Плавучие маяки Меотиды.

Благодаря стараниям авторов «Донского временника», за что им низкий поклон, широкой публике стало известно о путевых заметках, которые в конце позапрошлого века написал, журналист, беллетрист, этнограф и путешественник Николай Николаевич Лендер.

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

Значительную часть своих путешествий Николай Николаевич совершил по югу России. И оставил нам очень живые и яркие описания нашего края, такого, каким он был полтораста лет назад. 

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

Вот один из эпизодов:

Впереди обрисовывается точечка. Вглядываюсь: судовая мачта.

– Это – Беглицкий плавучий маяк, говорит капитан, – мы сделали 12 миль от Таганрога.

А что это за маяк – посмотрите сами. На мёртвом якоре стоит судёнышко, раскачиваемое волной из стороны в сторону. Тут, вдалеке от берега, среди моря, живут люди и живут не по часам, не по дням, а целые месяцы, целые годы. Им доставляют провизию, припасы. Им даже привозят гостей, одного только не делают – не берут их на берег.

И вот, когда осеннею ночью, бурною и ненастною, среди морской пустыни вы увидите одинокую огненную точку, знайте, что зажгли её люди. Там, около этой точки, теплится жизнь, там сторожа вашей безопасности. Море, как раненый зверь, стонет из конца в конец, волны бегут и ревут, а там одна жизнь жмётся пугливо к другой…

Как живётся этим людям, не знающим берега?..

Как? – Взгляните на них, когда приближается к ним пароход с людьми о т т у д а – с берега… из другого мира!..

– Счастливцы! думают они, смотря на вас, и часто провожают вас долгим взором, пока чёрный дымок парохода не скроется за линией, где море сливается с небом.

Вы, читатель, счастливец потому только, что вы из другого мира, оттуда. с берега, где много-много людей, где бьётся пульс жизни, где идёт борьба интересов… А эти люди? О, Боже мой, как они далеки от этого мира, от этой борьбы, от этого множества людей. Двенадцать морских миль, шутка сказать!..

 

После чтения этих строк, у человека с воображением может просто мороз пойти по коже. Оказывается здесь, у Беглицкой косы, которая сейчас больше напоминает курортный уголок, в конце 19-го века, людей, ради обеспечения навигации, обрекали на муки Робинзонов.

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

Стал разбираться. Первая находка ждала меня на карте Таганрогского залива 1880-1886 гг., которую я нашел на сайте http://www.etomesto.ru/. Этому сайту, в очередной раз моя огромная благодарность.

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

На карте, о которой я говорю, обозначены не только плавучие маяки, но и помещены их изображения.

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

Подпись под видом плавучего маяка у Беглицкой косы, развеяла многие подозрения о не гуманности государственных мужей отвечающих за навигацию в акватории Черного и Азовского морей.

Там сказано, что на зимнее время, с 1-го ноября, плавучий маяк заменяется вехой с ярким флагом. Значит, команда маяка зимовала на берегу.

 

Возможно где-нибудь здесь, в вытянутом в линейку на высоком берегу, хуторе Беглицкая коса была зимняя квартира экипажа маяка.

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

На карте кроме местоположения плавучих маяков, указана и зона видимости их огня. На этом фрагменте карты я красным цветом залил зону видимости Беглицкого плавучего маяка. А зону видимости Таганрогского, электрического маяка, залил синим.

Так эти маяки «передавали» один другому, проплывающие суда.

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

А был еще третий плавучий маяк, «маяк Донских гирл». На карте есть и его изображение.

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

Рассматривая фрагмент карты с расположением этого маяка, я обратил внимание на его близкое расположение с лоцмейстерским постом на острове Перебойный. И обратившись к уже упомянутому Донскому временнику, нашел интересный факт о той роли, которые сыграли плавучие маяки в развитии радио.

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

Почему-то я считал, что первая гражданская радиостанция в России была смонтирована в помещении лоцмейстерского поста.

Оказывается, там был приёмник, а передатчик находился на плавучем маяке. Этот маяк, в связи с углублением и продлением Донского судоходного канала, всё более и более отдалялся от лоцмейстерского поста. Оптическая связь становилась затруднительной или вообще невозможной. И по просьбе комитета донских гирл, Александр Степанович Попов смонтировал радиостанцию на плавучем маяке.

 

Но вернёмся на Беглицкий маяк, с которого мы начали своё любительское расследование «затерянных в океане».

Николай Николаевич Лендер говорит о четырех плавучих маяках. Следы двух из них мы уже нашли. Третий находился в Керченском проливе. И никакой зимовки, а, следовательно и длительного нахождения людей там быть не могло. Ведь известно о снесённом льдами первом варианте Крымского моста в середине 20-го века.

