Комбайн на постаменте

        Моя искренняя благодарность Андрею Stanichnik, Валерию vvd, Юрию Ю, Геннадию Беленькому и Михаилу Попову  за своевременные и содержательные комментарии в предыдущих обсуждениях данной темы, позволившие подвести черту под имеющимся в настоящий момент материалом.

 

         Думаю, настало время обобщить всё написанное (и подкреплённое старыми снимками) о «Комбайне на постаменте», имея в виду постамент с выпускаемыми заводом «Ростсельмаш» в советский период комбайнами (до начала выпуска комбайнов семейства «Дон»).

 

         Вначале есть резон дать примерную хронологию выпуска основных модификаций комбайнов, нас интересующих (желающие могут найти эти данные в Сети). Вот она:

 

   1) Миллионный комбайн СК-4 – август 1969 года.

   2) 1,5-миллионный комбайн СК-5 «Нива» – лето 1977 года.

   3) 2-миллионный комбайн СК-5 «Нива» – февраль 1984 года.

   4) Начало выпуска комбайнов «Дон» – октябрь 1986 года (фотографии «Дона-1500» на постаменте в моём распоряжении, увы, нет).

 

         Кроме того, для обсуждения местонахождения первого постамента с комбайном необходимо восстановить в памяти (а никогда не знавшим этого – узнать для себя новые, а на самом деле старые) данные о тогдашнем расположении корпусов 10-й городской больницы (она же – Медико-санитарная часть завода «Ростсельмаш») и тогдашнем расположении конечной остановки трамвая 1-го маршрута. Ибо первый постамент с миллионным СК-4 имел непосредственное соседство с этими объектами. И под словом «тогдашний» в данном случае подразумеваются 70-е годы.

 

         На первом снимке видим разворот на месте пересечения проспекта Сельмаш и улицы Матросской (ныне ул. В.Пановой). Снимок, к сожалению, датировать не удалось (вероятно, это сделают эксперты с сайта Паствью.ком, когда материал этого очерка в той или иной степени осмысления уйдёт туда). В 60-х – начале 70-х годов была иная схема движения троллейбуса и трамвая, это мы и видим на фото. Но сейчас нас интересует сама эта «площадь» с расположенным на ней 5-этажным зданием общежития завода «Ростсельмаш» (удивительно, что она не носила никакого официального названия). У нас, местных жителей, это место называлось незатейливо и точно: «Круг». Иные употребляли синоним: «Кольцо». Вот на этом самом «Кругý» (говорилось именно «на «Кругý», а не «на «Круге») первоначально и водрузили на постамент миллионный комбайн СК-4.

 

Разворот (пр.Сельмаш - ул.Матросская)
 

         Второй снимок даёт представление о том, как именно СК-4 располагался на «Кругу». Располагался комбайн параллельно улице Матросской (и, соответственно, параллельно общежитию «Ростсельмаша»), жаткой в сторону железнодорожного моста.

         Фотограф в данном случае стоит лицом в направлении главной проходной РСМ, находящейся по ту сторону насыпи с железнодорожным полотном; за левым краем снимка остались арки под железнодорожным мостом, проехав под которыми автотранспорт уходил (и уходит сейчас) на ул. Менжинского: направо – в сторону пос. Чкаловского и 2-го Орджоникидзе; налево – в сторону пл. Страны Советов и ул. Ленина.

         Кроме того, даю возможность попытаться увидеть СК-4 с поворота 1-го трамвая (ул. Образцовая — ул. Матросская). Для удобства на вспомогательном фото комбайн выделен жёлтым. К наблюдателю он расположен копнителем.

 

СК-4 01
 

Вид на СК-4 с поворота 1-го трамвая (Образцовая-Матросская)
 

СК-4 (выделен жёлтым)
 

         Далее – современный план-схема расположения корпусов 2-й Областной клинической больницы (ОКБ-2), бывшей Медсанчасти завода «Ростсельмаш», также называемой в советское время Горбольницей №10 («Десятка»). На эту схему нанесено приблизительное взаиморасположение старых (!) корпусов больницы, давно снесённых. Кроме того, обозначено бывшее расположение улицы Цумовской (название происходило от «Цех уборочных машин» завода РСМ) и детского садика, тоже ныне несуществующего. Улицу Цумовскую и территорию снесённого к тому моменту садика поглотила больница в ходе своего расширения и реконструкции в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века.

         На прилагаемом ниже снимке плана-схемы Ростова-на-Дону за 1979 год улица Цумовская дана таким кáличным образом, что недруги никогда ни за что не догадались бы, где она находится (к тому времени – находилась). Улиц Клубной и Студенческой на этой же схеме нету в принципе.

 

План-схема ОКБ-2 и старые корпуса
 

Улица Цумовская
 

План-схема Ростова-на-Дону (1979)
 

         Видим СК-4 на постаменте, а чуть поодаль (через проезжую часть ул. Цумовской, по которой едет грузовик) 3-этажный корпус поликлиники медсанчасти (ныне это Минздрав Ростовской области, сокращение МЗРО на схеме). Ранее я ошибочно считал этот корпус старым зданием 1-го роддома. За белым кирпичным забором позади комбайна находился детский сад (снесён в 1977-1978 годах).

 

СК-4 02
 

         Этот же корпус поликлиники медсанчасти (ныне Минздрав Ростовской области) и закладка первого блока фундамента нового 5-этажного терапевтического корпуса (детский сад уже снесён). Весна 1978 года. Автомобиль УАЗ за решётчатым забором (левый край снимка) припаркован на улице Цумовской.

 

Закладка блока новой "терапии"
 

         С этого ракурса виден старый, ныне несуществующий, 3-этажный терапевтический корпус больницы. И это не роддом, как я ранее ошибочно считал.

 

СК-04 03
 

         Этот же корпус крупным планом. Хорошо виден небольшой сквер перед его фасадом.

 

Старая "терапия"
 

         Этот ракурс даёт возможность увидеть жилой дом №9 по ул. Матросской (ныне это ул. В.Пановой, 37). Особая примета данного 5-этажного кирпичного здания – наличие женской консультации поликлиники №1 на первом этаже. Она находилась там и в рассматриваемый период (называлась «Женская консультация роддома №1»), присутствует и сейчас. За стайкой идущих девушек виднеется пивной ларёк; за правым краем снимка – конечная остановка трамвая 1-го маршрута.

