Граф, атаман, но не Платов


 

На Яндекс-Дзене опубликована любопытная заметка "Казаки Муссолини". Пожалуй, впервые в русскоязычном сегменте Интернета сделана попытка систематизировать сведения о малоизвестном казачьем формировании, воевавшем на Дону против большевиков, Красной Армии и советских партизан, в составе кавалерийского полка Савоя 8-й Итальянской королевской армии.  Не буду повторять содержание публикации, однако, постараюсь кое-что исправить и дополнить.

В статье справедливо указано, что на первоначальном этапе командовал сотней итальянский граф майор Раньери Ди Кампелло , однако, не указано, что подразделение так и звали "казачья сотня Кампелло". В итальянской "Википедии"  утверждается, что казачье  подразделение было "детищем" графа, поскольку он иницировал его создание. В Дзен-статье приводится фотография "Казаки на Дону".

 

Однако не сказано, что во главе казаков на фотографии запечатлен ни кто иной, как сам граф, лихой атаман Кампелло! На фотографии хорошо видно, что на графе - стандартные предметы серо-зеленой итальянской военной униформы и итальянского уставного снаряжения. Только на голове его надета нетипичная для итальянского военнослужащего черная казачья папаха.

В  сборнике научных трудов "Русская кампания", изданном в Италии в 2013 году,  размещена работа доктора Пьеро Крочиани под названием "Казаки в серо-зеленом", в которой приводятся  фотографии и рисунки итальянских казаков, и часть которых я с удовольствием показываю читателям "Меотиды".


 

На самом деле еще существует неопределенность с датой создания итальянского казачьего подразделения. В одних источниках указывается, что это произошло летом, в других - в сентябре 1942. Моя версия такова, что с лета при Итальянской армии в России стали появляться "казачьи добровольцы", какие-то нерегулярные группы, а в сентябре произошло окончательное формирование сотни Кампелло в составе итальянской кавалерии. Граф добивался решения этого вопроса длительное время, в результате, возможно, что даже   "лично товарищ Муссолини дал"добро", но фактическое осуществление замысла затягивалось бюрократами военного минитерства в Риме. Причиной назывались фиансовые соображения, по которым трудно было изыскать дополнительные источники снабжения казачьей части лошадьми, фуражом, седлами, сбруей и прочим "салом с баранками".

Любопытно итальянское предание о том, что, когда Кампелло рассказал своим казакам о поводе, из-за которого "итальянская казачья "Конармия" все никак не может получить желанного официального статуса, те заявили, чтобы итальянские власти "не беспокоились". Прошло всего несколько дней, и казаки где-то раздобыли для себя и лошадей и все необходимое снаряжение. 

Из статьи "Казаки Муссолини" создается впечатление, что "почетный кубанский казак станицы Камышеватской" капитан Ставро Ставроросса участвовал в  действиях сотни Кампелло на Дону с момента ее создания. Однако же Ставро Ставроросса служил не в "Савое", а в ином кавалерийском подразделении итальянской армии,  в уланском полку "Навара". И его активность прослеживается уже после того, как майор Кампелло получил 19 января 1943 года ранение в Никитовке Воронежской области, был госпитализирован в Харькове, а затем отправлен с санитарным эшелоном сначала во Флоренцию, а затем с 15 февраля 1943 года - находился на излечении в военном госпитале в Целио. В общем, "нашему" графу крупно повезло!

 

В этот период остатки сотни вывели в Италию, переименовали ее в "савойскую казачью группу",  объединив с кубанскими казаками. Ставроросса командовал казаками до  8 сентября 1943 года. В Италии заканчивается собственно Донская история итальянских казаков, и начинается Итальянская история донских казаков, которая закончилась закономерно-печально...

 

 

 

Бывалый (22.07.21 00:41)

Как закончилась итальянская история донских казаков?

