Албена. Часть вторая.


Здесь часть первая

Добро пожаловать в Нахичевань. Часть вторая.

Первым феноменом в истории Нахичевани по праву является переселение армян из Крыма и основание ими своей колонии на Донской земле. Вторым и не менее значительным феноменом считается застройка города на пустом месте по отдельному генеральному плану, составленному и утвержденному в Санкт-Петербурге в ноябре 1781 года "Комиссией строений Санкт-Петербурга в Москве". Кто явился автором этого плана, документально не установлено, но предполагают, что это был известный русский зодчий И.В.Старов, по проектам которого были распланированы многие русские города на тогда еще, только обживаемом Юге России. План города представлял собой сетку из пересекающихся под прямым углом продольных и поперечных улиц-линий.

Вторым феноменом, обойденным вниманием краеведов, является тот факт, что все улицы Нахичевани получили свои названия одновременно.

История такова. При первоначальной застройке города улицы названий не имели. Дома различались не по названию улиц и своим номерам, а по номерам кварталов и фамилиям владельцев. На плане Нахичевани в 1811 года таких кварталов насчитывалось 189. В связи со значительным увеличением населения города потребовалось установить названия улиц, т.к. стало сложно работать почтовой конторе и налоговым службам. Так, в июле 1875 года все улицы Нахичевани в один день стали именоваться по названиям расположенных на них церквей. Причем, на всем своем протяжении улица имела одно название. Но идущие от центра к Ростову назывались "Первыми", а их продолжение на восток - "Вторыми".

Прогулка по улицам Нахичевани

Приглашаю Вас, дорогой и теперь не частый любознательный читатель, на прогулку по центральной улице района 1-ой Советской (1-ой Соборной) и ее продолжению, которая таковой и значилась уже по первому генеральному плану Нахичевани 1781 года.

А такое название улица получила потому, что на ней находилось два из восьми соборов города. Она начиналась от Ростово-Нахичеванской межи (ныне Театральная пл.) и выходила к зданию главного армянского собора Григория Просветителя, воздвигнутого в 1783 году. На его месте ныне стоит Дворец культуры завода "Красный Аксай". Прерванная на несколько сот метров комплексом центральных площадей Нахичевани, она продолжалась на восток и упиралась в один из отрогов балки, где текла в давние времена мощная, а теперь уже измельчавшая речка Кизитериновка, нанесшая за много веков своего существования любимый ростовчанами Зеленый остров и мирно скончавшаяся уже в Советское время.

Соборная - парадный фасад армянского города и являет собой почти нетронутый колорит архитектуры минувшего. Проект города разрабатывался в столице. Там же были разработаны и проекты типовых домов, конструкция которых соответствовала требованиям жилья торгового и ремесленного населения Нахичевани. На Соборной, одной из первых улиц города, появились полутораэтажные дома. Внешний облик их значительно рознился, что указывало на состояние или вкус владельца, но конструкция строений совпадала полностью. Нижний полуэтаж занимали мастерская или лавка, а наверху жили сами хозяева. Сказывалась армянская практичность - не надо было тратиться на оплату услуг сторожа. На Соборной такие дома встречаются особенно часто, что и сегодня сохраняет колорит минувшего времени. Уже с самого начала Нахичевань строилась с размахом и основательно. Строительство квартала начиналось в те времена с углового дома, который разрешали возводить, самым состоятельным людям, т.к. он считался украшением и визитной карточкой квартала. При таком внимании городских властей к застройке города кандидатуры на владение участков по центральной улице отбирались особенно тщательно. На Соборной селились только богачи, которые могли построить красивый и добротный дом в соответствии с "Альбомом образцовых проектов", разработанным также в Петербурге. Однако, пер¬вые дома в Нахичевани конца XIII - начала XIX веков немногим отличались от жилья, общепринятого в мусульманских землях, откуда они еще так недавно пришли. Пришлые армяне были (в большинстве своем) христианами, но, живя бок о бок с мусульманами течение столетий, они волей-неволей восприняли некоторые стороны быта своих соседей. Первые дома Нахичевани напоминали крымские постройки их недавней покинутой родины, ориентированные на жизнь в замкнутом дворе, отгороженные от улицы глухими стенами. Южную часть усадьбы занимал, как правило, просторный двор с садом. В северной части, для защиты от ветров, располагался дом, окна которого смотрели вглубь двора, а уличная стена была глухой.