 

СК-4 04
 

         Чуть повернёмся в сторону проспекта Сельмаш, это даст нам возможность видеть левый угол фасада здания общежития завода «Ростсельмаш» (более известного как общежитие Завода-ВТУЗа) по пр. Сельмаш, 104/11 (ул. Матросская, 11 – нумерация 70-х годов!). Первый этаж этого 5-этажного кирпичного здания в конце 70-х – начале 80-х занимал магазин №51 «Молдова» объединения «Плодоовощ». Виден красно-жёлтый трамвай «Татра», развернувшийся для следования с конечной остановки обратно, «в город» (в направлении Главного Ж.Д. вокзала).

 

СК-4 05
 

         Здесь мы видим, как трамвай 1-го маршрута начал движение в сторону следующей остановки «Улица Радищева» (в город), она находилась неподалёку от наших снесённых ныне школ, 20-й и 75-й. На заднем плане, слева от постамента, частично виден жилой дом с женской консультацией на 1-м этаже; справа, за трамваем, дом по улице Плужной (правый край снимка).

 

СК-4 06
 

         Характерная деталь – на двух вышеприведённых фото цифры на постаменте и надпись «РСМ» у его основания имеют поздний вариант окраски (белый). На более ранних изображениях (в частности, на открытке 1973 года выпуска, фото А.Топуза) эти цифры и буквы побелены (или окрашены) красным. В подтверждение сказанного привожу фрагменты книги «Ростов-на-Дону», выпущенной московским издательством «Прогресс» в 1976 году.

 

Разворот книги ''Ростов-на-Дону''
 

Обложка книги ''Ростов-на-Дону''
 

Год издания книги ''Ростов-на-Дону''
 

         Ориентировочно, во 2-й половине 1977 года – начале 1978 года был снесён детский сад (на вышеприведённых фото – объект за белым забором позади постамента с СК-4). Освободившийся участок было решено занять новым 5-этажным терапевтическим корпусом, для запуска работ по возведению которого необходимо было вначале сократить примерно наполовину последний остановочный пролёт трамвая №1, что и было сделано. Конечную остановку перенесли на 300-350 метров ближе к предпоследней остановке «Улица Радищева», поближе к банно-прачечному комбинату (Сельмашевская баня).

         Поток автотранспорта и троллейбусы перевели на освобождённую от трамвайных рельсов улицу Матросскую (перевели с улицы Цумовской, с этого момента она прекратила своё существование, став внутренним проходом-проездом между корпусами больницы – см. два следующих фото: корпус поликлиники медсанчасти и новый на тот момент терапевтический корпус, сданный в эксплуатацию в 1980 году).

 

Поликлиника МСЧ РСМ
 

Новая "терапия"
 

         1,5-миллионный комбайн СК-5 «Нива», выпущенный летом 1977 года, в связи с начавшимся расширением территории больницы на некоторое время был перенесён на место, куда потом переместилась конечная остановка 1-го трамвая (увы, фото отсутствуют!), а затем переехал поближе к площади Комбайностроителей и Дворцу культуры завода РСМ. Тогда он находился на месте нынешнего здания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (которое тогда ещё не было выстроено, текущий адрес – пр. Сельмаш, 90 / ул. 1-й Конной Армии, 17а).

         Первый из этих снимков интересен ранним вариантом постамента (1977-1978 гг.), на котором ещё отсутствуют декоративный орнамент из колосков, а также серп с молотом на передней поверхности постамента. На последующих фото эти элементы оформления уже имеются.

         Второй снимок в этой подборке — кадр из телепередачи «От всей души», снятой весной 1979 года к 50-летию завода РСМ. Колоски на постаменте уже есть.

         На третьем (газетном) снимке можно видеть движущийся по пр. Сельмаш в направлении Центра трамвай 2-го или 10-го маршрута.

 

СК-5 (ранний вариант постамента)

 

СК-5 04
 

СК-5 01
 

СК-5 02
 

СК-5 03
 

         Затем, в 1984 году, его сменил 2-миллионный СК-5 «Нива».

 

СК-5 05
 

     Вот газета «Ростсельмашевец» (№ 29 (9910), 10.02.1984), из которой мы можем узнать точную дату выпуска 2-миллионной «Нивы».

 

Газета "Ростсельмашевец"
 

СК-5 06
 

СК-5 07
 

         Ну, а уже позже, год не назову, постамент очередной конструкции был возведён несколько ближе ко Дворцу культуры. На этом месте мы знаем его и сейчас…

 

Heach (06.10.20 15:36)

Подробно и хорошо!

Роман S. (06.10.20 15:42)

Юра, благодарю на добром слове! 

Попов Михаил (06.10.20 19:29)

Все-таки в советское время карты городов явно выпускали для шпионов. На четвёртом слайде на карте показано положение улицы ЦУМовской, какого никогда не было. ЦУМовская начиналась от круга ( верно Роман заметил, именно круг и никак иначе) и тянулась всего метров 150 до улицы Первой Конной Армии. А в ста метрах севернее от Первой Конной отходила уже Клубная. Вот по ней и шёл до балки и далее выезжал на пересечение Чкалова и Зеленодольской ( возле дурдома) автобус 11 номера.

Роман S. (07.10.20 00:06)

Михаил, именно так! Более того, для шпионов-недоучек, принятых в Агентство по звонку папы-конгрессмена (шутка).

В старом телефонном справочнике Ростова (1974 год) данное направление улицы Цумовской вполне подтверждается нумерацией: роддом находится по адресу ул. Цумовская, 2. Далее — поликлиника медсанчасти: ул. Цумовская, 4.

Школу-интернат для детей с ограниченными возможностями вряд ли в полном смысле можно назвать дурдомом.