Ankol1 (22.07.21 02:10)

8 сентября 1943 полк распустили, и немцы захватили казаков, как и других итальянских военных в плен. Но оставили им при этом, в отличие от других,  оружие! В результате итальянские казаки были зачислены на службу в казачьи подразделения Германии. После антипартизанской борьбы в Италии и Югославии, капитуляции Германии  - конец- Лиенц! Но отдельная "песня" - это "Казачий стан" в Северной Италии.  Казаки показали себе весьма способными к экспансии. Итальянские городки переименовали в станицы, а центр казачьих поселений в Карнии Алессо - в Новочеркасск. Главную площадь Алессо переименовали в Платовскую,  а одну из главных улиц - в Баклановский проспект. С местными не церемонились, выселяли из их же домов.  В Алессо из местных остались только двое: пекарь и переводчик. На конфискованных земельных участках выращивались привычные казакам овощи, создавали казачьи учебные заведения, газеты выпускали. Итальянцы там до сих пор детей казакми пугают!

Stanichnik (22.07.21 07:31)

Я бы сказал, что формирование таких подразделений у итальянцев, было даже более закономерным чем у немцев. Многие итальянские офицеры ехали воевать в Россию видя себя будущими помещиками на здешних землях. И им необходимы были военные формирования из местного населения.

Ankol1 (22.07.21 12:19)

Чтобы итальянцы мнили себя помещиками на русских землях, я такого не знаю. Вот румыны - да. Скорее всего правы те, кто считает, что италийская казачья "Конармия" создавалась в подражение немцам. Вначале Гитлер подражал Муссолини, а потом - наборот.

Stanichnik (22.07.21 12:42)

Это нам с тобой рассказал хозяин Вёшенского музея. Он итальянцев изучил хорошо. Помнишь итальянский полевой набор посуды?

Ankol1 (22.07.21 13:14)

Точно, точно - вспомнил, Попов что-то такое говорил... А полевой набор посуды незабываем. Впервые я такой в Воронежской области у Новикова увидел! Кстати, вот куда нам с тобой надо сьездить. У него там музей покруче всех самодеятельных музеев, которые мы видели.

Гость (22.07.21 18:24)

Что за музей, где находится? Знаю одного Новикова, но он Ростовский.

Ankol1 (22.07.21 20:16)

Музей находится в Воронежской области в Богучарском районе. А ростовского Новикова, которого Вы знаете, Николаем зовут?

Гость (22.07.21 21:13)

Да. А подробнее про богучарский может ссылка какая, вы его так разрекламировали а я про него первый раз слышу.

Ankol1 (22.07.21 22:43)

Про музей Новикова: https://www.liveinternet.ru/users/shokoladytravel/post304573641 В самом Богучаре интересный районный краеведческий музей, в котором, правда, экспозиция про войну состоит из экспонатов, переданных туда Новиковым.

Еще в Россоши есть два необычных музея, в которых итальянской тематике уделяется немало места:

https://ankol1.livejournal.com/116347.html

https://ankol1.livejournal.com/168812.html

 

 

 

 

Stanichnik (22.07.21 07:21)

Какие совершено не казачьи рожи на первом рисунке))

Ankol1 (22.07.21 09:48)

Так на рисунке "казак" - только в центре! Но рожи у всех одинаковые и отвратительные, при этом они не только не казачьи, но и не итальянские!)

Бывалый (22.07.21 10:50)

Картинка итальянская и рожи типично итальянские

Ankol1 (22.07.21 11:54)

Не итальянская эта картинка!Художник Стивен Эндрю - шотландец, живет в городе Глазго, только и знамеитом тем, что это - побратим Ростова-на-Дону. Книга с иллюстрацией выпущена в Великобритании. А рожи такие - типовые у художника. Он и немцев такими же деградантами изображает.

