Фотосклейка. Война на Будённовском (19)

Будённовский/Варфоломеева. Ноябрь 1941 года. "Первая" оккупация Ростова.


Тяжело рассматривать эти фотографии, но «всё, что было не со мной, помню».

 

В июле 1942 на этом месте будет ДОТ-баррикада, перегораживающая Будённовский.

Stanichnik (22.06.20 16:44)

Да тяжелое фото. Интересно откуда там бухгалтерские счеты? И винтовка рядом. Модель не определю. СВТ?

Бывалый (22.06.20 20:01)

Добавлю еще одну тяжелую фотографию с сайта pastvu.com. С убитых красноармейцев сняты сапоги. Мародёры... Похоже, что разбросаны вещи с разбитой повозки или случайно брошенный скарб.

Бывалый (22.06.20 20:14)

Очень узнаваемое место

Heach (22.06.20 21:34)

Вспомнилось стихотворение Иона Дегена:

Мой товарищ, в смертельной агонии 

Не зови понапрасну друзей.

Дай-ка лучше согрею ладони я

Над дымящейся кровью твоей.

Ты не плачь, не стони, ты не маленький,

Ты не ранен, ты просто убит.

Дай на память сниму с тебя валенки.

Нам еще наступать предстоит.

Бывалый (22.06.20 20:05)

Винтовка похожа на СВТ-40

Stanichnik (22.06.20 20:25)

На одном фото видна группа жителей стоящих в подворотне и осторожно смотрящих на улицу. Вероятно фото сделано сразу после захвата города.

Бывалый (22.06.20 20:33)

На первом фото на дальней стороне Буденновского есть прохожие... Страха не было... Вермахт не воевал с мирными жителями. Оккупационные власти и полиция еще не появились

Stanichnik (22.06.20 20:52)

Шальную пулю никто не хотел. Вероятно, фото с прохожими сделано несколько позже. 

Бывалый (22.06.20 21:03)

Уже тихо. Стрельба прекратилась. Междувластие.  

Думаю, что все три снимка с одной фотоплёнки, похожи по качеству

Бывалый (22.06.20 21:06)

Нет, на первом фото пушку уже перетащили

Heach (22.06.20 21:42)

Спасибо за публикацию в этот памятный день...

Бывалый (15.09.20 12:44)

Нашел на сайте pastvu.com еще одну фотографию этого эпизода войны

Саша Белый (15.09.20 20:45)

У пушки и полуторки колеса уже открутили.

vvd (16.09.20 00:57)

На temernik.ru было обсуждение бухгалтерских счетов на фото. Пришли к выводу, что это подобие современного калькулятора для командира или наводчика расчета.

Бывалый (16.09.20 11:03)

Думаю, что обсуждение на "Темернике" было шутливым. Бухгалтерские счеты не входили в оснащение артиллерийских расчетов, в кадре оказались случайно

vvd (16.09.20 23:59)

Обсуждение как раз было без шуток. Счеты (не обязательно бухгалтерские, поскольку такие были у каждого продавца в магазине) были на то время самым доступным средством механизации и ускорения расчетов. Высказывалось предположение (не мною) что наводчик или командир расчета использовал счеты для ускорения вычисления наводки на стрельбы, Поскольку, если не было сверху приказа с наводками (а тут, похоже, был такой случай), высчитывать приходилось все самим и, в общем случае, на бумаге или в уме. Магазин, кстати, был через дорогу, на юго-западном углу перекрестка проспекта Буденновского и улицы Шестой (Варфоломеева).

Бывалый (17.09.20 01:00)

Бухгалтерские счеты пригодны только для сложения и вычитания числовых величин, обычно это были денежные суммы. Если нужно умножить, то нужно выполнить операцию сложения соответствующее число раз.

Ни в литературе, ни в кинофотохронике вы не найдёте артиллеристов, двигающих костяшки на счетах. Выглядело бы весело.

Артиллерийские вычисления оперируют с расстояниями и углами, т.е. подразумевают решение геометрических и тригонометрических задач. Думаю, что это делалось «в столбик» и с применением специальных таблиц.

Стрельба в городе выполнялась с близких расстояний, «прямой наводкой». Если цель видна через прицел, то вычисления не требуются.

vvd (17.09.20 22:13)

Сегодня, многое из прошлой жизни может выглядеть весело. В общем случае искать подтверждение исторических моментов в художественных произведениях не логично.

