В День Машиностроителя, из отдела краеведения ДГПБ прислали мне эту вырезку из газеты «Вечерний Ростов» от 8 июля 1974 г.
Было тем более приятно и интересно, потому, что заметка, чуть не полвека назад, написана одним из сегодняшних авторов Меотиды, Геннадием Леонидовичем Беленьким.
Речь в заметке идёт о почтовых марках посвященных заводу «Ростсельмаш».Ниже приведу текст заметки, для тех, кому трудно читать с фотокопии.
Среди марок на «ростовскую» тематику особое место принадлежит, конечно, почтовым знакам, посвященным Ростсельмашу. Немного можно назвать предприятий страны, о которых рассказывает столь обширная коллекция почтовых миниатюр, около 40. Ростсельмаш вступил в строй в 1931 году. А уже к уборке урожая следующего, 1932 года с конвейера гигантского цеха уборочных машин сошло 1700 степных кораблей. Почта не замедлила откликнуться на столь важное событие. И в ноябре 1932 года в серии «15-летие Великой Октябрьской социалистической революции» появилась марка, на которой впервые был изображен комбайн на колхозном поле.
Незадолго до войны, в январе 1941 года, вышла марка с изображением ростовского комбайна и в серии «Индустриализация СССР».
В хорошо известной филателистам серии «Послевоенное восстановление народного хозяйства СССР», вышедшей в ноябре 1947 года, тоже есть марка, посвященная Ростсельмашу, на почтовых знаках — боевой клич: «Досрочно выполним план выпуска комбайнов в 1947 году!». Эти почтовые миниатюры вышли в четырех вариантах — достоинством в 30 и 60 копеек, с зубцами и без зубцов.
В 1956 году заводу - гиганту исполнилось 25 лет. За трудовые заслуги Ростсельмаш был удостоен высокой правительственной награды — ордена Ленина. Этому событию посвящена специальная многоцветная марка номиналом в 40 копеек, вышедшая в июле 1956 года.
Прицепные, а затем самоходные комбайны с маркой «Ростсельмаша» можно увидеть на десятках почтовых миниатюр. Машина СК-3 изображена на многокрасочной марке из серии «XXII съезд КПСС».
Новая продукция ростсельмашевцев — высокопроизводительный комбайн «Нива» — впервые показана на марке в 1970 году. Через год «Нива» появилась на марке из серии, «Решения XXIV съезда КПСС — в жизнь!», а в 1972 году — в серии «50-летие образования СССР».
Г. Беленький
Член Всесоюзного Общества филателистов.
Интересно, что комбайн «Нива», попал на марки три раза еще до начала его серийного выпуска в 1973 г.
В сети нашёл изображения только трёх марок из перечисленных в «Вечёрке». Надеюсь, кто-то меня дополнит.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 378 | Автор: Stanichnik | Дата: 28.09.2021 | Комментарии (17)
Интересно , а есть марки , посвященные " Ростсельмашу", но без изображения комбайнов.
А в " Юбилейном" идет " Оклахома, как она есть".)
Посвященные "Ростсельмашу" без комбайнов? Наверное нет. Или ты имела в виду "посвященные Сельмашу"?
В "Ростове" тоже "Оклакома", в "России"- "Апачи". Кинотеатры перечислялись в таком порядке
Именно " Ростсельмашу". Вот с изображением проходной еще есть марки.
А что, есть марки посвященные нашему Сельмашу?
Я марку с видом Главной проходной, все равно отнес к разряду "комбайновых". Там главный элемент изображения - душевная картина уборки прицепным комбайном.Киноафишу не вырезке из газеты не рассмотрел. Смотрел в другую сторону, на цирковых артисток))). Одна изних, вида совсем не миниатюрного, пытается идти по канату.
А по поводу марок посвященных району, перспектива слабая. Уверен, есть марки посвященные отдельным предприятиям района. Возможно отдельным зданиям. Но району - нет.
