Бригада

Это маленькое воспоминание-путешествие  посвящено моим бывшим одноклассникам.  

Я нашел этот кирпичный барак в бескрайней пойме между станицей Ольгинской и хутором Махин.
Найти его было нетрудно. Трудно было убедить себя, что это то самое здание, которое в 70-х на короткие, но счастливые 10 дней, несколько раз становилось домом мне и моим одноклассникам.

Бывшая школьная полеводческая бригада


Нет, ошибки быть не может. Двускатное здание, разделенное сплошной стеной по центру, с широкими окнами. Это оно.

Бывшая школьная полеводческая бригада
 

Постепенно я узнавал, казалось, навсегда забытые детали.

Бывшая школьная полеводческая бригада
 

По другим признакам все больше убеждался, что это здание из 70-х.

Бывшая школьная полеводческая бригада
 

Вспомнил этот канал. В то время не такой заросший.

Бывшая школьная полеводческая бригада
 

И эти окна, за которыми каждую ночь после отбоя можно было вешать топор в густом табачном дыму, летали подушки и кое-что весомее, травились анекдоты и истории, и творилось многое другое опьяневшими от свободы пацанами.

Хотя надо сказать, все это было достаточно невинно по сегодняшней шкале грехов. Нынешний восьмиклассник, выслушав мой рассказ о нашем появлении ночью  под окнами спальни девчат одетыми в простыни, сально улыбнувшись, спросит: "А дальше что?". Да ничего.

Бывшая школьная полеводческая бригада
 

Теперь я объясню почему не могу поверить, что нашел ту самую бригаду. Дело в том, что тот мир был ОГРОМЕН.

Когда мы ехали на работу  в бортовом грузовике на деревянных скамьях, (!!!) то успевали спеть хором весь наш богатый  песенный репертуар. А когда ехали обратно, то некоторые песни успевали спеть по два раза.

800-метровые помидорные и луковые рядки, которые мы пололи, заканчивались лесополосой, за которой были опять бесконечные поля, заканчивающиеся кажется на экваторе.

Поездка за обедом в колхозную столовую в Ольгинке  начиналась сразу после завтрака и заканчивалась, когда народ уже сидел в столовой и стучал ложками.

Ночной поход ради купания в Дону  казался походом Паганеля с товарищами через континент.

Несколько глотков "Лучистого" из горлышка  в темноте за сараем  казались выпивкой покорителей далекого острова Борнео, описанного Майн Ридом.

И вдруг я не нашел этого мира. Он съежился до размеров носового платка.

Хутор Махин — вот он, совсем рядом. А тогда мы его не видели и не подозревали о его существовании.

Бывшая школьная полеводческая бригада
 

Выросли высотки Аксая. В то время мы ничего не видели в той стороне.

Бывшая школьная полеводческая бригада
 

Вечером  веселой гурьбой мы гадали, что это за огоньки на горизонте. Не Ростов ли? Сейчас кажется, что до Александровки рукой подать.

Бывшая школьная полеводческая бригада
 

И главное — Ольгинка. Да, не было церкви с куполом и аэродрома. Но дома были, и казалось, они были очень далеко, где-то за горизонтом. А они, оказывается, совсем рядом.

Бывшая школьная полеводческая бригада
 

Астрономы в свои телескопы видят что-то не то. Вселенная не расширяется, она стремительно сжимается.

Это здание на главной улице в Ольгинке  я узнаю, даже если его отделать мрамором. Это бывшая колхозная столовая. Сюда мы приезжали на том же бортовом грузовике, пытаясь в пути удержать руками армейские бачки, прыгающие, как бешеные, по кузову на ухабах.
В эти бачки  разбитные поварихи в несвежих белых халатах  огромными половниками наливали нам борщ, валили котлеты и макароны, попутно  с матерком и улыбками отбиваясь от мужиков-колхозников, собравшихся на обед.

Бывшая школьная полеводческая бригада
 

Я подозреваю, что учителя, отбывавшие с нами "колхозную повинность", заслуживали после этого трехмесячный отпуск в лучшем санатории. Но вряд ли его получали. Прощения бы попросить, да поздно.

Сейчас в этой бригаде маленькое фермерское хозяйство, которому я от души желаю успеха и процветания.

 

 

P/s

 

Но когда я смотрю в пожелтевшие фото,

Где нам всем по шестнадцать годков,

Понимаю, что есть в нашем времени что-то,

Для чего я на плаху готов.

Трофим

Heach (24.06.20 22:33)

Мы тоже где-то под Ольгинской в трудовых лагерях отбывали летнюю повинность. Постоянно туда мотаюсь, но вот где? Что-то не вспомню никак. 

Этот материал в школу. Не дорожные впечатления ;)

Stanichnik (24.06.20 22:49)

Я не против.

Бывалый (24.06.20 23:49)

По несчастью или к счастью,  Истина проста:  Никогда не возвращайся В прежние места.

Даже если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищем, Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно Я бы запретил, Я прошу тебя, как брата, Душу не мути...

(Геннадий Шпаликов)

Heach (25.06.20 00:04)

Есть в этом правда, конечно... Но на Меотиде очень много возвращений и у Бывалого тоже. Пусть это не было конкретно с нами, но это не значит, что не интересно. 

Бывалый (25.06.20 11:49)

просто вспомнились хорошие стихи...

Светлана Николаева (25.06.20 08:28)

У меня, к сожалению,очень мало воспоминаний о колхозе. Я была один раз семиклассницей. Помню рассаду капусты, тоненькие росточки, как нам доверяли их посадку теперь не представляю. Но, видимо, оно того стоило. Помню потрясение от того, что учителя оказываются носят спортивный костюм, ( учитель физкультуры не в счёт) а не только строгие юбки и скромные блузы. Помню как кардинально изменилось отношение к однокласснице, она оказалась " своим парнем".
Здорово, что нашел это место. Жаль что сейчас не практикуют летние трудовые лагеря. ))

Heach (25.06.20 13:06)

По сути, что бы там не говорилось про аварийность и необходимость сноса школы, но для всех поколений Сельмаша - исторического района города прошлого века, вся история со сносом - это удар в сердце, никак иначе. Был вот в субботу на встрече одноклассников, женская часть рассказывает о слёзах при этом зрелище, то есть задели за живое. Настолько для детей посёлка всё было сосредоточено в одном месте, столько воспоминаний и эмоций связано было с этими колоннами и стенами, что очень большая часть людей просто в шоке и не понимает объяснений почему это нельзя было сохранить, если оно само не разваливалось. Я думаю людей моего района и выходцев из него этим летом, да и вообще ещё долго будут терзать обострившиеся воспоминания о школе и про работу в колхозах, и про практику на заводе, и про поездки в другие города и т.д. и т.п.

Ася (25.06.20 20:01)

Ещё не укладывается, что 2 года стояла школа - если бы знали, что под снос - освободили бы её. Я была уверена, что там всё в порядке. Наши учителя бы точно не кинули так. Ну это всё догадки, теперь уже бесполезные. 

Heach (25.06.20 20:19)

Ничего неожиданного не было, неожиданностью стало много брошенного. 

Роман S. (26.06.20 01:04)

Ася, тут вся соль как раз в использованном Вами ёмком понятии "наши" ("наши учителя"). Фокус в том, что из наших учителей в коллективе на данный момент осталась только Н.Е., учитель начальных классов. Она в одиночку, естественно, "политику партии" в школе не определяла.

Коллектив учителей там совершенно новый. Причём при позапрошлом директоре всячески вытравлялись порядки, заведённые в "школе Вдовцовой" (даже само это словосочетание было полукрамольным, считалось этакой "пощёчиной режиму содержания"). И, прежде всего, была отменена ежегодная встреча выпускников; традиция, соблюдавшаяся десятилетиями и любимая многими выходцами из школы.

Так что можно и по-другому на это взглянуть: удивительно, как эти фотографии и прочие материалы раньше не были вышвырнуты на помойку...

Heach (25.06.20 22:20)

В 98-м у Аси в преподах уже была нынешняя директриса и Полисмакова ;) А в параллельном Климова. То есть преемственность вполне. "Позапрошлый директор" - это кто, если прошлый Селезень?

Роман S. (26.06.20 01:03)

С 1998 года прошло 22 года, вполне достаточный срок для ...скажем так, духовно-нравственной инволюции. Ведь мы говорим сейчас о безобразиях нынешнего года. А 22 года назад в школе ещё даже музей был на своём месте (я просто был там как раз летом 1998 года, заходили со школьным товарищем).

Ася (26.06.20 20:12)

Да, помню музей - был на втором этаже, там где начальные классы сидели - мы были подопечными Нелли Ивановны, как раз первый кабинет - был наш. Конечно, на переменах главной заботой Нелли Ивановны являлось - попытаться уберечь от разноса бюсты и другие музейные экспонаты)). За бюстами у нас, бывало, народ прятался. Но там такой огромный был зал - вдоволь места, где побегать/поиграть на перемене. Вообще, конечно, уникальная была школа.

Роман S. (26.06.20 22:29)

А мы вот к музею приобщаться стали только после 4-го класса, когда спустились с "Камчатки". Правда, во 2-м классе мы учились в кабинете на 4-м этаже, который располагался строго над кабинетом Л.Б.Саксон. Но это тоже было далеко от музея и его экспонатов.

Помню, что шторы в музее были оранжевого цвета и стены были оттенка, близкого оранжевому. Всё вместе это создавало ощущение солнечности в помещении даже в пасмурную погоду.

Да, а в деревянное основание бюста М.Горького (в северном углу музея стоял) я, помнится, даже умудрялся втиснуться, только находиться там было неудобно, в полуприседе... Когда? В 5-6 классах.

Светлана Николаева (25.06.20 22:27)

Рома прав на 1000 и 1%.
Мы не можем вернуть нашу школу. Я сама до сих пор не могу в это поверить. Ну хватит уже причитать над руинами. Давайте просто поможем Андрею, Юре, Роману в восстановлении истории нашей школы, Сельмаша.
Наше дело правое...

