Загадки или не загадки Ливенцовской крепости.

Поисковик каталога Донской Государственной Публичной Библиотеки  по запросу «Ливенцовская крепость» выдает больше полусотни материалов. Еще несколько десятков статей можно найти по запросам «Ливенцовское городище» и «Ливенцовский могильник». Об этом историческом комплексе на западной окраине Ростова  пишут много. Но известно о крепости и её окружении  до обидного мало.

Может быть потому, что время поглотило все следы. Если датировка верна, то возраст крепости - 17 веков до Рождества Христова и 20 после. Всего 34 века.

Расположена крепость  в месте удобном, красивом и безопасном. Насколько эту безопасность может обеспечить ландшафт нижнего Дона.

Эти невысокие холмы по правому берегу Мертвого Донца, с которых открывается захватывающий вид на дельту Дона, были заселены с каменного века и достаточно плотно.

Ливенцовская крепость
 

На этих изрезанных оврагами холмах  можно укрыться от холодного ветра и от врагов. Добыть податливый камень-известняк для построек. И всегда найти «чего бы сгрызть».

Ливенцовская крепость
 

Сейчас крепость выдает только невысокая насыпь.

Ливенцовская крепость
 

Теснимая со всех сторон городскими постройками.

Ливенцовская крепость
 

Площадь крепости представляет собой практически ровную площадку.

Ливенцовская крепость
 

И если внимательно осмотреть восточную часть этой площадки, то из-за ветвей и листвы на вас глянут камни, уложенные в стену в бронзовом веке.

Ливенцовская крепость
 

Если не бояться ободраться о жесткие ветки кустов, то можно спуститься к подножию стены.

Ливенцовская крепость
 

И в этом месте можно вообразить себя варваром, штурмующим эту крепость.

Ливенцовская крепость
 

Стены видны на протяжении нескольких небольших участков. Там, где они были раскопаны в 60-х годах прошлого века. Аэрофото раскопок будет ниже.

Ливенцовская крепость
 

А пока будем идти вдоль стен и представлять себе, каким был мир, когда они возводились.

Ливенцовская крепость
 

Я этот метод называю «Увидеть горизонт». Он очень помогает правильно представить те или иные исторические события и объекты.

Поэтому забираемся на самый высокий участок стены и смотрим, что у нас на горизонте.

Ливенцовская крепость

 

Первое, что мы видим- это египетские пирамиды. Главные из них были простроены за 7-8 веков до строительства Ливенцовской крепости.

Ливенцовская крепость
 

И сфинкс взирает на мир… в котором довольно пусто.

Ливенцовская крепость
 

На месте Афин - безвестная деревня, примерно такая, как на этом рисунке художника О. Пустовойта. Вероятно, с каменной оборонительной стеной.

Ливенцовская крепость
 

Но до расцвета греческой архитектуры надо ждать еще много веков. Парфенон в Афинах будет построен только в V в. до н.э.

То есть, когда строился знаменитый храм, этим стенам было уже 12 веков.

Ливенцовская крепость
 

На месте Рима кочевали дикие племена. Примерно такие.

Ливенцовская крепость
 

Легендарная волчица вскормит Рэма и Ромула - основателя Рима, только в VIIв.до н.э. Когда стенам Ливенцовки было уже 10 веков.

Ливенцовская крепость
 

В Вавилоне, во времена строительства нашей крепости, царствовал царь Хамураппи, прославившийся своим сводом законов.

Ливенцовская крепость
 

Но время не сохранило значительные архитектурные формы эпохи Хамураппи. А все то, чем прославился Вавилон, создано намного позже, во времена царствования Новохудоносора. Ворота богини Иштар были построены в VI в. до н.э. Тогда же были построены и висячие сады Семирамиды.

Ливенцовская крепость
 

Ливенцовская крепость

 

Ливенцовскую крепость иногда называют донской Троей. Но Троя достигла расцвета и пала в XIII в. до н.э. А что было на месте Трои во времена строительства Ливенцовской? Скорее всего – ничего.

Ливенцовская крепость
 

Еще одно чудо света – Александрийский маяк был построен в III в.до н.э. Намного позже нашей героини.

Ливенцовская крепость
 

Получается, что в те далекие времена во всей Ойкумене кроме пирамид и этих стен на окраине Ростова  и посмотреть было нечего.

Эту прогулку во времени я устроил  прежде всего для того, чтобы убедить себя в правильной датировке строительства крепости – 17-й век до нашей эры. Не знаю как вас, себя не убедил.

