Когда пишут о Сталинградской битве и о блестящем начале советской военной операци "Уран" 19-26 ноября 1942, ознаменовавшей историческое контрнаступление Красной Армии под Сталинградом, иногда вспоминают об одном эпизоде, когда бОльшая часть танков 22-й танковой дивизии Вермахта не смогла прийти на помощь державшей оборону по Дону 3-й румынской армии, будучи выведенной из строя степными мышами. Здесь изложены подробности этой истории. Может, конечно, роль маленьких грызунов и преувеличена, но свою определенную роль в борьбе с оккупантами они несомненно сыграли. "Подвиг" мышей вдохновил и литераторов. Так поэт и писатель Владимир Репин создал стихотворение, которое так и назвал "Противотанковые мыши. 19 ноября 1942":
Девятнадцатого утром загремела канонада,
Залп «катюш» закончил дело, танки двинулись вперёд,
Поле вьюжило метелью, и бежала так, как надо
Третья армия – как будто снег румынам пятки жжёт.
Немцев свежих бронечасти нас связали встречным боем,
Сутки в снежной круговерти танки с танками дрались.
Вдруг – хоть верьте, хоть не верьте, «танки ромбом», танки строем,
Но встаёт фашист в ненастье – нет «искры», и хобот вниз…
После боя выясняли, почему ломались немцы:
С их дивизией в резерве вышла осенью беда –
Мыши слопали, во-первых, весь НЗ у иноземцев,
А когда еды не стало – перегрызли провода.
Некоторые даже предлагали поставить памятник "боевой мыши". А где же должен стоять такой памятник, т.е. где мыши перегрызли проводку у немецких танков? В советских и российских источниках ответа на вопрос я не нашел. Правда, в книге советского академика А.М. Самсонова приводился план и содержались сведения, что дислоцировалась 22-я танковая дивизия в районе хутора Перелазовский, что теперь в Волгоградской области. Пришлось обратиться к "вражеским" иностранным источникам, в которых тоже не шибко точно обозначалось место "мышиного подвига". Но в конце прошлого десятилетия, благодаря Российскому фонду исторических исследований "Открытая история", появился перевод на русский язык страниц немецкого документального труда Rolf Stoves «22 Panzer-Division, 25 Panzer-Division, 27 Panzer-Division und 233 Reserve-Panzer-Division. Aufstellung, Gliederung. Einsatz».
Там и была глава, посвященная пути германской 22-й танковой дивизии и ее участии в составе 6-й армии в битве за Сталинград.
В частности там написано, что 22-я дивизия с сентябя 1942 года находилась в резерве ОКХ и группы армий «Б» в районе Маньково-Калитвенская-Чертково (участок XXIX немецкого армейского корпуса и 8-й итальянской армии). Приводится и документ - донесение оперативного отдела 22-й танковой дивизии командующему группы армий «Дон» от 6 декабря 1942:
«После боев в излучине Дона 15.9.42 был произведен отвод дивизии (сформирована во Франции зимой 1941-1942 гг.) с ее позиций на Дону и переброска в район Маньково-Калитвенская. Взаимодействуя с генералом-немецким военным советником при итальянской 8-й армии были изучены возможности размещения в указанном районе, обслуживания вооружения и техники, а также улучшения боевой подготовки.
Необходимый ремонт автотранспортных средств из-за нехватки запчастей был проведен в недостаточных объемах.
Особенные сложности составлял дефицит горючего, особенно в танковом полку. Это препятствовало проверке боеготовности, а также переподготовке водителей и экипажей по прибывшую материальную часть германского производства.
Насколько известно, назначенный вместо заболевшего командира дивизии полковник фон дер Шевалье несколько раз письменно и лично информировал о таком положении.
За это же время в 6-ю армию был передан танко-саперный батальон, в 700-е танковое подразделение (Pz.-Verband.700) две роты танков «Шкода» 38t и танкоремонтный взвод. Запланированные для их замены танковые роты из 16-й и 24-й танковых дивизий так и не прибыли.
10.11.42 22-я танковая дивизия получила приказ ускоренно выдвинуться в район Калачев (сектор 3-й румынской армии). Марш на расстояние в 250 км сопровождался внезапными ночными морозами до минус 20 градусов Цельсия.
Из-за нехватки зимнего оснащения грузовиков и танков, имели место большие потери грузовых автомашин. Особенно значительны были потери в танках. Из 104 заявленных как боеготовые танков, 39 оказались не готовы к маршу и остались на месте, еще 34 выбыли во время марша».
