Фотосклейка. Война на Ворошиловском (5)


Баррикада «у РИНХа». 1942 год, начало «второй» оккупации

Бывалый (24.10.20 20:47)

Здание Радиокомитета выглядит сохранным, но на другой фотографии этого времени видно, что оно уже разрушено.

Stanichnik (25.10.20 18:49)

Интересно, что делали для обороны на соседних улицах? На Соколова например, или Газетном? Ведь по этим улицам можно было легко обойти эти ДОТы.

Бывалый (25.10.20 19:52)

Сооружения выглядят капитально, строились заранее. Наверняка был более-менее продуманный план оборонительных сооружений внутри города.

Если рассматривать немецкие фотографии июля 1942 года, то создаётся впечатление, что немцы заходили в Ростов с севера через Рабочий городок. Есть фотографии, сделанные в районе Комсомольской площади, на которых видны и малые улицы, перегороженные баррикадами. На Будённовском было много ДОТов, блокировавших боковые улицы.

Хотя в то время Ворошиловский не был «сквозным» проспектом, баррикады, обращенные на север, были почти на всех крупных перекрёстках. Я насчитал 6 шт: Текучева, Варфоломеева, Лермонтовская, Пушкинская, Энгельса, Станиславского.

vvd (26.10.20 01:55)

Если точно, то: Текучева, Катаева, Лермонтовская, Красноармейская, Пушкинская, Суворова, Энгельса, Московская.

На Ворошиловском боковые улицы блокировались точно на Шаумяна, Серафимовича, Темерницкой.

Карбофос (26.10.20 15:46)

В книге "Ростов в тени свастики" описываются события, когда немцы только входили по пр. Будённовскому со стороны Рабочего городка, из одного из многоэтажных домов вышли к ним жители одетые в казачие костюмы с хлебом и солью. Насколько этот факт может быть достоверным, если на фото видно как работает артиллерия,массивные перестрелки...

Бывалый (26.10.20 18:41)

Факт может быть достоверным. «Встречать хлебом-солью» могли после того, как затихла стрельба, немецкие войска продолжали втягиваться в город и идти по Будённовскому еще долго.  Кроме «встречавших» были и сотрудничавшие в немалом количестве.

Эдуард Вартанов (26.10.20 20:34)

Похожее было в 41-ом, когда вечером 20.11 перед нахичеванским театром депутация рыночных торговцев вышла с подношением (но не хлеб - соль) к броневику Эбергарда.

Эдуард Вартанов (27.10.20 08:57)

этлик-халва, безе-мезе, курабья и т.п. традиционные нахичеванские сладости, выложенные горкой, в нояб-41 были на подносе поднесены немецкому генералу так же, как и в апр-18, когда германские войска пришли на Дон наводить порядок по соглашению с большевиками.

Карбофос (27.10.20 09:31)

О каком соглашении идёт речь? Расскажите пожалуйста об этом обстоятельстве по-подробнее.

Эдуард Вартанов (27.10.20 11:38)

Немцы в первый раз вошли в Ростово - Нахичевань по Брест - литовскому договору от 3 марта 1918 г. (с прил. и доп. согл.).

А то, что коренные донские нахичеванцы их встречали не должно удивлять. Их предки прожили в Крыму несколько столетий в тесном соприкосновении с итальянцами и прониклись традицией встречать любых победителей подношением и угощением. Вспомним, что Суворова в городах Италии встречали, расстилая перед ним ковры и поднося новорожденных младенцев под благословение, также как до и после него, встречали входящие армии Моро и Макдональда. 

Бывалый (27.10.20 13:33)

Опять дикая «натяжка»… Нахичеванские армяне в 20 веке помнили какие-то итальянские традиции?  Причём здесь вообще итальянцы?

Sergey_A* (28.10.20 12:07)

К чьему броневику? Это вы Макензена так называете? Видимо Сталин для вас просто Иосиф, а Гитлер - Адольф? Ну что ж, очень серьезный исторический подход... Если думаете, что такое обращение к генералу от кавалерии позволяет придать правдоподобности своим историям, то ошибаетесь.

