Как это делалось

Пережив первые впечатления, полученные от этого снимка выпускников 1941-го года, ссылка на обсуждение ЗДЕСЬ, я решил рассмотреть на нём некоторые детали оформительского творчества совсем недалёкого прошлого.


 

Делался этот снимок так:

Брался лист чертёжного ватмана. Вероятно, белого цвета. Иного достать было трудно. На нем с помощью аэрографа, а точнее, пульверизатора с резиновой грушей, такого, как стояли в парикмахерских для одеколона, делался фон. Набившие руку, могли таким способом сделать очень красивый фон, с разводами и затемнениями по углам.

А до того, как на будущий макет снимка наносился фон, из качественного, мягкого пергамента вырезались надписи с именем великого вождя.

Эти надписи приклеивались на исходный лист с помощью очень сильно разведённого клейстера, чтобы сразу после нанесения фона пульверизатором пергамент можно было легко отодрать. А на ватмане оставались бы чистые, как снег, буквы.


 

Клейстер быстро прокисал, тем более летом, тем более в отсутствии холодильников, поэтому его приходилось часто варить в почерневшей от подтёков кастрюле.

А аэратор-пульверизатор постоянно забивался засохшей тушью и чернилами, потому что после очередной работы его забывали разобрать и промыть.

Из-за постоянно «сбегающего» на примусе клейстера и постоянно засохшего прибора в вообще-то дружном коллективе фотоартели время от времени гремели скандалы.

Вырезать тонкие буквы из пергамента поручали обычно самым молодым или провинившимся сотрудникам. Морока.

А еще перед нанесением фона надо было сделать общую разметку макета и разметку надписей. Делалась такая разметка с помощью «простого» карандаша и линейки. Делалась она до нанесения фона, потому что так удобнее её потом можно было не стирать.

Она и видна здесь.


 

Когда большой лист просыхал, на нём с помощью плакатных перьев, кисточки и карандашей, пыхтя и высунув язык от старания и напряжения, делались надписи и узоры.


 

Портреты вождей, подозреваю, сделаны типографским способом и использовались многократно.

Тронули края фотокарточек. Мне кажется, что у фотографов того времени считалось дурным тоном кроить фотобумагу ножницами. Помню, что и отец никогда её не резал ножницами. Большой лист фоточувствительной бумаги сгибали и рвали на сгибах. Надо, на 4 части, надо, на 8. Такими, с рваными краями, фотокарточки учителей и были приклеены на макет.

С учениками сложнее. Они, в отличие от учителей, еще не проклюнувшиеся яйца, и форма фотографий должна подчёркивать эту иерархию.

Излишне упоминать, что вырезал овалы опять самый молодой или провинившийся.

 

Затем овалы наклеивались на макет. Делалось это в последнюю очередь. После того, как убеждались, что макет готов и в слове «класса» не пропущена бука «с», и не сделано других ошибок. Дело в том, что исправлять ошибки, когда фотографии уже наклеены, дело трудное и опасное тем, что можно испортить весь макет.

Наклеивались фотографии канцелярским клеем или как его ещё тогда называли, «жидким стеклом».

Банка этого клея была самым популярным предметом в артели. Из-за подтёков клея, она была похожа на подсвечник, который не чистили со времён царя Гороха. А кисточка, приписанная к этой банке, больше напоминала юлу.

Время от времени помещение артели пронзал крик:

- Кто взял клей?!?!

 

Всё, макет со свежими фотографиями счастливых выпускников и портретами вождей, сурово, но добро смотрящих друг на друга, готов. Его укладывают на стол и фотографируют студийной камерой. Помощник фотографа подписывает стеклянный негатив в кассете и отправляет его на проявку и печать.

Через неделю или две по этажам школы-гиганта неслось многократное эхо:

- В учительской фотоснимки выдают!

 

В обычной довоенной семье был один фотоальбом, редко два. Такие фотографии, как выпускные снимки, занимали отдельный почётный лист. И листая альбом перед гостями, на этом листе обычно задерживались, рассматривая всех и спрашивая:

- А где этот?

- А с кем та?

 

Мои фотоархивы измеряются уже терабайтами. И, что, я счастливее?

 

 

 

 

 

А.Г. (18.09.22 19:29)

О, а на моем фото в другую сторону...дизайн..

Heach (18.09.22 20:31)

Александр, покажите всё фото, пожалуйста.

А.Г. (18.09.22 21:07)

Заштриховал неприличное слово) Видимо, кто-то любил преподавателя

Heach (18.09.22 21:38)

Спасибо! Уникальное фото. Опять подавляющее количество девушек. На фото указан только 40-й год.

А.Г. (18.09.22 21:41)

в 21 первые десятиклассники выпустились в 1940, фото 1941 года не видел( сомневаюсь, что оно сохранилось

Светлана Николаева (18.09.22 22:00)

И всего 17 учеников. 

Heach (19.09.22 09:51)

Мне вот интересно - из каких соображений 20-я школа на Берберовке была нанесена на карту аэрофотосъёмки, была взорвана и полностью ликвидирована, а 21-ю и 75-ю не тронули, не считая повреждений у 75-й? 21-я школа к тому моменту была тоже новая.