Попов Михаил (07.10.20 13:43)

Да, некорректно. Но это был общепринятый на 1-ом Орджоникидзе жаргон. Точно так же, как круг для бывшей конечной троллейбусов №№ 1 и 5. Кстати, примерно в 1963 году прекратил функционировать детский дом, в здании которого и открыли школу-интернат для детей с ограниченными возможностями. Если детдомовские были просто босяки и народу понятны, то новые обитатели были особенные. Поэтому и уничижительное название к учреждению прицепилось. Хотя детей никто не обижал.

Евген (01.04.24 17:54)

А мы этот круг всегда называли "Пятак", я жил во дворах за общежитием Сержантова/Плужная/ пр. Сельмаш

Светлана Николаева (06.10.20 21:25)

Это школа-интернат. Я знаю мамочек, чьи дети ОБУЧАЮТСЯ там. Небезуспешно. А так, конечно, это беда-бедовая.

Heach (06.10.20 21:28)

Не думаю, что "дурдом" - корректное название, Михаил.  

Heach (06.10.20 20:41)

Постамент без колосков не заинтересовал?

Роман S. (06.10.20 23:16)

Юр, честно говоря, я совсем о нём забыл. Спасибо, что напомнил! Сейчас я его довставлю.

Роман S. (07.10.20 08:36)

РОДИНЕ, ПАРТИИ — СЛАВА!

О как! ;-)

(Лозунг на здании НИИ "Промстройвентиляция" на фото постамента без колосков)

Heach (06.10.20 21:16)

А последний вопрос остался неосвещённым - год перехода на современное место. Вот так всегда - то, что было раньше - чётко, недавно - смутно :)

Роман S. (07.10.20 08:38)

Скорее всего, год переезда постамента на нынешнее его место совпадает с годом начала строительства здания налоговой инспекции. Ибо комбайн всегда "сгоняла" с насиженного места какая-то очередная стройка.

Хотя допускаю, что кто-то из проживавших неподалёку сельмашевцев помнит этот год чётко и без хитрых логических выкладок. Я не помню, ибо моя жизнь после окончания школы большей частью протекала не на Сельмаше, поэтому у меня нет привязок к собственным событиям. Я даже точно не знаю, сколько там, на теперешнем постаменте, перебывало разных комбайнов, "Торумов" и прочих других trade marks...

vvd (07.10.20 00:25)

“ … сколько там, на теперешнем постаменте, перебывало разных комбайнов …” вот здесь можно посмотреть, в конце статьи:

http://rslovar.com/content/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B5 .

Роман S. (07.10.20 08:39)

Валерий, благодарю! Эх-х, когда-то я начинал с комментариев к этому материалу! Тогда я ещё не представлял, что повсплывает столько интересных снимков...

Светлана Николаева (06.10.20 22:12)

Ох, Рома , умеешь ты растрогать, душу погреть).  Так приятно побывать в прошлом! И таки не могу понять - столько нас, рожденных в Роддоме N1, а фотографий роддома нет. Неужели никого не фотографировали при выписке?! Ну хоть кого-нибудь! Есть,конечно, оправдание: фотоаппарат не в каждом доме, не принято было и т.д.

А карта -схема и правда чуднАя, но зато на ней есть номера маршрутов автобусов, троллейбусов, кусочек маршрута трамвая N1. Я уже и подзабыла что куда ходило:)

Роман S. (06.10.20 22:53)

Свет, я и сам себе "грею душу", не скрою. Так что это взаимообразный процесс. ;-)

Относительно фотографий роддома я пытаюсь найти кого-то из специалистов, работавших там в те годы. Не скажу, что я очень активен в поиске; честно говоря, начинать с, условно говоря, "поквартирного обхода" не хочется. Хотя, видимо, придётся... Я всё же расчитывал, что старым добрым методом "тыка" чего-то добьюсь. Но пока, увы, "голяк, в натуре!" 

Допущение, что тогдашние сотрудники 1-го акушерского отделения могли фотографироваться на субботниках-воскресниках и прочих подобных мероприятиях, даёт нам некоторую надежду на возможность отыскать эти фотохроники.

Геннадий (08.10.20 10:29)

Светлана, именно эта карта, сделанная обычным (НЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИМ) издательством, остается самой высокотиражной картой нашего города - она печаталась двумя выпусками, в общей сложности (уточню и сообщу позже) - более 500 тысяч экземпляров. Представляешь? На каждого второго ростовчанина по штуке! И хотя делали ее непрофессионалы, но они со своей задачей вполне справились. А транспорт вообще показан для того времени отлично! Лишь позднее вышли уже настоящие, профессиональные карты города.

Светлана Николаева (08.10.20 11:37)

Тираж огромный, видимо карта пользовалась спросом. У Вас, я уверена , она есть :)  Хотя это, конечно, карта-схема. А скажите пожалуйста  Геннадий,  карта 1979 года, сделана не картографическим издательством. А картографические издательства выпускали карты Ростова  в этот период?

Геннадий (08.10.20 18:02)

Светлана, добрый день! Вы меня надоумили подготовить материал на эту тему - о том, как постепенно развивалась картография в Ростове. Мне надо кое-что проверить и уточнить. Но могу точно сказать, что первые профессиональные туристские карты Ростова для широкого читателя были выполнены не в самом Ростове, а в ближайшем тогда к Ростову картографическом предприятии в Тбилиси (! - так уж сложилось), в начале 1980-х. Я уточню год. И только в 1996 году в Ростове выпущена первая про-настоящему масштабная карта без грифа "Для служебного пользования" - в созданном еще в 1976 году (недалеко от телебашни) картографическом предприятии № 20 (ныне Южном). "Номерные" предприятия выпускали только карты с грифами "ДСП". Я вам наверняка покажу интересные карты Ростова "профессиональных" картографов того периода. - и тбилисского, и ростовского производства. А теперь еще и пятигорского, и московского. А материал для "Вечерки"обязательно сделаю! Сейчас в Ростове ТРИ настоящих картопредприятия. Все со своим лицом. Расскажу!

Heach (08.10.20 18:06)

Давайте сюда, Вечёрка всё Вечёрка, там вас мы редко читаем. 

Светлана Николаева (08.10.20 18:28)

Конечно сюда, в "Вечёрке" не оставишь комментарии :)

Heach (08.10.20 18:36)

Ну да, надоумили здесь, а материал в Вечёрку - несправедливо...