 

Попов Михаил (22.07.21 23:30)

Ну физиономия Челентано очень интернациональна. Вспомните Игоря Богодуха из ростовского драмтеатра. - много общего в облике. Вот дуче - да, аналогов не припомню. Может, только Моше Даян на него смахивал.

Бывалый (23.07.21 00:02)

кого у нас только нет)

Stanichnik (22.07.21 11:10)

Я понял. "Казак" в центре дал дядьке в каске с крестом посмотреть свою шашку, и тот держит её как грабли, что бы пораниться.

Ankol1 (22.07.21 13:36)

Крест на каске - это эмблема кавалерийского полка Савоя. Так что "дядька" не поранится, он- драгун, и в кавалерийском вооружении толк знает. Другой вопрос, а что это за шашка? На русскую кавалерийскую рукоять у нее совсем не похожа. В твоем материале про музей в Вешенской манекен такого "дядьки" показан.

 

Гость (22.07.21 18:28)

Была у меня станина от пушки итальянской горнострелковой, резина литая с логопитом как на гоночных болидах Пирелли

Ankol1 (22.07.21 19:15)

А почему "была"?

Гость (22.07.21 21:09)

Продал подешевеем реконструкторам по итальянцам в Москву. Станина отстегивалась для перевозки орудия на мулах и переносам по горам. Использовалась как тачка в народном хозяйстве миллеровского района.

Ankol1 (22.07.21 22:27)

Жаль, что ушла тачка!)

Гость (22.07.21 22:56)

То был Элефантино, в варианте для Альпийского корпуса. Продал ребятам у них был макет, с простыми колёсами, с круглыми отверстиями на диске. Если в дело не жалко, лишь бы не перепродали, но Италией мало интересуются, а одтал очень дёшево, просто из любви к искусству.

Гость (22.07.21 23:26)

Р.S. В музее Куцева такие же колёса, второе фото ЖЖ репортажа. А вот у Новикова, видится ствол он неё, но плохо видно.

Бывалый (22.07.21 22:06)

Думаю, что материал написан на основе итальянских источников, поэтому делайте поправку на итальянское бахвальство

Ankol1 (23.07.21 01:31)

Побывал я на месте того сражения: https://ankol1.livejournal.com/202439.html

Бывалый (22.07.21 17:01)

Придирки: к названию - граф Раньери Ди Кампелло атаманом не был; по тексту - «товарищ Муссоли» - Муссолини?

Ankol1 (22.07.21 19:37)

Благодарю за коррекцию! "Муссолини" поправил. А что касается неатаманства, то в строгом смысле граф атаманом, конечно, не был,  как и казаком, в отличие от Ставророссы или не к ночи помянутого Паннвица. По крайней мере, сведений и документов я не нашел. Но в неформальном смысле, как отец-предводитель - Кампелло, конечно, был для казаков атаманом)))

Бывалый (22.07.21 20:17)

Не каждый командир становится атаманом-отцом-предводителем. Как казаки общались с итальянцем? При помощи междометий, мимики, жестов, мата?

Ankol1 (23.07.21 01:42)

На первоначальные  языковые сложности в общении казаков с итальянцами обращено внимание и в "Казаках Муссолини". Там указано, кто проводил занятия с казаками. Но думаю, что и сам граф Кампелло, как высокообразованный человек, знающий несколько иностранных языков, не мог не знать или не освоить язык Толстого и Шолохова. Тем более что каждому офицеру и солдату АРМИР выдавался соответствующий разговорник. Постепенно и казаки и итальянцы взаимно обогатили свое языкознание так, что особых вопросов не возникало.

Бывалый (23.07.21 00:04)

атаман с разговорником - песонаж для анекдотов)

Ankol1 (23.07.21 08:16)

Ничего смешного не вижу...  В крайнем случае, переводчик мог быть. Если не смотрели, посмотрите фильм "Они шли на восток", где показан переводчик-коллаборант у итальянцев. А вот атаман со сборником анекдотов - это, действительно, смешно!)

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.