и залит туда свинец (из аккумулятора конечно же :-)) назывался "залиток" - он делался для того, чтоб при бросании гайдан становился верхом на самую выгодную сторону верх - "тала", соответственно сверлили и заливали свинец с "арцы", потом это закрашивалось маминым лаком для ногтей... так делали, но "залиток" это обман и если пацаны выявлял "залиток" в игре, то делали из него "куршак" путём стачивания рога гайдана об асфальт, тем самым обесценивая гайдан, а они имели каждый свою цену, в зависимости от состояния;
...в пробки от духов тоже играли, в конце 70-х в Александровке была действующая городская свалка (между аэропортом и гаражами, на участке от "Общежития" до "Конечной" где сейчас ул. Берберовская, школа № 106 примерно), там и гуляли в поисках пробок в том числе :-))

Гость (18.10.23 16:41)

Арца главнее Талы.

Попов Михаил (18.10.23 20:14)

В первой половине 1960-х годов один гайдан стоил 10 копеек. Примерно столько стоил и школьный завтрак.

Наименование сторон гайдана было тем же. Но мы малый гайдан называли Кузюткой. А большой, для вышибалки или пристенка, - Курбаем.

ОЛЬГА Г. (18.10.23 22:17)

А в "войнушку" мы ведб тоже  играли, да еще как!  Дедились считалками на  "наших" и на "немцев".  "Немцы" шли прятаться в ближайших зарослях рощи, а "наши" шли их искать и брать в плен, при этом крича "Хэнде хох!" Но  постепенно в 1962-1964игры разделились на  девчоночьи и мальчишечьи.  На  Молокова  появился асфальт, девочки начали  играть в "классики", скакать  на прыгалке.  В 1963 мне папа подарил обруч, который стал самой любимой забавой. Мальчишечьи игры у девчонок  постепенно отдалялись. Хотя "ловитки" и "прятки" еще нас объединяли.  На фото жители улицы Молокова 1963-64 г. Выходили вместе на  Первомай.  В светлом пальто - жена  папиного родного брата Галина с моим двоюродным братом  Сережей. Девочка в полосатой кофте - Наташа  Шарошкина, моя ровесница, крайняя справа - ее мама  Валентина.  И семья Хашхаян девочка  Оля, справа ее мама Галина. слева ее тетя Лидия, рядом с ней муж  Василий. крайний слева  - отец Оли. имя его не помню. Фотографировались у нашего дома.

Stanichnik (18.10.23 22:31)

А придя с первомайской демонстрации, садились есть пироги. Их пекли в духовке, в большой сковороде. Излишеств в посуде тогда не было. Один обязательно был с мясом. А другой с повидлом. Поле повидла было покрыто полосками теста. А на полосках ещё делали небольшие надрезы. Пироги потом стояли в комнате накрытые полотенцем.

ОЛЬГА Г. (18.10.23 22:59)

Да. все так и было. Пироги пекли в каждом доме обязательно. Но  начинали сперва  с жаренной рыбы, пюре и оставшихся банок с соленьями : огурцы, помидоры, донской салат. Все это надо было доесть к лету, чтобы в погребе освободить место к новым закруткам на зиму. А на майские праздники поселок весь утопал  в цвету деревьев,  их  запах разливался по всем улицам, зрелище было сказочное.  Люди шли с флажками, шарами, букетиками ландышей. со всех дворов доносились веселые голоса, смех, музыка.  Из почтовых ящиков мы  доставали  долгожданные пачки открыток от всех родственников, украшали ими  полочки  в доме. Такое же количество открыток и мы отправляли родне по почте. А ведь в то время еще было принято петь песни на всех застольях. а мы, дети, подпевали  со взрослыми. Жалко, что прошли эти времена. только воспоминания о них вечно живы.

Stanichnik (19.10.23 06:46)

Вы забыли в этом перечне, местные, не крупные тюльпаны. Первые из них, за высокими заборами, где теплее, зацветали как раз к первомаю. А к 9-му цвели массово. Сейчас заморские сорта цветут вуже в апреле. Тогда из не знали.

ОЛЬГА Г. (19.10.23 10:56)

Конечно же и тюльпаны!  Они цвели почти в каждом дворе. радовали глаз и душу, ими любовались и дети, и взрослые.  В нашем дворе  они тоже цвели. красные и желтые.  На фото мой братик их рассматривает у нас во дворе.

