Я приехал к Ясенской косе в хутор Морозовский солнечным майским днём. Грандиозно красивая коса убегала тонкой, желтой стрелкой песка куда-то вдаль, за горизонт.
Напрягая зрение, в дымке на горизонте можно было рассмотреть лесистую оконечность косы.
Я не знаю, какой святой надоумил меня явиться на косу именно сейчас, когда цветёт катран приморский, растение семейства капустных. Но я ему очень благодарен.
Незабываемое впечатление: ехать среди моря белых, пенных соцветий и видеть обычное море с одной стороны, и море тростника и осоки в Бейсугском лимане с другой.
Ясенская коса- место необычное. С одной стороны, это привычная для Азовского моря намывная, песчано-ракушечная коса.
Но с другой, она почти полностью перекрывает собой огромный Бейсугский лиман, оставляя для стока воды только узкий пролив. Зная характер Меотиды, можно уверенно сказать, что так не бывает.
Но пока я такими вопросами не терзался, а с восторгом ехал по белому, крупному песку среди цветущего поля.
Кроме катрана, на косе массово цветёт гребенщик. Но его меньше, чем катрана. И его красные соцветия-метёлки звёздами разбросаны по бело-зелёному полотну катрана.
Тяжёлый ракушечный песок. Желтовато-зеленоватое море. И прибрежная, буйно цветущая зелень под деревцами, чахлыми от постоянного, сильного ветра. Растения как будто с опаской хотят приблизиться к берегу. Но, зная крутой нрав моря, не решаются.
Я ехал по косе, то сворачивая к лиману.
То выезжая на берег моря.
То опять к лиману, невольно поднимая из зарослей огромных птиц.
Коса популярна у местных жителей и не только.
Но заехав сюда, надо помнить, что она является особо охраняемой природной территорией. И ваше присутствие не должно оставить здесь никаких следов.
Я двигался по косе со многими остановками, но имея целью доехать до её северной оконечности.
Но в какой-то момент почувствовал, что характер дороги изменился. И проехать дальше будет трудно или даже невозможно.
Так и случилось. Дорогу перегородила узкая протока.
По виду совершенно глубокая, исключающая всякие мысли о форсировании. Местные жители позже рассказали мне, что образовалась эта протока два года назад после сильного февральского шторма.
Таким образом, северная часть косы превратилась в остров. Но остров совсем не необитаемый. На одном берегу протоки дремала пара видавших виды посудин. А на другом томились в ожидании несколько «боевых» автомобилей. Переправа действует.
Но мне не оставалось ничего другого, как побродить по песчаным мысам.
По проходам в камышах у Бейсугских ериков.
И я лёг на обратный курс. Мечта не сбылась.
Отметил только, что в этом месте живут маленькие крабы.
И, наверное, огромные рыбы. Раз для их лова применяют такие канаты.
И что даже стволы деревьев, долго обрабатываемые волнами, приобретают вид больших рыб.
А ещё отметил, что недавно здесь прошла кабаниха с кабанчиком.
Еще раз укоризненно глянув на протоку.
И смерив глазом расстояние до материка,
я рванул через белую равнину.
По быстрому песку.
С восторгом набирая скорость.
И чуть не налетел на останки еще одного местного обитателя. Чуть крупнее краба. Хорошо, что вовремя его заметил. И предусмотрительно объехал его с наветренной стороны.
Дальше поехал уже спокойнее, иногда останавливаясь и глядя на север, в сторону несбывшейся мечты.
И по пути отмечая, что край рыбный. (В чем, кстати, позже убедился на рынке Приморско-Ахтарска)
А вместе с приближающимся хутором у основания косы ко мне приближалась Башня. Единственная вертикаль в этом плоском, низменном крае.
К ней я пришел на следующий день. Эта башня, как объяснили мне местные жители, предназначалась для конвейерной сушки засоленной рыбы. Я не встречал ничего подобного.
Башня внутри полая.
