4 апреля 2022 года обрёл, наконец, свой новый дом лицей №20 имени В.П. Поляничко, известный в истории нашего города как «школа-гигант Сельмашстроя». Почти совпало с открытием нового здания и столетие самого лицея, начавшего свою жизнь в 1921 году как школа №20 для детей работников Ростовской табачной фабрики. Разместилась тогда, сто лет назад, школа в самом центре нашего города, на нынешней улице М. Горького - сейчас там находится гимназия № 36.
О неординарном событии для всего Ростова-на-Дону, а тем более для микрорайона Сельмаш, рассказала газета «Вечерний Ростов». Предлагаем эту публикацию читателям нашего сайта.
ЗДОРОВО И СОВРЕМЕННО
Основные строительные работы были завершены за полтора года и обошлись региональному и городскому бюджетам в 677 миллионов рублей. Еще несколько месяцев занял монтаж оборудования, что не удивительно: объем этих работ был чрезвычайно велик. В каждом классе есть интерактивные доски, компьютеры с выходом в Интернет, многофункциональные устройства.
В новом здании Лицея № 20 - 48 аудиторий для классов (не считая кабинетов по отдельным предметам). Общая площадь здания Лицея – 5100 квадратных метров. Познают знания здесь около полутора тысяч учащихся.
Торжественное собрание состоялось в актовом зале, куда в качестве почетных гостей пригласили ветеранов педагогического труда (в том числе проработавшую здесь 25 лет директором Людмилу Федоровну Селезень), выпускников разных лет. Нынешние ученики подготовили хороший концерт. А на экране были показаны сохранившиеся киносюжеты, запечатлевшие яркие эпизоды из жизни этого учебного заведения в минувшие десятилетия. Вековая история «двадцатки» нашла отражение и в новой, заново созданной экспозиции лицейского музея. Многие выпускники передали в дар лицею для этой экспозиции фотографии из личных архивов, где все они – такие юные…
Архитектурной «изюминкой» проекта стал внутренний дворик, окруженный школьными классами с красивым видом из окон. А со второго этажа можно пройти в актовый зал на 200 мест с мягкими театральными креслами и концертным оборудованием, хореографический класс, огромный двусветный спортзал с тренажерной зоной, библиотеку с читальным залом… Прекрасно оснащены физический, химический, биологический, математический кабинеты, а также лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков.
С первого этажа лесенка ведёт в удивительно красивую столовую на 180 мест, а оснащению кухни здесь могут позавидовать иные кафе и рестораны. Интересная деталь: в первую неделю учеников кормили в этой столовой бесплатно.
Неожиданным для многих стало то, что в новом школьном здании есть теперь лифты. Они, конечно, в первую очередь для учителей. Но и для учеников, у которых есть проблемы со здоровьем – тоже.
В уютных холлах на всех этажах можно посидеть, обсудить что-то с друзьями и коллегами, поразмышлять над умными изречениями талантливых учёных (цитаты - на стенах…)
Среди музейных экспозиций отдельная выставка посвящена «Ростсельмашу», который всегда был шефом этой школы. Модели техники, которую выпускал и ныне выпускает завод, украсили один из холлов и вызывают неподдельный интерес как взрослых, так и детей и подростков. Чуть дальше по коридору – стенды, рассказывающие о жизни и судьбе Виктора Петровича Поляничко – выпускника 75-й школы, партийного и государственного работника, погибшего в «горячей точке» на Северном Кавказе. Другой стенд рассказывает о судьбе еще одного неординарного человека, Николая Семёновича Патоличева – первого секретаря Ростовского обкома партии в 1940-е годы. Именно Патоличев помог тогда быстро восстановить здание школы после Великой Отечественной войны. Еще одна экспозиция посвящена жизни Юрия Александровича Пескова – многолетнего директора «Ростсельмаша», всегда считавшего помощь подшефной школе своей прямой обязанностью. Здесь, кстати, учила детей математике талантливый педагог Алла Александровна Пескова – сестра Юрия Александровича, трагично ушедшая недавно из жизни.
Рядом с лицеем оборудована прекрасная спортплощадка для занятий гимнастикой и баскетбольных игр. А вот игровые площадки для учеников младших классов – нечто особенное! Детворе ведь хочется не только учиться, но и играть!
НЕИЗМЕННЫЙ НОМЕР
Школа № 20, поработав вначале в центре города, позднее перебралась - с педагогическим коллективом и частью учеников - в Нахичевань. Затем – в примыкающую к Нахичевани Берберовку, где в 1933 году для неё построили хороший большой учебный корпус. Здания учебного заведения менялись, а номер 20 оставался!
