Боевые чайки и пропавший город

Все учебники истории утверждают, что Троицкая крепость, заложенная Петром I, на месте нынешнего Таганрога, в 1698-м году, стала первой российской военно-морской базой. Но задолго до этого, у казаков уже существовала база, где они держали и готовили к походам свой флот. Вспомним историю, С начала 17-го века происходит нарастание конфронтации между азовскими турками и донскими казаками. В 1637-м году, после двухмесячной осады, казаки штурмом берут крепость Азов, воспользовавшись тем, что Турция вела тяжелую войну с Персией, а ногайские орды, обычно помогавшие гарнизону Азова, откочевали в Крым. Казаки захватили в Азове 294 пушки и освободили около 2000 пленных христиан, которые были переданы царскому воеводе, привезшему в Азов жалование казакам. В июне 1641-го 140 тысячный турецкий корпус осаждает Азов, защищаемый 5,5 тыс. казаков. В сентябре турки, отчаявшись взять город, снимают осаду. В январе 1642-го Земский собор, созванный Михаилом Романовым, отказывает казакам в их просьбе присоединить Азов к России из-за не готовности России к войне с Турцией. Казаки оставляют Азов и отходят в Раздоры и на Махин остров, захватив с собой в качестве трофеев артиллерию, городские ворота и весы, которые в настоящее время выставлены на майдане у Воскресенского Войскового собора в Старочеркасске. Погибшие казаки похоронены в Монастырском урочище. В последующие десятилетия турки укрепляются на нижнем Дону, строят крепость Лютик на Мертвом донце и две каланчи с артиллерией в районе Елизаветинской. Дон перетягивают цепями. Казаки прорывают казачий ерик для выхода в Таганрогский залив, через гирло Каланча. Турки организуют карательные экспедиции, разоряют Маныческий, Монастырский, Черкасский городки. Монастырский городок больше не восстанавливается.

До прихода на Дон в 1695-м году царских войск и осады ими Азова, казаки вели тяжелую борьбу с превосходящими силами турок и ногайцев. И вести эту борьбу без легкого и подвижного флота было невозможно. Но флот пусть и малый сковывал казаков и лишал их главного преимущества - подвижности и маневренности. Быстро нападая на турецкие укрепления и суда и быстро отходя в плавни и степи, казаки не могли брать с собой свои лодки. Вот тогда и пригодилась им река Черкасская, узкая, извилистая, удобная для казачьих «чаек», и главное, окруженная болотистыми лугами, она была недостуна ни для турецких галер ни для ногайской конницы. Здесь казаки основали Махин городок, ставший их военным портом.

На фото Казачий ерик в районе хутора Махин. Принято считать, что главной ценность для казака был конь. Да, это стало так в 19-м веке. А в 18-м, когда главные события в истории казачества разворачивались в бассейне Дона, Волги, Азовского и Черного морей, главной ценностью для казака была лодка-Чайка. Строилась она по уникальной технологии, ее остов изготавливался из целого ствола дуба. Быстрое, верткое, парусно-весельное судно, позволяло внезапно напасть на неприятельский стан или корабль и так же внезапно исчезнуть. Но эти лодки становились беззащитной обузой, когда Азовцы накатывались на казачьи городки с карательным набегом. И Черкасская оказалась очень к кстати и очень к месту, расположенная где-то по середине между Азовом и казачьей вольницей она обладала всеми качествами необходимыми для военной водной базы. Тут и стояли в камышах, пережидая тяжелое время, боевые «чайки». И не могли тяжелые, весельные турецкие галеры пройти по маленькой речке - ерику, а конница вязла в пойменных болотах и левадах.

Нынешний хутор Махин, стоит как бы на возвышенности. Это видно на фото. Вероятно эта возвышенность осталась от времен казачьей военной базы.

Кладбище хутора, расположено на невысоком степном кургане, как и положено для боевой станицы в дельте Дона.

Сейчас хутор Махин - ни чем не примечательное поселение в бескрайних пойменных лугах. Со станицей Ольгинской его связывает хорошая асфальтовая дорога. Двигаясь по ней, можно увидеть необычное для наших мест заведение – аэроклуб.

И вот мы в Ольгинской. История появления станицы необычна. Начнем с того, что основана она в 1806 году по высочайшему повелению и называлась первоначально Новомахинской. Название говорит о том, что хоть к тому времени военный лагерь в Махином городке и потерял значение, но слава его жила. В это время Россия пробивала себе нелегкий путь на восточный Кавказ. В том направлении и обратно постоянно двигались войска, купцы, чиновники, и все те, кто обычно сопровождает подобные великие экспансии. Но на этом пути не было селений почти до самого Ставрополя (Основан в 1777). В связи с этим передвижение по этому маршруту, особенно зимой, было экстремальным. И вот, по высочайшему указу основываются сразу четыре станицы: Мечетинская, Кагальницкая, Егорлыкская и Ольгинская. Что конечно облегчило передвижение всем тем, кто стремился попасть на Кавказ или его покинуть. Но оставалось еще одно серьезное препятствие на этом пути. Вспомните начало рассказа, местность между станицами Аксайской и Ольгинской было малопроходимое, именно поэтому и держали казаки здесь свой флот. 11 июля 1846 года, в день венчания дочери Николая I, великой княгини Ольги, при большом стечении публики наказной атаман войска Донского генерал от кавалерии М.Г. Власов всенародно объявил о начале сооружения дамбы между двумя станицами. Соответственно и дамба и станица, к которой она вела, были названы именем великой княгини. О дамбе расскажем ниже, а сейчас выходим на главную улицу станицы, которая является продолжением дамбы. И образуют вместе многокилометровую стрелу пересекающую донскую пойму.