А в самом её верху расположены две пары зубчатых колёс. Очень нетрудно представить работу всего механизма. Через зубчатые колеса были перекинуты две параллельно движущиеся цепи. Типа велосипедных. А между цепями были установлены поперечные балки на шарнирах. На каждую балку работники навешивали десятки рыб. И они медленно двигались вверх, постепенно просушиваясь. И возвращались вниз уже сухими. Просто и эффективно. Особенно там, где рыбы много.
Но вернёмся в день путешествия по косе. Уже в номере уютного гостевого дома я, понимая, что не всё понимаю в эволюции косы, открыл старые карты этого места.
На картах начала 19-го века косы нет. Только маленькие острова у входа в Бейсугский лиман.
1801-й год
1812-й год
1825-й год
А на карте 1877-го года она вдруг появляется. И почти в том размере, в котором существует сейчас.
Получается, что косу намыло за каких-то полсотни лет. Невероятно.
На карте 1902-го года коса благоденствует. На ней даже угнездились два хутора.
А в середине 20-го века с косой случается то, что следовало ожидать. Вода находит себе дорогу и отрезает косу от материка. Это карта 1941-го года.
И тут я вспомнил еще один рассказ местных жителей, услышанный мною на косе, о том, что ради добычи полезных ископаемых (а в Буйсугском лимане добывают газ) протоку у основания косы пересыпали дамбой. И новая протока, которая преградила мне путь, появилась, когда вода искала себе дорогу взамен пересыпанной старой протоки.
Всё сложилось.
Эту заболоченную старую протоку я видел
Вечером я вышел на хуторскую набережную.
Не удивляйтесь. Это не одна из египетских пирамид, а всего лишь набережная маленького хутора, затерянного где-то между Ейском и Приморско-Ахтарском.
На набережной я познакомился с еще одним объектом промысла – азовской креветкой.
И здесь мне удалось снять маленький сюжет о нелёгком рыбачьем труде.
А до этого еще один сюжет о Меотийском прибое.
На следующий день погода испортилась. Пошел дождь, и подул сильный ветер. Краски поблекли, а море стало кофейным.
Но коса оставалась косой. Всего лишь одной косой в бесконечной череде чудес Меотиды.
- Категория: Меотида | Просмотров: 818 | Автор: Stanichnik | Дата: 10.05.2023 | Комментарии (25)
Удивительно красивый репортаж, спасибо большое!
Спасибо, Глеб!
Интересно было с вами тут погулять. Спасибо
Спасибо за отличную прогулку по знакомым и любимым местам! Косы Меотиды - это действительно драгоценный подарок нам. В чем-то похожи, но все разные.
На Ясенской косе я уже не был лет 10. В прошлый раз поехали мы на нее из Ейска через станицу Ясенскую (в которой, кстати, был очень неплохой музей природы Азовского моря), через поселок Ясенская Переправа и далее берегом Бейсугского лимана до поселка Труд и потом уже асфальтовыми "шоссе" до самой косы. Т.е. объехав, по сути, вокруг всего Бейсугского лимана, начав эту "кругосветку" в Ясенской переправе от узкой, но по словам местных, довольно глубокой протоки, отделяющей край Ясенской косы от материка, и закончив уже на почти самом этом краю, но с другой стороны. До самого края нас не пустили какие-то люди в форме. То ли погранцы, то ли рыбнадзор. Не помню точно, но проезд оказался перекрыт. Путешествие, конечно, не для всякого водителя и не для всякого авто, но оно того стоит.
Дмитрий, спасибо за наводку на музей. Не ожидал его в таком месте. И ещё большее спасибо за идею маршрута вокруг лимана. А коса, да, перекрыта егерями. Особоохраняемая природная территория. Но пешком можно.
Возможно, самый край косы перекрыт, чтобы ограничить рыбалку в протоке. Там она запрещена в принципе, но со стороны материка на берегу не протолкнуться было. Место там очень рыбное. Что и понятно - узкая протока между морем и лиманом, рыба гуляет туда-сюда.
