Спасибо сайту pastvu.com, Аксайскому военно-историческому музею и пользователю «yuryP» за последнюю серию фотографий старого Аксая.
Она привела меня в восторг, и я не мог не разобрать её внимательно и с удовольствием.
1972 г. Ракета прошла Аксай и повернула по руслу Дона на юг. На Аксайском берегу можно хорошо различить светлое здание школы.
Во времена оные я часто путешествовал на Ракете в Багаевскую и обратно. И в этом месте многие пассажиры, даже если сидели в салоне в удобных креслах, обязательно выходили на маленькую палубу на корме судна. Дело в том, что весь путь от набережной Ростова до этого места проходил между застроенных и плотно освоенных берегов. Дома, причалы, базы, краны, мосты, всё это шло сплошной чередой.
А здесь за поворотом реки начинался удивительный простор во все стороны. Высокий правый берег оставался позади, и куда ни глянь тянулась прибрежная равнина, займище. Редкие деревья, лодки, плавни, ерики и заливы. Другой мир.
При возвращении всё было наоборот. Нахлебавшись «дикой» жизни, мы с нетерпением ждали городской пейзаж.
Это же место. Только примерно через 50 лет. Вместо лета, зима. Снято не с середины реки, а с обмелевшего берега. И школа затерялась среди больших зданий.
Следующее фото 1968 г. Таким этот пляж помню и я. И попаду на него впервые через пару лет.
Описывал свои воспоминания об этом месте совсем недавно.
Следующее фото меня озадачило. Оно датировано 1955 г. И одежда людей на фото эту дату подтверждает. Но я не верю, что в 55-м на остров была стабильная переправа. А на фото всё выглядит как на месте оживленного отдыха. Значит, пляж существовал там намного раньше, чем я считал. А жители Аксая переправлялись на остров для отдыха на лодках.
Следующая серия фотографий посвящена парому в створе улицы Толпинского. О котором ранее мало что было известно.
Напомню ситуацию. В створе Буденновского спуска около века существовал легендарный плашкоутный мост, который погиб в ВОВ. Цифра «3» на карте. Не смущайтесь, что он сейчас ведёт в протоку. Остров Межонка в те времена был гораздо меньше, и протока была выше по течению.
На этом сайте писалось о нём неоднократно.
У устья Кобяковой балки после ВОВ существовал паром до ввода в строй высоководного, бетонного моста в 60-х годах. Цифра «1» на карте.
Оказывается, что и в створе ул. Толпинского, тоже существовал паром. Цифра «2» на карте.
Это фото датировано 1946 г. Вероятно, причал парома только строится. Собственно, причального сооружения еще нет. Причалить к этому помосту невозможно. Зато уже есть ледолом, без которого строительство было невозможно.
Но это точно Аксай. Купол на четверике Одигитриевской церкви не спутать ни с чем. По углу к четверику, (примерно 30°), можно точно определить место, где находился паром.
Вот, что написано в госкаталоге в сопровождении к этому снимку:
На снимке запечатлен причал паромной переправы, находящейся чуть выше стекольного завода в городе Аксае. На переднем плане две деревянные лодки, за ними причал, состоящий из шести вертикальных деревянных стоек, на передней причальной стойке сверху стоят трое мужчин. Причальные стойки с берегом соединены мостом, на котором стоит человек. На заднем плане насыпь железной дороги, за которой находятся жилые постройки, деревья и купол Одигитриевской церкви. На оборотной стороне сделаны надписи: вверху синей пастой: "Правобережная эстакада", в верхнем правом углу фиолетовыми чернилами: "1946 г.", справой стороны по центру фиолетовыми чернилами: "Паромная переправа находилась чуть выше Стекольного завода в г. Аксае".
На следующем снимке этот же паром, только уже в 1947 г., и на снимке запечатлён причал на левом берегу.
Хорошо виден канат, тянувший паром, но к сожалению, не виден тяговый механизм. Очень вероятно, что паром руками тянули.
И это точно Аксай. В левой части снимка видно «обгрызенное» Кобяково городище. Дело в том, что склоны этого существовавшего многие столетия городища представляют собой или рыхлые отвалы, или вообще мусорные ямы. Строители 19-го и 20-го веков охотно использовали этот материал в своих нуждах. Еще со времён строительства Ольгинской дамбы. Вспомнил: В мусорнике под облаками
Даже посёлок Кирпичный виден на снимке хорошо.
Вот что написано в госкаталоге в сопровождении к этому снимку:
Снимок черно-белый, видовой. Снят паром и причал на левом берегу реки Дон. В центре причал со стоящими на нем людьми, приставший паром на котором стоит грузовик. Справа от парома лодка, сидят два человека. На переднем плане берег (левый), у кромки берега - лошадь, запряженная в повозку с бочкой. На заднем плане виден правый берег Дона в районе стекольного завода и Кобяковой балки. На оборотной стороне надпись простым карандашом: «Левый берег Дона, причал парома 1947 г. Паромная переправа находилась чуть выше стекольного завода в ст. Аксайской. Вид на Кобяковскую балку и хутор Кобяковка".
(Там лошадь или осёл?)
Следующий снимок датирован тем же 1947 г. На нём виден тот же левобережный причал парома, что и на предыдущем снимке. Характерных черт пейзажа, позволяющих узнать место, нет. Но некоторые детали, например, вертикальные столбы и торчащие далеко в сторону балки позволяют узнать наш паром.