Будем ждать комментария Геннадия Леонидовича. Твёрдо уверен, что в его коллекции должно быть все с упоминанием Ростова и , конечно, Ростсельмаша.
Я тоже на это очень рассчитываю.
Уважаемые коллеги, спасибо за публикацию - спустя столько лет... Хотя информационный смысл в этом материале по-прежнему и сейчас имеется.
Думаю в обозримой перспективе сделать для "Меотиды" материал о марках, посвященных Ростову в целом. Их не очень много. Марок, посвященных "Ростсельмашу", больше, чем Ростову в целом - вот так бывает. Лишнее подтверждение особой значимости завода для всего Ростова-на-Дону.
Будем ждать с нетерпением.
Уважаемый Stanichnik, на днях вышлю Юрию Юрину (он обещал поставить в сайт, чего я не умею делать) мой материал о марках, посвященных непосредственно ГОРОДУ Ростову-на-Дону. Увы - если "Ростсельмашу" и его продукции - комбайнам - было посвящено более сорока (!)марок - это тогда меня просто поразило, то нашему родному городу - именно Ростову-на-Дону как таковому - посвящено всего лишь ТРИ марочки, вышедших в 1983, 1999 и 2007 годах. Еще одна готовится и в обозримой перспективе должна выйти. Подробнее - почему так мало, какие именно достопримечательности Ростова изображены на этих марках и т.д. - об этом обязательно расскажу.
Спасибо Геннадий Леонидович! Буду ждать с нетерпением.
Геннадий Леонидович, а до 1983 года марки , посвященные Ростову - на- Дону не выпускались???
Светлана, добрый вечер! Именно так. Марки, посвященные ГОРОДАМ, в СССР стали выходить только с 1947 года, и это была, конечно, Москва (800 лет!), а 1950-х годах - Ленинград (250 лет). Выходили марки, посвященные столицам союзных республик, а потом - и столицам автономных республик. Но "простые" города, даже областные центры, стали, как таковые, сюжетами марок только с 1960-х годов. Причем выпускались к ЮБИЛЕЯМ городов марки только в случае, если им исполнялось такое число лет, которое делилось бы на 100 или, в крайнем случае, на 50. Другие даты за юбилейные не считались. Кстати, "ростовская" марка 1983 года была в чем-то уникальной, и я до сих пор не могу понять, почему ее вообще тогда выпустили. Вот в 1999 году - понятно, Ростову исполнилось 250 лет... А в 2007 году - марка, посвященная Ростовской области и ее областному центру вышла в красивой серии "Россия. Регионы", которая выпускалась очень долго - как правило, по 5 -6 марок этой серии в год. А регионов-то более 80... В общем, я в своем материале об этом подробнее напишу!
Добрый вечер, Геннадий Леонидович, спасибо. Уверена, это будет интересно.
Так торопилась ответить, что забыла нажать "вход" ))
Геннадий Леонидович, как хорошо, что Вы отозвались. Интересно, а на марки, посвященные Ростову и Ростсельмашу попали здания поселка Сельмаш? И еще, скажите пожалуйста, , о восстановлении детской железной дороги есть новости?
Светлана, здания поселка Сельмаш (кроме главной проходной) на марках никогда не изображались. Подробнее напишу в готовящемся материале о марках, посвященном Ростову в целом.
А насчет детской железной дороги - работы медленно, но ведутся - в том числе в депо. Никто ДЖД не закрывал. Более того - кружки юных железнодорожников всё это время (которое дорога не действует) - продолжают работать в их здании на проспекте Шолохова. Просто настало время, когда рельсы пришла пора заменить на новые. Есть определенные техническими инструкциями интервалы. Другой вопрос, что всё это можно было сделать быстрее. Насколько я понимаю, теперь уже капитальную реконструкцию дороги закончат не ранее весны 2022 года.
Оставить комментарий