Эта история началась с фотографии тогда еще не города Аксая, а Аксайской станицы, сделанной с левого берега Дона в 1869 г.
Мы на Меотиде затеяли расследование на тему: где были ветряные мельницы, видимые на снимке. Одна из этих мельниц хорошо видна левее колокольни Троицкой церкви. Напомню, что ни Успенской, ни Одигитриевской в то время еще не было. Сейчас наоборот.
Эта мельница хорошо видна на аэроснимке времен войны. Даже тени от лопастей можно рассмотреть.
Решили, что стояла эта мельница на северо-западной стороне перекрестка улиц Советской и Луначарского. На этом снимке перекресток Советской с Чичерина, а мельница была чуть выше, на следующем перекрестке.
Но уже в середине спора меня больше стал занимать вопрос не о месте расположения мельницы, а о месте, с которого был сделан снимок.
Взял уже упомянутый аэроснимок и провел на нем линию от мельницы и колокольни к вероятной точке, где стоял фотограф.
С удивлением попал на остров Межонка.
На обсуждаемом снимке на переднем плане хорошо видна небольшая протока, отделенная от основного русла Дона.
На сайте администрации города нашел это фото острова. Точно, есть в его западной части низина, которая вполне могла выглядеть на снимке как протока.
И некие строения видны примерно в той точке, где стоял фотограф в 1869 г. Хотя ,конечно, между 1869 и 1943 годами прошло много времени.
И на современном снимке в этом месте острова видны какие -то развалины. Но для того, чтобы их связать с 19-м веком, пока оснований нет. И надо помнить, что силуэт низкого песчаного острова со временем менялся радикально.
Начал изучать историю снимка. Она оказалась любопытной. Сделан он в числе многих во время путешествия наследника престола, будущего императора Александра III, на юг.
Этому путешествию посвящен целый фотоальбом. Не исключено, что первый такой в отечественной истории.
Вот августейших супругов встречают на вокзале в Новочеркасске.
Для иллюстрации подобрал самые яркие портреты молодых супругов – цесаревича и цесаревны.
История самого путешествия такова.
В 1865 году умирает старший сын императора Александра II – Николай, которого отец тщательно готовил к управлению государством. Титул цесаревича переходит к младшему сыну – Александру. А вместе с титулом Александр Александрович «наследует» невесту умершего брата, хорошенькую датскую принцессу Дагмару.
И Александр II начинает спешно учить младшего сына управлять государством.
С цесаревичем занимаются лучшие ученые, историки и государственные деятели того времени. Александр II хорошо понимал свою ответственность и старался максимально подготовить сына к тяжелому бремени короны Императора Российского.
На фото будущий Александр III и его супруга Дагмара, в православии Мария Федоровна, в окружении государственных мужей. 1869 г.
В числе форм обучения – конечно же, поездки по стране. 13 июня 1869 г. молодые люди, Александру тогда было 24 года, а Марии – 21 год, отправляются в большое путешествие на юг, чтобы поближе познакомиться с народом, которым им предстояло управлять.
Подозреваю, что папаша Александр II пинками вытолкал сына и невестку в эту поездку. Года не прошло, как у молодой четы родился сынок Коленька, который потом трагически окончит свою жизнь в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге, а второго сына, Сашеньку, невестка императора родила меньше чем за месяц до поездки!
Суров был к своим детям царь-освободитель.
На этом снимке Александр Александрович и Мария Фёдоровна с тремя из шести своих детей. Старший – будущий император Николай II, стоит слева.
Как бы там ни было, супруги – цесаревичи проследовали на поезде до Нижнего Новгорода по дороге, осыпаемы любовью и благодарностью подданных, затем спустились на пароходе по Волге, пересели опять на поезд и добрались до Калача. Там они снова пересели на пароход и доплыли до нашего благословенного края. Естественно на всех остановках купаясь в славе, почете и внимании граждан империи всех сословий.
В Таганроге они в третий раз пересядут на пароход и отправятся в Крым.
Представьте себе «комфорт» середины 19-го века, пусть и императорский. Многочисленные пересадки, встречи, балы, приемы, парады, обеды, опять пересадки, поезда, пароходы, конные экипажи и поездки верхом, и все это по кругу много раз. И хрупкая датская принцесса, едва отошедшая от родов и разлученная с ребенком.
Девушки, мечтайте о чем угодно, только не об участи принцессы.
Итак, 31 июля путешественники достигли Аксайской станицы, где пересели на поезд и отправились в Новочеркасск. А 3-го августа выехали из Новочеркасска, Аксай проехали транзитом и остановились только в Ростове.
Когда придворный фотограф успел переправиться на Межонку, найти возвышенность, а фото явно сделано с высокого места, и сделать снимок огромным фотоаппаратом с треногой?
Герой!
Имя фотографа известно, это Антонопуло Иван Антонович. На паспарту его снимков можно встретить название городов: Ростов, Таганрог, Севастополь, Феодосия, Одесса.
На одном из одесских сайтов нашел такую информацию об этом фотографе.
Иван Антонопуло приехал в Одессу из Таганрога в 1871 году. Изначально его фотографическая мастерская размещалась на углу улиц Екатерининской и Дерибасовской, в доме Греческого училища. Здесь фотограф более десяти лет делал портреты и групповые фотографии одесситов. Интересно, что на паспарту ранних снимков Антонопуло (1874 года) нет ни наград, ни придворных званий, к тому же, отсутствует адрес.
Награды и медали не заставили себя долго ждать: в середине семидесятых , удачно сняв членов семей царствующих особ Европы, Антонопуло удостоился звания Придворного фотографа Ее Величества Греческой Королевы Хелены и особых наград Великого Князя России, ставшего в 1881 году Императором Александром III.
А от себя добавлю, что на одной из фотографий мастера Антонопуло я нашел титул «придворный фотограф», хотя не понятно какого двора.
Но несомненно, что старания фотографа были оценены. И так же несомненно, что кортеж семьи наследника престола не стал бы ждать фотографа , переправляющегося с помощником на лодке на остров, потом искавшего или строившего там возвышенное место, громоздившего на него свой фотоаппарат и потом ломившегося с ним по зарослям камыша, чтобы успеть переправиться обратно к ожидавшему его поезду.
Смог!
Так или иначе, этот снимок- яркая память о непростой судьбе царей и фотографов. И о прошлом города Аксая, конечно.
Здесь весь альбом фотографий той части путешествия, которая прошла по нижнему Дону.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 1308 | Автор: Stanichnik | Дата: 07.04.2021 | Комментарии (56)
Какие есть основания, чтобы утверждать, что снимок Аксайской станицы из фотоальбома был сделан именно в момент пребывания будущего Алексндра3 на Дону? Местный фотограф вдруг бросил всех и попёрся на Межонку, и вся царская компания ожидала его возвращения?
Предположу, что при последующем создании путевого фотоальбома, чтобы разбавить придворную фотохронику местной спецификой, были добавлены и другие удачные фотографии, сделанные Антонопуло в разное время
Если бы кто-то из придворных, осмелился явиться к цесаревичу и доложить, что альбом фотографий из путешествия его светлости готов, но придворную хронику надо разбавить видами местности по пути следования, а для этого нужно подождать еще месяц пока фотограф сделает и напечатает снимки. То этот придворный, незамедлительно, как был в парадном мундире, отправился бы в Сибирь.
А то вы Евгений не знаете эту публику.
Не поверите, но среди моих знакомых нет никого из придворной публики)
Антонопуло к тому времени уже был известным и профессиональным фотографом. Ему не составило труда сделать подборку видов родного края из своих фотографий, сделанных ранее. Это никак не задержало выпуск фотоальбома цесаревича
К примеру, первая фотография сделана в холодное время года, вторая в тёплое, да и два персонажа на ней явно не в курсе, что позируют для фотоальбома цесаревича
Эти два персонажа, как раз очень к месту. Их фотограф поставил умышленно для придания снимку глубины. И стоят они там где надо, почти в золотом сечении. Я аплодирую фотографу.
И я сомневаюсь что бы у фотографа были припасены фотографии видов, которые неизвестно, пригодятся или нет. Фотография того времени было делом дорогим и хлопотным. Я могу согласиться, что панорамные виды Ростова могли быть у фотографа в архиве. Но, ни чем ни примечательный вид Аксайской станицы - вряд ли. Аксайскую, фотограф фотографировал именно в связи с визитом. И несомненно спешил. Уверен, что местные власти очень хотели вручить альбом цесаревичу до его отплытия в Крым.
