Подвалы в степи

Междуречье Северского Донца и Кундрючьей представляет собой огромный, всхолмленный клин, изрезанный по краям балками. С песчаным массивом на острие у Нижне-Кундрюченской и каменными выходами у основания клина возле Синегорского.  

Всё жильё здесь исстари жмётся  к воде, к Донцу и Кундрючьей.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

На самой довольно безводной равнине люди не селились. Что заставило поселенцев в конце 19-го века основать здесь два хутора, в самом центре этого клина, в верховьях гигантской балки Дедова, неведомо.

Я балку на карте подсветил светло-зелёным.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Время образования хуторов -это моё предположение. Потому как на многочисленных картах середины и начала 19-го века этих хуторов нет. Отмечены они только на карте РККА 1940-го года.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

А на одном из раскопов, которыми пестрят все без исключения брошенные селения, мы нашли «пятак» 1956 г. Эту дату и посчитали временем, когда жизнь здесь затихла.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Мы свернули к хутору, не надеясь найти здесь что-то. Точнее, не надеясь найти здесь то, что ищут другие. Мне было интересно, что привело сюда людей, и что осталось от их труда.

Сейчас здесь тихо. И только по редким покосам можно понять, что сюда заглядывают люди. Эти покосы позволяют цвести редким горсткам ярких горицветов.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Как и в других подобных местах, пытаюсь угадать планировку селения и маршруты его жителей. Но много лет прошло, и сначала ничего у меня не получается.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Вот сердце забилось. Каток! Еще один!

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Очень вероятно, что это было гумно.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

И канава рядом подтверждает эту гипотезу. Место молотьбы обычно окапывали канавой, опасаясь огня.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Начинает что-то складываться. Если здесь молотили, то жильё должно быть к востоку. Чтобы обычные ветра не несли в курени пыль и полову.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Хотя встречал и исключения из этого правила. Но здесь, в месте, всем ветрам открытом, это правило должно действовать. Какое-то время кружу у катков, не в силах от них оторваться. И пытаясь найти другие следы в густой траве.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Иду на восток. Похоже, угадал. Начинаются ямы.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

И камни в траве.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Некоторые лежат беспорядочно. А некоторые явно остатки строений.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Эти прямоугольники - курени, выстроенные по главной улице.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

А из ям на меня смотрят позеленевшие камни. Этот хутор был не временным станом. Жители обосновывались здесь надолго. Такой камень можно было наломать или у Западно́го на Донце, или у Чернышева на Кундрючьей. Одинаково далеко.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Теперь уже я отчётливо вижу главную улицу хутора и курени, выстроенные в ряд.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Для меня всегда интересны те находки, которые бросают «копатели». Они всегда бросают осколки керамики, «чёрное» железо и много другого интересного. Но здесь таких находок мало. На месте станицы Цимлянской, например, где люди переселялись относительно спешно, таких находок множество.

Вот непонятная, но с ровными краями, стальная пластина.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Подвал!!! С выложенным арочным сводом.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Выложить такой свод, тем более из необработанного камня, стоило большого труда. И ниша сохранилась в дальней стене.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

В подвал вела каменная лестница. Вероятно, ступени у неё были из тесаного камня. Что и стало причиной её разрушения.

Теперь мне уже многое понятно. Понятно, где были первые дома в хуторе, и куда он продолжался.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Каждый курень «обозначен» довольно высокой насыпью. Такая насыпь не может быть ничем иным, как расплывшимися саманными стенами.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Такой картины не наблюдал нигде. Ряд усечённых пирамид- это ряд медленно растворившихся куреней.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Этот огромный и добротный каменный подвал имел деревянное перекрытие. Оно исчезло, а выложенная камнями яма вполне цела.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Этот гвоздь, вбитый в стену подвала, я рассмотрел уже дома на экране. А то бы вытащил.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Некоторые камни лежат хаотично. Но таких немного.  Угадываю, что здесь был столб ворот.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Теперь я, как наяву, вижу главную улицу хутора.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

В этом месте  сплошная застройка хутора нарушилась, и он рассыпался на отдельные курени. Так обычно бывает.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Хутор был зажиточен. Столько массивных, каменных фундаментов нет нигде в подобных местах.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Еще один подвал!

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Он обширнее первого, хотя оплыл сильнее. И на задней стене у него две ниши.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Этот хутор точно не был обычным «выселком» из ближайшей станицы или слободы. Скорее всего, его основали переселенцы из центральной России или из Малороссии, приведённые сюда крупным землевладельцем. Он ссудил переселенцев деньгами на обустройство, но место было выбрано поближе к сельхозугодиям, и оказалось «не на века».

Такие переселения были обычны в конце периода крепостного права. Но гораздо более после его отмены.

 

Ищу остатки помещичьего дома. И, кажется, нахожу.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Хотя стопроцентной уверенности нет. Скорее интуиция и опыт.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

В траве замечаю мелкие листья одичавшей клубники. У казаков она была не в почёте. Возни много, а не сытная.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Еще повсеместно в этом строгом царстве, погрузившемся в пучину времени, меня сопровождали неуместно весёлые фиалки и хохлатки. Весна.