Эдуард Вартанов (09.10.20 10:16)

Уважаемый Геннадий, задевает и тревожит год, названный вами началом изданий "карт Ростова".

Я присоединиться к призыву не спешить с публикацией в "вечерке" .

Будет ПРАВИЛЬНО, если статью "про карты" вы поместите на Меотиде и только  после ее коллективной и перекрестной правки - опубликуете в газете.

Будет НЕПРАВИЛЬНО, если ростовчан и нахичеванцев вы лишите карт, схем и планов своих городов, изд. в конце 19 и начале 20 веков, как вы ранее оставили их без трамваев за месяц до "оккупай41".

Светлана Николаева (09.10.20 11:13)

Эдуард, Вы нетерпеливы, Геннадий написал "Я уточню год". 

Попов Михаил (09.10.20 11:27)

Применять выражение «Оккупай» ( считай - тусовка несогласных) к трагическим событиям ноября 1941 года. - минимум кощунственно. Но для Эдуарда Вартановича кощунствовать. - дело привычное, а жаль. Надо меру знать.. Это первое.
А второе. - прочёл тут дневники таганрожца за октябрь 1941-февраль 1943 года. Так вот, там зафиксировано, что в Таганроге трамвай после бомбежек прекратил движение за несколько дней до оккупации. Полагаю, что бомбежки и в Ростове абсолютно аналогично могли остановить трамвайное движение еще в октябре 1941 года. Так что доверяю Геннадию Леонидовичу.

Гость (09.10.20 13:18)

Миша, добрый день! Спасибо за мнение. Уверен, что так и было. Ибо дата прекращения трамвайного движения в Ростове в связи с бомбежками питающей электролинии подтверждается архивными материалами, которые я тогда "копал". По архивным данным, это случилось за несколько дней ДО начала первой короткой оккупации. А именно - 24 октября 1941 года, когда была разрушена главная тогда трамвайная электроподстанция на нынешней Гвардейской площади (тогда просто на Красноармейской улице). А починить подстанцию быстро не удалось. Было, видимо, не до того.

Геннадий (09.10.20 13:39)

Ох, извиняюсь, забыл написать "Геннадий", и меня тут определили как "Гость".

Геннадий (09.10.20 13:42)

Имел в виду, конечно, "за несколько НЕДЕЛЬ", а не за несколько дней. Если строго - то за четыре недели.

Эдуард Вартанов (09.10.20 18:16)

Уважаемый Михаил,

-про "бомбежки Таганрога"  рекомендую кощунство в "ростовском словаре" ("Роковая красавица…") от Евгения Ивановича Малаховского.

- не торопитесь доверять утверждению Геннадия Леонидовича. Что то мне подсказывает, что не найдя документального доказаательства бомбежки Ростова 24 октября, он хорошенько поразмыслит о социально - политической обстановке, сложившейся в Ростове накануне его ноябрьской оккупации,  вникнет в логику партийно - военного руководства обороной города и откажется от своего "трамвайного" заблуждения.

Бывалый (09.10.20 21:26)

Основываясь на архивных данных, Геннадий утверждает, что трамваи в Ростове перестали ходить за месяц до ноябрьской оккупации 1941 года. Вы утверждаете, что в октябре 1941 года Ростов года не бомбили? Обоснуйте

Stanichnik (09.10.20 21:40)
Эдуард Вартанов (10.10.20 15:35)

Это был бомбналет Ю-88  в 15ч13м 26окт41

Бывалый (10.10.20 20:20)

Сообщите источник информации

Геннадий (09.10.20 13:30)

Я понял ваше замечание. Первые карты Ростова для массового (относительно, конечно) читателя действительно появились еще в конце 19 века, и они выходили до 1939 года, хотя типа изданий "туристская схема" тогда не было. И затем до 1959 года, то есть 20 лет, таких изданий не было - когда вышла очень примитивная схема города в виде приложения к путеводителю. Отдельно от путеводителя она не продавалась. Я же имел в виду, хотя и туристские схемы, но большеформатные и в виде отдельных изданий, которые не выходили затем еще почти 10 лет. Пока не появился первый тираж "ростовской" большой турсхемы, о которой у нас шла речь - выпущенной Ростиздатом (то есть не специализированным издательством). Да, надо написать подробнее - чем отличаются такие виды карт и почему их так долго не выпускали. Расскажу и здесь, а потом и в "Вечерке", раз это многим интересно.

vvd (07.10.20 00:22)

Полагаю, Роман, для “сохранения симметрии” изобразительного ряда неплохо было бы перезалить в статье один снимок вот в таком формате: http://www.meotyda.ru/sites/default/files/krug.jpg .

Роман S. (07.10.20 05:10)

Валерий, спасибо! Теперь гораздо лучше.

Геннадий (08.10.20 10:23)

Роман, ты молодец - проделал, пожалуй, наиболее подробную и глубокую работу по этой теме. Некоторые нюансы я уже и не помнил. Да, комбайны по Сельмашу хорошо попутешествовали... СПАСИБО!

Роман S. (08.10.20 11:00)

Геннадий, спасибо! Но на самом деле мне досталась самая несложная часть работы: свести воедино всё, что мы обсуждали здесь ранее. Ну, и придать этому более-менее приемлемый вид. ;-)

Попов Михаил (08.10.20 16:35)

И все-таки, и все-таки. Меня не отпускает ощущение, что первой точкой установки комбайна был центр клумбы, вокруг которой на круге двигались троллейбусы и также разворачивался автобус 11 номера. Кто и как разубедит меня?

Роман S. (08.10.20 19:39)

Кто знает, может, так и было... Если так, то, наверное, чёрно-белый снимок в начале очерка (с книжным киоском и бочкой кваса) запечатлел как раз это самое место.

На всех прочих фотографиях комбайн находится вровень с левым крылом общежития ВТУЗа и старым зданием 1-го роддома. И моя память хранит его именно там. Это не исключает иного расположения постамента в самом начале 70-х годов (мои воспоминания стартуют приблизительно года с 1973-го или 1974-го)...