Вход в дом начинался с большого зала или гостиной, с которой для удобства обслуживания соседствовала кухня. Рядом же находилась людская для прислуги, домовая банька с раздевалкой, чуланом, моечной, печью для подогрева воды и парильней. Дом имел Г-образную форму. В глубине двора находился большой сарай и рядом навесдля защиты от знойного южного солнца. Позже фасады нахичеванских домов приняли более коммуникабельный вид, стали парадными. Улыбчиво открываясь в сторону улицы, они украшались лепкой, витражами, декоративными накладками и художественно обработанным кирпичом. Тогда же у нахичеванцев появились парадные входы в дома, а вместе с ними и "черные" для прислуги и бедноты, а также для хозяйственных нужд дома. Подъезды и парадные украшались ажурными воротами с калиткой и навесами, выполненными методом художественной ковки. В вязь рисунка искусно вплеталась фамилия.

Соборная была богата именно такими особняками, построенными на стыке XIX и XX веков. Примерным описанием таких богатых домов может служить особняк купца Красильникова на углу 1-ой Советской улицы и 18-ой Линии, построенный в 1889 году. Он имеет цокольный этаж с подвалами и подсобными помещениями, большой кухней, комнатами для многочисленной прислуги и домовой прачечной. На улицу выходит банкетный зал площадью 140 кв.м , в центральной части которого имелись хоры и комнаты для артистов. Спальни находились в одноэтажном западном и двухэтажном восточном крыльях дома. Когда-то банкетный зал был украшен коринфскими пилястрами, резьбой по гипсу. В спаренных окнах второго яруса были вставлены цветныевитражи.

Соборная была не только центральной улицей Нахичевани, но и одной из красивейших улиц юга России. Вглядитесь в нее, поддайтесь обаянию ее тонкой изысканности! Светлые, воздушные фасады, украшенные лепкой, орнаментальным декором, свидетельствовали о достатке, горделивом достоинстве и вкусе горожан. Благоприятное впечатление произвел город и на графа Илью Андреевича Безбородко, автора очерка "Вояж из Петербурга через Москву, Воронеж, Новочеркасск, Георгиевск Кавказской губернии, к минеральным водам, горячим и кислым и обратный путь в Малороссию (Украина) 1812 год, с мая 16 числа": "...2 сентября выехал в Нахичевань, армянский город Екатеринославской губернии, круговою дорогою, 20 верст (25 км) от Аксая. Прибыл в 10 утра, осматривал город. Был в гостином дворе (Нахичеванский -Пролетарский рынок), город многолюдный, регулярно расположенные улицы. Строения в армянском вкусе. Дома чистые, но крыты черепицею. Есть и хорошие каменные домы. Церквей каменных несколько, довольно огромные. Положение города прекрасное на горе при Дону..." Напомним, что "многолюдному" городу с "чистыми домами" было тогда всего более 30 лет.

Соборная во все времена блистала чистотой и радовала уютом. Здесь по проезжей части двигались двухместные фаэтоны, т.к. улица служила главной транспортной артерией города. Фаэтоны были сменены 4-х местными "линейками". Жители приветствовали их появление, так как это был более демократичный экипаж. Стоимость проезда в Ростов была гривенник (10 копеек), а по городу - пятак. Однако все же это было роскошью, доступной лишь состоятельным гражданам. Мастеровые и беднота передвигались исключительно пешком. В 1875 году Ростов был включен в железнодорожную систему Юга России