Придорожная торговля и снабжение проезжающих в крови у жителей станицы. Не говоря уже о том, что осенняя придорожная торговля на Дону, чрезвычайно живописна.

А этот полузаброшенный объект в станице не имеет отношения к истории казачества. Он имеет отношение к биографии автора этой статьи. Те, кто постарше, помнят многочисленные и многодневные выезды горожан на сельхозработы. ИТР, студенты, школьники, были обычной рабочей силой на полях. Вашему покорному слуге, школьником, пришлось неоднократно и весело проводить время на Ольгинских плантациях. А здание это было ни чем иным как колхозной столовой. Мы приезжали сюда три раза в день из бригады, где работали и жили, в кузове ЗИЛа или ГАЗа, удерживая на ухабах армейские бачки для еды и аллюминивую кастрюлю для хлеба. И в этой самой столовой разбитные колхозные поварихи в несвежих халатах, лопавшихся на груди и пониже, с сальными шуточками наваливали нам в наши бочки борщ, макароны и котлеты, и мы ехали обратно по ухабам и колдобинам к веселью и романтике колхозного школьного лета. Кажется это называлось трудовым воспитанием. Правда уважение к труду мне все-таки привили, но другие люди и другим способом.

Восхищает музыкальная школа в Ольгинской. Расположена в большом старинном здании.

А это обычная школа.

Нынешняя станичная церковь.

Памятник Павшим расположен рядом со школой.

Казачья усадьба.

И вот Ольгинская позади. И перед нами главная цель нашего путешествия – Ольгинская дамба. Несомненно уникальный памятник 19-го века. Сначала маленькая справка. «Постройка дамбы продолжалась девять лет и обошлась казне в 935236 рублей. Дамба была проложена по займищу от Аксайской до Ольгинской станицы на расстояние семи с половиной вёрст. На этом пространстве было сооружено 8 мостов. 93 человека обслуживало дамбу. В их числе были офицеры, писари, урядники и казаки. Нижние чины на погонах имели буквы "ОД" - Ольгинская дамба.»

Охватить взглядом это грандиозное строение невозможно, несмотря на то, что высота ее достигает 4-х метров. Заросшая деревьями, кустарником и камышом окрестность скрывает от глаз этот памятник продвижения России на юг.

Объем перевезенного и уложенного в дамбы материала колоссален. С ней может сравнится только Димитриевская крепость. Но от крепости почти ни чего не осталось. А дамба стоит как стояла. За исключением мостов. Мосты разрушены и от них остались только насыпи. Одна из них видна на этом фото. Вместо мостов насыпаны небольшие дамбочки. Это случилось уже в 20-м веке, когда не было необходимости в такой высоте дороги. И эти дамбочки значительно ниже общего уровня основной дамбы. Поэтому в местах бывших мостов, дорога делает крутые изгибы как по высоте так и из стороны в сторону.

Почти с каждого участка Ольгинской дамбы открываются красивые виды на правобережье. На этом снимке Александровский холм.

Начиналась Ольгинская дамба от плашкоутного моста. На этом снимке, виден ряд деревьев, скрывающий дамбу на участке левого берега Дона. А на другом берегу Одигитриевская церковь в Аксайской станице, она и была началом великого пути на Кавказ.

И наконец главное. От куда взялся строительный материал для дамбы? На левом берегу подходящего материала нет. Значит, материал для строительства брали на правом. Посмотрим на правый берег, вот он на фото. Два высоких берега ручья, на одном береге, сложившаяся к тому времени станица Аксайская, там стройматериал не возьмешь. А на другом знаменитое Кобяково городище. Получается, материал для дамбы брали там. Выглядело Кобяково городище всегда странно, какое-то он обгрызанное. Его не сравнить с Мокрочалтырьским, которое выглядит, как игрушка. И странные ровные площадки перед городищем с востока (со стороны дамбы). Получается, что было Кобяково городище значительно больше, и выше, и шире, получается не городище там было, а целый древний город. Да срыли его ради дамбы.

Далее два фрагмента карты 1880 г. Река Черкасская названа на них Казачьим ериком

Немного о Кобяковом городище здесь

Об Аксайской переправе здесь

О Реке Черкасской здесь

LV (06.04.18 03:35)

День добрый! А почему суда донцов в статье называются на запорожский манер - чайками? И в источниках, и у историков они достаточно стабильно называются стругами. Наименование их чайками мне пока не встречалось.

Stanichnik (06.04.18 05:39)

Струги - это волжское название. 

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка