Холодильник в степи

Поселок Приазовский расположился на самом западе Неклиновского района. И как следует из его названия – на берегу моря.

На запад от поселка к Весело-Вознесенке по берегу поднимаются высокие глиняные обрывы. И на восток, к хутору Рожок, тянутся еще более высокие обрывы. А сам поселок лежит в низине у устья ручья Сухой Еланчик между двух глиняных гряд, как между двух крыльев.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

Нельзя приехать в поселок и не заметить скопление старых складских помещений на берегу. Часть из них используется, часть, видимо, нет.

Сразу для себя отметил необычное расположение этих складов. Центральная улица этого хозяйства выходит прямо на берег небольшого залива.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

Отметил так же, что склады, вероятно, дореволюционной постройки. Это видно по некоторым архитектурным деталям. По закругленным кирпичам на фронтоне, по методу обжига кирпича и его цвету, по рисунку кладки, по клинчатым перемычкам и еще по некоторым мелким деталям.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

Сразу оговорюсь, ни один из этих признаков не является безоговорочным. Но их совокупность  всегда позволяет определить если не точный возраст здания, то по крайней мере отделить царский период сельской архитектуры от советского.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

И совершенно очевидно, что здания многократно ремонтировались и перестраивались.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

Отметив всё это, я отправился на берег, что и было целью этой поездки. А к складам решил вернуться в следующий раз.

И уже выезжая из поселка и взяв обратный курс, я увидел в полях это странное сооружение, которое не заметил при въезде.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

Первая мысль была – остатки ветряной мельницы. Сердце забилось, и я стал бегать вокруг сооружения с криками:

 

- Мельница! Мельница!

 

Собрались местные жители, привлеченные моим воодушевлением.

 

- Нет, говорят, не мельница. Холодильник.

 

Я решил ответить им цитатой из «Кавказской пленницы»:

 

- «Грешно смеяться над больными людьми». Какой такой холодильник? Вы бы еще сказали «микроволновка».

 

- Нет, говорят, не микроволновка. А холодильник самый обыкновенный. Зимой в его заглублённую часть загружали лёд, который заготавливали тут же у моря. И держали в этом «термосе» скоропортящиеся продукты.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

Я рот раскрыл. Не встречал ничего подобного. Хотя о методе хранения продуктов в глубоком подвале при помощи льда читал много. Но о таких, явно многоэтажных сооружениях, даже не слышал.

Вот только возраст этого холодильника местные жители не помнят. Давно он стоит. Колхоз в нём хранил продукты. А что до колхоза было, уже не помнит никто.

Стал внимательно исследовать этот холодильник. Сложен он из пиленого известняка на известковом же растворе. Характерно для конца 19-го, начала 20-го веков.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

Но в верхней части торчат спаренные двутавры. Это скорее середина 20-го. Хотя могла быть поздняя реконструкция.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

Здесь лежал лёд.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

Но для чего окна, так и не понял. Вероятно, для вентиляции ярусов, на которых хранились продукты. А может быть для погрузки-разгрузки с этих самых ярусов. Чтобы не разгерметизировать все строение, каждый «этаж» имел свой вход.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

С благоговеньем посмотрел на этот памятник сельской аграрной культуры и вернулся на берег моря.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

Вернуться меня заставил рассказ местных жителей о складах, с которых я начал этот репортаж.

Один из складов, как утверждали местные, был построен ещё в 18-м веке. И уже в 20-м пережил катастрофическое наводнение, которое смыло два склада, построенных колхозом, выше по склону.

И тут я понял, что один из складов  стоит к воде действительно гораздо ближе других. В таком рискованном месте, учитывая суровый нрав Азовского моря, давно никто ничего не строит.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

Кстати, треугольный фронтон этого склада хорошо видно на первом фото. Я бы сказал, что он стоит неестественно близко к воде. Азовское море прочно отучило строить чт- либо так близко к нему.

Рискну утверждать, что на всём побережье Таганрогского залива нет ни единого здания, расположенного подобным образом. Всё «съело» море.

 

А этот склад стоит.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

 Стал внимательно осматривать остальные склады, стараясь не пропускать детали.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

Не пришел ни к какому выводу, кроме того, что эта экономия  жила и живет. И каждая эпоха оставила здесь свои следы.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

Очень хочется верить в то, что как говорят местные жители, этот склад был построен еще в 18-м веке. И табличка на нём якобы памятная была с годом 1700 каким-то.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

Но  вот какие сведения содержит история расположенной рядом большой слободы Весело-Вознесенской:

При впадении реки Мокрый Еланчик в Азовское море, был расположен небольшой хуторок в несколько хат. Первое письменное упоминание о нем относится к 1792 году. Согласно документам, хутор, вскоре ставший слободой, принадлежал казаку Заичкину, позднее есаулу Попову, а тот при неизвестных обстоятельствах в 1805 году продал его Войсковому атаману Донского казачьего войска Матвею Ивановичу Платову (1751-1818). Название слободы менялось - Еланчинская, Мокро-Еланчинская, Еланчинская Платовская. В 1813 году при М. И. Платове в слободе Мокрый Еланчик началось строительство каменной церкви. Храм был освящен в мае 1819 года в честь праздника Вознесения. В конце XIX века село было известно, как слобода Платова Весело-Вознесенской волости.

Скорее всего, этот склад в Приазовском относится ко второй половине 19-го века. К периоду бурного развития сельского хозяйства в этом районе. Что не умаляет инженерного подвига его строителей. Неуверенно местные жители называли мне фамилию помещика Обухова.

Но самое интересное открытие ждало меня уже дома, когда я, совершенно не веря в успех, попытался найти какие-нибудь сведения о складе и холодильнике. Оказывается, этот склад имеет свою страничку в Вконтакте.

https://vk.com/priazovskiy_otdix

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник


Почитайте и фотографии посмотрите. Они, к сожалению, маленькие, но на них хорошо видно, как расположен этот склад, почти в воде.

И можно себе представить, как бешеная, горновая вода  полтораста лет пытается смыть его в море  и не может.

Памятники старины поселка Приазовский, склад и холодильник
 

  

Ankol1 (05.07.21 22:57)

Удивительные находки! То что их возраст не менее 100 лет никакого сомнения не вызывает. Но вот в "холодильник" что-то не верится. Известны древние каменные "холодильники"- "ледники", но они  не столько вверх поднимаются, сколь - вширь,  и имеют солидную подземную часть. Может, конечно, это сооружение и использовалось в качестве ледника, но изначальное его назначение, думается, другое. Тут либо водонапорная башня замышлялась, либо, действительно, мельница. А может быть,это силосная башня?  Кстати, в хуторе Стоянов тоже аналогичная башня есть. Что это за башня - так никто ничего и не сказал.  

Бывалый (05.07.21 23:38)

Силосная башня. Похожие есть в Воронежской обл

Бывалый (05.07.21 23:40)

еще здесь

Ankol1 (05.07.21 23:45)

Очень похоже! Только вот пишут, что в России силосные башни стали появляться  в 30-ых годах прошлого века.

Бывалый (06.07.21 00:31)

Около Петербурга есть башня дореволюционной постройки

Бывалый (06.07.21 01:42)

На молочной ферме Бенуа в Питере силосная башня расположна рядом с коровником. Предположу, что "склады" в Приазовском изначально строились тоже как коровники

Heach (07.07.21 10:23)

Коровники и силосная башня - вариант очень вероятный, но вот зачем их строить на продуваемом всеми ветрами берегу?

Stanichnik (07.07.21 13:01)

А там куда н глянь, всё продувается насквозь)))

Людмила Т (21.12.22 14:09)

На молочной ферме Бенуа в Питере силосная башня расположена рядом с коровником. А для чего рядом с фермой строить эту башню? Правильно, для хранения молока. При чём здесь силосная яма?

Бывалый (21.12.22 14:13)

Силосная башня нужна, чтобы кормить коров

Людмила Т (21.12.22 14:18)

Согласна, что нужна для того, чтобы кормить коров. Но я утверждаю, что именно в пос. Таганрогский или село Боково обсуждаемое с нами тут сооружение называется ХОЛОДИЛЬНИК. И не потому что я нашла картинки похожие в интернете, а из слов моей мамы и воспоминаний предков, чем служила на самом деле эта башня.

Бывалый (21.12.22 14:30)

Уже писал, что сооружение, построенное как силосная башня, позднее могло быть использовано как холодильник. Это название и сохранилось в народной памяти. Несложно убедиться, что дореволюционные ледяные холодильники строились и выглядели по-другому

Людмила Т (21.12.22 14:55)

Да, возможно в этом вы правы))

Stanichnik (06.07.21 08:32)

Неужели силосная башня?

Бывалый (06.07.21 11:27)

возможно, самая древняя в России

Бывалый (06.07.21 22:23)

Еще одна дореволюционная силосная башня есть в Нижегородской области.  Наша башня самая «убитая» и бесхозная (

Stanichnik (07.07.21 09:02)

Уже понятно, что в Приазовском, силосная башня. Но непонятен её возраст. У советской власти отношения с животноводством не сложились, с момента обобществления скота. Поэтому совсем не вяжется это капитальное сооружение с колохозом. Склоняюсь к рубежу 19-20 веков.

Ankol1 (07.07.21 12:27)

До 1987 года Приазовский официльно назывался "Поселок Таганрогского совхоза". Про этот совхоз удалось выяснить, что специализировался он на свиноводстве. Был даже участником ВДНХ. В 20-ых годах прошлого века он уже активно действовал. Относился к тресту Свинопром. В "Книге свиновода", изданной в 1982 году содержатся в том числе некоторые  сведения про совхоз Таганрогский Неклиновского района. Например,  указано, что "Животных размещали в 18 корпусах, построенных в разное время и по разным проектам. Часть помещений строилась вообще без всяких проектов." Так что наблюдаемые в Приазовском строения - скорее всего бывшие свинарники. Касаемо башни скажу, что не могла быть она построена одна в поле, силосные бвшни всегда строятся рядом с помещением для содержания скота. Думаю, что рядом было такое помещение, которое был разрушено и разобрано. Так что все "вяжется".