Конка и ее продолжатели

Его быстрое торговое развитие резко привлекло к нему предприимчивых нахичеванских купцов. Уже в 1878 году в городской управе вставал вопрос о развитии общественного транспорта для пользования им более широких слоев местного населения. Вскоре городская нахичеванская Дума ставит вопрос о строительстве конно-железной дороги. 8 августа 1889 года был подписан контракт с бельгийским акционерным обществом. Работы по сооружению конно-железной дороги начались 14 марта 1890 года. Через год, 9 мая 1891 года, состоялось ее открытие. Рельсы дороги прошли от пограничных столбов по центральной улице города. Места в вагоне делились на классы, и 20% из них предназначалось для пассажиров II класса, т.е. среднего достатка, а 80% мест осталось за I классом, т.е. весьма состоятельными людьми. Линия "конки" проходила по 1-ой Соборной (ныне 1-ая Советская), делая петлю через все площади Нахичевани, а потом по II-ой Соборной (ныне Ереванская) до депо на 36-ой Линии. Была проложена ветка и до железнодорожной станции Нахичевань -Донская (ныне Ростов - Товарная). Возвращался вагон опять по 1-ой Соборной. Практически, рельсовый путь охватывал весь город. Цена в один конец на конке осталась прежней - 5 копеек, а те, кто ехал в Ростов, на "границе" (Театральная площадь) доплачивали еще пятачек. Учащиеся, в период учебного года до 5 вечера, пользовались льготами и платили всего алтын (3 копейки), а в остальное время платили как и все. Причем, учащиеся принадлежали к привилегированному сословию и поэтому имели право ездить в 1-ом классе. Городская управа определила и скорость движения "конки" - не долее 12 верст в час (примерно 15 км/час), и манеру езды - рысью. Езда вскачь не допускалась. О приближении вагона "конки" пешеходов предупреждал звонками кучер, управлявший запряженными в вагон лошадьми; служащие "конки" - кондукторы, контролеры и конторские обязаны были носить форменную одежду. Чтобы сохранить полы вагона от влаги и грязи, а также для тепла, с наступлением осенне-весенней распутицы и зимой полы настилались соломой, которая накрывалась решеткой. После захода солнца на вагонах зажигались фонари.

В 1902 году на смену "конке" пришел трамвай. Работы по укладке рельсов также выполняло бельгийское акционерное общество.

В середине 50-ых годов цо уже Советской улице провала линия троллейбусного маршрута N1, связавшая главный железнодорожный вокзал со Сталинским (ныне Первомайским) районом Ростова. Трамвайные пути были разобраны по 1-ой Советской, а на продолжающей ее II-ой Советской (ныне Ереванской) остались. Этот маршрут является самым старым троллейбусным маршрутом Ростова.

Мостовые Нахичевани

Соборная улица на всем своем протяжении первой в Нахичевани была вымощена. Ее вместе с другими улицами и нахичеванскими бульварами, начали мостить еще в 1884 г. году. Ускорить благоустройство города помогли деньги торговца фарфором, калькутского армянина, выходца из Персии (ныне Иран) Мартироса Амаданци, известного на Дону под именем Бабаджана, который завещал городу еще в 1794 году все доходы его 2-х этажного дома. До 1850 года Соборная была замощена кирпичом лишь по проезжей части, тротуарами служили деревянные помосты - подмостки. Затем кирпич заменили камнем. В середине 30-х годов XX века улица, одной из первых в Ростове, была покрыта асфальтом.

Одновременно с мощением, в 50-е годы XIX века, эта улица получила первое в Нахичевани освещение спиртовыми лампами. Через 10 лет их заменили керосиновые фонари. С 1870 года она же впервые в городе получила газовое освещение. В 189 6 году, здесь же, его сменили электрические лампы. Большинство же других улиц города продолжали освещаться газовыми фонарями. На далеких окраинах Нахичевани в те времена не редкостью оставались и керосиновые фонари, перенесенные сюда, чтобы хоть как-то осветить путь запоздалым прохожим. Перед Великой Отечественной войной освещение улицы было реконструировано. Электрические лампы были затенены матовыми шаровидными плафонами, установленными на специальных, архитектурно оформленных кронштейнах.

