Из истории Аксая, его берегов и переправ

Спасибо сайту pastvu.com, Аксайскому военно-историческому музею и пользователю «yuryP» за последнюю серию фотографий старого Аксая.

Она привела меня в восторг, и я не мог не разобрать её внимательно и с удовольствием.

1972 г. Ракета прошла Аксай и повернула по руслу Дона на юг. На Аксайском берегу можно хорошо различить светлое здание школы.

Из истории города Аксая, его берегов, пляжей и переправ
 

Во времена оные я часто путешествовал на Ракете в Багаевскую и обратно. И в этом месте многие пассажиры, даже если сидели в салоне в удобных креслах, обязательно выходили на маленькую палубу на корме судна. Дело в том, что весь путь от набережной Ростова до этого места проходил между застроенных и плотно освоенных берегов. Дома, причалы, базы, краны, мосты, всё это шло сплошной чередой.

А здесь за поворотом реки начинался удивительный простор во все стороны. Высокий правый берег оставался позади, и куда ни глянь тянулась прибрежная равнина, займище. Редкие деревья, лодки, плавни, ерики и заливы. Другой мир.

При возвращении всё было наоборот. Нахлебавшись «дикой» жизни, мы с нетерпением ждали городской пейзаж.

Это же место. Только примерно через 50 лет. Вместо лета, зима. Снято не с середины реки, а с обмелевшего берега. И школа затерялась среди больших зданий.

Из истории города Аксая, его берегов, пляжей и переправ
 

Следующее фото 1968 г. Таким этот пляж помню и я. И попаду на него впервые через пару лет.

Из истории города Аксая, его берегов, пляжей и переправ
 

Описывал свои воспоминания об этом месте совсем недавно.

Межонка. Пляж и остров.
 

Следующее фото меня озадачило. Оно датировано 1955 г. И одежда людей на фото эту дату подтверждает. Но я не верю, что в 55-м на остров была стабильная переправа. А на фото всё выглядит как на месте оживленного отдыха. Значит, пляж существовал там намного раньше, чем я считал. А жители Аксая переправлялись на остров для отдыха на лодках.

Из истории города Аксая, его берегов, пляжей и переправ
 

Следующая серия фотографий посвящена парому в створе улицы Толпинского. О котором ранее мало что было известно.

Напомню ситуацию. В створе Буденновского спуска около века существовал легендарный плашкоутный мост, который погиб в ВОВ. Цифра «3» на карте. Не смущайтесь, что он сейчас ведёт в протоку. Остров Межонка в те времена был гораздо меньше, и протока была выше по течению.

На этом сайте писалось о нём неоднократно.

У устья Кобяковой балки после ВОВ существовал паром до ввода в строй высоководного, бетонного моста в 60-х годах. Цифра «1» на карте.

Оказывается, что и в створе ул. Толпинского, тоже существовал паром. Цифра «2» на карте.

Из истории города Аксая, его берегов, пляжей и переправ
 

Это фото датировано 1946 г. Вероятно, причал парома только строится. Собственно, причального сооружения еще нет. Причалить к этому помосту невозможно. Зато уже есть ледолом, без которого строительство было невозможно.

Но это  точно Аксай. Купол на четверике Одигитриевской церкви не спутать ни с чем. По углу к четверику, (примерно 30°), можно точно определить место, где находился паром.

Из истории города Аксая, его берегов, пляжей и переправ
 

Вот, что написано в госкаталоге в сопровождении к этому снимку:

На снимке запечатлен причал паромной переправы, находящейся чуть выше стекольного завода в городе Аксае. На переднем плане две деревянные лодки, за ними причал, состоящий из шести вертикальных деревянных стоек, на передней причальной стойке сверху стоят трое мужчин. Причальные стойки с берегом соединены мостом, на котором стоит человек. На заднем плане насыпь железной дороги, за которой находятся жилые постройки, деревья и купол Одигитриевской церкви. На оборотной стороне сделаны надписи: вверху синей пастой: "Правобережная эстакада", в верхнем правом углу фиолетовыми чернилами: "1946 г.", справой стороны по центру фиолетовыми чернилами: "Паромная переправа находилась чуть выше Стекольного завода в г. Аксае".