А.Г. (19.09.22 10:07)

Как ни смешно звучит, но по 43 году именно условия 20-ки в отчёте Сталинского районо названы наиболее благоприятными. Хотя бы окна были и топливо к зиме...

Гость (19.09.22 13:25)

Получается выпуск один из 17и человек?

А.Г. (19.09.22 20:49)

Да, так и было

А.Г. (28.09.22 21:23)

Сегодня оказался в музейной экспозиции Банка России - выпускные фото видимо делались по одному подобию)

Stanichnik (28.09.22 21:41)

Та же артель "Фото работник". Тут есть адрес, Энгельса 43. Посмотрим.

Stanichnik (28.09.22 21:52)

Довоенных фотографий мало. Там был магазин ЕПО, фотоателье не видно. Завтра поищем. Может быть эта артель наследница кого-то из первых ростовских фотографов.

Heach (28.09.22 21:57)

Энгельса 83 вроде как и "Фото-турист №1" (второе фото). В "Инженерах" тоже, но "Фото-турист №3" уже по адресу Энгельса 61. Год тоже 1936.

Stanichnik (28.09.22 22:03)

Я ошибся

Heach (28.09.22 22:06)

Примечательно, что "Фото-турист №1" был там же, где и "Фото-работник". Одна контора - вывески разные :)

Stanichnik (28.09.22 22:05)

Из трёх фото, одно "Фото-турист", два "Фото-работник". 

Stanichnik (29.09.22 08:46)

На сайте "Большой русский альбом" есть список фотомастерских Ростова-на-Дону начала прошлого века. Уверен, что артель о которой мы говорим, наследница одного из старых ростовских фотографов. Но в списке не везде есть адреса. И нумерация домов сменилась. Надо искать.

 

Ростов-на-Дону

Антонопуло И.А. Болдырев (Почтовый, 119)*

Бем Юлиус (Пушкинская, 151)*

Белозеров (Новое поселение, сб.д.)*

Бондаренко Е.Д. (Б.Садовая, 131)* 

 Боярский Адольф-Николай Эразмович

 

Боярский Ал.Хр. (Дмитриевская, 37)*

Бро(а)уд К.*

 

Вейнерт А.И. (бывш. Е.М.Ледермюллер) (Б.Садовая, 72)*

Григоренко Т.К. (Никольская, уг.Николаевского)*

Гринберг Моисей Н.

Гросман Ю.Л. (Соборный, д.Пустовойтова)*

Деспотов Е.Г. (Б.Садовая, 65)* 

Исакович Эммануил С. (Б.Садовая, д.Тер-Абрамиана; Б.Садовая, рядом с Азовским банком; Николаевский, д.Генч-Оглуева; Б.Садовая, д.Манераки)

 

Коваленко И.М. (Б.Садовая, 16)* 

Ледермюллер Елизавета М. «Барельеф» (Б.Садовая, д. Халибова; Б.Садовая, напротив сада Коммерческого клуба)  

Линде А.К. (Б.Садовая, 127)*

 

Литвинский (Литвиновский) Эмиль 

Львов Кондратий Л. (Б.Садовая, рядом гостиница Кузнецова; Б.Садовая, напротив ворот летнего Коммерч. клуба)

 

Ляшков И.Н. (Николаевский, уг. Никольского, 82)*

 

«Макарт». Хлебников Петр Андреевич (Б.Садовая, д.Иванова, 73) 

Манасевич Сарра 

Маханьков Ф.П. (Б.Садовая, 63)

 

Меркулов Ник. (Никольская, 97)* 

Мищенко Борис Петрович (Б.Садовая, 61)

«Мищенко Б.». Владимиров П.

 

Перов А. (6-я ул., 79; пр.Коцебу, 15)* 

 

Петрыковская Марья Андреевна (Соборный, д.Балабанова)*

 

Петрыковский Б. (уг. Б.Садовой и Соборного пер., 23)* 

Петрыковский Валерьян (Соборный пер., 81; между Московской и Б.Садовой, д.Крамаренко; Темерницкая, д.Балабанова) (с 1881) 

Писанский Г.Ф. (Б.Садовая, 176) 

Полити И. 

Роллер Венченций В. (Никольская, д.Ковалинского)

 

Роллер Вик. Вяч. (Николаевский пер., д.Хармаджева)*

Рутланд Федор

 

Савенков И. (уг. Б.Садовой и Соборного пер.)*

Срывкин Василий Андреевич (Средний пр., сб.д.)

 

Срывкины, бр. (Средний пр., сб.д.)*

Ханженкова Прасковья (Б.Садовая, уг. Соборного)

 

Чеховский В. (Б.Садовая, д.Тер-Абрамиана)*

Шаде К.К. (Дмитриевская, 37) 

Шифрин Григорий А. (старш.) (Б.Садовая, против Летнего сада клуба приказчиков) 

Шифрин Иосиф Аронович (уг.Николаевского пер. и Никольской, д.Черкесова; Б.Садовая, д.Тер-Абрамиана) 

Шифрин С.А. (Б.Садовая, против Летнего сада Коммерческого клуба) 

 

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.