В 1883 году в Нахичевани начал строиться водопровод, а через 10 лет и канализация. Первыми абонентами этих структур были, конечно, граждане, проживающие па главной улице города.

Сегодня на главной улице района не встретишь мемориальных досок, напоминающих о прошлом. Ведь здесь жили богачи, а до недавнего времени говорить о них было неуместно. Ведь ничто не должно было вызывать ностальгию о прошлом благополучии. Однако архивная и народная память сохранили и донесли до потомков славных нахичеванцев если не все, то многое. Известно, что на Соборной была сосредоточена деловая и культурная жизнь армянской метрополии. Немаловажно и то, что на всем ее протяжении находилось пять частных учебных заведений.

Ученье - свет

По 1-ой Соборной, 9 находилось подготовительное училище, учредителем которого являлась Елисеева-Безджян. По 1-ой Соборной, 22 - частная мужская гимназия, учрежденная Бабиевой. Сестры Сармакешевы - Ева, Мария и Екатерина - владели частным училищем, получившим впоследствии статус гимназии, по адресу 1-ая Соборная, 15 (ныне здесь расположено отделение милиции). Учредителем этого небольшого учебного заведения являлась Мария, а сестры преподавали различные науки. Все трое славились образованностью, и попасть к ним считалось удачей. Плату за обучение здесь брали довольно скромную, что позволяло получить хорошее образование девочкам из небогатых семей, а знания давали отменные. Небольшая плата объяснялась тем, что не было необходимости арендовать специальное помещение для классов, т.к. гимназия располагалась в собственном доме владелец, живших на доход, получаемый с нее. После революции сестры были вынуждены оставить свои занятия и покинуть свой дом. Они поселились недалеко в доме Закиевых на углу 15 Линии и 1-ой Георгиевской (ныне Закруткина). Еще долгое время они совершали прогулки к своему прежнему владению, одетые в длинные черные юбки и черные блузки с белыми воротничками, изобличавшими их как представителей старой интеллигенции, воспитывавшей в своих ученицах на своем примере личную скромность, глубокую образованность и достоинство. Эти качества воспевались в полный голос еще не так давно при новой власти, но, к глубокому сожалению, остались лишь красивой и несбыточной декларацией из-за нехватки всего одного зернышка в цепи культурного возраждения - личного примера.

Крестные ходы

Начиная с 1830 года видела 1-ая Соборная и великолепные ежегодные крестные ходы, которые устраивались в честь чудотворной иконы Аксайской Божьей Матери Одигитрии. По преданию. Чудотворная икона явилась священнику станицы Аксайской - отцу Тимофею Попову в его доме и прекратила страшную холерную эпидемию в Новочеркасске и его округе. Все приходы области Войска Донского стали в очередь за ней. При таком спросе, чтобы не сеять раздоры на религиозной почве, церковные власти Области решили расписать пребывание иконы по округам в соответствии с церковными праздниками. В Ростов и Нахичевань икона попадала на Преполовение (т.е. разделение надвое 40-дневки Пасхи, среда четвертой послепасхальной недели) и две недели работала с полной отдачей. Это выглядело так. Святую икону доставляли из станицы Аксайской (ныне г.Аксай), видимо, водным путем до Нахичеванской пристани, находившейся на 23-ей Линии, затем несли по 1-ой Соборной до Софиевской площади (ныне парк им.Октябрьской Революции). Из Софиевского собора ее встречал крестный ход, сопровождавший икону в Ростовский Собор Рождества Богородицы. Останавливались у каждой из многочисленных тогда церквей Ростова, расположенных по маршруту следования крестного хода. В Ростове, после грандиозного молебствия на Соборной площади (ныне площадь у центрального рынка перед Собором Рождества Богородицы) и литургии икону поочередно, по специальному расписанию, учитывающему не только дни, но и часы, носили по ростовским церквам в течение 10 дней. Затем она возвращалась в Собор Рождества Богородицы. В последний день пребывания в Ростове у Собора опять устраивалось всеобщее прощальное молебствие, а во всех церквах - литургия. По окончании обряда прощания крестный ход, при участии всего городского духовенства, переносил икону в Софиевский Собор Нахичевани. Здесь икона была доступна всем страждущим армянского города, т.к. население его очень нуждалось в такой поддержке; ведь Одигитрия покровительствовала путникам, а нахичеванские торговцы нередко были в дороге. Лишь через день опять собиралось все городское духовенство обоих городов к 8 утра, чтобы совершить литургию и молебствие. А затем икона вновь возвращалась в станицу Аксайскую на свое священное законное место. 1-ая Соборная вторично, благоговейно слепла от сверкающих на майском солнце риз и крестов, радовалась ладному церковному пению, восхищалась весенней красочной громадой процессии. На своей главной улице великолепным, мощным по идеологическому заряду зрелищем Нахичевань прощалась с Чудотворной до следующего года.