Заметьте, в документе про мышей - ни слова! Но зато, мы получаем указание на место дислокации дивизии:район Маньково-Калитвенская-Чертково в Ростовской области! А далее читаем: " Формулировка «упущение высшего командования», которая использовалась в подаваемых наверх отчетах, совершенно неточно означает то, что ощущали солдаты танкового полка. Его последствия были очевидными: из 104 танков и самоходных орудий, которые значились в корпусе и группе армий как боеготовые, свыше 60 не смогли выступить маршем или были потеряны во время движения. Часть из них вышла из-за короткого замыкания, неисправности проводки и прочих небольших технических дефектов сразу после запуска! «Это все результат идиотской экономии топлива наверху!» - в злости рычал командир танкового полка, производя доклад сначала исполняющему обязанности начальника оперативного отдела, а потом и командиру дивизии. К этому он добавлял: «Все танки перед маршем были основательно проверены!», хотя его собственный водитель танка, а позднее и полковой инженер с группой ремонта так объяснили причину множества коротких замыканий и воспламенений моторов: мыши погрызли резиновую оплетку кабеля и переходников, которые в изобилии были в танках «Шкода»! Из-за этого фон Оппельн немедленно отдал приказ заменить все поврежденные кабели на новые. За это сразу взялись все присутствующие на месте танкисты, водители и механики. Там, где 12-жильного кабеля не хватало, приходилось импровизировать: «Знаешь как – старые ребята знают лучше!». Так с крепкими словечками и провели эту ночь в Чертково вблизи Дона танковые экипажи и механики из ремонтных служб." Так что, если и были мыши - они были наши, ростовские, т.е. Чертковские и Маньково-Калитвенские.
А памятника мышам не надо. Подвиг совершили и победили все-таки люди, советские люди!
- Категория: Великая Отечественная | Просмотров: 602 | Автор: Ankol1 | Дата: 07.02.2023 | Комментарии (20)
В 90-х я сам слышал стон начальников цехов, жалующихся на повреждение кабельно-проводниковой продукции крысами. Видел изоляцию погрызанную крысами. Организовывал визиты на завод представителей компаний занимающихся борьбой с крысами. Однажды пришлось фотографировать на мыльницу обгоревший труп крысы попавшей под высокое напряжение. Проблема была, ощутимая и реальная. Потом она стихла. Крыс иногда вижу, но вероятно у них сейчас есть более вкусные вещи. Кстати самым крысиным местом на Сельмаше был перон железнодорожной станции. Не знаю как сейчас.
Но что бы мыши.
Короткое замыкание на практике
Закон Ома суров, но это закон)
А в случае с проводкой танков мыши выступали в качестве перемычки?
Мыши портили изоляцию провода от аккумулятора к стартеру. Провод коротил на корпус, искрил. Могло что-нибудь загореться, внутри танка бывает грязно, разлито масло, могут быть тряпки, одежда. Как минимум выходил из строя аккумулятор.
Стартера в Pz 38 были Bosh. В книге Куровски написано, что и с буксира танки не заводились!
Стартер Bosch как и любой другой не заработает при неисправном аккумуляторе.
Куровскому было удобно всё свалить на мышей. Подозреваю, что и человеческий фактор поучаствовал. Чего не придумаешь, чтобы избежать трибунала
Представляя себе устройство танка и условия его эксплуатации суровой зимой в нижнем Поволжье, предположу, что у танков было гораздо больше причин «не поехать», чем «поехать».
Тем более, что часто они снабжались трофейным, то есть нашим, топливом и маслами. Которые по качеству были хуже европейских.
Замерзла вода, попавшая в топливо.
Парафин забил сетки фильтров.
Сел аккумулятор, в который залили случайную воду.
Окислились контакты от чередования тепла и мороза.
И т.д. и т.п.
В подвиг грызунов верю безоговорочно. Хоть пару танков, но они грохнули обязательно. Но большей частью, на них свалили вину страдающих от холода и депрессии экипажей.
Четково - это ведь не Поволжье! И операция Уран начиналась на Среднем Дону, а не в Нижнем Поволжье.
Я понял, что мыши погрызли танки Манштейна, который рвался на помощь Паулюсу. Или я не внимательно читал?
"Зимняя гроза" Манштейна началась в декабре. А описываемые события происходили раньше.
Мы привыкли называть мышами всех похожих на мышь мелких грызунов. Но в реальности погрызть изоляцию могли скорее всего полевки. Конкретно - обыкновенная или серая полевка. Морфологически очень отличается от мыши зубами- у неё они своеобразной пилой устроены, а у мышей. - как у человека или собаки. - отдельные зубчики.
Так вот, численность этой полевки бывает огромна. - до 10 тысяч нор на гектар. И она обладает свойством устраивать норы в камнях, а не только под землей. А что такое стоящий танк для полевки? Правильно, большой камень с многочисленными отверстиями и ходами в нем.
Поэтому на постамент, при случае - не длиннохвостую и острозубую мышь, а короткохвостую и пилозубую полевку.
Может лучше памятник собакам-подрывникам под Чалтырем?
Вроде есть в Волгограде.
Есть. Сам видел.
У меня эти полевки в Арпачине проводку на БМВ 520 Е-34 съели в 2004 году, теплоизоляцию, салон тоже.
Может быть в БМВ запах привлекательный для мышей стоял? Может быть вы возили в машине, что-то вкусное для них? Или просто тёплая была?
машина немецкая
Вот оно, что оказывается! Привычка.
Генетическая память ;)
Оставить комментарий