Эдуард Вартанов (28.10.20 19:00)

Сергей, ваши попытки непременно и хоть в чем-то уличить меня непродуктивны. В тот день в Нахичевань со стороны Александровки, примерно в 14.00, въехали несколько HANOMAGов и батальон разведчиков - мотоцеклистов. Они около часа кружили по периметру центральной площади, потом бронетранспортеры остались, а мотоциклисты двинулись по Соборной к Ростову. Около 15,00 с той же Александровки въехала колона, во главе которой и был командир 60-ой моторизированной дивизии Вермахта - Фридрих Георг ЭБЕРХАРД. А упомянутый вами Макензен въехал в Ростов следующим утром в свите Клейста, по жд. и в своем штабном вагоне.

vvd (26.10.20 01:54)

На Соколова были свои ДОТ-баррикады, точно на Станиславского и Седова. Газетный насквозь (через Пушкинскую) не проедешь, и вообще он узкий, развернуться особо негде.

Андрей Stanichnik (26.10.20 06:26)

Взял бы кто на себя труд, составить карту ДОТов в центре города. Мы бы все вместе сказали ему огромное спасибо.

Эдуард Вартанов (26.10.20 11:35)

Станичнику: уличные заграждения и доты, возводимые силами, средствами и патриотической энергией городского населения никак не решали задачу обороны города, что хорошо понимали военные и гражданские его власти. Но эта, пусть и бессмысленная мобилизация граждан хорошо ложилась на более актуальную задачу: отвлечь внимание горожан от впечатляющих колонн бегущего из города начальства и их семей, сидящих поверх узлов и чемоданов в гуже - авто транспорте, с явно просматриваемыми признаками спальных гарнитуров, корпусной мебели и напольных часов с боем. Горожан такие зрелища не стимулировали, и потому в защитниках баррикад была крупная недостача, и они ни на минуточку, не задержали молниеносный захват города ордой проклятых фашистов, От МЕОТИДЫ - тьфу на них!!!.  

Sergey_A* (26.10.20 12:27)

опять байки от Вартанова, рожденные в его воспаленном мозгу.
Противотанковые рвы, ДОТы, баррикады - после освобождения города в ноябре 1941-го все гражданское население Ростова и области, а также соседних регионов было мобилизовано на их строительство. Для обороны подступов к городу заводами Ростова и других городов было произведено 1284 комплекта ДОТ, бронеколпаков н других сооружений. Помимо подходов к городу, на улицах Ростова было построено огромное количество баррикад, заграждений и ДОТов для ведения уличных боев.

"...Ростов был окружен тремя оборонительными линиями. Пояс дотов, противотанковых рвов, в самом городе — заграждения и доты, перекрывавшие каждую улицу. Глубина обороны составляла почти 40 км, рубежей долговременных огневых сооружений — 25 км..."

Тот же Штайнер или Тикке не стесняются писать о том, что Ростов был укреплен хорошо и бои были сложными, но Вартанов им не верит и говорит о молниеносном захвате, хорошо хоть в этот раз без купейных вагонов обошлось...

А как же Ваш любимый Афанасенко и его "ЗА ЗАХВАТ РОСТОВА НЕМЦЫ ЗАПЛАТИЛИ ВЫСОКУЮ ЦЕНУ"?

Андрей Stanichnik (26.10.20 14:06)

Уверен, что грузовики с часами с боем были. Думаю, что было их совсем не много. Такие грузовики были и будут у всех народов во все времена. Но утверждать, что тысячи людей выгоняли на строительство оборонительных сооружений только ради того, что бы они не видели этих грузовиков - это непозволительное обобщение.
Я на Меотиде больше такое терпеть не хочу.

Stanichnik (01.11.20 18:41)

Здесь был комментарий уважаемого Эдуарда Вартановича, ни чего нового не содержащего, но эмоционального, поэтому удалил.

