Пережив первые впечатления, полученные от этого снимка выпускников 1941-го года, ссылка на обсуждение ЗДЕСЬ, я решил рассмотреть на нём некоторые детали оформительского творчества совсем недалёкого прошлого.
Делался этот снимок так:
Брался лист чертёжного ватмана. Вероятно, белого цвета. Иного достать было трудно. На нем с помощью аэрографа, а точнее, пульверизатора с резиновой грушей, такого, как стояли в парикмахерских для одеколона, делался фон. Набившие руку, могли таким способом сделать очень красивый фон, с разводами и затемнениями по углам.
А до того, как на будущий макет снимка наносился фон, из качественного, мягкого пергамента вырезались надписи с именем великого вождя.
Эти надписи приклеивались на исходный лист с помощью очень сильно разведённого клейстера, чтобы сразу после нанесения фона пульверизатором пергамент можно было легко отодрать. А на ватмане оставались бы чистые, как снег, буквы.
Клейстер быстро прокисал, тем более летом, тем более в отсутствии холодильников, поэтому его приходилось часто варить в почерневшей от подтёков кастрюле.
А аэратор-пульверизатор постоянно забивался засохшей тушью и чернилами, потому что после очередной работы его забывали разобрать и промыть.
Из-за постоянно «сбегающего» на примусе клейстера и постоянно засохшего прибора в вообще-то дружном коллективе фотоартели время от времени гремели скандалы.
Вырезать тонкие буквы из пергамента поручали обычно самым молодым или провинившимся сотрудникам. Морока.
А еще перед нанесением фона надо было сделать общую разметку макета и разметку надписей. Делалась такая разметка с помощью «простого» карандаша и линейки. Делалась она до нанесения фона, потому что так удобнее её потом можно было не стирать.
Она и видна здесь.
Когда большой лист просыхал, на нём с помощью плакатных перьев, кисточки и карандашей, пыхтя и высунув язык от старания и напряжения, делались надписи и узоры.
Портреты вождей, подозреваю, сделаны типографским способом и использовались многократно.
Тронули края фотокарточек. Мне кажется, что у фотографов того времени считалось дурным тоном кроить фотобумагу ножницами. Помню, что и отец никогда её не резал ножницами. Большой лист фоточувствительной бумаги сгибали и рвали на сгибах. Надо, на 4 части, надо, на 8. Такими, с рваными краями, фотокарточки учителей и были приклеены на макет.
С учениками сложнее. Они, в отличие от учителей, еще не проклюнувшиеся яйца, и форма фотографий должна подчёркивать эту иерархию.
Излишне упоминать, что вырезал овалы опять самый молодой или провинившийся.
Затем овалы наклеивались на макет. Делалось это в последнюю очередь. После того, как убеждались, что макет готов и в слове «класса» не пропущена бука «с», и не сделано других ошибок. Дело в том, что исправлять ошибки, когда фотографии уже наклеены, дело трудное и опасное тем, что можно испортить весь макет.
Наклеивались фотографии канцелярским клеем или как его ещё тогда называли, «жидким стеклом».
Банка этого клея была самым популярным предметом в артели. Из-за подтёков клея, она была похожа на подсвечник, который не чистили со времён царя Гороха. А кисточка, приписанная к этой банке, больше напоминала юлу.
Время от времени помещение артели пронзал крик:
- Кто взял клей?!?!
Всё, макет со свежими фотографиями счастливых выпускников и портретами вождей, сурово, но добро смотрящих друг на друга, готов. Его укладывают на стол и фотографируют студийной камерой. Помощник фотографа подписывает стеклянный негатив в кассете и отправляет его на проявку и печать.
Через неделю или две по этажам школы-гиганта неслось многократное эхо:
- В учительской фотоснимки выдают!
В обычной довоенной семье был один фотоальбом, редко два. Такие фотографии, как выпускные снимки, занимали отдельный почётный лист. И листая альбом перед гостями, на этом листе обычно задерживались, рассматривая всех и спрашивая:
- А где этот?
- А с кем та?
Мои фотоархивы измеряются уже терабайтами. И, что, я счастливее?
- Категория: Мой музей | Просмотров: 361 | Автор: Stanichnik | Дата: 17.09.2022 | Комментарии (19)
О, а на моем фото в другую сторону...дизайн..
Александр, покажите всё фото, пожалуйста.
Заштриховал неприличное слово) Видимо, кто-то любил преподавателя
Спасибо! Уникальное фото. Опять подавляющее количество девушек. На фото указан только 40-й год.
в 21 первые десятиклассники выпустились в 1940, фото 1941 года не видел( сомневаюсь, что оно сохранилось
И всего 17 учеников.