 

На следующем снимке этот же паром, только уже в 1947 г., и на снимке запечатлён причал на левом берегу.

Хорошо виден канат, тянувший паром, но к сожалению, не виден тяговый механизм. Очень вероятно, что паром руками тянули.

И это точно Аксай. В левой части снимка видно «обгрызенное» Кобяково городище. Дело в том, что склоны этого существовавшего многие столетия городища представляют собой или рыхлые отвалы, или вообще мусорные ямы.  Строители 19-го и 20-го веков охотно использовали этот материал в своих нуждах. Еще со времён строительства Ольгинской дамбы. Вспомнил: В мусорнике под облаками

Даже посёлок Кирпичный виден на снимке хорошо.

Из истории города Аксая, его берегов, пляжей и переправ
 

Вот что написано в госкаталоге в сопровождении к этому снимку:

Снимок черно-белый, видовой. Снят паром и причал на левом берегу реки Дон. В центре причал со стоящими на нем людьми, приставший паром на котором стоит грузовик. Справа от парома лодка, сидят два человека. На переднем плане берег (левый), у кромки берега - лошадь, запряженная в повозку с бочкой. На заднем плане виден правый берег Дона в районе стекольного завода и Кобяковой балки. На оборотной стороне надпись простым карандашом: «Левый берег Дона, причал парома 1947 г. Паромная переправа находилась чуть выше стекольного завода в ст. Аксайской. Вид на Кобяковскую балку и хутор Кобяковка".

(Там лошадь или осёл?)

 

Следующий снимок датирован тем же 1947 г. На нём виден тот же левобережный причал парома, что и на предыдущем снимке. Характерных черт пейзажа, позволяющих узнать место, нет. Но некоторые детали, например, вертикальные столбы и торчащие далеко в сторону балки позволяют узнать наш паром.

Обратите внимание на лодку-плашкоут, которая свободно плавала, и на которую опиралась причальная эстакада. Это позволяло парому точно причалить при значительных изменениях уровня воды в реке. Так еще видно, что трос проходил через проушину на плашкоуте.

Из истории города Аксая, его берегов, пляжей и переправ
 

Вот что написано в госкаталоге в сопровождении к этому снимку:

Снимок черно-белый. Крупным планом запечатлена левобережная часть паромной переправы, стоящая на сваях в воде. Правая часть (от зрителя) этой эстакады расположена на большой лодке-плашкоуте. На эстакаде видны ограждения (перила) и люди: двое на краю эстакады и еще несколько человек - ближе к берегу. На переднем плане видна вода реки Дон, за переправой видна земля (берег). Паромная переправа находилась чуть выше Стекольного завода в г. Аксае. На оборотной стороне синей и фиолетовой ручкой написаны пояснения.

 

А следующий снимок привел в замешательство. Он, как и первый в серии «паром», датирован 1946 годом.

Но на первый совсем не похож. Собственно, с первым снимком его роднит мосток из полу брёвен и двухэтажный большой дом на заднем плане. А больше ничего. Опоры мостка совершенно другие. И столбы по над железной дорогой, которую тут не видно, с двумя поперечными балками. А на первом снимке без балок.

На обоих снимках паводок, значит они должны были быть сделаны примерно в одно время. А разница большая.

Из истории города Аксая, его берегов, пляжей и переправ
 

Вот что написано в госкаталоге в сопровождении к этому снимку:

Снимок черно-белый. В центральной части запечатлена подъездная эстакада к переправе, состоящая из наклонного моста и небольшой плавучей платформы, к которой пришвартованы лодки. На эстакаде видны перила. С левой стороны виден берег, подъездные пути, двухэтажный каменный дом, лодки на берегу. В центральной и правой части фотографии видна вода реки Дон. Паромная переправа находилась чуть выше Стекольного завода в Аксае. На оборотной стороне синей, черной и фиолетовой пастами написаны пояснения.

