В миллионный раз проходя по подземному переходу на пересечении Большой Садовой и Ворошиловского, я почувствовал озарение. Я вдруг вспомнил, где я уже видел эту арифметическую задачу. В Третьяковской галерее!
Очевидно, что ростовский подземный художник вдохновлялся картиной русского художника Богданова-Бельского "Устный счёт в народной школе".
Я напрягал свои усталые мозги, но смог осилить лишь половину арифметических действий. Хотя у меня в школе всегда была пятёрка по математике, я проиграл это соревнование деревенским детям в лаптях и советским школьникам в красных галстуках. Чтобы хоть как-то себя утешить, я стал думать о всяких мощных гаджетах, которых не было в прежние времена, но сейчас облегчающих мою жизнь и позволяющих лениться моим мозгам.
Ссылки по теме:
https://pikabu.ru/story/bogdanovbelskiy_ustnyiy_schet_v_narodnoy_shkole_...
https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2016/03/istoriya_odnogo_shedevra_ust...
- Категория: Городские сюжеты | Просмотров: 391 | Автор: Бывалый | Дата: 13.04.2022 | Комментарии (19)
Задачка на картине Богданова Бельского, очень интересная с исторической точки зрения. На картине не просто дети, а крестьянские дети. Дело происходит в сельской школе С.А. Рачинского, в Тверской области. В те времена, каждый, кто хозяйствовал на земле, должен был уметь быстро считать площадь земельных наделов. Это было связано с особенностями общинного земледелия.
Поэтому квадраты многих чисел земледельцы знали наизусть. Например, участок 13 на 13 саженей, имел площадь 169 квадратных саженей.
То есть
10х10=100
11х11=121
12х12=144
13х13=169
14х14=196
Эти пять результатов возведения в квадрат, легко сложить попарно.
121+169=290
144+196=340
Цифра 100 складывается легко сама
290+340+100=730
730:365=2
Вот только я забыл, кто из моих учителей рассказал мне историю этой картины и этой задачи "для устного счёта". Но в паять врезалось.
Можно еще проще: 100+121+144=365 и 169+196=365. Со второй попытки мне удалось в уме сложить эти числа)
С какой практической целью крестьянские дети делят сумму площадей квадратных участков на число дней в году?)
Не знаю. Возможно арендная плата рассчитывалась подневно. Надо изучать тонкости жизни крестьянской общины.
Заинтриговало - как это юный Александр Сергеевич среди крестьянских детей оказался (крайний слева)? Или Бельский знал о Пушкине нечто большее? :)
Сам Пушкин об этом эпизоде своей биографии впоследствии писал: «Все мы учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»
Нет там никакого юного Александра Сергеевича! Ну, может, чуть-чуть похож на него мальчик...
А вообще очень интересное объяснение математической задачки. Кстати, меня всегда именно это интересовало - зачем сумму делить на число дней в году...
Но давайте лучше порадуемся тому, что есть у нас ТАКИЕ подземные переходы. Я как-то показал их одному моему хорошему знакомому, москвичу - кстати, доктору наук. Он просто в восторг пришел, сказал "Слушай, таких и в Москве нет!" Как будто в Москве обязательно должно быть всё только самое лучшее...
Интересно, что за таблица или график висит на стене слева от классной доски?
График дежурства по классу: квадратиков десять. ребят - одиннадцать.
Скорее умение быстро считать в уме нужно при покупке семенного материала, продаже урожая, и вообще, при покупках на рынке и в лавках.
Четыре арифметических действия, нужны на рынке несомненно. Но возведение в квадрат, ряд ли.
Да и проверить сдачу в разливайке, не обманули ли....Арифметика конечно же нужна!
Делить и отнимать, остальное не актуально.
Некоторых Гостей я бы умножил на ноль
Они сами себя на ноль умножили. Это не гости, это пустые места. И не стоит на них реагировать.
обещана реставрация
https://don24.ru/rubric/obschestvo/v-donskoy-stolice-razrabotayut-proekt...
Подозреваю, что такой плитки сейчас не делают. Сейчас её делают гораздо лучшего качества.
На верхней фотографии справа видна предыдущая реставрация
Боитесь деменции? Считайте в уме!
https://news2.ru/story/673828/
Оставить комментарий