Попов Михаил (01.11.20 19:20)

Я успел прочитать. Криминала не увидел. Вполне можно было оставлять для обсуждения.

Бывалый (01.11.20 21:40)

Вам действительно хочется что-то обсуждать с Вартановым?  Уже и Андрею не хочется...

Stanichnik (02.11.20 05:20)

Здесь был комментаний уважаемого Эдуарда Вартановича, содержащий недопустимые обобщения. По одному трусу или предателю нельзя судить о всей армии или народу.

Эдуард Вартанов (02.11.20 10:25)

обобщения от товарища Сталина прошу не удалять: "часть войск Южного фронта, идя за паникёрами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьёзного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамёна позором.

Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдаёт наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток» (из пр. №227)

Андрей Stanichnik (02.11.20 12:03)

Эту выдержку из приказа, удалять не буду. Но буду решительно пресекать все попытки необоснованных обобщений и выводов. Ни кому не дам возможности доказывать, что все решали дураки, трусы и предатели. Весь мой опыт и знания, говорят об обратном.

Эдуард Вартанов (02.11.20 16:29)

Уважаемый Андрей Олегович, вы как всегда правы в решимости пресекать необоснованные обобщения, если конечно "ни кому не дам" - понимать не только про меня.

Понятно и то, что пресекать необоснованные обобщения, которые позволял себе тов. Сталин, слабо и слишком рискованно. Но напомню, как тремя годами ранее - в "Я расскажу…" - вы безропотно и легко позволили замылить и обобщить самую проницательную из своих догадок на Меотиде:

- "так может быть зенитчики - главные герои?"

Андрей Stanichnik (02.11.20 16:53)

Я и сейчас придерживаюсь этого мнения, но доказательств у меня нет.

Эдуард Вартанов (02.11.20 18:35)

Прилагая доказательство, допустимое и относимое по меркам современного ГПК РФ, прошу администрацию МЕОТИДЫ возбудить ходатайство перед МО РФ об определении действительных, а не придуманных героев  битвы за Ростов и их посмертном награждении:

157 ОЗАД - Отдельный Зенитный Артиллерийский Дивизион - 606 сп – 317 сд – 56 ОА.  ЦАМО РФ – ф.412 – Оп. 2912 – д.8 – лл.62-65

 Из политдонесения нач. политотдела 317 сд старшего батальонного комиссара Каржавина об итогах боев с противником частями 317-й стрелковой дивизии за 17 – 19 ноября 1941 года.

 … 1-я батарея 157 ОЗАД (комиссар – политрук Петрович) геройски дрались с танками противника, несмотря на окружение шестью танками противника и ураганный пулеметный и минометный огонь. Личный состав весь пал смертью храбрых, но в плен не сдался. Батарея уничтожила 3 танка противника, о чем сообщил один оставшийся раненым боец.

Sergey_A* (03.11.20 00:06)

Стесняюсь спросить, а кто придуманные герои то?

Stanichnik (03.11.20 04:43)

"Придуманные герои" - термин здесь совершенно неуместный.  И я буду стараться недопустить на Меотиде "войну" героев. К сожалению, в последнее время, часто, тот или иной человек откопав в архивах ранее неизвестный документ, поспешно объявляет, что он нашел "настоящих героев" выигравших войну. А все остальные были "придуманными". 

Увы, корень этой беды в перекошенном изложении истории в послевоенный период. Но бросаться в другую крайность, еще большая беда.