К сожалению, то здание «двадцатки» было полностью разрушено фашистскими захватчиками. После освобождения Ростова школа № 20 обрела новый дом на Сельмаше, разделив его с построенной в 1934 году в стиле конструктивизма «школой-гигантом Сельмашстроя» (так называли тогда среднюю школу № 75) - огромным зданием, считавшимся одним из самых больших образовательных учреждений не только Ростова-на-Дону, но и всей Российской Федерации. Эту школу тоже заметно повредили гитлеровцы, но всё же восстановлению оно подлежало.
К началу 1950 года, заново отстроенное уже в стиле «сталинского ампира», с грандиозным балконом-колоннадой, школьное здание вобрало в себя сразу две школы - № 75 и № 20 которые работали, как будто соревнуясь за лучшие результаты учёбы своих выпускников. Особенно высокими они были у школы № 20 - ей более 40 лет руководила прекрасный педагог, заслуженный учитель России Зоя Николаевна Вдовцова.
Вот только годы шли, здание старело, а на капитальный ремонт средств у города, да и у шефов-ростсельмашевцев, не было. В 2015 году обе школы объединились в лицей имени В.П. Поляничко. Но когда появились первые реальные надежды на капитальный ремонт, выяснилось, что красивое здание, больше похожее на вуз, чем на школу, находится в аварийном состоянии. Выход был только один, хотя и печальный: прежнюю школу разобрать, чтобы возвести на её месте новую.
СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ
Для многих жителей Сельмаша такое решение было «громом среди ясного неба». Многие высказывали несогласие, возмущались… И понять ростовчан можно: для жителей крупного микрорайона здание этой школы было знаковым, оно прошло через жизненные судьбы тысяч ростсельмашевцев, их детей и внуков. Когда в июне 2020 года здание школы начали разбирать, люди приходили смотреть, как рушатся школьные стены, как падают грандиозные колонны. У многих на глазах были слёзы.
Сразу после подготовки стройплощадки на объект пришли строители. Генеральным подрядчиком стал «Ростовстрой», производителем работ – А.Г. Абрамов, заказчиком – управление капитального строительства города Ростова-на-Дону. Генеральным проектировщиком нового здания была проектно-строительная компания «Центр инженерных технологий», специализирующаяся на строительстве и реконструкции социальных объектов. При этом учли опыт строительства современных школьных зданий.
Для лицея очень непростыми стали те почти два года, пока строился новый учебный корпус. На помощь пришел находящийся рядом Институт защиты предпринимателя, отдавший юным ростовчанам часть своего здания. В тесноте, да не в обиде продолжалась нормальная педагогическая работа, к тому же из-за пандемии COVID-19 иногда приходилось переводить учебный процесс на «дистанционку».
НУЖНО ЕЩЁ!
К сожалению, не все вопросы, волновавшие ростовчан, нашли свое решение даже в новом здании. Предполагалось, что лицей перейдет на односменные занятия, а во второй половине дня ребята смогут получать здесь дополнительное образование в кружках и студиях. Однако заниматься пока всё-таки придется в две смены – ведь в последние несколько лет Сельмаш прирастал новостройками, а значит, и молодыми семьями, где есть детвора.
Осталось проблемой и сохранение памяти о прежнем облике школы, сложившемся к 1950 году: по нему особенно переживают сельмашевцы-старожилы. Были планы включить в новое здание фрагменты прежнего, но архитекторы с этой идеей не согласились – получилось бы явное смешение стилей. Но в холле нового корпуса вполне можно было бы установить макет старого школьного дома – макетные мастерские существуют и в нашем городе. Наконец, художники могут написать большую картину с изображением здания, которое близко и дорого тысячам жителей Сельмаша.
Неизвестно нынешнее местонахождение мемориальной доски, которой на прежнем здании были отмечены жизнь и работа бывшего директора школы, заслуженного учителя Российской Федерации Зои Николаевны Вдовцовой. Этому памятному знаку надо, безусловно, найти место и на новом здании.
Думается, что Лицей, носящий имя своего выпускника В.П. Поляничко, должен иметь в холле его бюст - это также будет справедливо.
Наконец, есть еще одна проблема: без еще одной новой большой школы (или, в крайнем случае, без серьезной реконструкции также уже заметно обветшавшей школы № 21), микрорайону Сельмаш теперь уже просто не обойтись. Как бы это ни было сложно, надо искать и место для стройки, и средства.
Что поделаешь – жизнь ведь всегда ставит новые, пусть иногда и очень непростые вопросы. А ростовчанам приходится их решать.
Г. БЕЛЕНЬКИЙ.
Краевед, член клуба друзей «Вечернего Ростова»,
бывший выпускник ростовской школы № 20.
(Газета «Вечерний Ростов», 19 апреля 2022 г.).
