Благодаря стараниям авторов «Донского временника», за что им низкий поклон, широкой публике стало известно о путевых заметках, которые в конце позапрошлого века написал, журналист, беллетрист, этнограф и путешественник Николай Николаевич Лендер.
Значительную часть своих путешествий Николай Николаевич совершил по югу России. И оставил нам очень живые и яркие описания нашего края, такого, каким он был полтораста лет назад.
Вот один из эпизодов:
Впереди обрисовывается точечка. Вглядываюсь: судовая мачта.
– Это – Беглицкий плавучий маяк, говорит капитан, – мы сделали 12 миль от Таганрога.
А что это за маяк – посмотрите сами. На мёртвом якоре стоит судёнышко, раскачиваемое волной из стороны в сторону. Тут, вдалеке от берега, среди моря, живут люди и живут не по часам, не по дням, а целые месяцы, целые годы. Им доставляют провизию, припасы. Им даже привозят гостей, одного только не делают – не берут их на берег.
И вот, когда осеннею ночью, бурною и ненастною, среди морской пустыни вы увидите одинокую огненную точку, знайте, что зажгли её люди. Там, около этой точки, теплится жизнь, там сторожа вашей безопасности. Море, как раненый зверь, стонет из конца в конец, волны бегут и ревут, а там одна жизнь жмётся пугливо к другой…
Как живётся этим людям, не знающим берега?..
Как? – Взгляните на них, когда приближается к ним пароход с людьми о т т у д а – с берега… из другого мира!..
– Счастливцы! думают они, смотря на вас, и часто провожают вас долгим взором, пока чёрный дымок парохода не скроется за линией, где море сливается с небом.
Вы, читатель, счастливец потому только, что вы из другого мира, оттуда. с берега, где много-много людей, где бьётся пульс жизни, где идёт борьба интересов… А эти люди? О, Боже мой, как они далеки от этого мира, от этой борьбы, от этого множества людей. Двенадцать морских миль, шутка сказать!..
После чтения этих строк, у человека с воображением может просто мороз пойти по коже. Оказывается здесь, у Беглицкой косы, которая сейчас больше напоминает курортный уголок, в конце 19-го века, людей, ради обеспечения навигации, обрекали на муки Робинзонов.
Стал разбираться. Первая находка ждала меня на карте Таганрогского залива 1880-1886 гг., которую я нашел на сайте http://www.etomesto.ru/. Этому сайту, в очередной раз моя огромная благодарность.
На карте, о которой я говорю, обозначены не только плавучие маяки, но и помещены их изображения.
Подпись под видом плавучего маяка у Беглицкой косы, развеяла многие подозрения о не гуманности государственных мужей отвечающих за навигацию в акватории Черного и Азовского морей.
Там сказано, что на зимнее время, с 1-го ноября, плавучий маяк заменяется вехой с ярким флагом. Значит, команда маяка зимовала на берегу.
Возможно где-нибудь здесь, в вытянутом в линейку на высоком берегу, хуторе Беглицкая коса была зимняя квартира экипажа маяка.
На карте кроме местоположения плавучих маяков, указана и зона видимости их огня. На этом фрагменте карты я красным цветом залил зону видимости Беглицкого плавучего маяка. А зону видимости Таганрогского, электрического маяка, залил синим.
Так эти маяки «передавали» один другому, проплывающие суда.
А был еще третий плавучий маяк, «маяк Донских гирл». На карте есть и его изображение.
Рассматривая фрагмент карты с расположением этого маяка, я обратил внимание на его близкое расположение с лоцмейстерским постом на острове Перебойный. И обратившись к уже упомянутому Донскому временнику, нашел интересный факт о той роли, которые сыграли плавучие маяки в развитии радио.
Почему-то я считал, что первая гражданская радиостанция в России была смонтирована в помещении лоцмейстерского поста.
Оказывается, там был приёмник, а передатчик находился на плавучем маяке. Этот маяк, в связи с углублением и продлением Донского судоходного канала, всё более и более отдалялся от лоцмейстерского поста. Оптическая связь становилась затруднительной или вообще невозможной. И по просьбе комитета донских гирл, Александр Степанович Попов смонтировал радиостанцию на плавучем маяке.
Но вернёмся на Беглицкий маяк, с которого мы начали своё любительское расследование «затерянных в океане».