Могу предположить ещё и следующее: первоначальное расположение постамента в центре упомянутой клумбы могло быть увязано с конфигурацией тогдашнего рельсового полотна 1-го трамвая. Ведь тогда трамвай ходил ещё по проспекту Сельмаш и по улице Сержантова (даже если они имели иные названия)!

А затем, когда эту конфигурацию изменили, убрав рельсы с пр. Сельмаш и ул. Сержантова, могло понадобиться передвинуть и комбайн на условную линию между роддомом и общежитием ВТУЗа.

Косвенным подтверждением подобного сценария является только что замеченное мной отличие платформы постамента (горизонтальная плита, на которой зафиксирован комбайн) на первом чёрно-белом снимке от таковой же на всех остальных фото. На первом снимке толщина платформы одинакова по всей её длине. На прочих снимках толщина платформы увеличивается сзади наперёд, к цифрам "1000000". Поэтому можно предположить, что комбайн двигали в пределах "Круга", а постамент при перенесении местоположения комбайна поменяли на новый, незначительно изменив его верх и сохранив без изменений V-образное основание.

 

NB! Друзья, если кто-то вспомнит что-нибудь по возможным обстоятельствам высказанной в этом комментарии догадки, дайте, пожалуйста, знать!

vvd (09.10.20 01:41)

“Горизонтальная плита, на которой зафиксирован комбайн” одинаковая на всех снимках. На первом снимке толщина платформы НЕ одинакова по всей её длине. Если приложить линейку к монитору, то в правой стороне кадра толщина той плиты 13 мм, а на дальнем крае — 15 мм, притом, что предметы на удаленной перспективе должны уменьшаются в размере. Но главное, что у той “плиты” была особенность, видимая (хуже или лучше) на всех снимках. “Горизонтальная плита” не была цельной, а состояла из нескольких плит, расположенных поперек всего постамента. Поэтому постамент комбайна НЕ менялся на какой-либо другой.

 

По поводу: “На всех прочих фотографиях комбайн находится вровень с левым крылом общежития ВТУЗа и старым зданием 1-го роддома”. Судя по этому: https://meotyda.ru/sites/default/files/images/uploads/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%20S./20-10-06/04.jpg , этому: https://meotyda.ru/sites/default/files/images/uploads/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%20S./20-10-06/06.jpg и этому: https://www.meotyda.ru/sites/default/files/hozsluzhba_b-cy_10_1958_1.jpg  снимкам, старое здание первого роддома не находилось на первой линии зданий больницы по улице Цумовской.

Так что “на всех прочих фотографиях” комбайн находится вровень с левым крылом общежития ВТУЗа и старым зданием 3-этажного терапевтического корпуса больницы.

 

Кроме того, попытаться увидеть СК-4 с поворота 1-го трамвая (ул. Образцовая — ул. Матросская) видимо может не получиться, т.к. комбайн могут закрывать строения детского сада.

Попов Михаил (09.10.20 09:34)

Старое здание роддома начиналось метрах в 20 от северо-восточного сектора круга. Именно там первоначально была конечная остановка автобуса 11-го номера и при его ожидании мне мама постоянно напоминала, где я родился. Так что на схеме современных корпусов больничного комплекса положение роддома показано почти точно (я бы немного к кругу приблизил).

Роман S. (09.10.20 12:03)

Михаил, Вы правы. На месте старого здания роддома выстроили потом хирургический корпус ("Слава Советской медицине", см. фото ниже). Не один-в-один, конечно, здания имели разную конфигурацию и площадь, но условно считать "Хирургию" на месте роддома, на мой взгляд, вполне допустимо.

vvd (10.10.20 01:11)

Старое здание роддома начиналось метрах в 20 от северо-восточного сектора круга?

Роман S. (10.10.20 07:49)

Валерий, нет, не там (с данного места съёмки - ЗА "Терапией").

Вот, по оранжевым стрелкам (см. фото и схему). На своей первоначальной схеме я не совсем точно обозначил место, на приведённой сейчас показал меньшей стрелкой - куда следует передвинуть место роддома. Фактически, можно сказать, что роддом занимал часть места, занятого на схеме ОКБ-2 двумя корпусами: ЛДК-6 и ЛДК-5.

Старый вариант "Терапии" - синий многоугольник.

Роддом (с этого места съёмки) - за "Терапией".
Место роддома с учётом корректив
Попов Михаил (10.10.20 16:24)

Вот теперь положение роддома указано корректно

vvd (11.10.20 00:28)

Если положение роддома указано корректно, то роддом должен быть виден на этом: https://meotyda.ru/sites/default/files/images/uploads/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%20S./20-10-06/07.jpg  и даже этом снимке: https://meotyda.ru/sites/default/files/images/uploads/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%20S./20-10-06/02.jpg .

На снимке 1958 года со стрелками и надписями, видно, что от забора (и от терапии тоже) до насыпи железной дороги метров 25 максимум. Даже если “перенести” роддом перед корпусом терапии и “поставить” его от самой насыпи, то 25 метров не хватит для длины такого здания (при ширине палаты четыре метра получится грубо шесть палат). И даже в таком варианте здание роддома попало бы краем в этот кадр: https://meotyda.ru/sites/default/files/images/uploads/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%20S./20-10-06/07.jpg . Если же роддом находился на территории больницы (за забором, а не от насыпи) и количество палат было больше шести ))) , тогда роддом точно должен был попасть на снимок.

Роман S. (11.10.20 13:36)

Валерий, я не готов обсуждать предложенный не мною метраж (а также ориентацию по сторонам света). На мой взгляд, данные по количеству метров в расстоянии "от... до..." (предложенные Михаилом) не совсем корректны (или совсем некорректны) и он сам ещё вернётся к этому. Привязка к сторонам света, на мой взгляд, здесь ни к чему - в городской среде достаточно более понятных и удобных ориентиров (многие из которых существуют и поныне).