Это нам в 21-м веке эта постройка кажется примитивной. А для жителей бронзового века она была сродни полету в космос. Дон был очень далеко от тогдашних центров цивилизации – Египта, Греции и Вавилона. И трудно предположить, что здесь появились инженеры и достаточное количество рабочих рук  для возведения такого сооружения, как крепость.

Хотя такая оценка, конечно, совершенно дилетантская.

Ливенцовская крепость
 

Когда рассматриваешь каменную  кладку стен крепости, удивляет довольно грубая укладка камней. Даже если в кладке присутствовал известковый раствор.

Ливенцовская крепость

Ведь главное назначение любого камня, уложенного в стену, – держать лежащий сверху. Задался вопросом о возможной высоте этих стен.

Вот обещанное аэрофото 60-х годов, когда производились раскопки крепости.

Все предыдущие  снимки в этой заметке сделаны на трех участках стены, запечатленные фронтально на снимке.

Ливенцовская крепость
 

Разрыв между стенами – крепостные ворота, устроенные так, чтобы штурмующие их вынуждены были находиться под стенами. Там, где их легче было поразить защитникам крепости.

Толщину оснований стен на снимке можно оценить примерно в 3-4 метра.

Еще за стеной видна двух-трех метровая насыпь камней. Вероятно, остатки внутрикрепостных строений.

Ливенцовская крепость
 

Раскопками крепости в 60-х годах  руководил археолог Станислав Никифорович Братченко. Он же и оставил нам несколько рисованных реконструкций крепостных сооружений.

На рисунке видны ворота, а скорее дверь в крепость. Это именно тот участок, где я поставил синюю стрелку на предыдущем снимке.

Ливенцовская крепость
 

Что же сейчас видно на местности? Видны основания каменных стен. И их толщина действительно около трех- четырех метров.

Ливенцовская крепость
 

Зачем в 17-м веке до нашей эры, в эпоху бронзы, такая толщина? Ведь не было никаких машин и орудий для проламывания такого массива.

Ливенцовская крепость
 

Может быть, эти основания несли нагрузку очень высоких стен? Но опять обращает на себя внимание качества кладки. Оно очень низкое. Практически это каменная насыпь.

Ливенцовская крепость
 

Она не могла нести нагрузку высокой стены. При такой толщине стены и таком качестве укладки камня, она могла быть не более чем в два раза выше той высоты, которую мы видим сейчас.

Но стена такой высоты не давала обороняющимся большого преимущества в схватке с конным завоевателем.

Ливенцовская крепость
 

В Танаисе, например, мы видим иное качество стен. Они вполне могли быть высотой пять и более метров. Что давало обороняющимся решительные преимущества в бою.

(Рисунок выше – мой. Предупреждаю, что он защищен законом об авторском праве. Так как убежден, что многие захотят иметь у себя такое изображение Завоевателя, а особенно его животного).

Кстати, на реконструкции Станислава Никифоровича Братченко  высота стен примерно такая же, какую высчитал я.

И в заключении  я попытался найти следы каких-либо сооружений на западной стороне крепости.

Ливенцовская крепость
 

Их нет. Хотя эта сторона холма была не так давно изрыта реконструкторами, устроившими здесь одно из своих действ.

Есть выходы известняка, очень напоминающие кладку. Но это не стены. Это естественные каменные пласты.

Ливенцовская крепость
 

Они красивы, но не более.

Ливенцовская крепость
 

Так крепость ли это? Или сооружение неизвестного нам назначения, построенное в более позднее время на месте битвы бронзового века?

Ливенцовская крепость
 

Ясно, что перед нами уникальный объект ранней человеческой цивилизации. И очень хочется не путаться в дилетантских догадках, а увидеть возобновление раскопок крепости.

Еще очень хочется прочитать, что написал археолог, открывший эту крепость. Его книга, которая так и называется «Левенцовская крепость», вышла в Киеве в 2012 г. Увы, после смерти автора. Найти её в наших библиотеках мне не удалось.

Если кто поможет достать эту книгу, в ножки поклонюсь.