По II-й Соборной

В деловом, культурном и эстетическом планах II-ая Соборная (ныне Ереванская) никогда не отставала от своей кокетливой сестры. В доме N27 располагалась частная школа грамотности, учрежденная В.Чубаровым. А в доме N41 - 8-е мужское училище им. Жуковского. С 1893года в номере N4 по этой улице находилась одна из двух нахичеванских библиотек - городская Пушкинская. Работала она с 10 до 14 часов и после двухчасового перерыва - еще до 19.00, а в праздничные дни - лишь первую половину дня, т.е. с 10 до 14. В те годы библиотекаршами служили Карабетова и Когбетлиева. Во втором десятилетии уже XX века - Тусузова и Хасабова.

Долгие годы на II-ой Соборной в доме Санина помещался армянский комитет крутечного сбора в пользу бежечцев - армян. В него входили нахичеванцы и ростовцы: архимадрид Георг, Поповы, Парамоновы, Бахчисарайцевы и многие другие. Председательствовал там знаменитый нахичеваиец Г.Х.Чалхушьян, почетным председателем был градоначальник генерал-майор Климович. Комитет занимался благотворительной деятельностью: раздавал беженцам из Турции одежду, обувь, белье, предоставлял жилье. Средства складывались из добровольных пожертвований лиц и организаций. Как правило, крутечные сборы делали жены богатых армян и русских богачей - Берберова, Татесова, Попова и другие. Этот обычай, как никакой другой, позволял сильным мира сего, наслаждавшимся жизненными благами, почувствовать беды и нужду обездоленных, унижённых и просящих. Пожертвования были солидными, т.к. народ на Дону жил в достатке. Только за один день 31 декабря 1914 года было собрано 15 тыс. рублей, что составляло в те давние времена солидное состояние.

По просьбе этого же комитета нахичеванские купцы - братья Кистовы трудоустроили у себя беженцев: 10 мужчин и 10 женщин, организовав их в сапожную артель казенных и частных заказов. Дали им в своем доме, тоже на II-ой Соборной, бесплатное помещение. В этом же доме женщинами из села Султан Салы были пожертвованы 216 сумок с чаем, сахаром, табаком, а также 142 пары колбас и 4 пуда 10 футов украинского сала. Все это предназначалось оставшимся в Закавказье армянам. Для беженцев - армян, поселенных на кирпичном заводе Санина, богатая нахичеванка М.С.Хазизова, по просьбе комитета, устроила "братскую" трапезу на 60 персон. Комитет не раз получал благодарности от самого каталикоса Кеворка V за свои благотворителыюг деяния.