- Категория: Школа-гигант Сельмашстроя. Виртуальный музей. | Просмотров: 678 | Автор: Геннадий Беленький | Дата: 22.04.2022 | Комментарии (28)
Итак, Геннадий Леонидович, ты пишешь о 1500 учащихся. Правильно я понимаю, что это означает две смены ( ранее была информация о том, что школа рассчитана на 740 мест)?
Памятную доску Зое Николаевне, видимо, придётся готовить новую. Ведь уход дирекции из прежней школы был подобен бегству - документальные заметки Юрия о брошенной памяти это зафиксировали.
Ну и о дополнительном здании под школу на Сельмаше. Где есть свободная площадка? Территорию бывшего Колхозного рынка упустили. Есть ли идеи у городской архитектуры?
Миша, здравствуй! Да, понимаешь ты совершенно правильно. Две смены. В материале об этом сказано. Таковы ныне реальности.Я не вижу в этом ничего страшного. Все мы учились в две смены...
А насчет площадки для еще одной школы - пока вопрос не нашел решения. Возможно, к 21-й школе добавят еще одно здание. Я обошел ее территорию и понял, что место там есть, хотя в основном за счет спортплощадки. А сносить жильё, тем более недавно построенное, вряд ли будут. Других вариантов именно на Сельмаше я особо и не вижу. Действительно, "территорию бывшего Колхозного рынка упустили", а там как раз было бы совсем не плохо именно школу построить. Еще можно посмотреть поселок 1-й Орджоникидзе, в той части, которая ближе к проспекту Шолохова. Туда смогут пойти и часть детей, которые будут жить в строящемся жилом комплексе "Новый Сельмаш". Но тогда может пострадать рощица. В общем, задача сложная. А есть ли идеи у городской архитектуры - не знаю. При случае поинтересуюсь.
Геннадий Леонидович, спасибо за комментарий по моим вопросам.
Я выскажу крамольную мысль. - а что если город построит в другом месте помещения для школы особенных детей, которая сейчас на Зеленодольской улице? Ведь эти детки живут там в основном на пятидневке. И для родителей все равно существует вопрос их неблизкой доставки.
А вот на хорошей по площади площадке этой коррекционной школы вполне можно большую, как новая двадцатая, современную среднюю школу построить. А если в конце Зеленодольской построить переходной мост на 2-й Орджоникидзе, то новая школа приняла бы деток и оттуда. Закиньте эту мысль в городскую архитектуру.
На втором Орджоникидзе, должно быть, не такой дефицит мест в школах, как на Сельмаше. У 42-й реально маленький пятачок земли, на её фоне даже место для 20-го Лицея огромное.
Миша, здравствуй! А что, интересную идею ты высказал. Надо и правда "закинуть мысль" туда, куда ты сказал. Тем более - идет активное строительство ЖК "Новый Сельмаш", а у будущих его жильцов наверняка есть дети, которым желательно учиться поближе к дому.
Спасибо за экскурсию по новой школе, Геннадий Леонидович. Интересно побывать в музее, походить по классам.
Не знаю, был ли Геннадий Леонидович внутри. Его заметки я курирую ;) Фотографии сделал тоже я по его просьбе. Мне понравилась последняя, на которой едва распустились почки и освещённая солнцем стена и затенённая вторая, а старое дерево разделяет снимок :) Что внутри мы можем видеть в репортажах открытия. Экскурсии за деньги нужно предложить современному руководству :)))))))))))))))))
Еще экскурсия от ростовского ТВ
https://don24.ru/rubric/obrazovanie/v-donskoy-stolice-posle-rekonstrukcii-otkrylsya-licey-20.html
Стену с фотографиями надо назвать стеной Меотиды. Это будет справедливо. И тут возникает вопрос к Геннадию Леонидовичу, который написал о фотографиях, полученных школой в дар от бывших выпускников. Мы их школе не дарили, хотя были бы рады это сделать, но школа взяла всё сама, а теперь выходит, что мы им их подарили. Я ничего не имею против, ибо для того, чтобы хоть что-то осталось и было сделано то, что сделано. Вопрос в формулировке, которая присутствует в статье.
Юр, прежде нужно самому увидеть что это за фотографии. Ты уверен, что они с сайта? Может их нет на сайте.
А твое фото в заметке классное. Похоже на раннее утро, и школа ждет.
Я помню, иногда приходила в школу утром задолго до занятий , школа спокойная, кайф.))
А старое дерево как страж.
Это вечер. В ТВ - репортажах все фото хорошо видно. Уверен, что фотографии с сайта, к примеру, личное фото Андрея и фото, найденное Романом. Эти фотографии имеют отношение только либо к их автору, либо к тому, кто фото нашёл и опубликовал. То, что нашёл я, мне и так видно, но можно допустить наивную версию, что в школе остались копии, либо как пишет Геннадий Леонидович, их кто-то подарил вместе с фотографиями Андрея и Романа :)
Вечер, утро. Неважно. По солнцу понятно, что не раннее утро. Я об ассоциации.