Heach (23.12.23 12:41)

:-)

Попов Михаил (23.12.23 20:51)

Чудо, а не карта: основная железнодорожная линия от Сельмаша к Аксаю и далее на Новочеркасск отсутствует, А вот аппендицитная колея по нынешнему проспекту Шолохова нарисовалась.

Нет, Юрий, этот вариант с расположением цветочков не жизнеспособен.

Heach (23.12.23 22:51)

Михаил - вы жёсткий реалист. Переходите в наш стан романтиков :)

vvd (25.12.23 17:36)

По поводу “аппендицитной колеи”. Если подразумевается, что это железнодорожная колея (поскольку упоминается “…железнодорожная линия от Сельмаша к Аксаю и далее …”), то в условных обозначениях на карте-схеме, фрагмент которой здесь приведён, вообще нет никаких упоминаний о железной дороге. Карту эту уже заливал на Меотиде, посмотреть её можно по следующей ссылке: http://www.meotyda.ru/sites/default/files/karta_-_1939_.jpg .

Бывалый (18.10.23 21:00)

Судя по терминологии, корнями игра уходила в глубь веков.  Досталась от кочевых тюркоязычных народов. До 21 века не дожила. Гайданы проиграли девайсам.

vvd (18.10.23 22:59)

Костный двор  мясокомбината был в северной части. Чтобы попасть туда надо было после выхода из трамвая №4 пройти по Театральному вниз к Нансена и там пролазить сквозь дыру в заборе. По поводу запахов подтверждаю. Собранные гайданы нужно было по возвращении засыпать солью выдержать так определенное время, чтобы быстрее высохли остатки сухожилий-связок на кости. Вываривать для облегчения очистки было нельзя, т.к. вываренная кость становилась хрупкой и крошилась, гайдан быстро терял форму. На мясокомбинат у меня “ходка” была одна, поскольку окончилось дело безрезультатно. И не потому, что не принёс. Принёс, в сумке от “сменки”, засыпал пачку соли (7 копеек), перемешал и забросил сумку под кровать (на балконе было открытое место). Всё. Пришли старшие, учуяли запах и утилизировали плоды “трудов тяжких”, причём вместе с сумкой. А вот на стрельбище был два раза. На нашем краю, кроме перечисленного здесь, играли ещё и отстрелянными гильзами и пулями со стрельбища. 

Бывалый (18.10.23 23:40)

Моя мама работала учительницей начальных классов. Как-то, когда я еще был дошкольником, она принесла мне несколько гайданов. Конфисковала их у своих балбесов, которые пытались играть ими в классе. Гайданы были раскрашенные красками для красоты, сильно потёртые от игры на асфальте. В некоторые был залит свинец, замаскированный пластилином. Но поиграть мне было не с кем. Мои друзья-товарищи такую игру не знали, и гайданов у них не было. Подарил эту ценность старшим пацанам во дворе.

Гость (12.10.23 08:34)

Ура трущобам-человейникам.

Попов Михаил (12.10.23 10:09)

На Молокова, чуть ближе к железной дороге, по левой стороне от Димитрова, жил мой одноклассник Толик Тимошин. А в самой роще стоял домик, где жил Вова Жигуненко (Жига в обиходном общении).

Вот эти два парнишки были заводилами в наших походах по роще и ее окрестностям. Удивительно, что никто в ходе этих приключений не покалечился.

ОЛЬГА Г. (17.10.23 08:38)

Какие интересные  оконные ручки выпускал завод!  Впервые такие вижу.

Бывалый (17.10.23 11:39)

У меня был красный фонарь для печати фотографий производства РСМ

Stanichnik (17.10.23 20:07)

Он у всех был))

Stanichnik (17.10.23 20:06)

Интересно бы увидеть её целиком. НКТП - Народный комиссариат тяжелой промышленности. А что такое "V1C", непонятно. Можно предположить, что 1С, это первый сорт. Но латинская буква тут при чём?

ОЛЬГА Г. (17.10.23 20:38)

На   аукционе "Мешок" сегодня увидела.  Хозяин этих ручек в Ростове проживает, можно у него спросить.

Бывалый (17.10.23 21:13)

https://meshok.net/item/270926535_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D1%80%D1%83%...

Прозрачная рукоятка. Помню такие

Stanichnik (17.10.23 21:45)

И я помню. Странное создание.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.