Протокой отрезан не край косы, а примерно её половина по длине. Что там будет, не знаю, но местные говорили что-то об охоте на фазанов. При том, что их там будут специально разводить.
Я имею в виду протоку в Ясенской Переправе. Была ли тогда та протока, на которую наткнулись Вы - не знаю, скорее всего нет. Потому что мы не доехали до края косы совсем немного.
Вообще, края кос меняются даже в течении нескольких месяцев, иногда до неузнаваемости. Я регулярно езжу на свою любимую Камышеватсткую и примерно треть косы, дальняя от начала, меняется даже в течении весны-лета-начала осени. А уж после зимы вообще едешь и удивляешься - новые косы, заливы, пересыпи и озера. Зимние шторма перестраивают косу до неузнаваемости. То же самое и с Должанской. И с Глафировской. Да даже остров Ейская Коса - это бывшая часть действительно Ейской Косы, отрезанная штормом еще в начале 20 века, кажется. А когда-то туда даже узкоколейка вела, по слухам.
Всё, еду на Камышеватскую)
А на Камышеватской есть катраны и креветки?
Протока здесь
Кстати, катраны (не акулы, а растения) - это те самые перкати-поле, что в конце лета и осенью скачут иногда по дорогам Приазовья. Особенно здорово наблюдать их массовый забег, а потом заплыв, стоя на берегу моря на какой-нибудь из кос при сильном ветре с суши. Сотни, если не тысячи перекати-поле на огромной скорости кидаются в море, а затем величаво уплывают куда-то за горизонт.
А еще на катран можно ловить эту самую азовскую креветку. Если оставить куст катрана с грузом на ночь на песчано-ракушечном дне, а утром быстро достать и вытрясти куст, например на простыню, то набившиеся на ночлег креветки могут стать хорошей закусочкой к пиву. Конечно, такой фокус нужно проделывать компанией. Один достает "снасть", другие держат тряпку.
При случае, обязательно попробую))
Из катрана получается отличная метла. Это я вам говорю как дворник, подрабатывающий пенсионером!)
Материал отличный, некоторые фото просто завораживают...
Самая лучшая метла, из сибирька. Вот.
"Сибирёк - победитель драконов"
Но Олег, ты не путаешь катран с другими растениями? У катрана мясистый, не очень плотный стебель.
Да, путаю. Это не катран. Те растения были сухие, жёсткие. Глянул, этих перекати-полей куча родов и видов. Какой же я тогда собирал для метлы? Попробую выяснить.
Невероятно красиво
Спасибо за прекрасный исторический экскурс в эволюцию формы косы! Это факт, что косы Азовского моря за 1 шторм могут меняться до неузнаваемости. Кстати, потрясающая бетонная набережная на ваших фото возникла в х. Морозовском тоже не для красоты, море там может расходиться очень серьезно. В 2018 я ездил на самый конец Ясенской косы, тогда еще не было на пути никаких проток. Кто бы мог подумать, что повторить этот путь больше не удастся. Вот фото почти на самом конце косы.
Михаил, спасибо большое. Хоть вашими глазами посмотрю на это место.
Кстати, между Морозовским и П.-Ахтарском есть удивительный объект, заслуживающий отдельного внимания - заброшенный маяк. Тем, кто хорошо знает Анапу, он сразу покажется знакомым. Его более удачливый брат-близнец служит там до сих пор. Если поедете к нему и пойдете наверх, будьте осторожны, здание постепенно ветшает и наверху небезопасно. Но очень красиво! И щемяще. Был маяк, служил людям и оказался больше не нужен.
Спасибо Михаил. Я там был, и на площадке тоже. Только рассказать об этом еще не успел. Вы меня опередили))
Андрей, простите! Было у меня такое подозрение ))) Обычно я читаю про что-нибудь на Меотиде и добавляю в свои планы, а тут первый написал, выходит)
Покопался в архиве
Не за что вам просить прощения, я очень рад. Вы, как я вижу тоже человек законопослушный, и военную метеостанцию, стоящую рядом, не снимали))
Оставить комментарий