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Брошенные хутора Петровский и Дедов
 

Весна.

 

Но эти ниши в подвалах мне теперь не дают покоя.

 

 

 

 

Stanichnik (28.03.23 21:51)

Ниши достаточно широкие и высокие. Но не глубокие. Ведро или крынка не станет. Взяты в деревянную раму. Видны следы побелки.

vvd (29.03.23 21:08)

На первом снимке у левой ниши просматривается подобие дверцы с петлями. Если это так, то за дверцей хранили то, к чему в подвале могли подобраться “неприятели”. Что-то некрупное, но требующее охлаждения, например: сливочное масло, творог. И подальше от входа, для большей прохлады.

Опять же возможно присутствующая дверца объясняет наличие деревянной обшивки пространства. Это рамка дверцы. А отсутствие глубины проёма можно объяснить осыпавшейся землёй, у которой не было подпорной рамки

 

Вообще, красиво всё рассказано. Трогает описание “растворившихся” куреней.

Гость (28.03.23 22:09)

Для чего эти ниши в подвале?

Stanichnik (28.03.23 22:14)

Версии есть, но сомнительные. Пока ищу факты.

Heach (28.03.23 22:22)

Отлично бы было увидеть предположительные смоделированные рисунки на фото, как у Фариона в "Генплане"

Stanichnik (28.03.23 22:31)

Наверное не тот случай. Пока ищу факты.

Ankol1 (28.03.23 23:33)

5 коп. были 1955 года.

 

Stanichnik (29.03.23 07:06)

Невелика разница))

Stanichnik (29.03.23 10:43)

Листая статьи на сайте Русской Православной Старообрядческой церкви, нашел вот эту цитату:

"В то же время один самых значимых старообрядческих начетчиков Ф.Е. Мельников сообщает, что в 1869 г. на Дону правительством были закрыты все старообрядческие храмы, а в 1878 г. последовало запечатание еще 17 старообрядческих часовен." 

Очень вероятно, что в эти странные на первый взгляд ниши в подвалах, "ушли" иконы из старообрядческих церквей. Сам не могу поверить в это.

Vyacheslav (29.03.23 12:59)

Здравствуйте,думается ниша для свечи,лампы керосиновой и пр. Дабы в потёмках не искать,да  не обронить не нароком промеж бочёнка с квашеной капустой и кадкой сухофруктов

Stanichnik (29.03.23 13:58)

Спасибо, Вячеслав. Я думал об этом. Но эти ниши в противоположной от входа стене. Обычно полки для источников света делали у входа. И главное, свечу или лампу неразумно ставить в нишу. Её надо ставить на выдвинутую из стены полку. Так гораздо больше света. И почему в одном из подвалов две ниши?

Ankol1 (29.03.23 18:20)

Ничего загадочного в этих нишах нет. Просто, они многофункциональные: можно использовать и для хранения продуктов, и для светильниов. И для предметов - тех же икон. Во многих дореволюционных подвалах и погребах делались ниши.

Stanichnik (29.03.23 20:18)

Загадочного нет. Есть непонятное. Они глубиной сантиметров 10. Хранить что-то в них неудобно. А ставить светильник в нишу было не разумно. Света меньше.

Ankol1 (29.03.23 21:16)

Очень даже разумно. Не заденешь и не перевернется. Нормы пожарной безопасности))

Nгорь (29.03.23 21:53)

Таки ниши - для свечей, иногда используется как декоративный элемент и как место культового предмета. Фото от строителей погребов из Словении. В основном винных погребов.

Stanichnik (29.03.23 21:58)

Игорь, как-то эпохи разные и цели у подвалов иные.))) Там тяжелый труд натурального хозяйства. Эти подвалы собственными руками выкладывали. Каждый камень уложеный в стены и свод подвала болью в натруженной спине и руках отзывался. И чтобы аккуратные ниши, обшитые деревом, для свечки? Не вяжется.  

Nгорь (29.03.23 22:43)

Не думаю, что собственными руками. И традиции остаются. По первым двум фото видно что одна ниша у входа, другая на противоположной стороне. Они однозначно для свечей. Дерево? Столы тоже деревянные, однако это не мешало ставить на них свечи.

Stanichnik (29.03.23 22:51)

Нет Игорь, значт на фото не передалось. Подвалы почти одинаковые. У обоих ниши в противоположной от входа стене. Только в одном подвале одна ниша, в другом две. Странно устраивать нишу для светильника в дальней точке от входа. 

Nгорь (30.03.23 21:09)

Свет свечи не ярок, приходится таскать ее с собой в дальний угол, чтоб картошки набрать)

Makedonsky (30.03.23 10:31)

Да обычная ниша в подвале, коих множество. Использовались для хранения всякой мелочи. Глубина и размер ниши по моему мнению зависит от достатка хозяйства. Есть что хранить, надолго и ценного съестного - больше ниша, а нет, так и незачем ее большую делать. А на фото подвалы не супер большие.

