Мосты из ниоткуда в никуда

Однажды увидев где-то в сети похожее фото, я потерял покой и понял, что должен это увидеть. Несколько лет ездил мимо, но не находил времени свернуть с трассы. И вот случилось.

Армавир-Туапсинская железная дорога

Кажется, что оказался где-то очень далеко, где римляне строили свои акведуки. Скажем, в Турции. Но нет, это окрестности Армавира, а мост этот и все, о чем пойдет речь дальше, - остатки Армавир-Туапсинской ж.д., построенной в 1916 г. (в этой части) и прекратившей служить людям 101 год назад, в 1922.

Мост великолепен! Он отлично сохранился и парит над марсианским ландшафтом, не тронутым рукой человека. Понять в каком времени ты оказался совершенно невозможно. Пожалуй, только автомобильная колея выдает текущую эпоху. Ну и железобетон, из которого мост сделан, но при первом взгляде это не бросается в глаза.

Армавир-Туапсинская железная дорога

Хочется фотографировать мост бесконечно. Под каждым новым углом он выглядит иначе.


Как единое целое мост вызывает восторг, давайте же взглянем на него поближе. Привлекает внимание его консольная часть, которая оказывается "тротуарной", сделанной из довольно тонких плит, которые время изрядно потрепало.

Монолитные консольные балки сделаны красиво, не чета современным ж.б. конструкциям.

Армавир-Туапсинская железная дорога

Забегая вперед, покажу "тротуар" поближе.

Армавир-Туапсинская железная дорога
 

А вот, кстати, неспешно прогуливающиеся аборигены. Дыры в тротуаре прекрасно обрамляют пасторальную луговую картину.

Армавир-Туапсинская железная дорога
Итак, а можно ли подняться на мост без специального снаряжения? Можно! Сперва на насыпь, а потом без большого труда подтянуться и забраться уже на бетон. Но только с одной стороны, с другой высоковато.

Армавир-Туапсинская железная дорога

Интересно, что насыпь на стыке с мостом размыта с обеих сторон. Любопытно и то, что в среднем плоскость грунтовой насыпи за 100 с лишним лет оказалась на полметра ниже уровня моста. Но еще более интересно, что внутри самого моста тоже есть насыпь (засыпка?), и крайние несколько метров высыпались с торцов моста. Получается, что шпалы укладывались на насыпь в ж.б. корыте. Ничего не знаю о строительстве ж.д. мостов, но конструкция удивила. Полагаю, так было сделано для смягчения хода поезда во избежание лишних колебаний мостовой конструкции.
Армавир-Туапсинская железная дорога

А это противоположный конец (или начало) моста.

Армавир-Туапсинская железная дорога

Так мост выглядит сверху.

Армавир-Туапсинская железная дорога
Армавир-Туапсинская железная дорога
Железобетон достойно сопротивляется времени, но кое-где уже можно ознакомиться с арматурным каркасом. Это поперечная балка.

Армавир-Туапсинская железная дорога

Покидаем этот образец гениальной инженерной мысли и едем дальше. На пути попадается значительно меньший мост той же эпохи, но ввиду своей скромности впечатления особого не производит.

Армавир-Туапсинская железная дорога
Едем дальше и встречаем красивейшее железобетонное сооружение, что я когда-либо видел, и одновременно самую красивую с большим отрывом водонапорную башню. Победа в 2 номинациях сразу!

Армавир-Туапсинская железная дорога

В башню можно войти, но, к сожалению, нельзя подняться наверх.

Армавир-Туапсинская железная дорога

Поднимая голову вверх, видишь совершенно церковный барабан, еще раз поражаясь масштабу излишеств этого сооружения. Как мне показалось, емкость была выполнена из бетона с цилиндрической полостью в центре.

Армавир-Туапсинская железная дорога
Еще вид снизу вверх.

Армавир-Туапсинская железная дорога

А вот так выглядит пол. Тут явно была разводка труб и что-то еще.

Армавир-Туапсинская железная дорога
А рядом с башней обустроен железобетонный же огромный подземный резервуар.

Армавир-Туапсинская железная дорога
Бросим еще один взгляд на башню и пойдем дальше, ведь не зря заметка про мосты, второй из них явно не тянул на достойную пару первому. Кстати, в этот раз именно пойдем, ехать дальше и дольше.

Армавир-Туапсинская железная дорога
И вот, наконец, ровня нашему первому герою. Но он как будто неполон, висит в воздухе, не связывает берега. Что же произошло? Армавир-Туапсинская железная дорога

А произошло тут, мне кажется, вот что - мощный оползень в давние уже времена полностью изменил один из берегов балки, разрушил насыпь. Его следы легко угадываются, есть много похожих мест на Меотиде (не сайт, море).

Армавир-Туапсинская железная дорога
Полюбуемся же вторым красавцем.

Армавир-Туапсинская железная дорога

Армавир-Туапсинская железная дорога

На этот раз полюбуемся только снизу, т.к. на этот мост просто так уже не взобраться.

Армавир-Туапсинская железная дорога
Он в деталях отличается от брата, но размах тот же. Здесь берега ручья, сезонно бегущего по дну балки, были укреплены бетоном, но гораздо более грубым, чем тот, из которого сделаны мосты.

Армавир-Туапсинская железная дорога

Под этим мостом огромное количество фруктовых деревьев - кислая алыча и довольно вяжущая дикая груша. Но в целом съедобно. Что-то от моста тут крепко отвалилось, но что именно я не понял.