Ливенцовская крепость
 

Есть короткая выдержка из этой книги, размещенная на сайте «Донские зори»

Еще есть несколько толковых, но скупых статей в сети о крепости, из которых я дам ссылку на одну, где есть фотография первооткрывателя крепости – Станислава Никифоровича Братченко.

https://pikabu.ru/story/liventsovskaya_krepost__donskaya_troya_5713291

 

Юрий Михайлович... (26.01.21 22:27)

Толщина стены, видимо, нужна для нахождения на ней обороняющихся... Им ведь надо и разминуться между собою при перемещениях во время боя. К тому же надо какие-то средства обороны. Там же, под рукой, надо держать орудия и средства обороны - камни в куче, бочка смолы.. (я утрирую).
Почему-то не по душе рисунок-реставрация внутреннего двора крепости... Хижины в ...хаосе расставлены. так при обороне заблудишься.Конечно это и для противника, ворвавшегося будет проблемой. Но Если ворвётся тут уж не до пряток по за углами. Мне представляется иное внутреннее расположение. Может быть как в Танаисе - узкие улочки, но дома, дворы все таки в каком-то порядке.

В этом году в самом низу, напротив жилых домом вырыты были какие-то шурфы (2 шт). Аккуратные ямы/приямки метра в два, два с половиной длинной, в метр шириной и в полметра глубиной (в части к дороге), а под горой получается в метра полтора. (Фото где-то лежит, но быстро не находится...)
Конечно, хочется чтобы наконец занялись изучением крепости. Действительно, может обманываем людей, рассказывая о древности и важности объекта. Ну и горит надежда, что там действительно находится что-то стоящее внимания туристов со всего света, что добавит ещё один пласт нашей истории, культуре... ещё одну ступень нашего самоуважения )))

Stanichnik (27.01.21 06:49)

Уважаемый Юрий Михалович, спасибо за подробный комментарий. 

Ширина боевого хода, именно так называлась часть стены, на которой стояли защитники крепости, действительно имеет большое значение. Она должна размещать защитников со средствами обороны, но не должна быть слишком широкой, что бы в случае прорыва на неё нападающих, их можно было сдержать. Правильный боевой ход - залог живучести любой крепости. 

Но все эти рассуждения относятся к средневековью, а ни как не к бронзовому веку. Если это действительно крепость и она действительно построена в 17-м веке до н.э., то это была каменная насыпь со рвом и примитивным деревянным заграждением по верху. 

На рисунок реконструкцию древненго поселения на месте Афин, не стоит обращать большого внимания. Я взял примерно подходящий.

А на возобновление исследований крепости все мы надеемся. Что и было целью этой статьи. 

Ankol1 (26.01.21 23:21)

Везде указано,что Братченко исследовал восточную часть крепости. На западной стороне действительно следов кладки не замечается. Может, камни растащили еще в древности? На месте Каратаевской крепости тоже не заметно остатков кладки.

Бывалый (27.01.21 12:12)

Чтобы "раскрутить ростовскую Трою", нужен Гомер с "Илиадой".

На фото "троянский конь" в натуральную величину в турецком городе Чанаккале, где нашлась гомеровская Троя.

Рисунок "Завоеватель на животном" кисти Андрея - это шаг в правильном направлении, но до турок ещё далеко.

Геннадий (30.01.21 15:27)

Сейчас принято написание ЛЕВЕНЦОВКА - такое решение было принято городской администрацией. А когда-то давно чаще писали ЛИВЕНЦОВКА, но это был малюсенькое поселение, мало кому это было интересно. Теперь другое дело. Да пусть будет, как решили.

Бывалый (30.01.21 15:55)

Власть сказала: "Е!"

Heach (30.01.21 16:03)

Геннадий, не соглашусь! Такие названия должны иметь чёткое написание, а уж если есть историческая подоплёка, так тем более. Это история.

Stanichnik (01.02.21 10:56)

Вот, что пишет Братченко в своей книге.

Heach (31.01.21 12:06)
Бывалый (31.01.21 12:37)

2900 руб. Видимо, в книге указаны места в крепости, где зарыты клады

Heach (31.01.21 12:59)

Дороговато, согласен.

Полина (20.06.22 09:25)

Я нашла книгу С. Н. Братченко. Могу дать документ

Полина (20.06.22 09:35)

Фотография, на которую дана ссылка, не достоверна. Постройка явно квартальная, которая производитель греками. А к постройке Левенцовской крепости греки не имели отношения. Левенцовскую представители катакомбной культуры северного Кавказа( С. Н. Братченко)

Stanichnik (20.06.22 10:14)

Полина, спасибо, что затронули тему. О какой фотографии вы говорите? 

Ваперий (22.10.22 23:42)

А если это была не крепость а загон для скота?

Stanichnik (23.10.22 10:08)

Вполне возможно.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.