На II-ой Соборной вплоть до середины 30-х годов XX века возвышался своеобразный памятник дружбы армян и русских - собор храма православной церкви Александра Невского, возведенный русскими мастерами, чем-то напоминавший храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Само местоположение его в сердце армянской донской столицы, на ее центральной улице, говорило об искренности этой дружбы. Великолепие этого храма донесли до наших дней фотографы прошлого. Пришлые из станиц верующие строители первенца первой пятилетки завода-гиганта "Ростсельмаш" были частыми посетителями этой православной церкви, т.к. она была ближайшей к поселку Сельмаш и к тому же находилась на трамвайном маршруте. С их слов известны многие истории, связанные с храмом. Территория его была обнесена невысоким металлическим забором художественной ковки. На углу перед Собором был устроен изящный городской фонтан, один из целой сети их в центре Нахичевани. В знойные летние дни горожане, пришедшие в церковь и на базар, могли подышать у его ступеней свежим воздухом и отдохнуть. В 30-е годы в стране началась великая война "воинствующих безбожников" против религии, направленная не на показ преимуществ атеизма, а вылившаяся в войну с безголосыми храмами и уничтожение клерикалов всех религий и рангов. Веру в Бога властям нужно было разрушить во что бы то ни стало, чтобы самим занять его место в душах люде; Не случайно в годы репрессий были арестованы, практически, все священники армянских церквей, кроме одного, которого спас преклонный возраст. Случайно избежал такой печальной участи и русский священник православной церкви Александра Невского отец Зиборовский, сын которого работал главным бухгалтером завода "Ростсельмаш". После разрушения церкви он - уроженец Новочеркасска возвратился в свой родной город.

Клады старой Нахичевани

Церковь начали разрушать в 1936 году. До 1938 года были разобраны только стены. Когда бригада "строителей-разрушителей" приступила с ломами к глубоким сводчатым подвалам, то в одном из многочисленных ответвлений четырьмя рабочими был найден кусок гончарной обливной трубы, а в нем горшок, полный золота. По тайному сговору они поровну разделили часть его между собой, а затем заявили о находке в соответствующие органы. В ту же ночь их всех забрали, предъявив обвинение в сокрытии клада. Причем, было названо точное число недостающих монет. Рабочих это настолько поразило, что они тут же во всем признались. Оказывается, это был клад с редкими клинообразными монетами червонного золота, отнесенными экспертизой к временам Ивана Грозного. Точность экспертов-чекистов в определении недостающего количества основывалась на отметке уровня содержимого на стенках горшка, образовавшегося за несколько веков, чего не могли знать малограмотные "строители". К счастью, они не пострадали. На месте сравненного с землей православного храма, носившего имя национального героя России князя Новгородского Александра Невского, не построили ничего. Пустырь обнесли дощатым забором. И долго еще до и после Великой Отечественной войны был он защитой базарной нищеты и преступности от милиции.

Лишь в 1958 году на этом пустыре был постоен жилой дом, который стоит до сих пор. В нем расположен магазин "Культговары", а рядом - остановка "26 Линия" трамвайного маршрута N1. Это одна из открытых тайн прошлого, которую хранила нахичеванская старина.

И снова по II-й Соборной

Сегодня 1-ая Советская не утратила своей своеобразности, и осталась нарядной магистралью Пролетарского района. В переживших лихолетье особняках разместились детские сады, кафе, парикмахерские, магазины и даже учреждения. Многие нижние полуэтажи заняты, как и прежде, торговыми лавками.