Вообще-то, отписал, как на temernik.ru обсуждались счеты, “оказавшиеся случайно” возле разбитого орудия и попавшие в кадр.

Бывалый (17.09.20 22:56)

Литература бывает не только художественной, но и мемуарной, исторической, специальной и прочей. Если бы артиллеристы при стрельбе что-то вычисляли на счетах, эти действия нашли бы своё отражение хоть где-нибудь

vvd (18.09.20 23:03)

А все ли абсолютно просмотрено и прочитано, чтобы говорить про “отражение хоть где-нибудь”, в особенности касательно “мемуарной, исторической, специальной и прочей” литературы?

Бывалый (19.09.20 00:10)

Найдите хоть какое-нибудь реальное подтверждение «темерницкой версии», и я съем свою шляпу )

vvd (20.09.20 00:32)

Да мне, Евгений, “ровно” на версию temernik.ru. Для себя я принял это тогда к сведению без категорического отрицания. А тут мне интересна Ваша категоричность варианта: “я такого не видел, значит, такого не было никогда”. На той войне случались абсолютно невероятные вещи. Поэтому шляпу, лучше не предлагать, полагаю, будет не вкусно, если вдруг подтвердится какая-то невероятная ситуация. )

Бывалый (20.09.20 02:09)

Подозреваю в вас доверчивого гуманитария, который допускает вероятность невероятного..)  Мне как технарю, прошедшему «военную кафедру»)), «темерницкая версия» показалась абсолютно нелепой и даже смешной. (На счетах никак невозможно «недолёт-перелёт» пересчитать в угловую коррекцию положения ствола, например. Да в уличном бою это и не нужно). Категоричность моих суждений была вызвана пониманием ситуации. Обещая съесть свою шляпу, я ничем не рисковал.)

Бывалый (20.09.20 02:10)

Да, и не факт, что убитые красноармейцы были артиллеристами. Они могли приехать на стоящей рядом полуторке. В этом случае деревянные счеты на месте боя могли оказаться по каким-то другим причинам

Эдуард Вартанов (20.09.20 11:09)

Продолжу мысль: поэтому не будем считать "невероятным", что в походном ящике батарейных арт-вычислителей  нашлось место для бухгалтерских счетов, привычных и для счета и в память по мирной жизни. Допустим и то, что из разбитого в бою походного ящика могли вывалиться на мостовую не бух. счеты, а логарифмические линейки, если бы в данной батарее вычислителями были выпускники мехмата.

Эдуард Вартанов (19.09.20 14:48)

Предлагаю согласиться с тем, что арт - вычислениям скорее и легче обучались счетоводы - бухгалтера, но не кузнецы - молотобойцы.

Эдуард Вартанов (17.09.20 13:21)

Командиру батареи и наводчикам счеты не нужны, а вот вычислителям взвода управления батареи - до трех чел. по штату,  счеты могут быть совсем не лишни при математических расчетах.

(из Наума Гребнева:  "Я был командиром вычислительного отделения седьмой батареи нашего дивизиона, того самого полка, который…")

Эдуард Вартанов (17.09.20 17:52)

Дополню: а судя по формам отчетности, которая вменялась командиру батареи, думаю, что и ему без счет не обойтись:

- при оформлении заявки в штаб артснабжения с расчетами потребности снарядов - выстрелов каждого вида поражения, на каждое орудие и на весь предстоящий бой, с подбитием итога по кол-ву штук и ящиков.

 - по завершении боя - отчет по истраченным выстрелам - снарядам по каждому виду выстрелов на поражение, по каждому орудию и всего - итого.

- по отстрелянным гильзам каждого вида и всего собранным в ящики для сдачи в артснаб.

Андрей Stanichnik (17.09.20 15:21)

Мне в этой ситуации интересны не счеты, а то, что 76-мм пушка вела огонь по навесной траектории, вероятно обстреливая какие-то отдаленные районы города. А поражена была каким-то орудием небольшого калибра в место наводчика. То есть к ней подошли и расстреляли. Прикрытия не было.

Бывалый (17.09.20 18:38)

Не факт, что пушка вообще стреляла. Стреляных гильз не видно.

Встреча с немцами в условиях неразберихи 21 ноября 1941 года могла случиться «внезапно». Ствол так и не был опущен в боевое положение.

Возможно, кто-то из немцев, покрутив маховик, поднял ствол уже разбитой пушки. Возможно, что ствол задрался сам после разрушения механизмов пушки в результате прямого попадания.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.