Heach (25.06.20 22:34)

Я не причитаю вовсе, чего уж нет - не вернёшь. Разговор зашёл о том, что негоже делать некоторые вещи, а воспоминания ещё будут сыпаться. Андрей вот про колхоз вспомнил, и эти руины тоже навеяли опустошение некоторое, ощущение быстротечности жизни. Я ей богу думал, что здания должны жить дольше, а тут мы вполне их переживаем, то есть у зданий бывает жизнь быстрее вполне себе без видимых причин ;) Главная причина - человек, отписавший им срок.

Роман S. (26.06.20 01:07)

Свет, спасибо Тебе на добром мудром слове!

Александр В. (26.06.20 09:47)

Спасибо, очень интересно!
Это действительно трудовой лагерь совхоза "Ольгинский" в который возили нашу школу? Мне барак запомнился, почему-то, каким-то шиферным, но по планировке - похож. А рядом, под углом, было здание с отдельными "номерами" на несколько человек.

Heach (26.06.20 10:31)

Александр, а вы из какой школы? Может туда ребят из 75-й возили, а из 20-й в другое место, но тоже в те края. Под Ольгинской, я думаю, ещё были такие. Я ездил раза три в такие лагеря, этого конкретно, не помню. У нас побольше был, помню ещё спортплощадку рядом. 

Александр В. (26.06.20 11:09)

Я, Юрий, из 20-й. Возили до этого, ещё в один лагерь, он недалеко от дороги был. Там был кинотеатр и туалет пятиугольный. Я назвал его "Пентагон", прижилось... "Пойдём в Пентагон?","Пойдём, только газету возьми".

Heach (26.06.20 13:16)

Андрей и Светлана - это 75-я, хотя у нас одни пути всегда были. А какие у вас годы учёбы, Александр? Фотографиями не поделитесь?

ЯRom (26.06.20 16:29)

да, под Ольгинской такие были, например: ...школа 81 (это в Александровке) всегда ездила "на уборку" в совхоз "Советская Россия", это между Дорожным и хутор Ленина - недалеко от Ольгинской, мы пацанами,помню, даже оттуда как-то домой пешком по трассе дошли (тогда было принято на попутках добираться, а нам попутки не останавливались, и уже стемнело - вообще без вариантов) ...было это, примерно, в 1985-ом.

Светлана Николаева (26.06.20 10:59)

Точно, было здание под углом.

Stanichnik (26.06.20 13:50)

Да Александр. Было там отдельное здание с комнатами для учителей. И футбольное поле было рядом. И временный павильон столовой. Очень много времени прошло. Но после того как я побывал на месте, память постепенно "проявляет" забытые детали. 

Александр В. (26.06.20 17:19)

Ещё одно уточнение: в "нашем" лагере председателем совхоза был кореец (из местных), он присутствовал на общих мероприятиях.
На итоговой линейке все заработанные в полях и садах деньги "единогласно" перечислялись в "Фонд мира". Многие школьники возмущались, а я слышал разговор представителей совхоза, что наша работа содержание лагеря ни как не окупает даже. Видимо их обязывали просто.

Heach (26.06.20 18:07)

Ущерб от прополки школьниками кустов помидор тоже был немалым. Помню прекрасно как махал тяпкой, и не один куст был нещадно срублен :)

Stanichnik (26.06.20 20:28)

Одно из ранних, но ярких впечатлений заставивших меня думать, был вид поля лука корейцев - арендаторов, и рядом - колхозного поля. На поле арендаторов лук стоял плотной стеной, а на колхозном были жалкие, смотрящие в разные стороны стрелки. Наш "трудовой подвиг" колхозному полю не помог. Как бы не наоборот.

Kessler (28.06.20 08:06)

Помню. Большая Мартыновка.

Нас послали на работы, когда я поступил в гидрометеорологический техникум. Да, было примерно так же: и столовая с дебелыми поварихами, и работа на солнцепёке, и вечерние посиделки с вином и анекдотами...

А ещё местные парни. Они считали себя здесь хозяевами. Помню, ввалились в нашу комнату трое (тогда не было никакой охраны, никаких охранников). Разумеется, за денежными поборами. Кто не давал - получал в пятак. Я получил...

И виноград. Бесконечные виноградные плантации. Нам выдавали секаторы, корзины.  Мы  резали виноград, часть шла  в корзину, часть - в рот. Вот оно, счастье! Халявный виноград! И его можно есть неограниченно! На третьи сутки стало понятно, что счастье обернулось для некоторых  расстройством пищеварения. А день на пятый я уже смотреть на виноград не мог, не то, что его есть! Казалось, я наелся винограда на всю оставшуюся жизнь...

Александр В. (28.06.20 17:08)

Трое местных гоняли весь лагерь? Это вам по сколько лет было? У нас тоже были стычки, местные огребали, грозили толпу собрать - мы дрыны под кроватями держали. А потом участковый говорит, тут мужиков в совхозе, вместе со стариками и младенцами, меньше чем у вас пацанов. Потом даже общались понемногу, у них же скука смертная была, вот и искали приключения.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.