В отношении снимков, которыми Вы подкрепляете выкладки, то мне картина представляется достаточно ясной (см.фото). При одном ракурсе роддом остался с противоположной от фотографа стороны комбайна и за правой границей снимка; на другом - роддом остался за левым краем снимка. В действительности там достаточно места (не попавшего ни в один, ни в другой кадр), чтобы поместить целый 2-этажный роддом. При этом я исхожу из того, что ближайший к роддому край "Терапии" находился примерно вровень с пивным ларьком, находившимся в то время между жилым домом с женской консультацией и зданием общежития Завода-ВТУЗа.

Приведу также и нумерацию интересующих нас зданий роддома и поликлиники Медсанчасти РСМ. Данных по нумерации старого здания "Терапии" нету, но предположу, что адрес был "Цумская, 2Б", ибо адрес роддома - "Цумская, 2А", а поликлиники - "Цумская, 4". Отснятые страницы - из телефонного справочника "Ростова-на-Дону" за 1974 год.

СК-4 на ''Кругу''
Старое здание ''Терапии''
Роддом №1 (адрес)
Поликлиника завода РСМ (адрес)
Роман S. (11.10.20 13:38)

К слову говоря, очень интересным представляется тогдашний адрес самой Больницы №10 (Медсанчасти завода "Ростсельмаш"), который, согласно телефонному справочнику Ростова-на-Дону за 1974 год, таков: "1-й Конной Армии, 4" (см.фото).

Странность в том, что, исходя из данных этого справочника, нумерация по улице 1-й Конной Армии начиналась от железной дороги в сторону станции "Ростов-Товарная" (и возникает вопрос: а что же тогда было №2 по ул. 1-й Конной Армии?). Но в этом же телефонном справочнике (тот же 1974 год) мы видим, что проектный институт "Промстальконструкция" (это на площади Комбайностроителей, недалеко от ДК РСМ) имел адрес "1-й Конной Армии, 15А", а Загс Первомайского района имел адрес "1-й Конной Армии, 19" (это чуть ближе/ниже к кинотеатру "Юбилейный"), что однозначно определяет направленность нумерации по улице 1-й Конной Армии в 70-е годы (осталась такой же и поныне). 

Больница №10 (адрес)
Проектный институт ''Промстальконструкция'' (адрес)
ЗАГС Первомайского района (адрес)
vvd (14.10.20 01:59)

Хорошо бы дополнительные снимки посмотреть по теме. А лучше аэрофотоснимок этого места первой половины семидесятых прошлого века. Удивительно, но такой снимок есть (раньше там не видел) — 1971 года. Есть и другой 1975 года. Качество разрешения, конечно, соответствующее тому времени. Но вариант 1971 года дает возможность определенной детализации. Смотрел два вечера. Эффект машины времени. Северного жилого массива НЕТ ВООБЩЕ (на снимке 1975 года самые первые дома). Соответственно нет там и водоема, только тонкое русло Темерника. И так по многим местам (все-таки 50 лет назад).

В общем,

1971 год полный вариант снимка: http://retromap.ru/1419712_47.22691,39.71676 ,

вариант совмещения с современным снимком: http://retromap.ru/1419712_0020092_z17_47.256554,39.766870 .

1975 год полный вариант снимка: http://retromap.ru/1419756_47.256445,39.767997 ,

вариант совмещения с современным снимком: http://retromap.ru/1419756_0020092_z16_47.279185,39.711799 .

 

 Ниже снимок-вырезка из 1971 года, на котором круг и комбайн возле него. Рядом — тоже самое с “расшифровкой объектов”. Между терапией и железной дорогой есть пространство, но здания, которое могло бы давать тень — нет. От комбайна, кстати, тень замечательная, поскольку различима даже жатка рядом с корпусом комбайна.

Stanichnik (14.10.20 07:29)

Спасибо Валерий. Действительно как "машина времени". И похоже балка еще не пересыпана. Я на этом сайте сижу частенко, но конечно, за всем не уследишь.

Роман S. (14.10.20 10:51)

Валерий, спасибо Вам! Вид со спутника - подспорье хорошее, особенно сейчас, пока не нашлись фотографии непосредственно старого здания роддома. Однако я увидел (или думаю, что увидел) роддом на этом спутниковом снимке. Правда, мне потребовался вид с большей высоты, чтобы немного привыкнуть к взаиморасположению и взаимным пропорциям знакомых объектов, которые на снимке узнаваемы однозначно.

Итак, вот что у меня получилось. Спутниковый снимок 1971 года. Красные прямоугольники, идущие справа налево (и от большего - к меньшему), это: 1) 3-этажный корпус на фундаменте бывшего клуба РСМ; 2) 3-этажное здание поликлиники МСЧ РСМ; 3) 2-этажное старое здание терапевтического корпуса. В окружности оранжевого цвета слева от "Терапии" находится старое здание роддома №1 и прилегающая к нему территория.

Вид со спутника (1971) части Сельмаша и 10-й горбольницы
Попов Михаил (14.10.20 10:31)

Приводя свою интерпретацию спутникового снимка 1971 года Валерий с прямоугольником «комбайна» не прав. Комбайн того времени имел в длину примерно 6 метров, А на интерпретируемом снимке одна только « тень от жатки» длиной более 10 метров. К сожалению, вывод: комбайн на снимке 1971 года совершенно не идентифицируется.
А Роман неверно понял снимок. - крыши зданий идентифицируются интенсивно темным или светлым. А он выделил серый кусочек сквера с деревьями - здание роддома примыкало к очерченному Романом участку с востока.
Кроме того, оно явно было построено до 1952 года, иначе где бы я родился.
Так что поиски документальных свидетельств продолжим

Роман S. (14.10.20 13:07)

Да, 2-этажный роддом был построен в 1947 году, за 10 лет до создания Медико-санитарной части завода "Ростсельмаш" в том виде, какой мы её помним. В 1979 году был сдан в строй уже 5-этажный корпус (ныне роддом ОКБ-2).

Данные взяты из юбилейного буклета, посвящённого 50-летию 2-й Областной клинической больницы, правопреемницы Медсанчасти завода "Ростсельмаш".

ОКБ-2 50 лет 03
ОКБ-2 50 лет 02
ОКБ-2 50 лет 01
vvd (15.10.20 02:00)

Общежитие студентов идентифицируется правильно? Жилой дом с женской консультацией идентифицируется правильно? Детский сад тоже на месте? Тогда с чем идентифицируется объект, отмеченный как комбайн?