Бывалый (02.11.20 12:38)

В июле 1942 в Ростове были жестокие бои, тому есть много подтверждений. Слова Сталина эмоциональны, в них горечь поражения. Приказ Сталина повторяет немецкий опыт после отступления под Москвой в декабре 1941 года. Штрафные роты и батальоны появились в вермахте ещё тогда. Далее еще цитата из приказа №227

«После своего зимнего отступления под напором Красной Армии, когда в немецких войсках расшаталась дисциплина, немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали 100 штрафных рот из бойцов провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставили их на опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи. Они сформировали, далее, около десятка штрафных батальонов из командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, лишили их орденов, поставили их на еще более опасные участки фронта и приказали им искупить свои грехи. Они сформировали, наконец, специальные отряды заграждения, поставили их позади неустойчивых дивизий и велели им расстреливать на месте паникеров в случае попытки самовольного оставления позиций и в случае попытки сдаться в плен. Как известно, эти меры возымели свое действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой. И вот получается, что немецкие войска имеют хорошую дисциплину, хотя у них нет возвышенной цели защиты своей родины, а есть лишь одна грабительская цель - покорить чужую страну, а наши войска, имеющие цель защиты своей поруганной Родины, не имеют такой дисциплины и терпят ввиду этого поражение.Не следует ли нам поучиться в этом деле у наших врагов, как учились в прошлом наши предки у врагов и одерживали потом над ними победу?»

Карбофос (26.10.20 16:00)

Очередной плевок в историю нашего города и героическое прошлое наших предков!

Карбофос (26.10.20 16:01)

От товарища Вартанова!

Эдуард Вартанов (30.10.20 11:33)

дал оценку ноябрьским боям и товарищ Сталин:

- в открытом тексте, в советской прессе и в иноСМИ, он поздравил защитников Ростова, т.к. надо было "держать лицо" на волне сыпавшихся на него поздравительных телеграмм от лидеров западных стран.

Но его топор был остро отточен и все еще занесен над головами командования 56 ОА, которое только - только начало отходить от полной отключки, в которой пребывали до 26.11, когда стало ясно, что немцы уходят из Ростова (Ремезов и Кулик прятались от Толбухина, прилетевшего 23.11 в Батайск принимать армию).                                   

- в шифрованной  телеграмме Двинскиму Сталин оценил успех защитников Ростова смачным плевком: "…оборону Ростова вели из рук вон плохо и преступно легко сдали Ростов… без сколько-нибудь серьезного сопротивления. В самом Ростове не было сделано необходимых заграждений…никакого сопротивления рабочих в Ростове Вами не было организовано."

Бывалый (30.10.20 12:16)

Вообще-то разговор был об обороне и оборонительных сооружениях 1942 года. Не валите всё в кучу

vvd (29.10.20 01:12)

Андрей, а как представляется-видится такая карта ДОТов в центре города. Если это снимок с текстовым пояснением и привязкой к карте, то такая “карта” уже есть — сайт pastvu.com, и ростовская ветка на нем: https://pastvu.com/ps?f=r!286 .

Если там отфильтровать просмотр снимков по дате в пределах 1941-1945: https://pastvu.com/ps?f=r!286_y!1941!1945 , то среди снимков военной поры можно увидеть все ДОТы к которым имеются достаточно качественные снимки, описание и привязка к месту.

Из того, что перечислял ранее по Ворошиловскому проспекту: Текучева https://pastvu.com/p/771731 , Катаева https://pastvu.com/p/631497 , Лермонтовская https://pastvu.com/p/869074 , Красноармейская https://pastvu.com/p/869075 , Пушкинская https://pastvu.com/p/967894 , Суворова https://pastvu.com/p/999205 , Б.Садовая https://pastvu.com/p/815038 , Московская https://pastvu.com/p/477846 .

А это: Соколова-Станиславского https://pastvu.com/p/648340 .

 

Еще могу предложить аэрофотоснимок центра Ростова лета 1942 года. Чуть увеличил для лучшего восприятия.

Stanichnik (29.10.20 06:36)

Да, я эти снимки видел. Но хочется нанести отметки ДОТов на современную карту и понять общую схему обороны города. Пока такое впечатление, что строители ДОТов заранее смирились с потерей большей части города, но собирались максимально долго удерживать переправы.