Обратите внимание на лодку-плашкоут, которая свободно плавала, и на которую опиралась причальная эстакада. Это позволяло парому точно причалить при значительных изменениях уровня воды в реке. Так еще видно, что трос проходил через проушину на плашкоуте.
Вот что написано в госкаталоге в сопровождении к этому снимку:
Снимок черно-белый. Крупным планом запечатлена левобережная часть паромной переправы, стоящая на сваях в воде. Правая часть (от зрителя) этой эстакады расположена на большой лодке-плашкоуте. На эстакаде видны ограждения (перила) и люди: двое на краю эстакады и еще несколько человек - ближе к берегу. На переднем плане видна вода реки Дон, за переправой видна земля (берег). Паромная переправа находилась чуть выше Стекольного завода в г. Аксае. На оборотной стороне синей и фиолетовой ручкой написаны пояснения.
А следующий снимок привел в замешательство. Он, как и первый в серии «паром», датирован 1946 годом.
Но на первый совсем не похож. Собственно, с первым снимком его роднит мосток из полу брёвен и двухэтажный большой дом на заднем плане. А больше ничего. Опоры мостка совершенно другие. И столбы по над железной дорогой, которую тут не видно, с двумя поперечными балками. А на первом снимке без балок.
На обоих снимках паводок, значит они должны были быть сделаны примерно в одно время. А разница большая.
Вот что написано в госкаталоге в сопровождении к этому снимку:
Снимок черно-белый. В центральной части запечатлена подъездная эстакада к переправе, состоящая из наклонного моста и небольшой плавучей платформы, к которой пришвартованы лодки. На эстакаде видны перила. С левой стороны виден берег, подъездные пути, двухэтажный каменный дом, лодки на берегу. В центральной и правой части фотографии видна вода реки Дон. Паромная переправа находилась чуть выше Стекольного завода в Аксае. На оборотной стороне синей, черной и фиолетовой пастами написаны пояснения.
И обратите внимание, надпись на обороте сделана пастой. А шариковые ручки появятся много позже 46-го года. Поэтому пока осторожно отнесёмся к этому снимку.
Сейчас это место выглядит совсем по-другому. Следов не осталось ни на правом берегу, ни на левом.
Зато всегда много рыбаков.
И один из них, постоянно рыбачащий в этом месте, поведал мне, что лучшие места на берегу напротив протоки передаются по наследству.
И в заключение еще три снимка.
Первое датировано 1969 годом, и на обороте написано, что это место у устья Аксая.
Но на горизонте, в правой части снимка, хорошо видны силуэты двух больших судов. Если это Аксай, то эти суда должны быть там, где плывёт Ракета на первом снимке в этой заметке. А значит это точно не устье. Ещё на снимке не виден крутой правый берег, который виден со всех точек в этом месте. Зато видны молодые листочки на ветках дерева, стоящего в 20-ти метрах от кромки воды. Не было там деревьев, пока не построили набережную.
В общем с этим снимком не всё ясно.
Вот что написано в госкаталоге в сопровождении к этому снимку:
Фото чёрно - белое, сделано на открытом воздухе. Изображён разлив реки Дон. Возле берега виден причал с маленьким пароходом. Дальше большое количество лодок на лодочной станции. По берегу идёт высокая насыпь железной дороги и столбы линий электропередач и уличного освещения. В кадр попали мелкие ветви дерева с распускающимися листьями. На обратной стороне фотографии надпись синей ручкой "Вид против железнодорожного вокзала. г.Аксай, разлив Дона весной 1969 г".
Следующий снимок точно не Аксай.
Вот что написано в госкаталоге в сопровождении к этому снимку:
фото черно-белое, сюжетное, сделано на пляже. На снимке запечатлена группа людей на отдыхе на Аксайском пляже. На переднем плане люди, одетые в купальные костюмы, сидят, лежат и стоят на песке. На заднем плане виден противоположный, высокий берег со строениями. На оборотной стороне надпись синей пастой: «Отдых Аксайской молодежи на пляже, 1925 г.".
Если это Аксай, то мы должны предположить, что купол церкви, видный на гребне холма в левой части, – купол Успенской. А большое здание левее у подножья холма или консервный завод купца Свиридова, или предшественник нынешнего завода Мидель.
Но тогда пляж должен быть на Межонке примерно в том месте, где плывет Ракета на первом снимке в заметке. А там пляжа точно не было никогда.
Осторожно предположу, что этот пляж был на Аксае где-то в районе Новочеркасска.
На последнем месте в заметке я поместил эту фотографию
Вот, что написано в госкаталоге в сопровождении к этому снимку:
На снимке, на переднем плане: девушка зимой несет воду в двух ведрах на коромыслах через плечо. Фигура девушки изображена в полный рост, полу боком, правая рука опущена, а левой рукой придерживает коромысло. Одета в темную фуфайку, валенки, на голове - платок. На заднем плане - деревянный сарай и деревянный причал. Все покрыто снегом, река замерзла. На оборотной стороне надписи простым карандашом вверху: "Аксайская казачка пришла по воду", ниже: "Примерно 1964 г", еще ниже: "Устье р. Аксай".
Я умничать по поводу этого снимка не буду, но обратите внимание, что у девушки ПОЛНЫЕ вёдра. А это хорошая примета, сулящая удачу. Которая всем нам нужна, особенно сейчас.
- Категория: Прогулки во времени | Просмотров: 520 | Автор: Stanichnik | Дата: 05.03.2022 | Комментарии (1)
Девушка на крайнем снимке мама моего одноклассника.
Оставить комментарий