Николай Николаевич Лендер говорит о четырех плавучих маяках. Следы двух из них мы уже нашли. Третий находился в Керченском проливе. И никакой зимовки, а, следовательно и длительного нахождения людей там быть не могло. Ведь известно о снесённом льдами первом варианте Крымского моста в середине 20-го века.
А четвертый маяк был у Босфора в Турции и совсем нас не интересует.
Беглицкий же маяк находился по глубоководному участку прохождения судов, примерно между Беглицкой и Сазальникской косами.
Его положение лучше рассмотреть на фрагменте где я обозначил зоны видимости огня маяков.
А из приведённого выше фрагмента карты, можно выяснить, что на маяке горел постоянный, красный огонь, на высоте примерно 9 метров.
У меня оказалась фотография этого места, сделанная с коптера несколько лет назад. Противоположный берег залива вполне виден.
И маяк в этом месте до сих пор есть. Только сухопутный.
Дав волю фантазии, я изобразил, как мог бы выглядеть Беглицкий плавучий маяк, в сумерках, в спокойную погоду.
Яркая звездочка огня на тонкой мачте, отбрасывает неровне тени на вечно неспокойную поверхность Меотиды.
А теперь сухим языком, несколько интересных фактов из жизни плавучих маяков, найденных мною в заметках Николая Николаевича Лендера.
- Плавучие маяки по своей сути были военными судами под командованием морского офицера и его помощника. На маяке имелся так же судовой врач и кок, роль которого выполнял один из матросов получивший поварское мастерство в офицерском собрании или частном доме.
- Офицеры за время службы на маяке получали жалование как в плавании.
- Воду привозили с берега матросы два раза в день.
- Обычно на маяке служило около двадцати человек.
- В тёплое время года, с апреля по сентябрь, офицеры могли взять отпуск на две недели и съехать на берег.
- В марте, октябре и ноябре, вся команда должна была неотлучно находиться на маяке. Кроме того, что сам маяк требует повышенного внимания в период штормов, но и его команда обязана оказывать помощь терпящим бедствие судам.
- Описывая плюсы службы на маяке, такие как чистый воздух, прохлада и красивые, морские пейзажи, Н.Н. Лендер не удержался от описания изобилия рыбного улова. Кефаль, судак, сельдь, чехонь.
Ниже я помещу полный скан одной из заметок Н.Н. Лендера, в которой описана жизнь на маяке.
И в заключение, стоит постараться ответить на вопрос, когда же появились плавучие маяки?
В уже упомянутом с благодарностью «Донском временнике» нашел сведения о том, что своим указом от 8-го мая 1808 г., Александр I поручил попечительство над всеми маяками в Азовском море, как за сухопутными, так и за плавучими, на Таганрогского градоначальника, барона Кампенгаузена.
Надо полагать, что к этому времени плавучие маяки были состоявшимся компонентом морского судоходства.
Так, где же людей годами не снимали с маяков? Наверное, в Турции. Но там, как сказал герой незабвенного фильма – тепло.
Необходимые ссылки и обещанный текст:
«Донской временник», «Первая гражданская радиостанция России»
«Донской временник», « История города Ростова на Дону»
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 316 | Автор: Stanichnik | Дата: 17.10.2022 | Комментарии (8)
Хорошая работа над продвижением темы! Получается, что плавучих маяков не осталось вовсе?
Ответа на свой вопрос ни от кого не дождался. Пришлось искать самому. Нашел и ответ и еще кое-что интерсное.
Хорошо, что он нашелся.
"Плавучие маяки" представлялись сооружением типа бакена.)) А это корабль с командой на борту. А в туман, значит, они били в колокол, и суда шли на этот звук. Интересная заметка, живая.
Принять 300 человек - это надо иметь водоизмещение минимум тонн на 100. Приличное судно, как каравелла Колумба.
Но вот зацепил этот колокольный звон в тумане. Его выдерживать в течении многих часов - это испытание для нервов судового состава. А если туман сутки-двое?
Не обязательно принимать на борт всех терпящих бедствие. Наверное большинство судов застигнутых штормом были небольшие рыбацкие лодки и баркасы. Вполне достаточно было позволить им швартоваться к маяку.
Спасибо Stanichnik за такой интересный исторический материал. А то идут заметки об одуванчиках....
Спасибо уважаемый Гвоздь. Такие материалы рождаются не часто, увы.
Оставить комментарий