Грустную метаморфозу претерпело ее восточное продолжение, Бывшая II-ая Соборная (ныне Ереванская) представляет собой забытый Богом и властями уголок прошлого. Старинное каменное покрытие мостовых остро нуждается в реставрации, дома - в ремонте и удобствах, улица - в проходимых тротуарах для прохожих и в зеленых насаждениях. Нет здесь, практически, и никаких учреждений. Ушла из этого, некогда оживленного уголка города деловая жизнь. Оказавшись на улице сегодня, Вы нигде не найдете и следа былой ухоженности. Не повезло бедняжке, прежде всего потому, что с развитием района на север эта окраина, когда-то являвшаяся основной торговой магистралью на востоке Нахичевани, утратила сначала свое транспортное значение, а вместе с ним ушли все другие прежние культурные и деловые привилегии улицы: Золушка так и не стала пренцессой. Теперь она оканчивается огромным в рытвинах пустырем, на котором возвышается неуклюжий памятник промышленной архитектуры 30-х годов XX века "Подстанция Ростовского - на - Дону трамвая N3 1931 г.", как значится на его фасаде. Единственным напоминанием славного прошлого служат еще функционирующие старинные корпуса первого в городе трамвайного депо расположенные на углу 36-ой Линии. Когда-то улица претендовала на звание бульвара, т.к. кудрявилась зеленью деревьев. По ней из задонских степей, через границу области Войска Донско проходившую по балке Кйзитериновке, куда упиралась II - ая Соборная, тянулись длинные обозы с провизией и различными сельскими изделиями, чтобы выгодно продать все это на богатом Нахичеваниском рынке. Зачастую горожанки вместе с помощниками выходили на красивую обочину этой широкой магистрали, останавливали приглянувшийся воз, выбирали из первых рук товар и, столковавшись о цене, значительно ниже рыночной, заворачивали воз прямо к своему двору. Здесь груз осторожно и бережно укладывали во вместительные подвалы, расчитанные на долгое хранение любых продуктов. Ведь семьи были немаленькие, да и челядь была многочисленной. К тому же, в богатых армянских семьях было принято держать на своем иждивении бедных и больных родственников.

Теперь улица в запустении. Она кажется древней нечистой старухой по сравнению со своей, оставшейся молодой и привлекательной, сестрой - 1-ой Советской. Власти, вместе с самими жителями, уличными комитетами, многое могли бы сделать по возрождению улицы и вернуть ей если не былое величие, славу и значимость, то хоть бы внешний вид, раскрывающий с востока района объятия приезжим.

Мы совершили путешествие через весь бывший Нахичевань по его центральной улице.

Наш исторический экскурс по Пролетарскому району города Ростова – на - Дону продолжается.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАХИЧЕВАНЬ!

Татьяна АНДРЕЕНКОВА.

Серафима Аверина (31.07.17 09:22)

Дом, построенный на месте церкви Александра Невского- это мой родной дом. Во дворе у нас была спортивная площадка . Она стояла как бы на возвышении, и мы в детстве устраивали под ней подкопы, в надежде найти клад.

Stanichnik (31.07.17 20:21)

Про дом я догадался когда вы рассказали про рекламу. Каждый кто ждал трамвая уезжая в город от рынка, читал эту полезную информацию. А про поиск клада, очень интересно. Значит ходили какие-то легенды?

Серафима Аверина (31.07.17 23:38)

Видимо. Я уже не могу точно вспомнить, откуда пошли разговоры про клад, но мы были уверены, что он должен быть. Думаю, что слышали во дворе от взрослых.  Ведь все знали, что на этом месте была церковь, и предполагалось, что ценности какие- то должны быть. Помню только, что искали именно под спортивной площадкой потому, что якобы на этом месте у них был склад . Может были какие- то разговоры, что нашли что- то во время строительства. Папы наши играли в домино в беседке, а мы крутились неподалёку, там очевидно и услышали.

Wilena (31.10.17 21:22)

Спасибо, прочитала с огромным удовольствием. Очень люблю Нахичевать, Работала 13 лет на 36-й линии, и жила когда-то на 28-й. Именно в Нахичевани, несмотря на агрессивную застройку, все еще сохраняется особый колорит неспешного и размеренного бытия. Думаю, что все очень скоро может поменяться, с введением в строй нового ЖК "Красный Аксай", поэтому очень хочется сохранить хотя бы воспоминания и фотографии. 

Stanichnik (31.10.17 21:39)

Я тоже отношусь к Нахичевани по особенному. Иногда просто брожу с фотоаппаратом.

И снимаю свои впечатления. Например такие.

Евламп (11.11.18 15:55)

мои предки с 3-го века до нашей э. и 6-й и затем с 15-го по 18-й жили там. я еще вернусь с злом или добром.

Nгорь (11.11.18 18:10)

Ох, Евлампий, предполагаю в ваших жилах течет кровь очень многих народов))) Вы же не националист???

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.