Не факт, что аксайские власти вручили цесаревичу репортажные фотографии его визита вместе с видами окрестностей и соседних городов. Нет постановочных фотографий августейших персон, сделанных Антонопуло в это время, он не был допущен в ближний круг. Поезд не ждал, когда он вернётся с острова, высокопоставленные лица вполне могли бы обойтись без этого фото Аксайской станицы. Фотографиями местного фотографа занималась «дворцовая пресс-служба». Позднее уже в столице на основе его фотографий был подготовлен фотообзор путешествия цесаревича и компании
Аксайские власти - это станишный атаман)))) Вы о чем Евгений?? Его на пушечный выстрел к цесаревичу не подпустили бы. С августейшей семьей общался губернатор и атаман ВВД.
И про "дворцовую пресслужбу" вы погорячились.
Предположу, что на фоне Таганрога снялись не случайные прохожие. Бросается в глаза безлюдье. В историю попали ассистенты фотографа – носильщики оборудования. Для альбома цесаревича могли бы одеться поприличнее
Мой дед, уроженец Ростова Василий Петрович Попов ( есть в книге адресов Ростова 1914 года) примерно в 1904-1905 годах служил срочную в Санкт-Петербурге. Судя по форме. - в Преображенском полку. А это значит, что нёс службу близко к царской семье. И есть семейная история о том, что вдовствующая императрица Мария Фёдоровна на одной из прогулок, увидев его, сказала: «Какой красивый солдатик». На следующий день от ее имени дедушке был передан памятный жетон. Жетон в семье не сохранился, а история живет. Оцените сами - красивый ли был солдатик.
Солдатик красивый, ведь он уроженец Ростова)), думаю, он пользовался большим успехом у женщин))
Я знаю, что с 1908 по 1914 года у него в браке с моей бабушкой родилось четверо детей. В том же 1914 году он был призван, отправлен на турецкий фронт и в декабре погиб под Сарыкамышем. Война не щадит никого. Бабушка пережила его на 52 года. Троих детей подняла, а один погиб от тифа в революционную пору.
Респект
Спасибо за статью...
В этом месте на Межонке в застойные и перестроечные годы находилась база отдыха завода НЭВЗ, развалины строений которой мы наблюдаем на снимке....
Над этим местом можно полетать на мотопараплане и по фотографировать...
Успенский храм был построен в 1820е годы
Но на фотографии её не видно.
Да. В аксайском музее мне сказали что на углу Луначарского и Советской Мельница никогда не было Но с другой стороны информация по старому Аксаю у них мало например местонахождение мореходных классов так и не установлено
Действительно очень любопытно. Я не учел год постройки Успенской. Значит она просто не попала в кадр. Значит правая на снимке мельница, это точно Революции 20, и если постороить схему снимка с таким условием, что бы Успенская не попадала в кадр, то все становится на свои места. Фотограф попадает на Ольгинскую дамбу. А левая мельница была где-то на Круглой. Да, фтограф не переправлялся спешно на лодке на Межонку и не ломился по камышам, а спокойно переехал Дон по плашкоутному мосту, сделал снимок и вернулся, догнав кортеж цесаревича.
Со старожилами Революции 20 поговорить пока не удалось.
Возможно там находилась правая мельница.
Относительно месторасположения царского фотографа. Мое мнение. Начало Ольгинской дамбы.
Вот, что у меня получилось. Фотограф стоял в начале Ольгинской дамбы. Правая мельница на снимке - Революции 20. Левая мельница, тоже на ул. Революции но гораздо выше. Примерно на пересечении с Чичерина или Луначарского. Успенская в кадр не попала.
Я думаю, что фотограф мучительно выбирал, какой объект захватить в кадр, Мельницу или Успенскую. Эти два объекта очень нужны были в кадре, они оба оживляли пустой горизонт. Но оба они в кадр не попадали. Угол у объективов того времени был маленький. И фотограф после бурных но коротких мук, выбрал мельницу. Посчитав, что одна церковь в кадре уже есть.