Stanichnik (30.03.23 11:32)

Например, что по-вашему могло храниться в такой нише?

Vyacheslav (30.03.23 10:55)

Ничего странного.Даже удобно спускаясь ставить свет напротив,посередине и спокойно накладывать малосольную сельдь да мочёные яблоки.А дерево ставили повсеместно,соглашусь с Игорем.Все подпорки и перекрытия делались из дерева и не заморачивались.Спасибо автору за интересные заметки!

Stanichnik (30.03.23 11:58)

Интересный маршрут)) Спустился в подвал, прошел к дальней стене, поставил свечку в нишу. Света от неё сразу стало на треть меньше. Вернулся в центр подвала, набрал селёдки и яблок. Оставил их у бочек. Пощел к дальней стене за свечой. Взял её. Идёшь обратно. По дороге прихватил яблоки и рыбу. Вышел.

Вы все не отвечаете на главный вопрос. Зачем ниша, зачем их две одинаковые?Ниша в подвале могла быть сделана только для экономии места. Но эти ниши явно место не экономят. 

 

Да, эти ниши могли предназначаться для хранения мелких предметов. Назовите мне такие предметы, размером не более 10 см., в быту сельского жителя второй половины 19-го века, которые надо было хранить в холоде.Маленькие баночки с вареньем? Плошечки с воском? Горшочки с топлёным салом? Вся посуда была или гораздо крупнее или не требовала холода.

 

 

vvd (30.03.23 12:43)

К тому, что отписал выше по поводу предназначения ниш, могу добавить, что две ниши предназначались для раздельного хранения мясных и молочных продуктов. А видимая дверца, кроме защиты от “неприятелей”, могла ещё дополнительно задерживать холод.

Stanichnik (30.03.23 13:09)

Валерий, все подобные предположения разбиваются о глубину ниши. Она не более десяти сантиметров. Любая крынка больше. Можно конечно предположить, что полки в нише были шире её глубины. Но зачем тогда она вообще?

vvd (30.03.23 16:03)

Повторюсь. Ниши были глубокие, только земля там осыпалась. Осталось небольшое пространство от края, поскольку имелась деревянная рамка, на которой дверца держалась.

Stanichnik (30.03.23 18:33)

Принципиально поеду, исследую эти ниши.)))

Ankol1 (30.03.23 18:39)

Поддерживаю!-))

Гость (30.03.23 12:59)

А в нише могло быть холоднее чем во всем подвале?

Stanichnik (30.03.23 13:07)

Могло быть. Но не более чем на пару градусов.

Vyacheslav (30.03.23 15:39)

Именно.Ниши для мелких ценных предметов,которым нужна стабильная прохлада.Такие как восковые свечи,бутылки с керосином,весьма дорогим тогда и пр. В погребе или подвале проход оставляют свободным. Кстати женщины в русских селениях,были не дюймовочки,а многодетные крестьянки и интересных маршрутов по погребу не совершали)) Зашли-взяли-вышли. Припасы вдоль стен,свечи огарочек посередине,солонинка,да копчёная на сене баранья нога подвешены.Оно и по сей день так.

Бывалый (30.03.23 20:46)

Вообще-то в любом подвале нужна вентиляция. От лишней сырости заведётся плесень и грибки. Обсуждаемые ниши могут быть остатками щелевидных вентиляционных каналов, которые открывались или перекрывались по ситуации. У строителей это называется «продухи»

Sabina (02.04.23 19:42)

Позволю вставить свои "5 копеек" в обсуждение) Цитаты с сайта Синегорского сельского поселения:
"В 1963 году х.Петровский Западновского сельсовета передан в состав Грушево - Дубовского сельсовета."
"В августе 1967 года х.Петровский исключен из учета данных."
Это к вопросу о времени исчезновения хутора.
Андрей, благодарю вас за путешествие и заметку. Это мои родные места, всё никак не доеду туда, хотя очень тянет. Надеюсь, этим летом получится. Очень рада побывать там хотя бы с помощью Ваших снимков.

Stanichnik (02.04.23 19:56)

Я счастлив Sabina)))

Гость (24.11.23 10:20)

Не для горящей свечи ниша, однозначно! В комментарии кто-то написал, что ставили же свечи на деревянный стол и не страшно было в плане противопожарной безопасности. Но ведь здесь верхнее перекрытие в нише тоже деревянное, поставь туда свечку с огоньком и сразу начнется пожар!
Помню из детства, как отключили свет,пошла я в ванную и поставила свечку внутрь деревянной полочки в виде рамки. Верхняя дощеска сразу обуглилась.

Stanichnik (24.11.23 10:44)

Там высота ниши не менее полуметра, а церковная свечка маленькая. А лампадка еще меньше.

Гость (24.11.23 13:24)

Визуально по фото кажется, что окошки совсем небольшие.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.