А четвертый маяк был у Босфора в Турции и совсем нас не интересует.

 

Беглицкий же маяк находился по глубоководному участку прохождения судов, примерно между Беглицкой и Сазальникской косами.

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

Его положение лучше рассмотреть на фрагменте где я обозначил зоны видимости огня маяков.

А из приведённого выше фрагмента карты, можно выяснить, что на маяке горел постоянный, красный огонь, на высоте примерно 9 метров.

 

У меня оказалась фотография этого места, сделанная с коптера несколько лет назад. Противоположный берег залива вполне виден.

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

И маяк в этом месте до сих пор есть. Только сухопутный.

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

Дав волю фантазии, я изобразил, как мог бы выглядеть Беглицкий плавучий маяк, в сумерках, в спокойную погоду.

Яркая звездочка огня на тонкой мачте, отбрасывает неровне тени на вечно неспокойную поверхность Меотиды.

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

А теперь сухим языком, несколько интересных фактов из жизни плавучих маяков, найденных мною в заметках Николая Николаевича Лендера.

- Плавучие маяки по своей сути были военными судами под командованием морского офицера и его помощника. На маяке имелся так же судовой врач и кок, роль которого выполнял один из матросов получивший поварское мастерство в офицерском собрании или частном доме.

- Офицеры за время службы на маяке получали жалование как в плавании.

- Воду привозили с берега матросы два раза в день.

- Обычно на маяке служило около двадцати человек.

- В тёплое время года, с апреля по сентябрь, офицеры могли взять отпуск на две недели и съехать на берег.

- В марте, октябре и ноябре, вся команда должна была неотлучно находиться на маяке. Кроме того, что сам маяк требует повышенного внимания в период штормов, но и его команда обязана оказывать помощь терпящим бедствие судам.

- Описывая плюсы службы на маяке, такие как чистый воздух, прохлада и красивые, морские пейзажи, Н.Н. Лендер не удержался от описания изобилия рыбного улова. Кефаль, судак, сельдь, чехонь.

 

Ниже я помещу полный скан одной из заметок Н.Н. Лендера, в которой описана жизнь на маяке.

 

И в заключение, стоит постараться ответить на вопрос, когда же появились плавучие маяки?

В уже упомянутом с благодарностью «Донском временнике» нашел сведения о том, что своим указом от 8-го мая 1808 г., Александр I поручил попечительство над всеми маяками в Азовском море, как за сухопутными, так и за плавучими, на Таганрогского градоначальника, барона Кампенгаузена.

Надо полагать, что к этому времени плавучие маяки были состоявшимся компонентом морского судоходства.

 

Так, где же людей годами не снимали с маяков? Наверное, в Турции. Но там, как сказал герой незабвенного фильма – тепло.

 

 

Необходимые ссылки и обещанный текст:

 

«Донской временник», «В море»

 

«Донской временник», «Первая гражданская радиостанция России»

 

«Донской временник», « История города Ростова на Дону»

 

 

 

 

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

Плавучие маяки в Таганрогском заливе
 

Плавучие маяки в Таганрогском заливе

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Ankol1 (17.10.22 23:12)

Хорошая работа над продвижением темы! Получается, что плавучих маяков не осталось вовсе?

Ankol1 (28.10.22 20:58)

Ответа на свой вопрос ни от кого не дождался. Пришлось искать самому. Нашел и ответ и еще кое-что интерсное.

Stanichnik (28.10.22 22:46)

Хорошо, что он нашелся.

Светлана Николаева (17.10.22 23:16)

"Плавучие маяки" представлялись сооружением типа бакена.)) А это корабль с командой на борту. А в туман, значит, они били в колокол, и суда шли на этот звук. Интересная заметка, живая. 

Попов Михаил (18.10.22 00:04)

Принять 300 человек - это надо иметь водоизмещение минимум тонн на 100. Приличное судно, как каравелла Колумба.

Но вот зацепил этот колокольный звон в тумане. Его выдерживать в течении многих часов - это испытание для нервов судового состава. А если туман сутки-двое?

Stanichnik (18.10.22 06:55)

Не обязательно принимать на борт всех терпящих бедствие. Наверное большинство судов застигнутых штормом были небольшие рыбацкие лодки и баркасы. Вполне достаточно было позволить им швартоваться к маяку. 

Гвоздь (18.10.22 10:00)

Спасибо Stanichnik за такой интересный исторический материал. А то идут заметки об одуванчиках....

Stanichnik (18.10.22 10:39)

Спасибо уважаемый Гвоздь. Такие материалы рождаются не часто, увы. 

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.