Армавир-Туапсинская железная дорога

Армавир-Туапсинская железная дорога

Помашем рукой и этому мосту.

Армавир-Туапсинская железная дорога

И попробуем найти следы станции, что была неподалеку. Увы, от нее мало что осталось.

Армавир-Туапсинская железная дорога

Самая интересная находка это какое-то ж.б. "корыто" с бортиками, которое, как кажется, лежало под ж.д. путями, но это не мост, и прилегающий рельеф не дает никакого объяснения почему именно здесь корыто сделали, а до и после нет.

Армавир-Туапсинская железная дорога
Армавир-Туапсинская железная дорога
На этом экспедиция была окончена, и мы нехотя покинули эти удивительные во всех отношениях места.

Stanichnik (18.08.23 19:16)

Спасибо Михаил. Фото очень выверенные и содержательные. Мало кто понимает, щелкая телефонами направо и налево, что фотографирование, это тонкая материя. Надо думать, прежде чем нажать. Много вопросов. Где делали такие конструкции? Или на месте отливали? Год постройки? Почему дорога умерла? Направление бойкое.

Гость (18.08.23 23:33)

Спасибо, Андрей, от мастера фотодела это приятно слышать) Почти сразу, как оказался там, в голове начала зарождаться эта статья, очень захотелось такой красотой поделиться. А это наложило уже особую ответственность на работу затвором)
Почему дорога умерла я тоже искренне не понимаю. К примеру, такие же мосты на Туапсинском направлении этой же дороги служат до сих пор, ну один я точно помню. А как было бы красиво, если бы и описанные были еще в эксплуатации.

Михаил В (18.08.23 23:35)

Это я писал как Гость, не залогинился

Inetman (21.08.23 15:54)

Строили этот участок во время Первой Мировой, с 1913 по 1916. Причём качество строительства соответствовало военному времени... Во время гражданской дорога практически прекратила своё существование: отряды немцев, шедшие в 1918 с Украины на помощь молодой грузинской демократии, с немецким тщанием ликвидировали возможные пути переброски большевистской армии в эти края. Восстанавливать разрушенный недострой было мало того что неподъёмно дорого для молодой Советской республики, так ещё и не к чему: Новороссийского порта вполне хватало для торговли зерном (объёмы производства которого резко сократились), а Туапсинский и так всё больше переориентировался на нефтянку.

Stanichnik (21.08.23 22:46)

Очень интересно про европейскую помощь молодой грузинской демократии.

Inetman (22.08.23 11:21)

О, там имел место быть совершенно чудесный жабогадючинг, когда маленькая, но гордая Грузия за малым не перессорила вплоть до военных действий союзнические Турцию и Германию и положила первый разлом между грузинами и абхазами. Германскими штыками была придавлена Советская Абхазия, с которой до того грузины подписали договор о границе, а вдохновлённые этимфактом грузины продолжили гнать РККА и оккупировали черноморское побережье аж до Туапсе. Причём выбивали их потом оттуда деникинцы, а гордые грузины хоть и менее систематично, чем немцы, но более вдохновлённо уносили с собой всякое ценное имущество, в том числе обсуждаемой железной дороги (хотя и другой её ветки):

"В сочинском округе грузины, по-видимому, не особенно надеялись удержаться, а потому с первых же дней оккупации приступили к разорению его, отправляя все, что возможно, в Грузию. Так была разграблена Туапсинская железная дорога, причем увозились рельсы, крестовины, материалы, даже больничный инвентарь; распродано с аукциона многомиллионное оборудование Гагринской климатической станции, разрушено лесопромышленное дело в Гаграх; уведен племенной скот, разорены культурные имения и т. д. Все это делалось не в порядке «обычаев гражданской войны», а в результате планомерной тифлисской политики." — лично А.И. Деникин.

Stanichnik (22.08.23 20:30)

Сдаётся мне, выбивать их было не трудно.

Stanichnik (22.08.23 20:33)

Эпизод интересный. Понятно, что он не очень освещался советской исторической наукой. Теперь постараюсь прочитать что нибудь на эту тему.

Гость (18.08.23 21:21)

Равнодушие здесь конечно неуместно, во всяком случае для меня. Я бы сказал присутствует некая связь времён, душ, поколений... из откуда-то в куда то..
Впечатлило. Спасибо.

Михаил В (18.08.23 23:39)

И вам спасибо за взгляд на вопрос. На самом деле, много разноплановых мыслей и ассоциаций вызывают такие объекты. Там на месте как-то легко представлялся фантомный паровоз, идущий, гудя, по несуществующим рельсам. Атмосфера и уединенность места очень таким фантазиям способствуют.

Alex67 (18.08.23 21:38)

Первый из описывамых мостов - Веселовский, второй - Новокавказский.

Был такой сайт - tuapsinka.ajp.ru. Не обновлялся, насколько я помню, с 2006г. Там про эту дорогу была наиболее полная инфа.

Упс, сайт-то в вебархиве остался))))

https://web.archive.org/web/20200718215345/http://tuapsinka.ajp.ru/histo...

Михаил В (18.08.23 23:59)

Очень интересный материал по ссылке (и по ссылкам уже внутри этого материала), спасибо. Заинтересовал "немецкий мост" в Ставрополе, не знал о нем, надо проведать.

Ankol1 (19.08.23 00:07)

В Волгоградской области наблюдал такое:

https://putevodzvezda.ru/millerovka/

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.