А в ТВ репортажах просто не успеть увидеть ВСЕ фотографии. Нужно идти в музей .))
Светлана, я так думаю, что музей - это нечто формальное, судя по всему. Но что-то есть, и то хорошо. Я только не пойму Геннадий Леонидович видел ещё какие-то снимки, кроме тех, что мы видим в репортажах? Было бы корректно в таком случае упомянуть Меотиду, а не каких-то выпускников, одаривших школу памятными фотографиями.
Музеем назвать это сложно. А Геннадий Леонидович просто не может помнить все фото с Меотиды.
Так и я не помню, но глаз намётан :) Андрей вон тоже заметил. Просто Геннадий Леонидович вместе с нами обсуждал публикации с этими снимками не раз, поэтому хоть что-то в памяти остаться могло... Ну да ладно, пусть будет так, как он написал.
Сайт упомянут кстати. Заходил по делам в 20-ку, специально сфотографировал.
Приятная новость. Не разглядел я в репортаже. Не до конца согласен с подходом, но свои слова о том, что сайт не упомянут, беру назад.
Кстати да, очень содержательное фото. Я в спешке не обратил внимания.
Юра, ну как бы я смог написать такой материал,не побывав внутри?! А за фотографии тебе спасибо, особенно за ту, которая размещена в конце текста. А насчет происхождения фотографий бывших выпускников и событий школьной жизни - думаю, что там есть, конечно, фото из "Меотиды", но, мне кажется, сильно обижаться на школу, а также на тех, кто делал музейную экспозицию, не надо. Простим это школе, которая всё равно, по большому счету, НАША. Пусть и другая в смысле здания. А дух в ней НАШ - есть. Мы его в ней оставили. Давай сделаем упор именно на это.
Упор на дух - ну пусть будет так. Песня вспомнилась от БГ:
"На каждого, кто пляшет русалочьи пляски, есть тот, кто идёт по воде
Но каждый человек - он дерево, он отсюда, и больше нигде
А если дерево растёт, то оно растёт вверх, и никто не волен это менять
Луна и солнце не враждуют на небе, и теперь я могу их понять..."
По памятным доскам. Я не знал о том, что их местонахождение неизвестно. Для меня это очередное подтверждение крайне отвратительного подхода к истории руководства школы, кстати, директор тот же. Неужели нельзя было где-то их сохранить? Бюсты же сохранили, хотя мне эти бюсты не нравятся - халтурно сделаны. Были они установлены ещё в мою школьную пору. Фотографии на стенах - не знаю музей ли это - в большом количестве те, что были выставлены на Меотиде, ну да и отлично. Мемориальные доски были на обеих школах, они несли очень важную роль, это знаки, своеобразные метки времени, которые наносят поколения в память о ком-то или о чём-то.
На мемориальных досках было написано что-нибудь типа «В этом здании…». Сейчас здание другое, совсем другое. Преемственности не случилось, несмотря на старые фотографии и старого директора.
От вас опять негатив! Открылась школа, очень позитивное событие, в пору радоваться, а вы.....
Я радуюсь, как никто
Таки "в этой школе", а связь, как я понимаю, восстановить пытаются. То, что преемственности не случилось - согласен, от того и статья Геннадия Леонидовича мне видится всего лишь попыткой найти эту связь. Не в обиду автору.
Обещали еще «колоннаду» у входа. Дождёмся
Пока есть те, кто пытается восстановить связь преемственности ещё не все потеряно.) Это к комментарию Юры.
Не все потеряно будет в том случае, если на стене появится бренд "Меотиды" с парусником - это как минимум, а как максимум краткое пояснение, как эти снимки обрели вторую жизнь. На уважении строится преемственность и связь поколений, а когда нами пренебрегают, то о чём речь, и что нам нужно прощать, и какой в этом смысл, если об этом никто не хочет говорить? А не хочет говорить по простой причине - Меотида зафиксировала то, о чём теперь говорить моветон. Про бренд, конечно, может сказать админ, но без него не было бы этой стены со снимками, а раз что-то состоялось, то будьте любезны уважать... https://vk.com/video-99173315_456240141?t=1m4s - вот и вся экспозиция, практически на любой снимок я могу дать ссылку сайта "Меотида", даже на попадающий в кадр частично (в коллекции Меотиды почти всё, исключения редки). И давайте заметим одну важную деталь - все репортажи об открытии акцентируют внимание на эти исторические скудные остатки от былого дабы выудить хоть что-то для телезрителя.
Оставить комментарий