Попала в руки книга Ю.А. Пескова «Жизнь, отданная хлебу России».
Юрий Александрович, личность у нас в городе и в стране известная и даже легендарная. К сожалению, его жизнь закончилась трагически, и эта книга один из памятников ему.
Изданная в 2006 г. небольшим тиражом она содержит, помимо прочего, воспоминания автора о годах юности, прошедшей в нашем городе.
Один из эпизодов описывает «музыкальную» страничку в биографии Юрия Александровича и содержит много интересных моментов жизни Ростова-на-Дону во второй половине 50-х годов.
Этот эпизод так и называется «Оркестр» и сопровождён очень живой фотографией.
Оркестр
Начал работу на радиаторном заводе в инструментальном цехе учеником токаря с зарплатой 210 рублей. Это было чрезвычайно мало. Это крайне низкая была зарплата. «Кирпич» темного хлеба стоил около двух рублей. Белого - больше двух. Проезд в городском автобусе - 50 копеек или рубль, в зависимости от расстояния. Опять потянулись вечные трудности, полуголодный быт.
Но на заводе имелся свой оркестр, и вот он нашу семью поддержал.
Дело в том, что у меня в этом деле уже был опыт: еще в пятом классе начал играть на разных инструментах. В Ростове жил очень преданный своей работе музыкант Гамов, у нас в 11-й школе он руководил оркестром. И мне тоже захотелось, несмотря на то, что был хулиганом - а кто-то считал меня даже бандитом, - научиться играть.
Сперва Гамов дал мне альт. Потом посадил на тенор. У меня получалось, и вскоре Гамов стал доверять мне небольшие сольные партии. А потом предложил баритон. Мои губы и легкие позволяли играть на баритоне. Мне полюбились марши и вальсы, и очень здорово было идти в оркестре на демонстрациях впереди всей школы. А впереди всех нас шел Гамов.
Мы выступали на конкурсах, завоевывали призовые места. И хотя в моих дальнейших планах была авиация, а не музыка, — с удовольствием играл и в спецшколе, участвовал в парадах на Театральной площади 1 мая и 7 ноября. Нашим оркестром будущих летчиков руководил капитан Литвинов, а спустя какое-то время его сменил все тот же Гамов. Увидел меня и говорит:
- Ну что? Баритон у тебя хорошо (он был сдержан на похвалу, — баритон у меня был отлично), но в жизни тебе будет нужен тромбон. Давай научимся играть на тромбоне.
И он научил меня. Тут все было чуть сложнее: и слух приобретал большее значение, и позиции требовалось точно ловить, и за другими следить внимательней, вписываться в оркестр. Приложив усилия, овладел этим - и теперь с оркестром радиаторного завода ходил на демонстрации уже как баритонист и тромбонист. А потом наш руководитель, трубач Володя Московкин, организовал отдельную группу — шесть человек, — и мы начали подзарабатывать.
Мы «носили жмуриков» — то есть играли на похоронах. Плата делилась на доли, мы называли их марками. Моя доля была - шесть марок. У нас трое получали по шесть марок, двое - по четыре и Володя как руководитель - десять. Сумма, которую нам платили за похороны - это было обычно не больше трехсот рублей, - делилась на общую сумму марок, и частное умножалось на четыре, на шесть и на десять. Таким образом, у меня выходило рублей пятьдесят-шестьдесят. Конечно, это помогало семье.
Иногда случалась удача: два «жмурика» в день. Тогда мы за полсотни нанимали машину, и она перевозила нас с одного кладбища на другое.
Самым дорогим было Нижнегниловское кладбище. Затем по ценам шло Братское, затем армянское. А самые приличные похороны проходили на еврейском. Но мы старались одинаково для всех.
Вскоре наш репертуар расширился и сделался намного веселей: мы пробились на сельмашевскую танцплощадку. Там были три наших законных дня в неделю. Потом мы получили три дня в Первомайском саду. А потом — спасибо Гамову - меня заметили как тромбониста и пригласили играть танцы в городской сад.
И там произошло ужасное дело. Во время танцев мореходка подралась с бандитами Ростова. Драка была настоящая, очень злая, никто не мог ее остановить. И спецшкола ВВС подтянулась туда, и милиция наехала, — массовое побоище было, дикое. И моряков, и милицию, и бандитов побили. Это было 31 августа 1955 года.
На меня это зрелище сильно подействовало. Из городского сада после этого ушел и больше туда не возвращался.
Потом играл танцы в клубе молкомбината, потом в ДК «Энергетик» на Семашко; и закончил — когда в моей жизни сменился этап — опять в Первомайском саду.
Спустя годы мне однажды пришлось снова взять тромбон в руки — но тогда речь уже не шла о поддержке семьи. А в 1955-м, 1956-м, да и в 1957-м моя игра в оркестре нам ощутимо помогла. Мать болела, сестренка училась, а моей заводской зарплаты не хватало, хоть и пахал так, что сам себе удивлялся.
***
Где на фотографии оркестра сам Юрий Александрович, я сказать затрудняюсь. А для тех, кто попытается решить эту задачу, помещу ещё один снимок из этой книги, сделанный через три года после первого. На нём молодожёны Юрий и Тамара.
И сама книга посвящена памяти супруги Юрия Александровича.
- Категория: Люди | Просмотров: 284 | Автор: Stanichnik | Дата: 03.06.2022 | Комментарии (12)
Есть ещё кадры с Песковым на Меотиде,найденные в школе и загруженные на сайт мной.
Здесь и здесь. Пусть в комментариях ссылки будут.
Полагаю, что Юрий Александрович. - крайний слева в верхнем ряду. Улыбка, щёчки и ушки выдают. А фигу в кадре скрутить - обычный южный прикол. Реальная босота эти два «солиста» были.
"Весёлые ребята"
Фото есть. Восхитительно! Жаль, записей выступления оркестра не сохранилось)))
музыка из прошлого времени
Скрип колеса и песок из всех щелей!
Удивительная информация, спасибо ! Мой дед Гаммов Василий Афанасьевич , музыкант , дирижер , военный капельмейстер . Мне кажется , что именно про него написано в книге. Многие факты совпадают, но фамилия именно с Гаммов ( с НН).
Спасибо Наталья. Я скажу, что это удивительная встреча, вас и деда на страницах Меотиды. Я уверен, что все читатели сайта будут рады, если вы поделитесь какой-либо информацией о вашем деде, или фотографиями.
Обязательно поделюсь , фотографии найду .Инофрмация подтвердиласть , это действительно про моего деда , спасибо Меотиде и вам лично!Мы не знали именно об этой истории , у деда было много учеников . До войны он работал в Москве , в Кремлёвском оркестре и по легенде нашей семьи учил мызыке дочку Сталина - Светлану, история тоже запутанная может еще узнаем продолжение ) Потом был отправлен в Казань за свой несдержанный нрав , кинул в политрука чернильницу. Родилась в Казане моя мама , а перед войной семья вернулись в Ростов-на-Дону . Фамилия ГаММов ( так как гамма ) , брат дедушки РеМи , Мой дядя БАХмутский , тоже играл на всех музыкальных иснтрументах , главный дирижёр Ворошиловградского музыкального театра ( ныне Луганс), погиб в 2014 . Такая музыкальная история )
Наталья, спасибо вам огромное. Жду от вас информацию, и считаю, что ваш дед заслужил гораздо большее, чем статья на Меотиде о нём. Но мы сделаем то, что можем.
Добрый день ! Нашла фото Гаммова Василия Афанасьевича ( Гамов по книге ) послевоенное с оркестром и учениками и довоенное.
Замечательно!
Оставить комментарий