Про крыши и сквер с деревьями — конечно. К тому ограда с деревьями, забор и тень от него выделены синим цветом.

Хорошо бы увидеть точку расположения “здания роддома примыкающего к очерченному Романом участку с востока”. Поскольку отмеченный Романом участок, находится возле здания терапии, и роддом тогда должен был бы попасть на этот: https://www.meotyda.ru/sites/default/files/hozsluzhba_b-cy_10_1958_1.jpg  или этот: https://meotyda.ru/sites/default/files/images/uploads/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%20S./20-10-06/07.jpg  снимок.

Роддом №1 конечно был. Находился он на улице 1-й Конной Армии, как указано в статье из юбилейного буклета и выглядел так: 

https://meotyda.ru/sites/default/files/images/uploads/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%20S./18-06-18/02_ginekologich.korpus_bolnicy_no10_1957_0.jpg . Двухэтажным роддом был со стороны улицы 1-й Конной Армии,

Возле круга роддом №1 был некоторое время в первой половине 80-х годов прошлого века, когда потребовалось построить на улице 1-й Конной Армии новый роддом и старое здание (1947 года) при этом снесли.  Располагался роддом в ближней к кругу “свечке”, обозначенной на схеме: ЛДК 5. Надпись: “Роддом №1” была выполнена в виде дуги над входом. Ожидающие на “кругу” транспорт пассажиры часто наблюдали сцены торжественной встречи новорожденного. Особенно красочными были такие мероприятия, если родственники новорожденного были из Нахичевани. Когда новый роддом построили на улице 1-й Конной Армии заведение из “свечки” переместилось туда.

Роман S. (15.10.20 10:22)

Эх-х, братва, нужны фотки! Для того, чтобы откалибровать воспоминания, без снимков той поры не не обойтись!.. Ну, и генплан участка больницы по состоянию на 1970-1977 годы тоже, конечно, не помешал бы.

vvd (16.10.20 00:24)

Конечно, Роман. Практика личных наблюдений показывает, что при появлении какого либо интереса в Интернете, появляется ответная волна с информацией по теме. Крайний случай — аэрофотоснимок Ростова 1971 года. На Retromap.ru, по определению, вообще-то публиковались старые карты. А тут аэрофотоснимок. Вот, знать бы еще, где составители юбилейного буклета взяли информацию и фотографии.

Роман S. (09.10.20 11:29)

Валерий, спасибо Вам за уточнение данных. Значит, остановимся на описании местонахождения СК-4, как Вы его обозначаете. Тем более, что я сам его таковым и помню (добавлю, однако, что первый постамент с комбайном я бы всё же поместил на условную линию от промежутка между старой "Терапией" и старым зданием роддома. Но это в случае, если исходить из того, что роддом стоял на месте построенной позже "Хирургии" с надписью "Слава Советской медицине!", см. фото. На нынешнем плане ОКБ-2 это здание ЛДК-6).

Впрочем, надеюсь на обнаружение дополнительных фотосвидетельств, которые только и могут проиллюстрировать все тонкости данной топографии.

Хирургический корпус
План-схема ОКБ-2
vvd (09.10.20 01:39)

Если комбайн был в центре клумбы, вокруг которой по кругу двигались троллейбусы (если такая клумба вообще тогда была), то такой круг разворота виден на самом первом снимке. При этом видно, что выезд из круга разворота выходит (замыкается) на проспект Сельмаш. Это очень близко к проезду под железной дорогой и проезд под железной дорогой должен был попасть в кадр второго снимка. На самом деле, на втором снимке перед комбайном видно большое пространство, на котором и разворачивались троллейбусы. И остановка троллейбуса далеко и троллейбусных проводов вокруг комбайна не видно. А вот трамвайный (одинарный) провод виден (из-под плиты постамента).

Stanichnik (08.10.20 16:56)

Посмотрел свой архив. Замена Вектора на Акрос на нынешнем месте состоялась 13-15.09.2010. У меня отфотографирована в деталях. Принимал участие. Будет время, выставлю.

Геннадий (08.10.20 18:11)

Добрый вечер! А правильно ли я понимаю, что между "Вектором" (2004) и "Торумом-740" (2010) был еще и "Акрос"? Когда? Что-то я его упустил, получается... Был ли "Акрос" на постаменте? Каком?.. Буду признателен за информацию!

Роман S. (08.10.20 19:40)

Не могу понять, в чём дело. В первый день размещения материала статья нормально читалась с экрана смартфона. Сегодня уже второй день как приняла альбомную (горизонтальную) ориентацию, из-за чего вылазит за пределы экрана при просмотре в смартфоне. Такое впечатление, что кто-то отредактировал её без меня, желая проиллюстрировать точность поговорки "Лучшее - враг хорошего".

Светлана Николаева (08.10.20 20:49)

Ром, у меня так часто бывает. Сегодня вертикально, завтра, к досаде, горизонтально:)

Роман S. (08.10.20 21:53)

Свет, согласен, это некритично. Тем более, можно экран повернуть, в конце концов.

Stanichnik (09.10.20 07:31)

13.09.2010г. Демонтаж Вектора и освобождение места под Торум.

Демонтаж Вектора и освобождение места под Торум 13.09.2010
Демонтаж Вектора и освобождение места под Торум 13.09.2010
Демонтаж Вектора и освобождение места под Торум 13.09.2010
Демонтаж Вектора и освобождение места под Торум 13.09.2010
Демонтаж Вектора и освобождение места под Торум 13.09.2010
Демонтаж Вектора и освобождение места под Торум 13.09.2010
Heach (09.10.20 10:33)

А Вектор (по Ростовскому словарю) поставили в июне 2004 - ну вот история сложилась полностью.

Stanichnik (09.10.20 07:43)

15.092010г. Торум вот-вот коснется постамента.

 

Установка комбайна Торум на площади Комбайностроителей
Геннадий (09.10.20 12:59)

Так тогда не понятно, был ли на постаменте именно в этот "Акрос". Я всё прочитал очень внимательно. После "Вектора" поставили "Торум",замена произошла 15 сентября 2010 года. Фоторепортаж получился отличный! Всё на виду! Но выше у вас же написано, что в этот именно день "Вектор" заменяли на "Акрос". Где-то тут ошибка. Был ли вообще "Акрос" на постаменте?