Попов Михаил (29.10.20 15:22)

Немного не в тему: аэрофотоснимок позволяет четко увидеть процесс наведения понтонного моста межу берегом у ковша и Ворошиловский. Так вот меня удивило, что на Яндекс Картах при большом увеличении в «гибриде» появляется значок памятника культуры и надпись «Мост Антонеску». Удивлён, что этот румынский фашист увековечен в названии ростовских объектов

Попов Михаил (29.10.20 16:38)

Пардон, описался. Конечно, понтонный мост от ковша до Буденновского.

Stanichnik (29.10.20 17:34)

Прочитайте. Только комментарии тоже.

https://www.meotyda.ru/node/103

Попов Михаил (29.10.20 18:56)

Спасибо большое. Все очень познавательно ( у Вас ведь есть на Меотиде еще один материал про мосты через Дон в Ростове?). Но все же вопрос - как взбрело в голову модераторам СЕЙЧАС обозначать в Яндекс Картах объект у ковша, как Мост Антонеску ? Так ведь и под уголовную статью можно попасть. Интересно, остались ли в Румынии объекты, названные именем Антонеску?

Stanichnik (30.10.20 06:20)

Я не вижу. Вероятно убрали. Вы скан с экрана не сделали?

Heach (30.10.20 08:49)

Я вот заметил такую вещь с яндекс-картами. Стоит здесь пообсуждать их, как происходят изменения. То же самое было с обозначением "Школа-гигант Сельмашстроя". Только мы здесь пообсуждали эту тему, как быстро опомнились и поставили "Лицей №20"

Попов Михаил (30.10.20 12:17)

Вот скан с Яндекс Карты за сегодня

Скан с Яндекс Карты
Бывалый (25.10.20 19:54)

Надеюсь, Сергей не будет против, если я для полноты картины добавлю его склейки Ворошиловский/Станиславского

Попов Михаил (25.10.20 23:34)

Кто подскажет - на первом военном снимке, взятом у Сергея, - что за надпись их четырёх букв на правом киоске? На»ХЛЕБ» или «КООП» не похоже.

Sergey_A* (25.10.20 23:38)

ВОДЫ, если мне память не изменяет. Надо будет поискать неужатый снимок.

vvd (26.10.20 01:57)

Ворошиловский публиковал на temernik.ru в 2008. Второе фото из коллекции Е. Г. Сосницкого, снято на Кировском.

Бывалый (26.10.20 11:23)

РОСТОБЛБРОДТРЕСТ – советское слово-уродец… БРОД -?   «Не зная БРОДу, не выпьешь воду»)  Погуглил. Оказалось, что так замысловато назывался Ростовский пивоваренный завод.  Мужчина на фото пьёт не воду)

Карбофос (26.10.20 11:31)

Губит людей не пиво, губит людей вода...

Гость (26.10.20 13:52)

Брод от слова брожение

vvd (29.10.20 01:06)

Ростовский областной бродильный трест — “Ростоблбродтрест” Наркомпищепрома                            

позиция 28 из этого источника: http://gosarhro.ru/my-downloads/News/280519/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B2%20%D1%85%D1%80%E2%84%961.pdf

Дамы вряд ли подошли пивка попить. Вообще во времена СССР на пивзаводе "Заря" кроме пива делали квас и сладкую газированную воду в ассортименте.

Stanichnik (29.10.20 06:32)

Помним)))

Попов Михаил (26.10.20 00:19)

Точно, ВОДЫ. Как жаль, что сейчас такого душевного обозначения не встретишь.

Бывалый (26.10.20 11:28)

Действительно, куда-то исчезли пивные ларьки. Душевные были места)

Эдуaрд Вaртaнов (26.10.20 15:56)

Там прошла вся моя юность! Какие были времена....раки, таранька, воблочка. красноперка - красота! В поллитровый бокальчик наливаешь 0,33 пивка и 0,2 водочки.Вкус - спицифисский! А ощущения потом - сказочные. Помню, была легендарная разливайка на углу пр. Соколова и Горького. Пивко там было всегда свежайшее и рыбки можно было рядом прикупить.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.