Сделал снимок, прыгнул в ожидавшую его пролетку и помчался доганять поезд цесаревича.
Обозначенное место на левом верхнем кружке пересечение современных улиц Чичерина Революции во времена моего детства там было колхозное поле окруженное городскими кварталами там помнится была теплица Вполне возможно что там в девятнадцатом веке была ветряная мельница этот момент сходится с вашими соображениями относительно угла съёмки снимка 1869 года респект
Рисунок. Станица Аксайская. 1830 годы. Где на снимке 1869 эти дома/это место?
Думаю, это слияние Дона и Аксая. Кажется художник изобразил колокольню Воскресенского собора на горизонте.
На горизонте скорее кампличка колокольня на монастырском Урочище вопрос Какой дом изображён на переднем плане рисунка и где именно он расположен на фотографии царского кортежа
В этом районе единственное здание, которое може быть связано с тем, что на картинке, это администрация музея, Гулаева 108. Там некие остатки колон сохранились. С этой точки, кстати и часовня в Комплице и Колокольня Воскресенского, будут на одной линии.
Обратите внимание Под каким углом виден мыс разделяющий русла Дона и Аксайчика так называемый стакан Исходя из этого угла место Где находился художник располагалась Намного ближе к современному вокзалу но выше вокзала. ИМХО
Меня больше интерисуют мощные развалины на переднем плане.
мне этот забор не кажется развалинами интересно изображение двухэтажного дома с балконом или галдареей на котором нарисована барышня нахождение этого дома на фотографии 1869 года
Можете поделиться отретушированным снимком аэрофотосъемки люфтваффе? zernornd@list.ru Заранее благодарю
Отправил
Спасибо
В какой проге такие регулирования производятся?
Ретуширования
Пардон
Сергей, мне вполне хватает возможностей фотошопа.
Думаю
Это и есть Аксайская мореходка
Вот это
Это склад
На второй аэросъемке слева от левого облака
Слева от Успенской?
На ретушированном снимке
Справа
На втором снимке (с облаками)
Слева
Это?
Да
Тогда её "нынешний адрес" - Шевченко 95/2
Да здание справа одноэтажное кирпичное это здание новое там сейчас склад но с правой стороны есть кусок стенки похожий на старинную кладку по-хорошему там должен остаться фундамент этого здания мореходки
Главный аргумент за этот вариант знания мореходки
запись что в тридцатые годы в этом здании находилась Аксайская МТС моторно товарная станция которая потом преобразовалась в сельхозтехнику сельхозтехника находилась и находятся её остатки на площади перед успенским храмом
сам Успенский храм также входил в сельхозтехнику
на аэрофотосъемке видно что на площади перед храмом был памятник севернее храма маленький домик ниже от храма в сторону Дона который на территории сельхозтехники сохранился и сейчас а также одно здание которое я считаю было мореходка и здание меньшего размера
здание на углу Гагарина и Шевченко который мы обсуждаем на ретушированный аэросъемки видно что там есть окна и сверху здания какое-то подобие портика как на рисунке
окна говорят о том что это не склад
размер тени если сравнить с размером тени от школы нынешней школы номер один рядом с Троицкой церковью размер тени позволяет говорить о том что здание двухэтажная
Далее сказано что здание мореходных классов была уничтожено в ходе боёв соответственно на съёмки Люфтваффе 1941 года Это здание должно быть в целости
других зданий в том районе подходящих по размеру и похожих на эскиз здания и и расположенных на территории будущей сельхозтехники нет
Я ошибался. Правее Успенской церкви склад.
Ретуширование второго снимка аэросъемки было бы весьма интересно
Страница Аксайская 1942 год
Спасибо. У меня эта карта есть в большем разрешении. Там много интересных подробностей. Например, видны плашкоуты и многое другое.
Можете поделиться картой в большом разрешении?
Заранее благодарен...
Куда вам отправить?
Ориентировочно 1949
Фото левого подъема от переправы
Сергей, великолепные снимки. Спасибо. Я бы не узнал место, но очень приметный домик, служит ориентиром.
zernornd@list.ru
Думаю
Мореходный класс
Угол Луначарского и Советской
Оставить комментарий