Stanichnik (09.10.20 14:41)

Я первый комментарий писал по памяти. Получается, что Акрос не был на постаменте.

Геннадий (10.10.20 08:53)

Так вот я именно об этом. По-моему, "Акроса" на постаменте не было. Я ведь тоже следил за "приключениями" этого памятника и записывал (правда, не с точностью до дня, а ПО ГОДАМ), когда меняли комбайны. "Акроса" среди них НЕ БЫЛО! Мне кажется,надо его из вашей хронологии убрать.

Попов Михаил (09.10.20 16:19)

На Яндекс Карты в Панорамах выводится съемка лета 2010 году. На постаменте перед ДК Ростсельмаш стоит Вектор. А вот дальше даётся только съемка уже 2017 года. И там зафиксирован Торум.

Бывалый (09.10.20 13:25)

На гугл-карте зерноуброчный комбайн затерялся в кустах

Роман S. (09.10.20 16:25)

И комбайн затерялся в кустах, и само пространство искривилось до степени болезненной... :-)

Роман S. (02.11.20 17:29)

Небольшая ремарка относительно полуторамиллионной "Нивы" на новом (после "Круга" и недолгого стояния у бани) месте. Постамент ещё "лысый", без колосков... Исходя из даты подписания в печать книги, где это фото приводится, можно однозначно заключить, что снимок запечатлел юбилейную "Ниву" летом - ранней осенью 1977 года.

Брошюра "Ростов-на-Дону" (1978)
Постамент 1,5-миллионной "Нивы" без колосков
Подписано в печать 10.02.1978
Геннадий (04.11.20 12:58)

Роман, здравствуй! Вполне реальное предположение! А когда, в таком случае, появились "колоски"? Я вот эту интересную деталь не заметил в свое время. Значит, сначала в 1977 году полуторамиллионный комбайн стоял на этом постаменте, когда на нем еще не было "колосков"? Правильно? Напиши подробнее - как было дело.

Роман S. (04.11.20 15:01)

Геннадий, приветствую!

Ну, всю динамику до месяца я вряд ли воссоздам (тем более, что об отсутствии на постаменте колосков я изначально узнал лишь с подачи Юры, ему спасибо!). Но одно могу утверждать: к моменту выпуска в эфир телепередачи "От всей души", посвящённой 50-летию завода "Ростсельмаш" летом 1979 года, орнамент в виде стилизованных колосьев уже был на постаменте; это видно в первых минутах передачи, когда показаны зарисовки Ростова того времени и операторы, прежде чем дать актовый зал Дворца культуры (где и прошло всё эфирное время того выпуска передачи), показывают 1,5-миллионную "Ниву" близ ДК...

То есть, постамент был украшен колосками в промежутке между летом 1977 года и летом 1979-го.

От всей души
Геннадий (04.11.20 16:40)

Роман, я думаю, что 1979-й год (весна - начало лета) наиболее реально! Это был год, когда в июле отмечалось 50-летие РСМ. Прошел тогда капитальный ремонт Дворца культуры, установили новый фонтан, и в ряду этих благоустроительных мер вполне мог значиться и ремонт постамента памятника-комбайна, в том числе и установка этих самых стилизованных "колосков". Так что ты открыл для всех нас интересный нюанс. Спасибо!

Роман S. (04.11.20 13:46)

Вот краткий обзор (анонс) того выпуска "От всей души". Назывался он "Ростовские встречи".

https://tvkultura.ru/anons/show/brand_id/62153/episode_id/2263804/

Бывалый (04.11.20 13:53)

 "... как в апреле 45-го года на территории Германии советские солдаты обнаружили в заброшенном сарае… комбайн их родного "Ростсельмаша" – участники этого события были в зале..."  (?)

Немецкий трофей или экспортный?

 

Роман S. (04.11.20 15:13)

Смотреть нужно, чтобы понять из контекста. И далее вникать, чтобы отделить факты от, скажем так, их возможной недобросовестной интерпретации (допускаю, что и это тоже могло быть).

Если продукция первых лет "Ростсельмаша" демонстрировалась на международных выставках предвоенного времени (как о том написано в статье по ссылке ниже), можно предположить, что какая-то часть выпускавшихся прицепных комбайнов могла быть отправлена на экспорт.

https://tass.ru/ekonomika/6672083/amp

Гость (08.07.22 21:49)

Яппомню из своего детства, что комбайн стоял уже на новом месте, у ДК. Вначале это была Нива, потом Дон, а потом уже не обращал внимания. Так моё более или менее осознанное детство - это где-то 1988г

Бывалый (15.09.24 15:55)

Новый РОСТСЕЛЬМАШ.  Новый отсчет.  (на кольце у СИТО)

Бывалый (15.09.24 19:17)

Вечером совсем красиво. Фото из интетнета

Гость (15.09.24 20:40)

Главное понты.

Светлана Николаева (15.09.24 21:09)

Почему сразу понты? Трактор к месту. И подсветка классная, не то что комбайн у ДК Ростсельмаш. Обвешен по контуру страшными гирляндами, вкривь и вкось.

А с трактором все здорово. Вот только проехать по ул 50- летия Ростсельмаша мешают припаркованные машины. Может, это временно.

Гость (16.09.24 08:43)

Вот именно, мешает. Место ему перед проходной.

Светлана Николаева (16.09.24 09:30)

Да, никому он не мешает, наоборот украшает.

Автомобили , припаркованные по улице 50- летия Ростсельмаша, мешают. Завод построили, уникальный кстати, а с парковкой пока не решили. 

Stanichnik (16.09.24 02:13)

Спасибо, Евгений! Фото замечательные. 

Руслан (17.09.24 11:26)

После начала строительства здания налоговой, комбайна вообще не было несколько лет. Потом, на новом месте поставили Дон-1500, потом его перекрасили прямо на постаменте в темно-зелёный цвет. Ну и потом поменяли на Вектор.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.