 

 

Stanichnik (07.07.21 13:09)

В центре большого, зеленого круга, как раз башня. Рядом небольшое, действующее хозяйство. А вокруг, вероятно остатки исчезнувших ферм.

Нижний круг поменьше, очерчивает склады на берегу.  

Ankol1 (07.07.21 13:54)

В общем, загадку башни отгадали. Тут вот книга еще интересная "всплывает": https://search.rsl.ru/ru/record/01006243742

Людмила Т (21.12.22 11:16)

Правильно верхний круг это ферма №1- СТФ (свинотоварная ферма), а правее через лесок ближе к морю это остатки СТФ №2. Нижний круг это амбары Бокова. А Башня--ХОЛОДИЛЬНИК.

Гость (21.12.22 11:19)

Про п.Таганрогский или с.Боково всё верно. А о Башне можно прочесть в моих комментариях выше

Людмила Т (21.12.22 11:12)

Не надо писать ерунды, если вы не знаете. Я местный житель и родилась в селе Боково. Да, именно так когда то оно называлось. Был в 18-19в.в. помещик Боков. Это было его поместье. И башня это действительно был ХОЛОДИЛЬНИК. А не какая то силосная яма. Во времена помещика с моря рубили лёд и куски складывали в яму , сверху засыпали соломой и так хранили молоко и продукты скоропортящиеся. А амбары тоже его, предназначались для хранения зерна. Сейчас море очень близко у фундамента одного из амбаров. Как рассказывал мой пра-пра дед: был деревянный помост по морю в глубь, по нему брычками возили зерно из амбаров для погрузки на баржи. Была ещё конюшня у Бокова. Сейчас из нее сделали бараки для жилья, они проходят вдоль реки Сухой Еланчик. И рядом был настоящий ипподром для скачек. Вот так то жили мои предки. Панский дом и подворье к сожалению не сохранился.

Бывалый (21.12.22 11:42)

Строение могло быть спроектировано и построено как силосная башня. Слишком велико сходство с другими силосными башнями того времени. Но в дальнейшем использовалось как холодильник, исходя из текущих потребностей. Не удивлюсь, если в последующие времена башня использовалсь и для других нужд

Stanichnik (21.12.22 12:18)

Людмила, спасибо огромное. Ваши воспоминания очень ценны. История таких маленьких селений, тает на глазах. Для меня, имеющего кое-какие инженерные познания, нет никакого сомнения, что это холодильник. 

Людмила Т (21.12.22 12:22)

Спасибо за понимание.

Бывалый (21.12.22 13:24)

Из каких инженерных познаний следует, что это холодильник?

Борис (13.06.23 15:53)

Людмила,добрый день!
А как с вами связаться по интернету?Есть несколько вопросов

Гость (21.12.22 14:03)

Вот это сооружение называется силосная яма. Силосная яма подземное или полунадземное сооружение для заквашивания и хранения сочных кормов - силоса. В плотноглинистом грунте С. я. не облицовывают, а все неровности в стенах выравнивают и затирают разведенной в воде глиной или как на фото ставят бетонные плиты- они служат стенами ямы. А теперь подумайте сами как и чем нужно было утрамбовать этот силос, чтобы поместился большой объём???

Силосная яма
Бывалый (21.12.22 14:09)

А это сооружение называется силосная башня

Людмила Т (21.12.22 14:04)

Я Гость!

Ankol1 (25.08.24 01:05)

Посетив на днях Приазовский подивился там архитектурной детали амбара, на которую не обратил внимание Андрей Станичник. К складу, стоящему параллельно ближайшему к морю, примыкают остатки, как мне вначале показалось, пристройки. Подойдя ближе, разобрал, что кладка там старее, чем сам склад. Но самое удивительное - это остатки колонны, сложенной из кирпича. Такие колонны были характерны для церконых строений или барских усадеб. Уж не остатки ли это барского дома помещика Бокова?

 

Stanichnik (25.08.24 06:44)

Хорошая находка. Покажи на карте, где это здание? Маловероятно, что церковь или дом помещика стоял среди амбаров, но может быть.

Ankol1 (25.08.24 16:42)

Часть склада, к которому примыкают развалины, обвел синим кружком.

 

Stanichnik (25.08.24 17:07)

Я вспомнил ту поездку и нашел альбом фотографий. Конечно всё может быль, но, чтобы помещичий дом перестроили в длинный амбар....

Ankol1 (25.08.24 20:26)

Дом не перестраивали. Данный склад, возможно, построен в отличие от первого, в советское время. Стены старой постройки просто использовали.

 

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.