Прогуливаясь, как обычно, по крышам заброшенных промышленных зданий, я в очередной раз раздвинул ветви и обомлел. На берегу Нахичеванской протоки на песке грели животы два динозавра. А неподалёку, смотрел на воду третий.
Это действительно динозавры. Никто уже не помнит, как они, встав на подводные ласты, тьфу, крылья, гоняли всякую лодочную мелочь на Донских просторах.
Да, это они. Исчезнувшие даже из памяти «Ракета» и «Метеор». А рядом стоит настоящий дебаркадер. Такие стояли раньше на всех крупных пассажирских пристанях.
Во времена, когда речной транспорт был главным, в них размещались кассы, администрация, буфеты и рестораны, и многое другое, что может понадобиться пассажирам.
Могу ошибиться, но предпоследний дебаркадер на нижнем Дону сгорел где-то в районе ресторана «Казачий курень». Значит, это последний.
А про «Ракеты» и «Метеоры» я могу вспоминать много и долго. Не было более привычных пассажирских судов в нашем крае. А сегодня я петлял по узким и кривым улочкам, примыкающим к порту, и выбирал место, чтобы получше сфотографировать эти два судна. Наверное, последние.
Когда-то собрал все старые фото этих стремительных лодок в одной заметке
В прошлое не вернуться. Дебаркадеры были нужны в качестве плавающих причалов для больших пассажирских судов. Без них таким судам было бы очень трудно швартоваться при изменении уровня воды. Не стало крупных пассажирских судов, не стало и дебаркадеров.
А «Ракеты» и «Метеоры» не выдержали конкуренции с бурно развившимся автомобильным транспортом. И так понимаю, при несомненных преимуществах в скорости и комфорте, были они очень расточительны по расходу топлива.
Помню, как еще школьником-лоботрясом с компанией друзей совершил дерзкий побег из одного пионерского лагеря в райском уголке Цимлянского района. Так, разрабатывая план побега, мы были очень удивлены, узнав, что билет до Ростова на «Ракете» стоит 25 рублей, а на поезде всего 4.
Так вот, этим кораблям и этим причалам не вернуться в наше время. Но для чего-то они стоят на территории порта и сдавать в металлолом их не торопятся?
А музей речного транспорта у нас в стране есть только в Нижнем Новгороде. Мечтаю.
Еще вспомнил замечательное стихотворение ростовского автора о не таких далеких временах, когда речной транспорт был главным.
Помощник капитана. Прогулка в 1960г.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 424 | Автор: Stanichnik | Дата: 07.03.2022 | Комментарии (21)
По средней Волге «Ракеты» продолжали курсировать в конце 1990-х годов. Может и позже бегали, но это к знатокам. А вот по цене билетов в конце 1970-х не соглашусь: помню, что в 1982 году на «Ракете» перемещался с супругой и детьми из РнД в Жданов. И это было очень подъёмно для нашего достаточно скромного бюджета. Так что и здесь подождём комментарии знатоков.
Я других цен не помню. Но помню, что для поездок в Багаевскую, других вариантов кроме "Ракеты" небыло. Ходил рейсовый "Пазик" от автостанции, но он так плотно был набит местными с их богажом, что туда лучше было не соваться. Даже при посадке на "Ракету" часто приходилось переступать через мешки с огурцами.
В Жданов - Мариуполь ходил Метеор
"Комета"
Интересный факт. Мощность двигателя этих судов на подводных крыльях, была 900-1000 л\с в зависимости от комплектации. А танка Т-72, всего 780 л\с. Так танк нес 30 т. брони и боекомплект. А Ракета или Метеор - 60 человек.
Подозреваю, что был крупный военный проект по строительству боевых кораблей на подводных крыльях. И под него были созданы избыточные производственые мощности, которые были дозагружены совершенно не рентабельным гражданским проектом.
На «Ракеты» ставили не новые танковые двигатели, а отработавшие свой моторесурс, после капремонта. Не от Т-72, а более ранних моделей. В СССР танков и старых двигателей от них было много. Восстановленные двигатели обратно на танки уже не ставили, использовали для гражданских нужд
Я посмотрел наскоро несколько статей в интернете по двигателям. Можно сказать, что у танкового двигателя и двигателя, который ставили на "Ракеты" и "Метеоры" был общий предок. Но это были разные двигатели.
Прародителем был дизель от Т-34. Первым делом, первым делом танки и военные самолёты, ну, а гражданское судостроение потом..
"Не надо лишних слов! Не надо паники!" Это НЕ последний рейс на Титанике!))) Уже четвёртый год от Ялты до Севастополя ходит "Комета-120М" последней модификации. Говорят, с пластиковым корпусом. Скорость - 35 узлов. Так что- занимается рассвет новой эры!
По мне так всё ясно. В СССР образца 60-х, 70-х готов, главными потребителями бензина и солярки были вооруженные силы, сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность. Высокая цена на топливо, для этих отраслей была вредна, так как были они бюджетными и дотационными.
В этот среде, возник проект массового производства судов на подводных крыльях. Эффективных только в условиях заниженных цен на топливо.
Как только бурно развился наземный, частный и личный транспорт, цены на топливо стали коммерческими, и даже отягощены дополнительными налогами. В этой ситуации суда на подводных крыльях «волной смыло».
Возрождение флота на подводных крыльях в прежних масштабах, невозможно. Но в отдельных местах, на «не замерзающих» побережьях. Там, где плотный трафик по берегу. Вполне может быть.
С апреля по ноябрь с трёх причальных дебаркадеров Петербурга конкурирующие компании примерно каждые 10 минут отправляли последние годы Метеоры на Петергоф ( и обратно). Не скажу за весну и осень, но летом вне пандемии загрузка была постоянно 100%. Билет без скидки стоил около 1000 рублей на полноценного взрослого (детям - полцены, пенсионерам - примерно 70%). В пути. - 35 минут. Вот это была рентабельная линия. Полагаю, что в этом году умрет.
Я видел пару лет назад очередь из Метеоров у причала Петергофа. Это было впечатляюще. При том, что на машине я в Перегоф добирался полтора часа. Но таких примеров мало.И почему вы считаете, что этот маршрут умрет? Западные туристы не приедут? Так там в основном китайцы. В Эрмитаже так чуть меня не задавили)))
В Ростове еще есть дебаркадеры: в Гниловской два: https://zen.yandex.ru/media/id/5f441888e88e6048b328e97a/depopuliaciia-de...
Был дебаркадер и в Белой Калитве
Великолепные фото. Особенно то, на котором Караул гора абсолютно чистая. Даже не узнал сразу.
"Потомок динозавров". Когда-нибудь доплывёт до нас
Мы тут уже выяснили, такие суда будут вполне рентабельны между Питером и Петергофом и между Севастополем и Ялтой. И там, и там, водные прогулки приятные и главное, короче сухопутных. Не скажу, что интереснее.А где у нас?
Современные проекты в области транспорта заточены прежде всего на рентабельность и окупаемость. Совсем не факт, что в "новых Ракетах" используются прожорливые танковые двигатели.
По Волге ходят, чем Дон хуже?
Мы помчимся
https://www.youtube.com/watch?v=ZrG6qw0DJ7o
Я бы в Керчь на таком...
В детстве в Керчь я один раз ездил по воде на Метеоре (или Ракете, не помню я всех этих отличий и названий). Воспоминания остались об очень утомительной поездке.
Оставить комментарий