И обратите внимание, надпись на обороте сделана пастой. А шариковые ручки появятся много позже 46-го года. Поэтому пока осторожно отнесёмся к этому снимку.

 

Сейчас это место выглядит совсем по-другому. Следов не осталось ни на правом берегу, ни на левом.

Из истории города Аксая, его берегов, пляжей и переправ
 

Зато всегда много рыбаков.

Из истории города Аксая, его берегов, пляжей и переправ
 

И один из них, постоянно рыбачащий в этом месте, поведал мне, что лучшие места на берегу напротив протоки передаются по наследству.

Из истории города Аксая, его берегов, пляжей и переправ
 

И в заключение еще три снимка.

Первое датировано 1969 годом, и на обороте написано, что это место у устья Аксая.

Но на горизонте, в правой части снимка, хорошо видны силуэты двух больших судов. Если это Аксай, то эти суда должны быть там, где плывёт Ракета на первом снимке в этой заметке. А значит это точно не устье. Ещё на снимке не виден крутой правый берег, который виден со всех точек в этом месте. Зато видны молодые листочки на ветках дерева, стоящего в 20-ти метрах от кромки воды. Не было там деревьев, пока не построили набережную.

Из истории города Аксая, его берегов, пляжей и переправ
 

В общем с этим снимком не всё ясно.

Вот что написано в госкаталоге в сопровождении к этому снимку:

Фото чёрно - белое, сделано на открытом воздухе. Изображён разлив реки Дон. Возле берега виден причал с маленьким пароходом. Дальше большое количество лодок на лодочной станции. По берегу идёт высокая насыпь железной дороги и столбы линий электропередач и уличного освещения. В кадр попали мелкие ветви дерева с распускающимися листьями. На обратной стороне фотографии надпись синей ручкой "Вид против железнодорожного вокзала. г.Аксай, разлив Дона весной 1969 г".

 

Следующий снимок точно не Аксай.

Из истории города Аксая, его берегов, пляжей и переправ
 

Вот что написано в госкаталоге в сопровождении к этому снимку:

фото черно-белое, сюжетное, сделано на пляже. На снимке запечатлена группа людей на отдыхе на Аксайском пляже. На переднем плане люди, одетые в купальные костюмы, сидят, лежат и стоят на песке. На заднем плане виден противоположный, высокий берег со строениями. На оборотной стороне надпись синей пастой: «Отдых Аксайской молодежи на пляже, 1925 г.".

 

Если это Аксай, то мы должны предположить, что купол церкви, видный на гребне холма в левой части, – купол Успенской. А большое здание левее у подножья холма или консервный завод купца Свиридова, или предшественник нынешнего завода Мидель.

Но тогда пляж должен быть на Межонке примерно в том месте, где плывет Ракета на первом снимке в заметке. А там пляжа точно не было никогда.

Осторожно предположу, что этот пляж был на Аксае где-то в районе Новочеркасска.

 

На последнем месте в заметке я поместил эту фотографию

Из истории города Аксая, его берегов, пляжей и переправ
 

Вот, что написано в госкаталоге в сопровождении к этому снимку:

На снимке, на переднем плане: девушка зимой несет воду в двух ведрах на коромыслах через плечо. Фигура девушки изображена в полный рост, полу боком, правая рука опущена, а левой рукой придерживает коромысло. Одета в темную фуфайку, валенки, на голове - платок. На заднем плане - деревянный сарай и деревянный причал. Все покрыто снегом, река замерзла. На оборотной стороне надписи простым карандашом вверху: "Аксайская казачка пришла по воду", ниже: "Примерно 1964 г", еще ниже: "Устье р. Аксай".

 

Я умничать по поводу этого снимка не буду, но обратите внимание, что у девушки ПОЛНЫЕ вёдра. А это хорошая примета, сулящая удачу. Которая всем нам нужна, особенно сейчас.

 

 

 

 

столяр (25.03.24 15:32)

Девушка на крайнем снимке мама моего одноклассника.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.