Мне вот интересно - из каких соображений 20-я школа на Берберовке была нанесена на карту аэрофотосъёмки, была взорвана и полностью ликвидирована, а 21-ю и 75-ю не тронули, не считая повреждений у 75-й? 21-я школа к тому моменту была тоже новая.
Как ни смешно звучит, но по 43 году именно условия 20-ки в отчёте Сталинского районо названы наиболее благоприятными. Хотя бы окна были и топливо к зиме...
Получается выпуск один из 17и человек?
Да, так и было
Сегодня оказался в музейной экспозиции Банка России - выпускные фото видимо делались по одному подобию)
Та же артель "Фото работник". Тут есть адрес, Энгельса 43. Посмотрим.
Довоенных фотографий мало. Там был магазин ЕПО, фотоателье не видно. Завтра поищем. Может быть эта артель наследница кого-то из первых ростовских фотографов.
Энгельса 83 вроде как и "Фото-турист №1" (второе фото). В "Инженерах" тоже, но "Фото-турист №3" уже по адресу Энгельса 61. Год тоже 1936.
Я ошибся
Примечательно, что "Фото-турист №1" был там же, где и "Фото-работник". Одна контора - вывески разные :)
Из трёх фото, одно "Фото-турист", два "Фото-работник".
На сайте "Большой русский альбом" есть список фотомастерских Ростова-на-Дону начала прошлого века. Уверен, что артель о которой мы говорим, наследница одного из старых ростовских фотографов. Но в списке не везде есть адреса. И нумерация домов сменилась. Надо искать.
Ростов-на-Дону
Антонопуло И.А. Болдырев (Почтовый, 119)*
Бем Юлиус (Пушкинская, 151)*
Белозеров (Новое поселение, сб.д.)*
Бондаренко Е.Д. (Б.Садовая, 131)*
Боярский Адольф-Николай Эразмович
Боярский Ал.Хр. (Дмитриевская, 37)*
Бро(а)уд К.*
Вейнерт А.И. (бывш. Е.М.Ледермюллер) (Б.Садовая, 72)*
Григоренко Т.К. (Никольская, уг.Николаевского)*
Гринберг Моисей Н.
Гросман Ю.Л. (Соборный, д.Пустовойтова)*
Деспотов Е.Г. (Б.Садовая, 65)*
Исакович Эммануил С. (Б.Садовая, д.Тер-Абрамиана; Б.Садовая, рядом с Азовским банком; Николаевский, д.Генч-Оглуева; Б.Садовая, д.Манераки)
Коваленко И.М. (Б.Садовая, 16)*
Ледермюллер Елизавета М. «Барельеф» (Б.Садовая, д. Халибова; Б.Садовая, напротив сада Коммерческого клуба)
Линде А.К. (Б.Садовая, 127)*
Литвинский (Литвиновский) Эмиль
Львов Кондратий Л. (Б.Садовая, рядом гостиница Кузнецова; Б.Садовая, напротив ворот летнего Коммерч. клуба)
Ляшков И.Н. (Николаевский, уг. Никольского, 82)*
«Макарт». Хлебников Петр Андреевич (Б.Садовая, д.Иванова, 73)
Манасевич Сарра
Маханьков Ф.П. (Б.Садовая, 63)
Меркулов Ник. (Никольская, 97)*
Мищенко Борис Петрович (Б.Садовая, 61)
«Мищенко Б.». Владимиров П.
Перов А. (6-я ул., 79; пр.Коцебу, 15)*
Петрыковская Марья Андреевна (Соборный, д.Балабанова)*
Петрыковский Б. (уг. Б.Садовой и Соборного пер., 23)*
Петрыковский Валерьян (Соборный пер., 81; между Московской и Б.Садовой, д.Крамаренко; Темерницкая, д.Балабанова) (с 1881)
Писанский Г.Ф. (Б.Садовая, 176)
Полити И.
Роллер Венченций В. (Никольская, д.Ковалинского)
Роллер Вик. Вяч. (Николаевский пер., д.Хармаджева)*
Рутланд Федор
Савенков И. (уг. Б.Садовой и Соборного пер.)*
Срывкин Василий Андреевич (Средний пр., сб.д.)
Срывкины, бр. (Средний пр., сб.д.)*
Ханженкова Прасковья (Б.Садовая, уг. Соборного)
Чеховский В. (Б.Садовая, д.Тер-Абрамиана)*
Шаде К.К. (Дмитриевская, 37)
Шифрин Григорий А. (старш.) (Б.Садовая, против Летнего сада клуба приказчиков)
Шифрин Иосиф Аронович (уг.Николаевского пер. и Никольской, д.Черкесова; Б.Садовая, д.Тер-Абрамиана)
Шифрин С.А. (Б.Садовая, против Летнего сада Коммерческого клуба)
Фото чернового варианта прислал Александр Игрунов.
Оставить комментарий